Как к естественному моменту развития ребенка

Как к естественному моменту развития ребенка thumbnail

Готовность ребенка к школе — один из самых волнующих вопросов для современных родителей. Большинство из них хочет дать детям хорошее образование! Для этого предлагается осознанное и системное развитие ребенка порой не с рождения, а с момента планирования беременности. Неужели все так серьезно?

Раннее развитие ребенка: необходимость или миф?

В наше время всё чаще встречается мнение, что ребёнку необходимо раннее развитие.  О его важности в СМИ существует масса  публикаций педагогов и психологов, авторитетных в глазах родителей. Их главная мысль: ранее развитие ребенка жизненно необходимо! Естественно, что любящие взрослые готовы на всё.

Спрос рождает предложение. И мы видим в каждом городе,  районе центры развития маленьких гениев. В детских магазинах нам предлагается несметное количество пособий по раннему развитию на любой вкус и кошелёк. Заботливые мамы с воодушевлением cкупают их, чтобы ежедневно заниматься с малышами или закреплять знания, полученные в школах для малышей.

Что же предлагается  заботливым родителям в большинстве случаев под «соусом» раннего развития? Обучение счёту, чтению и письму, а также энциклопедические данные по всем направлениям, начиная от сотворения вселенной и заканчивая нанотехнологиями. Всё это преподносится с пометкой «0+».развитие ребенка

Если мы придём на занятия по подготовке детей к школе, то увидим, что дошкольников учат считать, писать, читать и сидеть красиво за партой. Если ребёнок посещает детский сад, то с каждым годом в его расписании добавляется столько занятий, что в подготовительной группе почти не остаётся времени на прогулки и игры.

Почему же, несмотря на обилие школ и методических пособий, на усилия родителей и педагогов, вопрос о снижении уровня образованности современных школьников обсуждается не только у учительских, но и стенах министерства образования.  Неужели новое поколение неспособно усваивать потоки полезной информации?

Дело в том, что «РАННЕГО» развития детей не существует в принципе. Есть понятие естественного развития человека. Мы с рождения наделены желанием познавать новое. Это стремление к помогает формированию навыков, которые необходимы для достижения желаемого. А новые знания становятся базой для дальнейшего развития ребенка. И так всю жизнь.  Меняется только ведущая (главная) для конкретного возраста деятельность.

Как происходит развитие ребенка

В психологии есть понятие «литический период». Это время, когда интенсивно развивается определённая психическая функция (способность нашего головного мозга). По его окончании данную функцию развить практически не возможно. И если развитие было недостаточным, то другая психическая функция, зависящая от неё, тоже пострадает в своем развитии. И в этом как раз кроется секрет хорошей успеваемости ребёнка в школе. Но чтобы этот секрет раскрыть, давайте посмотрим, какие требования необходимы для успешного обучения.развитие ребенка

Готовность к школе: что должен уметь ребенок

Чтобы ребёнок мог успешно учиться, у него должны быть  развиты:

  • воображение, чтобы ясно представить изучаемый материал, запомнить его, выполнять творческие задания, проекты и т.п., найти способ, как получить новые знания самостоятельно;
  • произвольность, чтобы удерживать внимание во время занятий, преодолевать препятствия и трудности;
  • умение общаться с одноклассниками и учителями;
  • самооценка, необходимая для осознания своих возможностей и постановки новых учебных целей и задач.

Когда ребёнок шагнёт во взрослую жизнь, для успеха в различных сферах ему будут крайне необходимы:

  • креативность, которая формируется на основе воображения;
  • воля, появившаяся от произвольности;
  • коммуникабельность, в основе которой лежит умение общаться;
  • рефлексия – производная самооценки.

Как видите, про буквы и цифры здесь ни слова.

Игра — ключ к гармоничному развитию ребенка

Чтобы развить в необходимой степени вышеперечисленные способности, нужно позволить ребёнку пройти все этапы естественного развития. Для этого необходимо создать благоприятные условия в каждом литическом периоде. Главным, единственным, незаменимым и естественным условием развития ребёнка становиться, чтобы вы думали? Игра.

Не обучение в игровой форме, а настоящая игра. Связано это с ведущей деятельностью дошкольника. В среднем до 7 лет именно игровая деятельность ведущая. В зависимости от возраста она меняет свою форму и содержание. Давайте посмотрим, как именно игры формируют нужные для успешного обучения качества личности.развитие ребенка

Воображение

Чтобы научиться придумывать, фантазировать нужно уметь оказываться в выдуманном мире, в окружении реальных и нереальных героев, с которыми могут произойти всевозможные события.

Произвольность

Она  развивается, когда дети учатся соблюдать определённые правила, сдерживают личные желания, чувства, учитывают общие интересы, действуя в паре или команде.

Умение общаться

Для этого навыка игра предоставляет  все условия, где требуется умение договориться, обсудить, аргументировать свои действия, выразить свои желания, приниять  точку зрения партнёра.

Самооценка

В адекватной самооценке, важно уметь смотреть на себя со стороны, узнать свои способности и интересы, понять то, как видят тебя со стороны партнёры по игре.

Игры, которые развивают: сюжетно-ролевая

Всё это с успехом развивается в ходе сюжетно-ролевых игр. Такие игры позволяют детям придумывать реальные и нереальные сюжеты: от строительства дома, покупок в магазине, до покорения замка грозного дракона и путешествия в прошлое. Дети устанавливают правила, изменяют их, корректируют, учатся совместно действовать, чтобы игра была интересной и динамично развивалась.развитие ребенка

Но для такой сложной деятельности необходимо дорасти.

Созревание обычно происходит условно годам к 5. До этого дети осваивают умение организовать игру, быть её режиссером с различными предметами. Поэтому игра в возрасте 3-4 лет называется режиссёрско-предметной.

Игры, которые развивают: режиссёрско-предметные

В ходе такой игры для малыша не важно, что в руках у него просто палочка или кубик. Воображение помогает превратить их в слоника, богатыря или Дюймовочку, которым ребёнок в своём воображении создаёт подходящие миры, приводит к ним «друзей», из предметов, которые понравились. Действие игры разворачивается на столе, потом может переместиться на пол, затем на подоконник и на диван. Это позволяет ребёнку познавать и постигать ещё и пространство. В подобной деятельности ребёнок выступает и в роли режиссера, и в роли актёра, и в роли зрителя. А последняя роль становится основой развития его самооценки.

Читайте также:  День рождения ребенка в школе развития

Но чтобы передать своим фигуркам качества героев, ребёнку необходимо иметь представления о них: он предварительно должен их «пропустить через себя». Для этого малыш проходит этап режиссёрско-образной игры.

Игры, которые развивают: режиссёрско-образные

Этот этап обычно протекает в возрасте 2,5 лет, когда ребёнок «примеряет» на себя различные образы. Можно сказать, что он играет в театре одного актёра. Мы видим, как кроха превратился в киску, также двигается, мяукает и просит молочка. А через некоторое время вместо киски пред вами воин, отважно сражающийся с врагами. Ещё пару минут, и воин «идёт» в школу или на работу.

Игры, которые развивают: предметные

Как видите, здесь без воображения не обойтись. Но и оно формируется не сразу после рождения. Это умение создавать в своей голове образы, а как их создашь, не познакомившись с источниками образов в реальности. Поэтому дети до трёх лет создают «банк образов». И задача взрослых обеспечить «приток капиталов», то есть позволить детям заниматься предметно-манипулятивной деятельностью, которая в глазах взрослых выглядит как игра.раннее развитие ребенка

Это весьма важный процесс. Когда ребёнок трогает, стукает, пробует, разбирает, экспериментирует, взаимодействует с предметами. Он не только знакомится и с ними. В его сознании формируется и образ предмета, и образ самого себя. Это фундамент для формирования самооценки и вообще рождения новой личности. Поэтому очень важно позволять ребёнку играть с предметами вместо заучивания букв и цифр.

Залог успешного развития ребенка

Правда, без одного очень важного условия малыш не станет познавать окружающий мир. Развитие ребенка и познание мира происходят из точки спокойствия. Обязательно нужно доверять миру. Это базовое доверие формируется как раз с момента рождения. Здесь главнейшим источником естественно развития является эмоциональное общение крохи с человеком, который о нём заботится. Обычно это мама.  Поэтому лучше заменить развешивание карточек с цифрами и фигурами проявлением ласки, нежности к ребёнку. Пестование, поцелуи, улыбки и игра в «ку-ку» принесут гораздо больше пользы для успешного развития, чем приобретение абонемента в детский развивающий центр.

Теперь  вы  знаете секрет успешного обучения и развития. Развитие ребенка — это игра. Но не просто игра, а по правилам возраста и в соответствии с периодом развития ребёнка. Пусть наши дети играют и естественно развиваются на радость нам и для собственного счастья.

AJcF7V28nakЕвгения Битова

  • Дипломированный педагог, психолог, мотивационный тренер
  • Мама четверых мальчишек
  • Автор проекта: «Мамино время. Родительство в радость»
  • Сайт Евгении https://happyparent.ru/
  • Группа ВК https://vk.com/time_4_mom

Спасибо Евгении за столь подробный и содержательный рассказ о мифах и правде в развитии детей!

Нравится? Поделитесь материалом

  •  
  •  
  •  
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.
Читайте также:  Центр развития ребенка 33 колосок

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Читайте также:  Развитие ребенка два с половиной до трех лет

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник

В погоне за нормами развития мы зачастую требуем от ребёнка того, чего он ещё не в силах сделать. И вместо того, чтобы предложить занятие по интересам малыша — окружаем его слишком сложными игрушками или водим на развивашки. В результате малыш скучает, капризничает, бросает новую игрушку и уже через минуту снова требует внимания мамы.

Почему ребёнку важно развиваться в собственном темпе

Представьте себе очень голодного человека: ему так сильно хочется есть, что все другие потребности отходят на второй план. Предположим, у него на кухне много полезной еды. Съев эту еду, организм человека получит наибольшую пользу — он восстановит силы, активность и жизнедеятельность.

Фото Ольги Горевой

Возможно, у человека на кухне другая ситуация — она заполнена какой-то нездоровой пищей, полуфабрикатами. При этом он, конечно, голоден, и съест всё, что имеется. Но его тело не получит необходимые питательные вещества и вряд ли он будет чувствовать себя хорошо — может возникнуть тяжесть в желудке, отрыжка или изжога.

А если еды нет вообще? Тогда человек будет испытывать и физические, и эмоциональные страдания. У разных людей это проявится по-разному: кто-то сможет достаточно долго терпеть голод, у кого-то появится агрессия, у кого-то отчаянье и т. п.

Теперь представьте другую картину. Человек очень хочет есть, перед ним есть еда, но он не может её получить. Он протягивает руку, но его шлёпают по руке и говорят: «Отойди, это брать нельзя!» И вместо того, чтобы дать поесть, предлагают посмотреть фильм или почитать книгу.

Подобная аналогия позволяет нам понять состояние ребёнка, когда у него есть какое-то внутреннее стремление, жажда деятельности, и при этом взрослый либо предоставляет ему возможность удовлетворить эту потребность, утолить голод, либо препятствует и направляет ребёнка на что-то другое.

В результате ребёнок теряет благоприятную возможность для освоения необходимого навыка, испытывает страх, агрессию и другие негативные эмоции.Например, когда трёхлетних детей пытаются научить читать и писать. Самый благоприятный период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах.

А вот в 3 года происходит пик интереса к сенсорике, развития органов чувств — слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств — то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.

Этот мультфильм можно рассматривать как метафору описанной ситуации. Гусеницы, которые следовали естественному процессу развития перевоплотились в бабочек. А вот гусенице, которая слишком торопилась, можно только посочувствовать.

Что говорят учёные

Нейробиологи обнаружили, что в работе головного мозга ребёнка существует ряд особенностей. В частности, на определённом временном отрезке у детей одни нейроны становятся более активными, нежели другие.

В моменты активности эти нейроны объединяются в нейронные ассамблеи, и эти ассамблеи отвечают за интерес и стремление ребёнка к определённым видам деятельности.

Через какое-то время происходит перегруппировка этих ассамблей, и часть нейронов как бы выключается. Остальные начинают образовывать новые нейронные связи, тем самым создавая новые ассамблеи. И у ребёнка возникает интерес к уже новым вещам. То, что его интересовало до этого, резко перестаёт ребёнка интересовать, и он переключается на какие-то новые виды деятельности.

В эти окна возможностей, в период особой активности данных групп нейронов, ребёнок способен освоить новые навыки очень легко и быстро. Конечно, если взрослый создаёт для этого условия. Если среда ограничивает ребёнка, то новые навыки формируются либо с искажениями, либо не формируются вовсе.

Мозг ребёнка подобен прожектору, который выхватывает из окружающей среды то, что ему необходимо для эффективного развития в данный момент. И если взрослый научится видеть эти благоприятные возможности, то сможет предложить именно те занятия, которые будут полезны для малыша.

Про 7 признаков, по которым мы можем определить благоприятные возможности для освоения того или иного навыка расскажем в следующей статье. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить.Статья подготовлена про материалам курса «Сензитивные периоды развития ребёнка до 3 лет» Веры Николаевны Могилёвой — кандидата психологических наук, Монтессори-педагога, автора учебников для ВУЗов и школ

Источник