Как логопед влияет на развитие ребенка
Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.
Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:
- если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
- заменяет один звук на другой;
- знает мало слов относительно нормы своего возраста;
- в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
- ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
- если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
- если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
- если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
- в словах буквы и слоги меняются местами;
- в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
- к 7 годам заметны проблемы с письмом.
Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.
Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:
- Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
- Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
- Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.
В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда
Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:
- К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
- К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
- В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
- В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
- К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
- Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).
С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.
Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.
В каких случаях нужна консультация невролога
В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.
Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.
Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:
- Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
- Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
- Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
- Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
- Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
- Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.
В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.
Как проходят занятия и какие инструменты используются
Из чего состоит обычное логопедическое занятие:
- Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
- Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
- Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
- Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.
Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.
Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.
Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.
Примерные занятия по изучению звуков:
- Четко произнести тот или иной звук.
- Выяснить, как при этом работают язык, губы.
- Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
- Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:
- Растягивать губы в улыбку.
- Улыбнуться, показать зубы.
- Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
- Вытянуть губы в трубочку.
- Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
- Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
- Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
- Толкать язычком щеки изнутри.
- Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.
Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.
Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.
Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.
Какие домашние задания дают логопеды
Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.
Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:
- гимнастику для языка;
- упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
- подбор соответствующих наклеек или рисунков;
- лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
- обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
- составить предложение и рассказ по серии картинок.
Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Расскажите о вашем опыте занятий с логопедом. В каком возрасте занимались?
Источник
О том, нужен ли ребёнку логопед, многие родители задумываются тогда, когда приходит пора идти в первый класс. И то подобное происходит в том случае, когда очевидно присутствие ярко выраженных речевых дефектов, которые сложно не заметить. Конечно, есть и очень внимательные родители, которые уже в раннем возрасте замечают у своей крохи неправильное произношение различных звуков. Однако на приёме у специалиста оказывается, что развитие ребёнка соответствует возрасту и поводов для беспокойства нет.
Так как же разобраться, нужно ли беспокоиться и идти к детскому логопеду или же речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом?
В чём причины нарушения речи
Речь – это одна из самых важных психических функций человека, необходимая для благополучной социализации и коммуникации с другими людьми. При оценке общего психофизического развития ребёнка педиатры обязательно обращают внимание на уровень развития речи.
Для нормального развития речи у ребёнка необходимы:
- нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС);
- отсутствие нарушения слуха;
- нормальное зрение;
- достаточное активное речевое общение с ребёнком взрослых, прежде всего в семье.
Если говорить о способности к правильному произношению звуков, необходимо помнить о развитии непосредственно речевого аппарата ребёнка. К речевому аппарату относятся: губы, зубы, язык (правильная длина уздечки), маленький язычок, твёрдое нёбо, полость носа, надгортанник и собственно гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи и лёгкие (ведь источником звукообразования в большинстве своём служит струя воздуха). Потому неудивительно, например, что при респираторном заболевании меняются тембр голоса и способность произносить звуки, вплоть до полного отсутствия голоса. А стоматологическая проблема может привести к тому, что даже речь взрослого человека оказывается сложно понять.
Разобравшись в необходимых условиях для формирования правильной речи, говоря о речевых нарушениях, можем выделить причины их образования.
- Врождённые (ДЦП, аномалии развития нервной системы вследствие внутриутробных инфекций, гипоксии) и приобретённые нарушения ЦНС (инфекции, травмы).
- Нарушения слуха – опять же как врождённые (вследствие нарушения формирования органа слуха либо функционирования ЦНС), так и приобретённые (инфекции, травмы).
- Нарушения зрения – по аналогии с органом слуха – врождённые и приобретённые.
- Анатомическое или физиологическое нарушение работы органов речевого аппарата. Причин быть может очень много – от короткой уздечки языка, ограничивающей его движение, до нарушений деятельности нервной системы, вызывающей напряжение мышц челюстно-лицевой области.
- Недостаточное общение с ребёнком в семье, логопедические проблемы у взрослых членов семьи.
Разобравшись в причинах возникновения дефектов речи, мы видим, что при наличии физических патологий родители не могут качественно повлиять на восстановительные процессы, кроме того, как тщательно выполнять назначения врачей.
Но если речь идёт о нарушениях речи, связанных с проблемами общения в семье, то усугубления данных речевых проблем можно избежать путём налаживания психологического климата в семье и достаточного общения с ребёнком. В подобных ситуациях таким детям и их родителям будет показано обращение к психологу.
Когда нужен логопед
«Если у ребёнка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа ″кххх″, ″гыгы″, ″агу″, ″агы″, затем повторяющихся слогов ″диди″, ″гиги″, ″бубу″, ″тата″), то уже в возрасте 1 года стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации, – объясняет логопед Елена Ерёмина. – Также необходимо проконсультироваться с неврологом и логопедом, если у ребёнка:
- в возрасте 2 лет слишком мало слов, нет фраз или ребёнок совсем не говорит; если ребёнок не говорит простые звуки или заменяет их другими (например, ″К″ заменяет на ″Т″);
- в возрасте 3 лет ребёнок говорит на ″своём″ языке, причём много и активно, но понятных и простых слов почти нет; или малыш всё понимает, а говорить не хочет – ″очень упрямый″; если вас настораживает в речи ребёнка сильная разница по сравнению с речью его сверстников;
- в возрасте 4–5 лет речь ребёнка нечёткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает многие звуки; он многие звуки говорит мягко: ″кися″, ″щапка″, ″тяйник″, ″лямпотька″. Причинами этого могут быть либо дизартрия, которую выявит логопед, либо психологические проблемы, при которых ребёнок привлекает к себе внимание взрослых».
В возрасте старше 6 лет у ребёнка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем со звукопроизношением быть не должно. Как считает логопед Елена Ерёмина, поводом для обращения к логопеду могут стать следующие причины:
- ребёнок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается;
- не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги;
- у ребёнка в школе проблемы с письмом.
Чем логопед поможет ребёнку?
Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков, работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.
Индивидуальные логопедические занятия направлены на развитие речи в целом.
Красивая связная речь формируется на основе таких понятий и навыков, как:
- речевая память;
- способность воспринимать звуки на слух и воспроизводить их;
- умение образовывать новые слова и правильно употреблять окончания;
- связывать слова в предложение;
- строить из предложений связные тексты, объединённые смыслом и логикой.
Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько успешно будет проходить коррекция речевых нарушений. Тем более речь идёт не о взрослых детях. Пациенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима. Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения специальных логопедических упражнений.
Как ускорить коррекционный процесс
Для успешного исправления речевых дефектов понадобится не только помощь опытных логопедов, но и, возможно, поход к детскому психологу. Но даже при всей вовлечённости высокопрофессиональных специалистов роль родителей очень важна. Соблюдение некоторых правил родителями поможет ребёнку быстрее преодолеть возникшие сложности:
- регулярное выполнение домашних заданий;
- регулярное посещение логопедических уроков;
- ответственное выполнение предписаний логопеда;
- соблюдение рекомендаций врача, в том числе медикаментозного лечения;
- контролирование речи ребёнка.
Следует помнить, что дети усваивают ту информацию, которая им представляется интересной, и выполняют задания, которые им нравится выполнять. Поэтому не превращайте логопедические занятия в скучный обучающий процесс, внесите элемент игры и участвуйте в них с искренним интересом.
Софья Рогозинская
Источник
Фото: фотобанк Depositphotos
Все чаще родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок начинает плохо или поздно говорить, а то и не разговаривает вовсе. Знакомые отмахиваются: «Мой вон вообще в семь лет заговорил, сейчас рот не закрывается», невролог успокаивает: «Все дети разные, заговорит рано или поздно», логопед в поликлинике категоричен: «Приходите, когда исполнится пять лет». В результате, когда ребенку остается всего год-два до школы, а он вместо предложений изъясняется звуками и нечленораздельным мычанием, родители спохватываются и начинают бегать по врачам и подыскивать лучших специалистов.
Когда стоит начинать беспокоиться за речь своего ребенка и как предупредить проблемы речевого развития, «Комсомолке» рассказала логопед-дефектолог с 25-летним стажем Розалия Бурханова.
ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОЗДНО ГОВОРИТЬ?
– Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Башкирии, но и в России, а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше, – говорит логопед-дефектолог, олигофренопедагог Розалия Бурханова, которая уже 25 лет работает с детьми с самыми тяжелыми речевыми расстройствами. – В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто.
Логопед-дефектолог Розалия Бурханова уже 25 лет обучает детей с самыми тяжелыми речевыми обучениями
По мнению педагога, на это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.
Третья и очень важная причина – обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки».
– Вы посмотрите, сколько сейчас существует каналов с мультфильмами. А ведь дети не должны день и ночь просиживать перед телевизором! – подключается к разговору дочь Розалии Бурхановой Лариса Пристанская, тоже логопед-дефектолог и олигофренопедагог с внушительным стажем работы. – Экранная речь – слишком быстрая, неразборчивая, монотонная. Ребенок попросту не успевает уловить смысл услышанного. Взять всеми любимый мультсериал «Барбоскины» – там есть собачка Лиза, которая так умилительно картавит и шепелявит. Только ребенок считает, что это норма, и начинает подражать, сознательно коверкая свою речь. Еще одна история: ко мне приходила на занятия девочка 2,5 года. Не разговаривала совсем, просто мычала и показывала пальцем, если что-то просила. Я заметила, что она все время пытается залезть к матери в сумку. Оказалось, что она там ищет… свой телефон! На мое удивление мать возмутилась: «Так если я не дам ей телефон, она же будет постоянно на мне виснуть?» Занавес…
Логопед Лариса Пристанская уверена – речь ребенка напрямую зависит от стараний его родителей
КАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА
Вы задумывались когда-нибудь, как вообще учится ребенок говорить? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки.
– До двух месяцев ребенок выражает свои эмоции и потребности через плач. С трех месяцев начинается период гуления. Ребенок оживляется, когда к нему обращается кто-то из родителей – старается заглянуть в глаза и улыбнуться. С 5-6 месяцев начинается лепетная речь – ма-ма-ма, ба-ба-ба, и уже к году у ребенка появляются первые слова – «мама», «папа», «баба», – объясняет Розалия Бурханова. – Но ведь сейчас родители заняты, с ребенком толком никто и не разговаривает. Приходят домой уставшие, садятся на диван перед телевизором, а ведь с малышом нужно постоянно говорить. Вот пошел он мыть руки, вы проговаривайте каждое движение вслух: вот мы включаем воду, слышишь, как она журчит? Вот мы намыливаем руки, вот споласкиваем, а теперь вытираем полотенцем. И делать это нужно с самого рождения! Не зря же японцы еще во время беременности женщины включают классическую музыку, потому что ребенок через плаценту слышит звуки и успокаивается. Он слышит материнский голос, поэтому разговаривайте с ним вслух. Если родители часто ругаются между собой, малыш все это впитывает, как губка: становится тревожным и плаксивым.
Дети повально увлечены гаджетами, что негативно влияет на их речевое развитие
Фото: Евгения ГУСЕВА
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Дислалия – неправильное произношение звуков. Самое простое нарушение, которое легко исправляется на занятиях у логопеда. При дислалии ребенок все слышит, все понимает, говорит сам, но коверкая некоторые звуки (самые распространенные – шипящие, р и л).
Дизартрия – расстройство речи, вызванное органическим поражением ЦНС и коры головного мозга. Корректируется, но уже сложнее, требуется помощь логопеда-дефектолога.
ОНР – общее недоразвитие речи. Тут страдают уже все компоненты речи – и звукопроизношение, и грамматика, и лексика. Проблема выявляется к трем годам (до этого времени ставят ЗРР – задержку речевого развития). Требует вмешательства дефектолога и других специалистов.
Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания. Характерна для детей с ментальной (умственной) патологией. Требуется серьезное медикаментозное лечение и постоянные занятия со специалистами.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКОРЕЕ ЗАГОВОРИТЬ
Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.
1. Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какафонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.
2. Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на башкирском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи.
– Приходил ко мне мальчик 3,5 года. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм, – вспоминает логопед Лариса Пристанская. – Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно на английском – yellow (желтый), red (красный) brown (коричневый), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает. Звоню маме, а она мне в ответ – мне часто некогда с ним возиться, поэтому я на компьютере включаю ему развивающие мультики. И представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!
3. Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком – старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.
– Говорите медленно, внятно, проговаривая каждый звук. Читайте сказки разными голосами, меняйте интонацию, чтобы малыш мог вычленить каждую гласную или согласную, – советует логопед.
4. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!
5. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.
КОГДА НАЧИНАТЬ БИТЬ ТРЕВОГУ
– Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если к 1, 5 года малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, – уверена логопед-дефектолог Розалия Бурханова. – Запомните, даже если вам говорят, что до 5 лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до 5 лет.
Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.
– Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, – советует Розалия Бурханова.
Вместо просмотра мультиков почитайте вместе с ребенком книжку
Фото: Олег РУКАВИЦЫН
К КАКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ
Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или логопедом-дефектологом.
– Что касается вопроса, чья помощь требуется – логопеда или логопеда-дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, – уточнила Розалия Бурханова.
Проблема с речью может вылиться в серьезные проблемы в школе
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ОЖИДАТЬ ПЛОХО ГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА В БУДУЩЕМ
Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубиться: одноклассники могут издеваться и передразнивать ребенка, а если и учитель будет подчеркивать речевые недостатки, ребенок может замкнуться и комплексовать. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.
Конечно, всех родителей волнует вопрос: где будет учиться их ребенок, который плохо говорит. Дети с легкими нарушениями речи учатся в обычных школах, в обычных классах, параллельно занимаясь с логопедом. Если речевые проблемы серьезные, есть нарушения мозговой деятельности, то после прохождения психолого-медико-педагогической экспертизы (ПМПК) ребенка могут отправить на обучение в школу 8 вида (коррекционную). После окончания такой школы многие поступают в колледжи и получают достойную рабочую профессию.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ
1. Как долго нужно заниматься с логопедом?
Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Если у ребенка серьезные проблемы с речью, то с логопедом нужно заниматься три раза в неделю, а дома каждый день! Вас попросят завести тетрадь, в которую логопед запишет задания – артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на звуки – все это нужно выполнять каждый день! Именно от этого зависит успех занятий и их продолжительность.
2. Как проходит занятие?
Как правило, занятие начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.
– Длительность занятий зависит от возраста, ведь терпение и усидчивость у трех- и пятилетнего ребенка сильно отличаются. С детьми до 3 лет – занятия проводятся по 30 минут. Пятилетние дети спокойно выдерживают 45-60 минут, – отмечает Розалия Бурханова.
3. Как правильно заниматься дома?
Главное правило – заниматься дома нужно каждый день, но до максимум до 9 вечера. Два часа перед сном ребенок должен просто отдыхать – читать книги, играть в спокойные игры. Никакого телевизора или гаджетов!
– Те же артикуляционную и дыхательную гимнастики можно делать, пока вы едете в машине, сидите в очереди к врачу или на прогулке, – говорит Лариса Пристанская. – Превратите занятие в игру: сделайте вместе с ребенком бумажное оригами и подвесьте на веревочке. Когда ребенок будет проходить мимо, пусть дует на него, это хорошо развивает дыхательный аппарат.
Существует масса методик и пособий по развитию речи. Фото: Евгения Нифонтова
Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на ребенка и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, добиться правильного результата.
– Развивайте мелкую моторику – давайте ребенку перебирать крупы, пуговицы, пусть он трогает разные по фактуре, форме, размеру и цвету предметы – гладкие и шершавые, теплые и прохладные, круглые и продолговатые. Купите волчок, чтобы развивать «пинцетный» захват – это научит потом правильно держать ручку. Надувайте мыльные пузыри и воздушные шары. Пусть ребёнок чаще показывает язык. Намажьте тарелку вареньем или сгущенным молоком – и пусть ребенок ее оближет. Это все помогает развивать артикуляционный аппарат, – советуют логопеды.
Источник