Как наблюдать за развитием своего ребенка дома

Наблюдение — основа всех естественных наук и грамотное применение его в воспитании выведет вас на новый уровень родительства. Это инструмент, который помогает получить честную информацию о ребёнке и о том, что с ним происходит в данный момент.

В Монтессори-методе мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. Доктор Мария Монтессори много наблюдала сама и рекомендовала своим ученикам-педагогам наблюдать как можно больше. Наблюдение помогает понять ребёнка, увидеть его потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Наблюдение важно в любом возрасте ребёнка. Дети до 3 лет не говорят и мы не можем получить от них обратную связь. Дети после 3 лет во многом действуют неосознанно и поэтому не могут отрефлексировать и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая за ребёнком, мы можем понять, что на самом деле происходит. Почему он плачет, что радует и расстраивает его, что для него интересно, что сложно, а что легко, как он справляется с трудностями, как находит решения для новых задач, что он уже может или почти может, что уже очень хочет делать сам.

Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Техника наблюдения за ребёнком

Мама зачастую проводит с ребёнком целый день. Но являясь постоянным участником событий, она пропускает много удивительного. Попробуйте отстраниться и понаблюдать за ребёнком как бы со стороны.

Начните с малого — 15 минут в день. Возьмите бумагу и ручку (или планшет), примите удобное положение в стороне от ребёнка и наслаждайтесь удивительным зрелищем — деятельностью маленького творца.

С уважением отнеситесь к любой деятельности ребёнка, даже если вам абсолютно непонятно, зачем он делает это. Мы прерываем деятельность ребёнка только в том случае, если его действия становятся опасными для него, других людей или предметов.

Для качественного наблюдения необходимо:

  • Быть сконцентрированным на наблюдении. Быть мыслями здесь и сейчас: например, не думать, что бы приготовить на ужин.
  • Контролировать эмоции. Дети часто делают что-то очаровательное, что может вызвать ваш смех. Сдерживайте эмоции, так и как ваш смех может отвлечь ребёнка.
  • Вести себя тихо и постараться не встречаться с ребёнком глазами. Если встретились, то дайте сдержанную обратную связь — улыбнитесь или кивните. Это, конечно, может стать для малыша призывом бросить своё занятие и пойти к вам. Если это произошло, можно сказать: «Ты можешь поиграть, а сейчас я занята — я пишу».
  • Не интерпретировать увиденное. Не пытайтесь интерпретировать происходящее. Записывайте только то, что вы действительно видите, а не то, что вы думаете. Например: «13:42 — пошёл в книжный уголок, взял книгу про гусеницу, перелистывает страницы, на каждой задерживается по 2—3 секунды, что-то бормочет. 13:58 — поставил книгу на место, пошёл на кухню».
  • Уважать ребёнка. Это можно понимать по-разному, но главное — понимать и уважать весь потенциал этого творца, за проявлением которого у вас есть возможность наблюдать.
  • Сдерживать свой импульс помочь. В нас заложен инстинкт помощи ребёнку. И особенно сложно быть объективным и сдерживать импульс помочь, когда вы наблюдаете именно за своим ребёнком. Но помогая ребёнку без реальной на то необходимости, вы лишаете его возможности узнать что-то новое, научиться чему-то новому. Кроме того, когда ребёнок ощущает ваше присутствие, вовлечённость, готовность в каждую минуту прийти на помощь, он уже не действует свободно. И так теряется весь смысл наблюдения.

Попробуйте понаблюдать за ребёнком хотя бы раз, и вы можете узнать и обнаружить много удивительных особенностей, навыков, о которых вы даже не подозревали. Автор — Ольга Пичурина, руководитель Монтессори-центра «Отрада» и Монтессори-педагог AMI 0—3

Ещё по теме:За чем мы можем наблюдать каждый день

Источник

Магда Гербер известна во всем мире как автор «Книги для тех, кто воспитывает, наблюдая» (Resources for Infant Educarers). В ней основательница метода говорит, что «нужно наблюдать, когда воспитываешь ребенка, и воспитывать, когда наблюдаешь».

Mетод «Воспитывай, наблюдая» подразумевает, что основа длительных отношений – уважение. Этот подход помогает понять родителям, что действительно необходимо малышу, и учит их давать именно то, в чем он нуждается.

Основу метода составляют семь принципов, которые помогают мамам и папам увереннее решать проблемы, возникающие на пути родительства.

Базовое доверие к ребенку – инициативному, стремящемуся к исследованию и способному учиться самостоятельно.

«Ребенок учится все время. Чем меньше мы вмешиваемся в естественный процесс познания, тем больше замечаем, как много нового ребенок узнаёт каждую минуту».

Если вы верите в способности своего ребенка, вы можете расслабиться, поскольку убеждены: он даст знать, когда ему понадобится ваша помощь, и вам не нужно подталкивать или наставлять его, чтобы он мог полноценно, радостно и успешно развиваться. Доверие такого рода со временем увеличивается, потому что, наблюдая за малышом, вы лучше его узнаёте, начинаете понимать, что означает его поведение, и замечать, чем он интересуется. Все дети от природы любопытны и внутренне мотивированы к познанию окружающего мира. Они не нуждаются в наших инструкциях или поучениях. Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать разные предметы и предоставьте ему столько времени, сколько нужно, чтобы он мог делать это в своем темпе. Возможно, иногда вы будете чувствовать раздражение или вам захочется его поторопить, однако лучше довериться индивидуальному темпу развития вашего малыша: это пойдет на пользу и вам, и ему.

Читайте также:  Центр гармоничного развития ребенка о нас

1. Окружающая ребенка среда – физически безопасная, познавательно насыщенная, эмоционально поддерживающая.

«В противоположность тому, что думают многие, комната для игр – это безопасное помещение, где дети свободно двигаются и исследуют разные предметы в дружеской, знакомой обстановке».

Безопасное помещение считается таковым, если вы можете уйти из него (будь то дом или комната) на довольно долгое время и по возвращении найти своего ребенка голодным, расстроенным, в мокром памперсе, но без каких либо травм. Безопасная игровая зона позволяет вам полностью расслабиться, ведь вам не нужно постоянно быть на страже безопасности малыша. Она также дает возможность ребенку хорошенько изучить территорию, где он играет, не опасаясь услышать: «Не трогай это. Не забирайся туда». Обеспечьте безопасность помещения, где играет ребенок, – отдельной комнаты или игровой зоны. Уберите предметы, которые могут представлять опасность. Попробуйте взглянуть на это место глазами ребенка. Опуститесь на четвереньки и немного поползайте. Надежно ли полки прибиты к стене? Закрыты ли розетки? Может ли ребенок забраться на софу, а потом упасть назад на спину? Если да, то малышу небезопасно находиться здесь в одиночестве. Оборудуйте безопасную игровую зону, и это будет удобно и для вас, и для ребенка: малыш будет иметь возможность свободно ее исследовать, а вы – расслабиться.

2. Наличие времени для непрерывной игры.

«Чем меньше мы прерываем ребенка, тем легче ребенок развивает свой объем внимания».

Все дети умеют играть. Их не нужно этому учить. Игра – естественное для них занятие, и позвольте им самостоятельно начинать ее. В безопасной игровой зоне дети могут весело играть сами. Когда им предоставляется возможность самостоятельно исследовать предметы и пространство вокруг, экспериментировать, они открывают свои способности и узнают то, что их интересует. Играя, малыш не просто вертит в руках предмет, – он исследует его, выясняет, из чего тот состоит и что с ним можно сделать, что из этого получится, что будет, если по нему ударить. Дайте ребенку решить самому, хочет ли он играть (может быть, он предпочтет лежать на спине и наблюдать за тем, как пылинки вспыхивают в солнечном свете), и если да, то когда, во что, как именно и как долго он хочет играть. Ежедневное выделение ребенку времени для непрерывной игры позволяет сохранить большой объем внимания, с которым многие дети рождаются. Это также позволяет развить способность концентрироваться, уверенность в себе и умение решать проблемы.

3. Свобода изучать других детей и взаимодействовать с ними.

«Многие ограничивают взаимодействие между детьми (например, взаимные прикосновения), опасаясь, что малыши могут ударить или поцарапать друг друга, однако на курсах обучения методу «Воспитывай наблюдая» преподаватели содействуют такому общению, внимательно наблюдая за детьми, чтобы знать, когда нужно вмешаться, а когда – нет».

Часто дети бывают в восторге от других детей. Вашему малышу очень полезно иметь возможность играть и изучать разные вещи вместе с маленькой постоянной группой детей его уровня развития в сопровождении внимательного взрослого, который находится рядом и обеспечивает эмоциональную поддержку и безопасность. Общаясь со сверстниками, ребенок узнаёт что нибудь новое о себе и других. Иногда, возможно, он захочет посидеть у вас на коленях и понаблюдать за другими детьми. В рамках данного метода это оценивается так: если малыш хочет оставаться с родителем на протяжении всего полуторачасового занятия – все в порядке. Готовность ребенка зависит от его темперамента и уровня развития.

4. Вовлечение малыша во все действия по уходу за ним позволяет ему стать активным участником, а не пассивным объектом заботы о нем.

«Время, когда родители всецело принадлежат своему ребенку, вписано в их планы самой природой: это то время, когда они обычно заботятся о малыше. Подумайте об этой рутинной заботе как об особенном периоде, когда можно осуществить “дозаправку” отношений между вами особой близостью и любовью».

Уход за ребенком – это не только выполнение конкретной задачи вроде смены памперса, мытья или кормления. Это ваша возможность насладиться особенной близостью с ребенком, выстроить отношения между вами. Это дела, которые вы делаете вместе с ребенком, а не просто для него или по отношению к нему. Даже грудничок может поучаствовать вместе с вами в уходе за собой, если вы дадите ему такую возможность. С самого рождения, меняя памперс, просите малыша: «Подними, пожалуйста, попу» и мягко дотрагивайтесь до его попы. Если вместе с этим вы приподнимете его попу, он начнет понимать значение вашей просьбы и выполнит ее, как только сможет. Уход за детьми предоставляет также большие возможности для обучения языку и позволяет малышу делать что то вместе с вами и радоваться этому. Поэтому расслабьтесь, наберитесь терпения и наслаждайтесь минутами близости.

5. Чуткое наблюдение за малышом, которое помогает понять его нужды.

«Чем больше мы делаем, тем более мы заняты и тем менее внимательны».

Наблюдая за ребенком, вы будете лучше его понимать и ценить все, что он делает и чему учится. Бутылочка молока или кормление грудью всегда помогут его успокоить. Но если причина не в том, что он голоден или хочет спать? Успокойтесь и немного подождите, понаблюдайте за ребенком, прежде чем вмешаться. Это поможет вам помочь ему именно в том, в чем ему нужно. Возможно, вы думаете: «Я глаз с него не спущу!» Однако наблюдать – совсем не то же самое, что просто смотреть на детей. Для этого нужно успокоиться, сделать паузу, потерпеть и постараться взглянуть на ребенка свежим взглядом, как будто вы видите его впервые. Потребуется практика, потому что зачастую мы видим только то, что ожидаем увидеть. Спокойно наблюдая за детьми, лежащими в кроватке, сидящими на руках у родителей или играющими на полу, вы больше узнаёте о них, замечаете множество деталей и начинаете больше дорожить всем, что они делают.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка саранск

6. Последовательность и четкое определение границ и правил для поддержания дисциплины.

«Цель, к которой нужно стремиться, устанавливая правила и поддерживая дисциплину, – воспитать детей, которых мы не просто любим, но в обществе которых мы любим находиться».

Установление четких правил и ограничений и последовательное их соблюдение помогут детям чувствовать себя в безопасности, потому что они будут знать, чего от них ждут. Если вы не хотите, чтобы ребенок прыгал по дивану, скажите ему об этом и предложите альтернативу – другое место, где он мог бы прыгать. Иногда нам нужно повторять какое то правило снова и снова, пока ребенок его не усвоит и не станет следовать ему по доброй воле. Ключ ко всему – терпение. Конечно, авторитарные родители наверняка хотят получить желаемый результат как можно быстрее. Но какой ценой – за счет испорченных отношений с ребенком, путем давления на малыша? Не нужно наказывать или отчитывать ребенка, который постоянно проверяет границы, – это неразумно.

Метод «Воспитывай наблюдая» Дебора Соломон описала в своей книге «Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей». Хотя такой метод используется по отношению к детям в возрасте до двух лет, основные принципы можно применять и с более взрослым ребенком. Специальной подготовки не требуется.

По материалам открытых источников

Источник

Постепенно наши квартиры и дома заполняются гаджетами. Они входят в нашу жизнь настолько, что, обернувшись назад, мы не понимаем, как могли обходиться без них раньше. Одни довольно быстро устаревают, уступая место новым, более технологичным новинкам. Другие надолго остаются в пользовании.

Видеоняня: прошлое или настоящее?

Помните, как появились радионяни? Продвинутые тревожные родители не могли ни на минуту оставить даже спящее чадо без наблюдения и постоянно вслушивались в звуки, доносящиеся из приемника. Подумать только — это было всего лет 15 назад! Через некоторое время на смену радионяням пришли видеоняни — они были гораздо удобнее, ведь ребенка можно было не только слышать, но и видеть! Надо сказать, что видеоняни до сих пор используются при уходе за детьми — они постоянно усовершенствуются: увеличивается радиус их действия, в них встраиваются датчики температуры, запись включается по датчику звука, видеоняни имеют ночную подсветку, двухсторонюю аудиосвязь и встроенные аккумуляторы, они умеют записывать видео. Но главный их недостаток — необходимость носить с собой специальный приемник, на который передается видеоизображение.

Видеонаблюдение и уход за ребенком

Сейчас в некоторых квартирах и домах работают системы видеонаблюдения, но таких единицы, ведь не каждый готов постоянно жить под колпаком. Да и стоимость оборудования жилья такой системой влетит в копеечку! Но на самом деле на рынке видеокамер сейчас представлены камеры, позволяющие за не слишком большие деньги сделать первый шаг к использованию их в быту.

Давайте рассмотрим вариант использования видеонаблюдения при уходе за детьми. В детской комнате установить камеру желательно там, куда ребенок не доберется, да и взрослый случайно не заденет. Пока ребенок маленький, мама будет спокойно заниматься своими делами в другой комнате во время детского сна или бодрствования. Когда ребенок немного подрастет и у него появится няня, родители смогут наблюдать за тем, что происходит в квартире в их отсутствие. Но имейте в виду, что няня должна быть предупреждена о том, что в квартире ведется видеонаблюдение, чтобы не попасть в ситуацию, неудобную обеим сторонам.

Видеоняня или видеокамера?

Теперь главное — в чем отличие видеокамеры от видеоняни? Во-первых, вам не нужно носить с собой приемник — видео передается на ваш смартфон или планшет в режиме реального времени. Т.е. вы в любой момент можете «заглянуть» в детскую комнату и своими глазами оценить обстановку. И не только увидеть, но и услышать — современные камеры оснащены двухсторонней аудиосвязью — т.е. вы можете пообщаться с ребенком.

Во-вторых, если что-то произошло, вы так же на расстоянии можете оперативно просмотреть запись — это возможно благодаря «облачному хранению» файлов, куда они передаются по wi-fi. В третьих, подключиться к наблюдению может любое количество лиц — и мама, и папа могут наблюдать за детской при помощи собственных смартфонов. Описание плюсов современных систем видеонаблюдения можно продолжать, но хочется рассказать на примере новинки — камеры FLIR FX, представленной на российском рынке компанией «Гольфстрим охранные системы».

Читайте также:  Диагностика социального развития ребенка тест разработан с а банковым

Камера FLIR FX с технологией RapidRecap

Одна из проблем систем видеонаблюдения — необходимость отсматривать многочасовые видео. FLIR FX благодаря особой технологии RapidRecap сможет показать все, что произошло в помещении, за считанные минуты. Эта технология позволяет сделать видеоотчет, в котором будут показаны все события за определенный промежуток времени. На видео показываются метки с временем событий, и каждое событие можно легко найти и посмотреть отдельно.

Камера FLIR FX имеет собственный аккумулятор, позволяющий производить запись видео в течение 4 часов при отключенном электричестве. Даже при перебоях с электричеством записи не будут потеряны, при первом же подключении к wi-fi камера передаст файлы в «облако».

Если вы взяли камеру с собой в дорогу или на дачу, можно настроить запись на встроенную sd card — камеру FLIR FX вполне можно использовать в качестве автомобильного видеорегистратора или экшен-камеры.

Алексей, использующий профессиональную систему видеоконтроля в квартире, протестировав камеру FLIR FX отметил следующие ее преимущества: «Камера настраивается довольно просто — через несколько минут после покупки вы уже сможете увидеть ее в работе, не прибегая к помощи специалиста. FLIR FX охватывает большой угол обзора — до 160 градусов, что позволяет увидеть всю комнату при использовании одной камеры. Имеющийся в камере аккумулятор дает возможность на несколько часов поставить камеру в требуемое место без стационарного монтажа. Но самое главное — функция RapidRecap порадовала своим удобством в использовании — это, действительно, прорыв! Камера Flir FX выглядит отличным решением для контроля 1-3 помещений с удобным просмотром и хорошими техническими параметрами, она гораздо более удобная, чем традиционная камера с записью на карту памяти, и дает некоторые из возможностей, обычно доступных только в профессиональных системах видеоконтроля.»

Сколько стоит?

Камера FLIR FX выпускается в двух вариантах — для улицы и для помещений. Уличный вариант имеет дополнительный защитный кожух и требует монтажа. Стоимость камеры для помещений 12900 рублей, уличной — 16800 рублей. При покупке камеры автоматически подключается бесплатный базовый тариф обслуживания, включающий 3 видеоотчета в месяц и хранение архива в течение 48 часов. На первый месяц после покупки камеры компания «Гольфстрим охранные системы» бесплатно предоставляет тариф «Плюс», позволяющий создавать неограниченное количество отчетов и хранение видео в течение 7 дней. В дальнейшем обслуживание по этому тарифу стоит 450 рублей в месяц. В общем-то, вполне доступно.

Пример из жизни школьника

И напоследок — пример из жизни. На нашем сайте в обсуждениях о жизни с детьми одна мама привела в качестве примера такую ситуацию.

«Наверняка многие работающие родители, и когда их чадо приходит со школы, получают звонок, что деточка уже дома. В ответ чадо получает наставления, что ему сейчас необходимо сделать. В принципе, я думаю эта формула большинства здесь присутствующих. Вот и у меня сегодня было все тоже самое, за исключением того, что я осталась дома и мое присутствие не сразу обнаружили. И наблюдала я следующую картину. Звонок сына-шестиклассника:

— Мам, я в лифте.

— Хорошо, суп в холодильнике.

Я нахожусь у себя в спальне и по WhatsApp с ним переписываюсь. Надо отметить, что он меня не замечал 40 минут. Далее переписка:

Я: Что делаешь?

Сын: уроки (ага! сидит смотрит видео в телефоне).

Я: А суп поел уже?

Сын: Нет, сейчас буду.

Тут надо отдать должное, что он действительно встал и пошел наливать суп. И вот сейчас кульминация всего происходящего. Он наливает суп в тарелку, несет его в туалет и выливает! На мой вопрос в WhatsApp, вкусно ли было, ответил:

— Да, пока. Я уроки делаю!

Дальше описывать не буду его удивление и шок, когда он узнал, что я дома. И вот что с ним теперь делать и как вообще с этим бороться? В принципе все через это в детстве проходили, но как из этого выходить я не помню.»

Эта ситуация не случилась бы, будь в квартире видеокамера. Если в вашей семье есть члены семьи, требующие специального ухода или наблюдения, задумайтесь — возможно видеокамера станет вашим постоянным помощником.

Ну и что, что вылил суп в унитаз. Мир рухнул от этого? У меня сын-пятиклассник вообще никакие супы не ест. Готовить надо вкусно, а не видеокамеры ставить.
И задумайтесь всерьёз о балансе между свободой и контролем. ИМХО, очень плохо, если школьник хотя бы полдня не может побыть дома один. Ну и что, что он не всё делает по-вашему. Зато он учится самостоятельно планировать свое время. Пусть он ошибается, но учится. Да и смекалка (если накосячил и надо быстро расхлебать последствия) еще никому не мешала.

2016-10-18, Автор

Да, видеоняня спорный вопрос, я бы не хотела что б за мной кто то так через камеру следил, и ребенку я думаю тоже будет не приятно. Нужно учится доверять друг другу, и давать хоть не много свободы и самостоятельности.

2017-03-26, terioz

Всего 2 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник