Как научить писать ребенка с задержкой развития
У детей с задержкой психического развития есть затруднения с усвоением информации. Именно по этой причине для их обучения разрабатываются индивидуальные образовательные комплексы с упражнениями, позволяющими овладевать навыками чтения и письма, начиная с восприятия образа буквы.
Методы обучения чтению детей с ЗПР
Чтение – это сложного типа психофизический процесс, основной задачей которого является расшифровка и понимание письменного сообщения. В этом процессе участвуют речеслуховой, речедвигательный и зрительный анализаторы.
Сегодня существует множество методик развития навыков чтения, которые направлены на:
- развитие умения выделять смысл текста;
- развитие навыков правильного чтения: проговаривание слов целиком, без «заглатывания» окончаний и искажений слогов и звуков;
- распознавание знаков препинания и умение их интонировать;
- увеличение скорости чтения.
Иными словами, работа ведется в двух направлениях: понимание прочитанного и технику чтения. И работа эта производится в четыре этапа:
- Графическое восприятие буквы.
- Понимание понятия «слог» и развитие навыка слогового чтения.
- Внятное чтение словами целиком.
- Чтение предложениями и понимание прочитанного.
Дислексия – это нарушение способности овладения навыкам письма и чтения при сохраненной способности познавать новое. Выделяются следующие ее виды:
- Семантическая – характеризуется недоразвитым звуковым синтезом и нечеткостью понимания синтаксический связей в предложениях. У детей с ЗПР не в полной мере сформирована способность воспринимать слова, разделенные на слоги, восстанавливать и синтезировать их.
- Аграмматическая – искажаются префиксы, суффиксы, окончания, заменяются морфемы.
- Фонематическая – чаще всего дети с диагнозом ЗПР сложно воспринимают мягкие и твердые, глухие и звонкие пары звуков, в процессе чтения переставляются звуки, «проглатываются» окончания, пропускаются или добавляются звуки.
- Оптическая – у ребенка нарушена функция оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Детям сложно конструировать изображение, найти различия или сходства, обычно возникают проблемы восприятия в чтении следующих букв: У-Ч, Ж-К, Х-К, Р-Ь, В-З, Д-Л, Т-Г.
- Мнестическая – отсутствует навык устанавливать связь между изображением буквы и ее звуком, ребенок попросту не запоминает, каким звуком сопровождается та или иная буква.
Выработка навыка чтения у детей с ЗПР требует целенаправленного и кропотливого коррекционного вмешательства с участием таких специалистов, как: дефектолог, логопед, коррекционный педагог. Важно понимать, что работа всех этих профессионалов будет сведена на ноль, если в процессе коррекции не будут участвовать родители.
Упражнения
После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:
- Игры с буквами.
Ваш малыш не может запомнить, как выглядит та или иная буква? Существует много способов помочь ему, например: вылепите ее из пластилина (это касается большой, маленькой и прописной буквы), закрепите навык, выложив эту же букву из спичек, ниточек, вырежьте ее из цветной бумаги, нарисуйте, разукрасьте.
Еще один вариант – раз в неделю распечатывать красочную букву (которую вы на данный момент учите) и размещать на видных местах, графическое изображение будет откладываться на подсознательном уровне.
Также можно купить магниты, доски с выпуклыми буквами (изучение на тактильном уровне).
Усложнить задание можно написав только отдельные детали буквы и попросить ребенка дорисовать недостающее. И важно, чтобы все действия проговаривались, так вы соедините визуальный и словесный метод обучения. - Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд.Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность. После взрослый убирает одну букву и необходимо восстановить первоначальный порядок изображений. Можно выкладывать целые слова, а потом терять 1 или несколько букв. Усложнять игру необходимо с учетом готовности самого ребенка.
- Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В плотном мешочке размещаются металлические или пластиковые буквы, задача — вслепую определить, что за буква и назвать слова, в которых она встречается.
- Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
- Игра «Сложи слово» – предлагается набор слогов, из которых необходимо составить слова на определенную тематику, например, «Животные», «Сказочные персонажи» и т.д.
- «Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
- «Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями.
И это только малая часть упражнений, которые можно выполнять с крохой дома самостоятельно. Важно понимать, что у детей с задержкой психического развития очень хрупкая психика, и учить заставляя, против воли ребенка, у вас не получится. Важно его увлечь, заинтересовать и учить только в игровой форме с поощрением за каждый успех.
Методы обучения письму детей с ЗПР
Дисграфия – это специфическое частичное нарушение навыка письма, при котором ребенок использует аграмматизмы, слова пишет сдельно, искажает звуко-слоговую структуру слова, заменяет или искажает буквы.
При диагнозе ЗПР наблюдаются нарушенные двигательные, зрительные и слуховые анализаторы, следовательно, овладеть навыками правильного и быстрого письма намного сложнее, чем ребенку без особенностей. Распознать проблему можно с самого начала:
- не дописываются буквы;
- нет заглавной буквы, знаков препинания, пробелов;
- почерк неразборчивый;
- на слух тексты не воспринимаются (диктанты всегда с грубыми грамматическими ошибками).
Существуют следующие типы дисграфии при ЗПР:
- Артикуляторно-акустическая – как произносит, так и пишет.
- Акустическая – замена фонем и звуков близкими по написанию и не восприятие мягкости звуков.
- Нарушение языкового анализа и синтеза – в письме пропускаются или переставляются целые слоги, слова не дописываются, добавляются лишние слоги или буквы, написание в одном слове сразу 2-3.
- Аграмматическая – письмо вне всяких правил грамматики — «солнечные день», «красивый кукла». Ребенку сложно овладеть знаниями о числах, родах, падежах.
- Оптическая – нарушение зрительного анализа и синтеза, иными словами сложно улавливать графические отличия букв, как результат: недописанные буквы, лишние элементы, пропуски соединений, зеркальное написание и прочее.
Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
Упражнения
Для того чтобы развить навык письма, необходимо проводить комплексную работу, в которую должен быть вовлечен и психолог, и логопед, и педагог, и родители.
Первым делом проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза. На данном этапе дети учатся самостоятельно составлять предложения и даже маленькие рассказы по иллюстрациям, читать графические схемы предложений, самостоятельно их составлять, искать необходимое слово в предложение, составлять предложения с указанным словосочетанием.
На втором этапе проводится работа по развитию слогового анализа и синтеза:
- определение гласных и согласных звуков в слове;
- разбиение слова на слоги;
- подсчет слогов;
- определенное количество слов разграничить по количеству слогов;
- из набора слогов составить как можно больше слов.
На третьем этапе проводится работа над развитием фонематических навыков:
- назвать количество звуков в слове и проговорить их все по порядку;
- написать как можно больше слов, в которых, например, 5 звуков;
- разделить слова по количеству звуков;
- определить пропущенные в слове звуки и вставить их;
- преобразовать слово из 3 звуков в слово из 4-х, например, рот-крот.
Развитие чтения и развитие письма нужно проводить параллельно, чтобы графическое восприятие гармонировало со слуховым и зрительным.
Нормы чтения для детей с ЗПР
По окончанию начальной школы ребенок с ЗПР должен иметь навык чтения от 70 до 80 слов в минуту. Но при этом текст выбирается простой, без сложных по произношению слов, в предложениях не более 8 слов. Допускаются незначительные ошибки в произношении. По итогу прочтения ребенок должен в нескольких словах описать суть текста, определить главных героев.
В копилке ребенка по окончанию 4-го класса должно быть как минимум 12 выученных наизусть стихотворений. Он должен спокойно читать скороговорки и обладать достаточным словарным запасом, чтобы выразить свою мысль развернуто.
Также проверяется художественное чтение на усвоение навыка определения и трактовки знаков препинания.
Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР
Чтение ребенка с ЗПР: отзывы о методиках обучения
Как показывают тесты и исследования, порядка 50% учеников в начальной школе имеют проблемы с овладением навыков чтения. Такая тема не могла пройти стороной и социальные сети. Родители активно обсуждают на форумах и тематических сайтах, какие методы и упражнения были эффективными в их случае, а какие вызывали у ребенка только раздражение.
Из всех отзывов можно сделать вывод, что обучение чтению ребенка в 1 классе должно проходить исключительно в игровой форме в легкой и непринужденной обстановке. Часто используются музыкальные азбуки, магнитные доски, деревянные буквы, раскраски и т.д. С каждым годом задания усложняются. И что отмечают практически во всех отзывах – это сочетание методов овладения навыками чтения с методиками овладения навыков письма. Большая часть детей к окончанию программы для ЗПР 4 класса освоили плавное чтение, навыки в полной мере соответствовали нормам чтения.
В таблице отображены некоторые отзывы родителей, которые взяты с интернет-площадок: https://v7u.org/viewtopic.php?t=910&start=10, https://defectolog.ru/forum/105/https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/409512335/.
Положительные | Отрицательные |
Мы начали ходить в специальную группу в садике, так как там кроме нянечки и воспитателя еще приклеплен логопед и психолог. Нам очень нравится, во-первых, проводится подготовка к школе (ребенок учится читать, писать, выражать свои мысли), обучение происходит в коллективе (учимся взаимодействовать). Я вот просто настаиваю на том, чтобы детки с особенностями посещали специальные учреждения, там все-таки работают специалисты. (Екатерина) | ЗПР полностью поддается коррекции еще в дошкольном возрасте, просто нужно внимательно наблюдать за своим ребенком и своевременно определить проблему, а не списывать все на черты характера. И да, я против этих всех навешиваний ярлыков, это такие же дети, просто им несколько сложнее даются определенные навыки! (Тамара) |
У нас была полная беда сначала с овладением навыков самообслуживания, сын попросту не понимал, зачем проситься в туалет, зачем снимать обувь в помещении, почему на улицу нельзя пойти просто в том, в чем он находится дома (а на улице глубокая зима), зачем нужна ложка и прочее. Но потом эти проблемы начали усугубляться, так как вообще не развивалась речь, следовательно, ни о каком дальнейшем обучении не могло быть и речи. Но потом я в интернете увидела, что нам может помочь не только психолог детский, но и дефектолог. Да, работы было немерено, но времени тоже было немного, ведь активная познавательная деятельность у ребенка длится до 6 лет. И вот нам сегодня исполнилось 6 лет, мы полностью самостоятельны, свободно излагаем свои мысли (пусть краткими и простыми предложениями), читает небольшие тексты, считает до 10, и в рамках 10 умеет слагать и вычитать и прочее. ЗПР поддается коррекции, если тому нет более серьезных причин нарушением ЦНС. (Оксана) | Ну да, первый класс у нас прошел сложно, просто с боем давались элементарные азы, но я просто усиленно занималась с сыном дома и не разрешила переводить в специализированное учебное заведение, так как не считаю данную меру необходимой. (Марина) |
У нас сын начал проявлять интерес к чтению только на уроках труда, там очень талантливый педагог, который сразу поняла проблему и начала не проговаривать задания, а раздавать карточки с пошаговыми инструкциями. Понятно, что сразу прочесть не получилось, но начал пытаться настойчиво овладевать этим навыком. Многое все-таки зависит от мотивации и работы педагогов. (Галина) | |
Я боялась отдавать дочь в инклюзивный класс, но через полгода, когда я видела результаты развития ее, я пересмотрела все свои страхи. Все-таки обучение по индивидуальным программам показывают колоссальный результат. (Света) |
Вывод
Проблемы с чтением и письмом у детей с задержкой психического развития встречаются часто, так как этому способствует целый ряд специфических факторов. Но эти проблемы поддаются коррекции при титанической, постоянной и комплексной работе. Сегодня в сети интернет можно найти не просто методичку с расписанными занятиями, но и уже полностью разработанные карточки с описанием, которые достаточно только распечатать и использовать. В работе над развитием навыка чтения не забывайте о работе с психологом и логопедом.
Видео — Дети с ЗПР
Источник
Проверенные советы от педагогов и психологов для родителей дошкольников.
Общие правила
Занимайтесь не более 15 минут в день
sugar-home.ru
Письмо — сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали — отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.
Не торопите
verywellfamily.com
Исследования показывают , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.
Проверить готовность к письму можно так:
- Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
- Попросите закрасить часть рисунка.
- Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.
Не заставляйте
userapi.com
Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями, развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.
Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.
Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»
Подавайте информацию в игровой форме
twimg.com
Не превращайте занятия в обязаловку, а себя — в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.
По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.
Не учите рукописным буквам
o-krohe.ru
Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.
Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.
Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов
Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.
Подготовка — 3–5 лет
Развивайте мелкую моторику
Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.
Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:
- Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
- Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
- Лепите из теста и пластилина.
- Создавайте аппликации.
- Собирайте модели из конструктора.
- Работайте с мозаикой.
- Вяжите крючком и вышивайте крестиком.
Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.
Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.
Научите сидеть за столом
Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.
Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.
Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.
Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.
Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.
Depositphotos.com/maia3000
Покажите, как держать карандаш
Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши: на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.
Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.
Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.
Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.
Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику.
Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.
Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов
Научите ориентироваться на листе бумаги
Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты.
babyblog.ru
Освойте алфавит
Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и научиться читать. Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева, «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.
Обучение элементам и печатным буквам — 5–7 лет
Рисуйте пальчиками
Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.
Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».
Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов
Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования
Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.
Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.
Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.
Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов
Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников
В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.
Что можно купить
- «Готовим руку к письму», Ольга Макеева, 73 рубля →
- «Развиваем навыки письма», Ольга Макеева, 108 рублей →
- «Пишем печатные буквы», Ольга Макеева, 75 рублей →
- «Прописи для дошкольников 5-6 лет», Елена Колесникова, 80 рублей →
- «Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам», Олеся Жукова, Елена Лазарева, 137 рублей →
Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать
Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам».
Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:
- Правильно держит ручку или карандаш.
- Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
- Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).
Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.
Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.
Источник