Как кубики влияют на развития ребенка

Как кубики влияют на развития ребенка thumbnail

Бальзамова Наталья Григорьевна
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»

Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой.

Бывают кубики разной формы. От самых мелких настольных размеров до крупных напольных модулей. Тем самым, вполне удовлетворяя, запросам и пожеланиям спроса современников. Также кубикимогут быть из разных материалов: деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые, обтянутые тканью, либо дермантином. Из всего этого многообразия каждый выбирает сам, с чем будет играть его ребенок.

Дети, играя с кубиками, развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление, воображение и фантазию.

Сейчас кубики часто уступают место в детской комнате различным конструкторам, типа «Лего». Однако, у кубиковесть целый ряд преимуществ:

– они не сцепляются между собой и требуют от ручек ребенка большей ловкости и аккуратности.

– по этой же причине они дают больше представлений о физических понятиях – равновесии, силе притяжения, весе, форме.

Обыкновенные кубики

– не навязывают ребенку готовых решений, дают ему максимальную возможность создавать самому, а не пользоваться уже предложенными шаблонами.

Из кубиков дети могут изображать что-то, что на самом деле этим не являясь – например, стены замка, машину, самолёт, бассейн и т. д.

С хорошими кубиками ребенок может играть c раннего возраста до школы. Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания и ощупывания, позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители и строительный материал для сюжетных игр.

Как только ребёнок научился хорошо удерживать кубики руками, можно попробовать увлечь его постройкой разных сооружений. Не обязательно начинать с домика, а просто с «дорожки», которая ведёт от одной машины к другой. Обязательно нужно обыгрывать построенное сооружение – пусть по дорожке «проедет» машина.

В возрасте старше 2 лет кубики послужат хорошим материалом в обучении понятиям цвета, размера, количества. Можно начать с простого «больше – меньше». Взять, к примеру, красные и синие кубики. Каких больше? Чтобы ответить на этот вопрос, показать ребенку,как группировать их парами: красный и синий, снова красный и синий… Для кубиков какого цвета не хватило пары – тех, значит, и больше. Возможно, с первого раза ребёнок не усвоит смысла этих действий – можно повторять их несколько раз,включая в разные игровые ситуации: можно поставить кубики в пары для танца, или сделать пирожные из двух видов теста и т. д.

Если взять кубики, одинаковые по форме и размеру, то это будет практически идеальный материал для обучения цветам, так как ребенок не сможет спутать понятие «цвет» с чем-то другим.Можно придумать массу заданий разной степени сложности: выбрать из кучи кубики определённого цвета, найти кубик такого же цвета, как тот, что у вас в руках, построить для жёлтой машинки жёлтый гараж, а для красной – красный.

Из кубиков можно выкладывать разные узоры. Для начала можно просто импровизировать,потом ввести понятие последовательности: «Давай чередовать красные и синие кубики? Сейчас ты положил красный, значит, теперь кладём какой?». Можно придумать и выложить свою дорожку кубиков, а ребенка попросить сделать такую же. Такое воспроизведение образца очень полезно для развития внимания.

Как кубики влияют на развития ребенка

Для детей постарше, 4-5 лет, конечно, уже интереснее конструкторы. Но и в этом возрасте кубики могут пригодиться,только использовать их по-другому: поставить их на большой лист бумаги и попросить ребенка их обвести. Это хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Потом можно раскрасить в разные цвета. Можно дорисовать что-нибудь, чтобы получился какой-то определённый предмет или, к примеру, животное. Можно обвести сначала один кубик, а потом другой поверх этого контура – получится интересный узор. Постройки у детей более старшего возраста получаются, более устойчивые, гораздо объемнее и интереснее.

Спасибо за внимание!

Источник

21 Июня 2017

7,269

Кубики знакомы десяткам поколений детей, и у этой игры есть одна важная особенность: в ней наилучшим образом реализован принцип обучения ребенка через игру.

Кубики – самая популярная детская развивающая игрушка. Благотворное влияние игры с ними на развитие ребенка было доказано учеными в ходе многочисленных исследований. Какими бы кубиками ни играл ребенок, эта игра направлена на обучение: изучение букв или цифр, форм или цветов, осознание физических законов или первое понимание связи причины и следствия. 

Детские кубики. История длиной в четыре столетия

Впервые о роли кубиков для развития детей рассказал в ХVII ст. английский философ Джон Локк, который высказал мысль о важности игры в обучении и заявил
о необходимости смещения акцента в принятой системе воспитания с «кнута» на «пряник». Он описал игру, которая вскоре стала чрезвычайно популярной – кубики с алфавитом, подчеркивая достоинства обучения детей с помощью игр. С тех пор игрушки для детей стали восприниматься как необходимые предметы, а не как бесполезная прихоть. 

Читайте также:  Развитие речи у ребенка аутиста

В XIX ст. на небольших деревообрабатывающих и полиграфических фабриках Западной Европы и США уже производили кубики. На некоторые из них наносили изображения, символы, буквы и слова. Играя с ними, дети легче осваивали чтение и знакомились
с интересными сюжетами. Другим популярным видом были деревянные кубики для конструирования сооружений и игры с формами. Иногда они имели вид трехмерной головоломки, из которой малыши складывали известные строения, и по праву могут называться прообразом современных конструкторов.

С каждым годом появлялись новые виды кубиков из различных материалов: мягкие кубики – для самых маленьких, кубики пластмассовые, из которых дети сооружают устойчивые строения, кубики с магнитами – для облегчения скрепления деталей и др. Сегодня они широко используются в различных развивающих методиках: кубики Зайцева, развивающие кубики Никитина, сенсорные кубики в системе Монтессори.

Почему игры с кубиками полезны?

Когда малыш увлеченно строит башню из кубиков, вам может казаться, что он просто играет, но в это время ребенок:

  • развивает математические способности: узнает, что такое количество, форма, вес, объем, учится сортировать и группировать предметы;
  • экспериментирует с явлениями гравитации и баланса, что улучшает координацию глаз и мышц;
  • тренирует воображение, учится выражать идеи, планировать и творить;
  • осознает взаимосвязь действия и результата.


Игры с кубиками в центре научных исследований 

Кубики не раз становились объектом внимания ученых, и они доказали положительное влияние игры на развитие ребенка, которая стимулирует:

Пространственное мышление 

Два года назад ученые из Родес-колледжа, Мемфис, США, доказали, что у детей, которые часто выбирают для игры кубики, способности к пространственному мышлению лучше.
И это не удивительно, ведь для создания сооружения ребенку приходится мысленно проанализировать положение кубиков, представить их со всех сторон. Без навыков пространственного мышления невозможна повседневная жизнь, оно помогает осваивать современную технику, управлять автомобилем и выполнять ежедневные обязанности. Особенно важно пространственное мышление для дальнейшего успеха ребенка
в математике, архитектуре и инженерии. 

Умение принимать решения

Увлечение кубиками по данным, полученным исследователями из Медицинской школы Темпльского университета, Филадельфия, США, развивает навык принятия решений.
У этой игры нет правил, а совместить детали можно множеством способов. Представьте, что всего из шести кубиков конструктора можно составить более 120 миллионов комбинаций, поэтому во время игры ребенок постоянно анализирует положение деталей и свои возможные действия, выбирает лучшее решение и воплощает задуманное.

Эмоциональное и речевое развитие

Невероятно, но дети, которые в 1,5–2,5 года часто играют с кубиками, согласно результатам работы, проведенной в 2007 году физиологами из Университета Северной Аризоны, США, быстрее начинают говорить. Игры в этом возрасте проходят под присмотром родителей, а чем больше они общаются с ребенком, тем лучше его речевое развитие. При этом совместные игры с кубиками развивают отношения детей
и родителей, ускоряют социальное и эмоциональное развитие ребенка.

Игры с кубиками для детей разных возрастов

Кубики настолько универсальны, что ими могут играть дети всех возрастов.

  • до 1 года. Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к кубикам, покажите ему, как их класть или бросать в контейнер, а потом вытаскивать обратно. Увлекательным занятием для малыша будет и процесс разрушения башни, построенной вами. 
  • 1–2 года. Подходящей игрой для малышей этого возраста будет сооружение простых строений, таких как башня или стена. Со временем начните складывать друг на друга кубики разных размеров – от большего к меньшему. Для этих игр хорошо подойдут деревянные или пластмассовые кубики. 
  • 3–4 года. Постепенно игры с кубиками становятся сложнее и интереснее. Малышам постарше предложите сооружать строения из кубиков, используя только детали определенных цветов или форм. 
  • 5 лет и старше. В этом возрасте ребенок создает сложные сооружения. Это может быть аэропорт, зоопарк, база для машин или замок принцессы. Чтобы игра была еще более увлекательной, попросите его рассказывать о придуманном сюжете игры, задавайте уточняющие вопросы, подавайте свои идеи. Для интересного обучения чтению вы можете выбрать кубики, на гранях которых написаны слоги
    и буквы. 

Несмотря на огромное разнообразие игрушек, кубики не теряют популярность и уже несколько столетий остаются неизменными спутниками детей во всем мире. Как развивающие игрушки для детей они интересны в любом возрасте. Обязательно познакомьте своего ребенка с ними, покажите, как строить простые строения, стимулируйте продолжение игры, вовлекайте в неё другие любимые игрушки, придумывайте во время игры интересные сюжеты. Помните, что кубики на первый взгляд кажутся простой и понятной игрушкой, но их потенциал огромен.

Юлия Котикович

Источник

Кубик Рубика – это не только 6 различных цветов и несколько грамм пластмассы! Это еще и ценный мех… ценный опыт для развития мозга взрослого и ребенка!

Кроме кубика Рубика 3х3х3 существует множество других видом. А также проводятся международные соревнования по сборке этих кубиков! Если эта тема интересна – в конце статьи будут ссылки, чтобы прочитать немного подробнее.

Итак, что же развивает кубик Рубика?

Если кратко, то развивает способности мозга, связанные с пространством, логикой, мышлением и моторикой.

  • память – запоминать алгоритмы сборки,
  • внимание и концентрация – умение определять и читать ситуацию на кубике,
  • мелкая моторика – необходимость задействовать при сборке обе руки и движения пальцев,
  • пространственное мышление – кубик это объемная фигура, трехмерный объект, имеющий 6 цветных граней в случае головоломки. Развитие пространственного мышления помогает лучше справляться с техническими и геометрическими задачами, ориентироваться в трехмерном пространстве,
  • скорость реакции – постепенно скорость принятия решений при сборке кубика растет. Анализ цветов и их сочетаний начинает проходить быстрее. В сочетании с развитием мелкой моторики это приводит к тому, что время на сборку кубика сокращается и становится меньше 1 минуты,
  • логика – развивается понимание взаимосвязей действий и последствий. Тренируется способность к быстрому анализу ситуации и принятию верного решения для ее решения.
Читайте также:  Музыкально ритмическое развитие ребенка раннего возраста

Посмотрите видео, как одним из методов для начинающих без большого числа тренировок можно собрать кубик Рубика за 1,5 минуты.

А в этом видео уже поставлен мировой рекорд в 2018 году по скоростной сборке кубика. Кубик был собран за 3,47 секунды! За 3 секунды почти с половиной!

В целом все эти навыки – полезные общие навыки мышления. Они пригодятся как при дальнейшем гуманитарном, так и техническом развитии профессиональном. Непосредственное развитие мелкой моторики очень полезно, так как положительно влияет на все процессы, проходящие в мозгу. Не только связанные с обучением и мышлением, но и с общим развитием. Упражнения, связанные с навыками мелкой моторики заставляют весь мозг интенсивно снабжаться полезными веществами.

А в случае с кубиком Рубика к движениям добавляется работа по решению логических и пространственных задач. Причем, все это проходит без критической перегрузки мозга или утомления, в форме игры. То есть без накопления усталости.

Если у вас есть вопросы, пишите их в комментариях.

Про то, какие кубики бывают и по каким из них проводятся соревнования международного уровня вы можете прочитать здесь.

И подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе новых материалов!

Собирать кубик Рубика, кстати, можно научиться совершенно бесплатно. Рекомендую пошаговый курс с заданиями и небольшими бонусами по его окончании на образовательной платформе “степик”: “Как собрать кубик Рубика 3х3. Простой метод для начинающих.” Плюс курса перед видео на ютюб или описанием на сайтах в том, что весь процесс обучения распределен по шагам и видно прогресс. Это дисциплинирует и повышает вероятность дойти до конца, до цели!

Если вы хотите научиться собирать кубик Рубика или научить ребенка – поддержите нас на Патреоне, напишите в комментариях или подпишитесь на канал, так как скоро будет анонсирована книга для начинающих по сборке кубика Рубика. А некоторые её главы будут опубликованы здесь на канале!

Источник

Известный итальянский педагог Мария Монтессори еще в начале двадцатого века доказала: детям очень полезно играть с различными бытовыми предметами. Во время таких игр они развивают сенсорику, моторику, тактильные ощущения. А главное – понимают, для чего нужны замки, шестеренки, пуговицы, шнурки и как правильно ими пользоваться.

Также именно Мария Монтессори придумала прообраз развивающей доски, на которую прикреплены разнообразные мелкие детали, окружающие нас в повседневности.

Как кубики влияют на развития ребенка

Современные модели гораздо функциональнее, чем их «предки». Но главная задача таких игрушек осталась прежней – способствовать раннему всестороннему развитию крохи. Поэтому сегодня их покупают не только многие родители, но и руководители дошкольных образовательных учреждений. Популярность бизибордов объяснима: с их помощью можно легко создать безопасную игровую среду для детей разного возраста – от 8 месяцев до 5-6 лет.

Разберемся, почему развивающие доски действительно полезны.

Улучшение мелкой моторики

Как кубики влияют на развития ребенка

При ощупывании прикрепленных на игровые поля элементов тренируются мышцы кистей и пальчиков. Центры мозга, которые отвечают за моторику и речь, расположены рядом – они взаимодействуют друг с другом. Это значит: когда ребенок развивает координацию движений рук, он одновременно активизирует речевые центры мозга. Поэтому в будущем легче начинает говорить, правильно строя предложения.

Также развитие мелкой моторики влияет на улучшение:

  • логического мышления;
  • памяти;
  • наблюдательности.

А четкие, уверенные движения пальцев – отличный подготовительный этап к рисованию и письму.

Развитие интеллектуальных способностей

Как кубики влияют на развития ребенка

С помощью бизиборда ребенок запоминает:

  • цвета, оттенки;
  • геометрические формы;
  • буквы, цифры;
  • пространственные понятия «слева», «справа», «внизу», «вверху»;
  • категории «один», «много», «больше», «меньше», «поровну»;
  • названия животных, овощей, фруктов, видов транспорта – всего того, что необходимо для получения базовых знаний о мире.

Все это пригодится малышу на этапах подготовки к посещению детского сада, а затем школы.

Приобретение навыков самообслуживания

Как кубики влияют на развития ребенка

Мальчики и девочки становятся более самостоятельными, когда с помощью бизиборда учатся пользоваться:

  • пуговицами, змейками, липучками, другими видами одежной фурнитуры;
  • шнурками;
  • выключателем;
  • замками, дверными цепочками, шпингалетами;
  • аналоговыми часами.

Отдельные элементы помогают малышам усвоить правила безопасности. К примеру, играя с муляжами розетки и штепселя, они тренируются аккуратно пользоваться электроприборами.

Раскрытие творческого потенциала

Как кубики влияют на развития ребенка

Некоторые модели, к примеру, бизидомики, оснащены меловыми досками и геобордами. Рисуя мелками, создавая узоры при помощи резинок, ребенок тренирует пространственное мышление, развивает воображение.

Читайте также:  Обучающее видео для развития речи ребенка 2 лет

А изделия в виде ракеты, автобуса или корабля  отлично подходят для сюжетно-ролевых игр, позволяя крохе представлять себя на месте космонавта, водителя, моряка.

Подведем итог

Современные бизиборды – это не просто игрушки, способные ежедневно занимать маленького непоседу на 30-40 минут. Это полноценные дидактические пособия, которые способствуют гармоничному развитию и рекомендуются многими воспитателями, педагогами, логопедами, психологами.

Источник

«Кубик Рубика – гимнастика для ума» психологический аспект.

Подготовила: Титова Наталья Евгеньевна.

педагог-психолог МАДОУ ДСКН №9 г. Сосновоборск

Более тридцати лет назад Кубик Рубика или,  как его назвали тогда, Магический кубик начал своё победное шествие по миру.
Венгерский преподаватель архитектуры Эрне Рубик изобрёл в 1974 году головоломку в виде кубика с вращающимися сторонами, которая с момента появления на рынке на рубеже 70-80-х годов ХХ века смогла покорить почти всех.

В те годы не было лучше подарка на любой праздник, чем волшебный Кубик Рубика; кубиками декорировали помещения и украшали одежду; даже появилось специальное направление в искусстве по созданию поражающих воображение художественных шедевров из огромного количества кубиков. Копия с картины Микеланджело “Рождение Адама” вошла в книгу рекордов Гиннеса как непревзойдённое по размеру произведение из кубиков Рубика.

Сегодня знаменитый кубик Рубика является самой продаваемой в мире игрушкой.
Значение изобретения Э.Рубика для развития интеллектуальных способностей человека невозможно переоценить.

Давайте и мы попробуем разобраться в практической значимости кубика Рубика для психического развития ребенка. Для этого я предлагаю вам вместе со мной ь ментальную карту, в которой мы отобразим все свои предположения.

И так в центре карты мы обозначаем сам кубик Рубика. Давайте попробуем определить на какие психические процессы в развитии ребенка влияют занятия по сборке кубика рубика.

(Педагоги дают свои предположения, все варианты заносятся на ментальную карту)…..

Ну вот наша ментальная карта готова, а теперь давайте проверим свои предположения, а также возможно узнаем новые факты о значении кубика Рубика и его влиянии на психическое развите детей.

Моторика рук

Кубик развивает ее и у малышей, которые еще не знают цветов, и у взрослых, которые держат его на рабочем столе, и у профессиональных спидкуберов, собирающих кубик на скорость. Доказано, что кубик Рубика положительно влияет на суставы рук, быстрые движения пальцами кистей рук существенно укрепляют предплечья. Если речь идет о ребенке, то это не маловажная часть развития организма поскольку крепкие суставы улучшают двигательную функцию организма.

Правильная речь

Этот навык вытекает из предыдущего. Как известно, за моторику и речь отвечает один и тот же участок головного мозга. Сборка кубика стимулирует его и способствует развитию дикции. Так что если вы хотите, чтобы ребенок научился правильно говорить либо занимаетесь развитием дикции в зрелом возрасте или хотите избавиться от дефектов речи, механическая головоломка станет отличным помощником.

Быстрота реакции

Иногда можно услышать мнение, что от сборки кубика мало толку, ведь все используют готовые алгоритмы. На самом деле, так могут говорить только те, кто со сборкой знаком только в теории. На самом деле, подобрать нужный алгоритм как можно быстрее — целое мастерство. А умение быстро выбирать правильное решение пригодиться во всех сферах жизни.

Память
Хорошая память нужна всем: и первоклашкам, и студентам, и взрослым. Развивать ее можно в любом возрасте, и Кубик Рубик отлично справиться с этой задачей. Даже если вы будете собирать его на уровне новичка, то со временем начнете запоминать около восьми комбинаций, а чем дальше, тем больше. В результате таких тренировок вы начнете легко запоминать стихи, списки дел и покупок.

Ребенку необходимо постоянно запоминать текущее положение различных цветов. Это очень хорошо развивает кратковременную память, которая позволит в дальнейшем НЕ делать глупых ошибок.

Настойчивость
Купить даже самый простой кубик и собрать его сразу, без тренировки, невозможно. Но интерес к головоломке не даст остановиться на половине пути. Поэтому ее советуют тем детям, подросткам и взрослым, которым не хватает настойчивости в достижении целей.

Устойчивость к стрессам

Если ваш ребенок при столкновении с трудностями раздражается или расстраивается, и у него опускаются руки, головоломка придется как нельзя кстати. Процесс сборки докажет, что неудачи преодолимы, и если постараться, то результат превзойдет все ожидания. С таким настроем любой стресс по плечу.

Понимание алгоритмов

Кубик Рубика собирается при помощи базовых алгоритмов, в которых не менее 20 ходов. При этом обычно задачи в школьной программе решаются не более чем за 5-6 ходов. Понимание алгоритмов позволит ребенку значительно легче справляться со школьными задачами.

Логическое мышление

Собирая кубик Рубика ребенок решает целую последовательность мини-задач, которые подчинены одной цели. Таким образом учится выстраивать логические цепочки у себя в голове.

Наглядно-действенное и пространственное мышление

При сборке Кубика Рубика ребенок учится работать сразу в трех измерениях. Тренируется прогнозировать изменение положения цветов при вращении кубика.

Источник