Как научить английскому языку ребенка с отставанием в развитии

Елена Узлова
Логопедические рекомендации по изучению английского языка учениками с речевыми недостатками

В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы предоставления логопедической помощи детям с речевыми недостатками при изучении иностранного языка. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. У этих учащихся, как правило, отмечается недостаточное развитие фонематического слуха, частичная задержка формирования навыков звукового, буквенного анализа слов, нарушение грамматического строя родной речи.

На фоне относительно развернутой речи у таких детей определяются недостатки в употреблении бытовой лексики. В активном словаре используются в основном существительные, глаголы, прилагательные. Недостаточно слов, характеризирующих качество, состояние предметов и действий, а также способа действий. Некоторое количество ошибок проявляется в использовании сложных предлогов. Недостаточносформированы грамматические формы речи: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании. Недостаточно используются средства словообразования. В активной речи наблюдаются некоторые сложности в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

У большинства детей недостатки произношения звуков устранены, но иногда случается нарушение структуры слов, а это создает сложности в овладении звуковым анализом и синтезом. Рядом с несформированностью некоторых компонентов речевой системы у детей с речевыми нарушениями наблюдаются своеобразные ошибки в постановке синонимических и антонимических отношений.

Все эти особенности такой категории детей необходимо учитывать во время изучения иностранного языка, ведь правильно организованное обучение детей с речевыми недостатками иностранному языку, а именно английскому, способствует развитию жизненной компетентности.

Содержание речевой готовности определяется таким уровнем устной речи, который бы обеспечил качественное усвоение школьной информации,подающейся в вербальной форме: сформированность практических действий и операций с речевыми знаками, которые обуславливают владение письмом и чтением, а также владение знаниями языка как школьного предмета. Об этом необходимо помнить, так как дети начинают изучать иностранный язык уже во втором классе, а речевое развитие влияет на всю их дальнейшую судьбу. Ведь речевое обогащение играет первостепенную роль в усвоении ребенком культуры. На основании речи и ее смысловой единицы – слова – формируются и развиваются такие психические процессы как восприятие, воображение, память. Степень развития речи непременно отобразится на самовосприятии ребенка, когда умение выражать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место в обществе (окружение друзей, оценки в школе, возможность стать лидером в коллективе и пр.).

Раннее обучение иностранному языку детей с речевыми нарушениями становится значительным фактором речевого развития при условии, если обучение осуществляется как учителем иностранного языка, так и учителем-логопедом, а семья включается в этот процесс как целостная семейная система. Успешность овладения английским языком зависит от фонетической правильности речи ребенка. Дети лучше будут усваивать фонетику иностранного языка тогда, когда они уже освоили правильное звукопроизношение родного языка. В том случае, когда ребенок не может овладеть правильным звукопроизношением, следует проводить с ним индивидуальную работу, предложив определенные фонетические упражнения. И здесь будут уместны консультации и занятия с учителем-логопедом. Поэтому важно, чтобы учитель иностранного языка и учитель-логопед сотрудничали, дополняя работу друг друга,а работа велась в комплексе: логопед – учитель – родители. От этого зависит, будут ли выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, которые заложила в него природа, либо его способности угаснут, так и не развившись.

Таким образом, правильно организованное обучение английскому языку способствует развитию жизненной компетентности детей с речевыми недостатками. А билингвизм с раннего возраста позитивно отразится на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обговаривать языковые явления, на сообразительности, быстроте реакции, математических навыках, логике. Но если не работать над ликвидацией речевых недостатков, то ребенок перестанет чувствовать себя равным среди других детей. Постепенно он будет стремиться отмолчаться, не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчалив, не уверен в своих силах, и, повзрослев, выберет профессию, не требующую частого и интенсивного общения с людьми.

Изучая английский язык, дети с речевыминарушениями встречаются с такими трудностями: неумение различать иноязычные звуки на слух, отсюда – трудности в произношении, в чтении, говорении, письме. Поэтому работа по формированию правильного произношения английскихзвуков у таких детей должна включать несколько этапов:

1 этап –подготовительный:

а) развитие слухового внимания;

б) развитие речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития движения органов периферийного речевого аппарата (губы, язык)

2 этап – формирование английского произношения:

а) устранение неправильного произношения;

б) автоматизация правильного произношения звуков в самостоятельной английской речи детей;

в) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, подобные по артикуляции и звучании.

Во время обучения английскому языку детей с речевыми недостатками необходимо принимать во внимание некоторые особенности фонетической системы английского языка. Так, например, в английском языке функционируют слоги с большим количеством согласных в конце слова. Их количество может достигать трех-пяти согласных, например sixth (шестой), twelfths (двенадцатый). В начале слога могут попадаться три согласных street(улица). Для детей, у которых есть нарушение фонематического слуха, произношение подобных слов может вызывать сложности. Ведь для русского языка сочетание четырех-пяти согласных в одном слоге не характерно, слоги начинаются и заканчиваются гласными или согласными, или соединением двух-трех звуков.

Одной из типичных ошибок учеников с речевыми недостатками в процессе обучения английскому языку может быть медленное, ненапряженное произношение, во время которого артикуляционные органы не получают мускульное напряжение, ведь напряженное, более энергичное произношение является отличительной чертой фонетической системы английского языка. Поэтому во время обучения английскому произношению необходимо развивать мышечное напряжение речевого аппарата, в первую очередь губ, языка. Для этого регулярно проводится артикуляционная гимнастика.

Второй типичной ошибкой может быть замена альвеолярных смычных звуков дентальными. Для предотвращения этой ошибки необходимо чтобы ученики четко представляли, где находятся альвеолы.Это можно легко увидеть с помощью двух зеркал: одно кладем в рот на нижние зубы, во второе смотрим и видим изображение первого зеркала; необходимо помнить, что только кончик языка смыкается с альвеолами. А с помощью артикуляционной гимнастики формируются артикуляционные навыки.

На этом этапе большое значение играет проверка ошибок. Например, для предотвращения ошибок во время артикуляции английских звуков «t» «d» выполняются специальные упражнения для языка:

а) найти кончиком языка наиболее выпуклую часть альвеол, сделать многократные движения от верхних зубов к альвеолам, и наоборот;

б) произнести английский звуки «t», «d»в начале слова: ten (десять, table (стол, day (день, dinner (ужин);

в) произнести английские звуки «t», «d»в середине и в конце слов: actor (актер, at (в), child (ребенок, good (хорошо);

г) закрепить навыки артикуляции звуков«t», «d» в процессе чтения связного текста и употребления этих звуков в устной речи.

У детей с речевыми недостатками английские звуки «p», «t», «k» часто произносятся без аспирации (сильного, короткого выдоха).Для предотвращения этого нарушения можно предложить такие упражнения:

Поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и выговорить, например, слова pen (ручка, ten (десять, kepi (шляпа, артикулируя «p», «t», «k» то с придыханием, то без него. Если артикуляция правильная, то на ладони ощущается поток воздуха.

Положить на ладонь несколько клочков бумаги, поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и произнести звуки «p», «t», «k» с придыханием. От дуновения клочки бумаги слетят с ладони.

Поднести к губам зажженную спичку и произнести английский звук «p». Если произносите правильно – спичка погаснет.

Читайте также:  Семья как фактор воспитания роль семьи в развитии ребенка

В случае нарушения фонематического слуха у учеников часто происходит оглушение звонких согласных «b, g, d» в конце слов под влиянием родного языка. Для предотвращения данного нарушения необходимо произносить звуки сначала в конце слов перед гласными звуками и звонкими согласными, тренировать их и только потом – перед глухими согласными.

Английский звук «v» учениками может восприниматься как звук «w», что может привезти к ошибочному употреблению одной фонемы вместо другой. Для правильного произношения английских звуков «v», «w» необходимо объяснить ученикам особенности артикуляции звуков «v», «w» и украинского звука «в», а потом приступить к специальным тренировкам речевых органов, направленных на формирование навыков узнавания и произношения этих звуков.

Упражнения для верхней и нижней губы:

а) немного поднять верхнюю губу, открыть край верхних зубов и прижать к ним нижнюю губу; опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Повторить это движение, верхняя губа не двигается. Медленно и тщательно выговорить несколько раз английский звук «v». Далее читаем слова veto (вето,very (очень,visit (посещение);

б) губы энергично вытянуты вперед. Напряженно выдыхать воздух через маленькое отверстие. Повторять многократно это движение, а потом произносить английский звук «w», потом слова well (хорошо, wig (парик, west (запад).

Таким образом, последовательная, систематическая работа по предупреждению ошибок во время обучения детей с речевыми недостатками создает благоприятные условия для нормального овладения английским языком. Тем самым, в дальнейшем будет обеспечено наиболее гармоничное развитие каждого ребенка и его реализация в современном обществе, где владение иностранным языком (в частности, английским, является не только престижным, но и необходимым условием в дальнейшей учебе и работе.

Источник

Неспособных к языкам детей нет. Как научить английскому того, у кого просто не получается?

Любой ребенок, который умеет говорить на своем родном языке, может овладеть иностранным языком. Однако способности к языкам все же бывают разными, поэтому некоторым детям изучать иностранный язык сложнее, чем другим.

Вспомните себя в школьные годы. В младших классах появление в расписании уроков нового предмета под названием: «английский язык» либо «немецкий язык» вызывало восторг и жажду изучения. Дети хотят изучать иностранный язык, им это доставляет удовольствие. Но вот ребенок начинает ходить в школу и видит, что изучение языка дается ему не так легко, как другим детям — поверьте, даже младший школьник уже способен сравнить свои способности со способностями других и сделать выводы. В этой ситуации кто-то будет прилагать еще больше усилий, пытаясь сравняться с более способными сверстниками, а кто-то наоборот, «опустит руки» и потеряет веру в себя. Ребёнок начнет терять интерес к изучению языка. Посещение уроков со временем станет тяжкой повинностью, от которой хотелось бы избавиться.

Вера в себя — это очень важно!

Если ваш ребенок в себя не верит, и ему действительно непросто дается изучение английского, как ему помочь? Конечно можно! Для этого необходимо сделать три вещи:

  • заставить ребенка поверить в себя;
  • найти подходящего репетитора и методику обучения;
  • создать условия для продуктивной учебы.

Но как это сделать?

Как вернуть веру в себя?

Начнём со сложного. Вернуть веру в себя — это, пожалуй, самое сложное, ведь надо справиться с целым комплексом проблем. Важно, чтобы у ребенка были друзья в классе, сплочённый коллектив, а также взаимопонимание и поддержка среди учеников класса. Возможно, ребенок боится насмешек в школе из-за неправильного произношения, по характеру он пессимист, родители и учителя его чаще ругают, чем хвалят… эти и многие другие факторы могут быть причиной неуверенности в себе.

Очень важно убедить такого ребёнка в том, что у него обязательно получится выучить английский язык. Нужно обращать внимание ребёнка на важность изучения иностранного языка. Хвалите ребенка почаще, отмечайте даже скромные успехи. Объясните, что способности можно развить регулярными тренировками. Школьнику постарше можно рассказать о научных экспериментах выдающегося психолога А.И. Леонтьева, в результате которых было доказано, что овладеть английским языком на уровне свободного общения может любой ребенок независимо от способностей.

Кстати — и это надо учесть уже родителям, ведь исследования показали, что если у ребенка сложности с изучением языка, то у него либо не сформированы необходимые для обучения навыки, либо не учтены особенности его личности и характера. Овладение же языком станет дополнительным стимулом для формирования и развития черт характера.

Помощь педагога

В случае возникновения проблем с изучением иностранного языка имеет смысл рассмотреть обращение за помощью к репетитору. Выбирая репетитора, не забывайте, что помимо отменного знания языка, он должен любить детей. А с ребенком у него должен возникнуть контакт. Если репетитор говорит, что у ребенка нет способностей — меняйте репетитора!

Хороший преподаватель знает, что все дети способные, надо лишь найти к ученику индивидуальный подход. К тому же, репетитор, заявляющий о неспособности ребёнка овладеть иностранным языком, но продолжающий проводить занятия, преследует только одну цель – максимально заработать на вашем ребёнке. Не следует замыкаться на какой-то одной методике. Имеет смысл пробовать и искать другие. В настоящее время разработано достаточно много методик и систем изучения английского языка. К примеру, хорошо себя зарекомендовали методика Гленна Домана для дошкольников и методика Валерии Мещеряковой для детей от 3 до 10 лет.

Помните о возрастных потребностях ребёнка. Малыши чаще достигают успеха, если обучение английскому проходит в игровой форме, а школьникам полезны индивидуальные занятия. Имеет смысл посоветоваться со специалистами и дать ребенку попробовать позаниматься по разным методикам. Так вы непременно выберете ту, что подойдет ему и поможет достичь успеха.

Условия для занятий языком

Создание ребенку условий для изучения английского языка — важнейшая задача родителей. Следите, чтобы он занимался регулярно, но тогда, когда ему удобно, а не «строго с трех до пяти без выходных». У ребенка должен быть доступ к компьютеру, чтобы он мог заниматься с помощью обучающих программ. Удобный стол и парта позволит заниматься удобно и комфортно, а значит, у ребенка увеличится работоспособность.

Крепкий сон на удобной кровати, правильное питание, чередование сидячей работы и активных игр, прогулки на свежем воздухе — все это важно для сохранения здоровья ребенка. Здоровый и веселый ребенок учится с удовольствием, и, как правило, легко справляется с любыми сложностями, в том числе и со сложностями в изучении английского языка.

Если методично и постепенно решать каждый вопрос, то со временем и сам ребенок научится «грызть» гранит науки со знанием дела.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.

Источник

Особенности обучения английскому языку детей с задержкой психического развития в классах коррекции (ЗПР)

В самом общем виде задержка психического развития – ЗПР – состоит в следующем: раз­витие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоциональ­но-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать внимание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, класси­фицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие этого ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка на музыкальном занятии

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

Учащиеся с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Обучаемость у них значительно снижена. На первом месте поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе». Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки. Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием, но надо признать уровень развития таких навыков несопоставим с нормативными учащимися. Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах – развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка у учащихся развиваются:

  • память

  • речь

  • восприятие

  • мышление

  • кругозор

Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. В ходе изучения иностранного языка у детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о стране изучаемого языка, ее культуре, искусстве, повседневной жизни. Средства иностранного языка позволяют эффективно развивать вербальную память, способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую информацию. В ходе занятий иностранным языком происходит коррекция уровня понимания словесных конструкций, увеличивается умственная работоспособность, усидчивость, развивается произвольное внимание, повышается уверенность в себе, способность к саморегуляции и контролю.

Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся, обучающихся по общеобразовательной программе. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования учитываются особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по предмету. В связи с особенностями развития детей с ЗПР обязательно вносятся изменения в общеобразовательную программу:

  • уменьшается объём учебной нагрузки (при сохранении количества отводимых часов);

  • уменьшается объем изучаемой лексики;

  • выбираются легко запоминающиеся конструкции по грамматике;

  • подбираются упрощенные тексты;

  • снижаются требования к изучению иностранного языка.

Некоторые темы изучаются обзорно, так как материал усваивается медленно.

Основные виды деятельности обучающихся:

-участие во фронтальной работе;

-участие в эвристической беседе;

-выполнение устных упражнений;

-выполнение тестовых заданий;

-работа с текстом учебника или иного учебного пособия (подбор/поиск примеров);

-работа со справочниками и словарями (в том числе электронными);

-работа с раздаточным материалом (работа по алгоритму);

-работа в парах, в группах (составление/заполнение таблицы);

-работа с аудиодисками и видеофрагментами;

-участие в обучающих играх, в том числе компьютерных.

Технологии, используемые в обучении детей с ЗПР – технология развивающего обучения и технология обучения в сотрудничестве.

Имея одинаковое содержание и задачи обучения, программа обучения английскому языку для детей с ЗПР, тем не менее, отличается от программы общеобразовательной школы.

Эти отличия заключаются в:

 методических приёмах, используемых на уроках: o при использовании классной доски все записи учителем и учениками, сопровождаются словесными комментариями; o оказывается индивидуальная помощь обучающимся; o при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.

 коррекционной направленности каждого урока;

 отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

 в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.

Параметры измерителей учебных достижений учащихся для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обуча­ющихся в общеобразовательной школе.

Конкретные задания разработаны с учетом клинико-психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении обра­зования. Применяются задания тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями проводятся чаще, чем в школе общего назначения.

Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается это с работой со словарем; в домашних заданиях выполняются не новые упражнения, а отработанные на уроке.

Аудирование текстов значительно сокращается. А также сокращается объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, а оставшиеся тщательно разбираются или выполняются в классе.

Объем домашнего чтения значительно сокращен. Оно проходит на посвященных ему уроках, для домашней работы задания даются выборочно.

При обучении детей с ЗПР диалогической речи используются доступные для понимания обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям. Драматизация — это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.

Специфика обучения иностранному языку в школе для детей с ЗПР предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.

Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, интереса детей данного возраста. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.

Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста (возможные темы: «Любимые игрушки», «Животные — наши друзья» и т. п.). В лексический минимум можно не включать такие малоупотребительные слова, а расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.

Читайте также:  Траектория индивидуального развития ребенка дошкольника

Контрольные работы в конце каждой четверти не исключаются, но упрощается их содержание. Это обусловлено слабостью формирования у детей с ЗПР навыков аудирования и устной речи. В место этого применяются задания тестового характера с выбором ответов после каждого раздела учебника. В целях проверки уровня усвояемости проводится контроль чтения.

Грамматика, посильная для преподавания в классе коррекции (5,6,7 классы):

  • Употребление артиклей дается в ознакомительном плане из-за его малой практической значимости.

  • Изучаются структуры с глаголами To be, to have; с оборотами there is (are); структуры с глаголами в Present Continious, Present Indefinite; модальными глаголами can may must; с глаголами в повелительном наклонении;

  • выражение единственного и множественного числа существительных; притяжательная форма существительных;

  • употребление количественных и порядковых числительных; личных, притяжательных, указательных местоимений; употребление прилагательных.

  • употребление числительных в пределах 100;

  • употребление неопределенных местоимений some, any,

Высвобожденное время можно потратить на детальную проработку упражнений по чтению. Внимание следует уделить переводу, при этом дети осознают смысл прочитанного, у них исчезает страх перед незнакомым текстом. Конечно же, оценка выставляется с позитивным уклоном, чтобы поддерживать мотивацию к иностранному языку.

Сформированная мотивация – одна из основных движущих сил учения ребенка.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.

Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, я решаю одну из основных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов. С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, провожу коррекционную работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника использую словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, обеспечиваю: ситуации личного выбора задания (мы голосуем, выбирая, какое именно задание будем выполнять); степень сложности задачи (полегче или посложнее, но тогда делаю внушение –«надо послушать учителя и тогда выполнить задание будет несложно»); число заданий (сколько заданий беремся выполнить?), а также создаю ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению выделяю следующие направления в работе:

  • заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке;

  • постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

  • создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

  • шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

  • целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности.

Для развития познавательного интереса использую следующие направления в работе:

  • избегаю в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускаю учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

  • использую содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  • стимулирую познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы.

Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем навыка выработки – индивидуального целеполагания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам.

На каждом уроке необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.

Темп урока в классе коррекции заметно отличается от темпа урока в классе нормы. Я на уроках придерживаюсь принципа «лучше меньше, но лучше». Пусть за урок выполнили три задания, но дети поняли, как их выполняли.

Деятельность учащихся на уроке выстраивается поэтапно, обязательно сопровождается памятками, яркой красочной качественной наглядностью и чёткими выводами по завершению каждого этапа урока. На уроках отвожу значительное место практической деятельности своих учеников: это работа с таблицами, карточками, схемами (часто мы с ребятами вместе их готовим). Постоянно применяю метод повторения пройденного материала.

В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Работая над темами урока, дети выполняют задания на чтение и самостоятельное составление зашифрованных писем, сканвордов, кроссвордов.

Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка, верные ответы записаны на доске, взаимопроверка, проверка учителем. Учащиеся могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми. С моими детьми отлично зарекомендовала себя оценочная таблица – на ватмане расчерчена таблица, в которой отражены этапы урока и предлагаемые задания, где плюсами отмечена активность КАЖДОГО ребенка. Наглядно это очень стимулирут учащихся.

Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии: ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.

Опыт показывает невозможность решения сложных вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями провожу разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии. Каждому родителю даю рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях детей.

Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

Ученики коррекционных классов принимают посильное участие в школьных конкурсах – постеров, рисунков, а также в международных языковых конкурсах: «Кенгуру», «Инфоурок», есть победители.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я cтремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер.