Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка

Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка thumbnail

В современном
мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и
социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие
требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном
языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем
восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к
обучению. Существует мнение, что раннее
обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного
образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако
исследования показали, что изучение иностранных языков, при
правильной организации занятий, развивает детей, повышает их
образовательный и культурный уровень.

Уже доказано, что
раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс
формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также
положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что
под ранним обучением иностранного языка понимается обучение,
осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с
момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой
пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие
потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от
воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо
начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под
руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что
самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому
научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность
овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется
уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких
языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него
(искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям
постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в
том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном
языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а
уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить,
застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в
среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение
иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения
больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок,
который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано
начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит
учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и
скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему:
«способствует ли изучение иностранных языков улучшению
произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды,
психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для
разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо
заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке
ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае
нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети
запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них
эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое
значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью.
На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно
создается художественная среда. Театральная, музыкальная,
литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному
языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к
обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их
личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В.
Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие
родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному
языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным
языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило
положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей,
на выработку у них способов адекватного поведения в различных
жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее
благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам
психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список
положительных результатов раннего изучения иностранного языка.
Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении
является его гуманистическая направленность.

Существует
множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ
обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и
действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в
игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой
деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для
ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной
сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий;
средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность
оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления,
во­ображения [7].

Итак, игра
является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную
деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится
привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать,
что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания
иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на
начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И.
Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и
психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и
старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В.
Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена
проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой
деятельности на раз­лич­ных этапах обучения –
начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности
учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических
особенностей учащихся.

Например, при обучении
иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во
внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также,
важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени
удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их
деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально
насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель
обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при
оценке поведения со стороны сверстников.

Ролевой игрой дети овладевают к
третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями,
открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение
и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в
собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И
это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В
результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те
формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при
введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков
устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия
для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

– игру можно включать в том или
ином виде в занятия по иностранному языку;

– проведение игр на уроках
иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели
обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и
культуре поведения вообще;

– разработка и внедрение игр в
процессе обучения способствует более успешному решению основных задач
обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках
иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
используют проектные методики. В европейских
языках слово “проект” заимствовано из латыни: причастие
projectus означает “выброшенный вперед”, “выступающий”,
“бросающийся в глаза”. Применительно к уроку иностранного
языка, проект – это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием
творческого продукта. Таким образом, метод проектов – это
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать
ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с
обязательной презентацией результатов. Ниже
приведены
несколько
примеров проектной методики, с
помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь
сразу нескольких целей – расширить словарный запас учащихся,
закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке
праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными
работами детей.

№1. My
Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из
журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В
течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и
рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т.
д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать
картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing
Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем
развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу
над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально.
Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность
работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять
ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование
разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей
направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс
обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного
языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с
полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка
не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка.
Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно
говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие
детей.

И цель педагога в данной ситуации
сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего
обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за
инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями,
родителями, осознающими значение образования и развития своих детей.
И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу
своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические
особенности усвоения второго языка младшими школьниками //
Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении
иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях
эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования
в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- №
2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли
дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, №
6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н.
Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном
обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- №
6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В.
Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание
человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№
2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для
дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия»,
1998.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник

Элиза Ильясова
Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,

педагог дополнительного образования

по обучению детей английскому языку

ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД»

Зачем иностранный язык ребёнку? Когда начать обучение? Не помешает ли изучение иностранного языка овладению родным? С чего начать? Это далеко не полный круг актуальных, волнующих многих родителей вопросов. Учитывая особенности восприятия и развития маленького ребёнка, мы представляем полезные советы мамам и папам, которые считают изучение иностранного языка необходимым, но испытывают сомнения по поводу того, как именно начать «нагружать» им своего малыша.

Всем хорошо известно, что изучение иностранных языков сегодня становится всё более необходимым, так как это главное и самое необходимое средство обмена информацией между людьми. Особый интерес вызывает английский язык, как наиболее популярный. Это язык компьютера и спорта, торговли и культурных связей, коммуникации и бизнеса. Современный ребёнок должен владеть английским языком, так как он слышит английский язык всюду: в средствах массовой информации, в кино, в путешествиях за границу, пользуясь компьютером и Интернетом.

Данные психологии и педагогики подтверждают, что обучение иностранному языку детей – дошкольников вызвано стремлением использовать возможности возраста, как наиболее благоприятного для овладения языком. Результаты исследований определяют дошкольный возраст, как оптимальный период в интеллектуальном развитии человека, так как 50% знаний закладывается в дошкольном возрасте, 25% – до 10 – 11 лет, остальные 25% в процессе всей дальнейшей жизни.

Изучение английского языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, его речевые способности и расширение общего кругозора. Познание ребёнком окружающего мира через родной и английский языки, через родную культуру и культуру второго изучаемого языка, помогает сформировать на раннем этапе положительную мотивацию к изучению иностранного языка и создать надёжную базу для дальнейшего овладения умениями иностранного общения.

Уважаемые родители!

«Дети усваивают иностранный язык со «скоростью» света. И чем раньше они начинают изучать английский, тем легче он им даётся».

Надо знать и помнить, что главное в работе педагога и родителей заключается в том, чтобы разбудить интерес ребёнка к изучению английского языка, поддержать его желание, обязательно заметить его первые успехи, развить его эмоциональные и творческие способности, а также помочь ребёнку осознать себя, как личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу. А также показать важность знания английского языка, вызвать чувство радости, удовольствия от того, что ребёнок что-то уже понимает, может сказать сам.

– Помните, что ребёнку интересно не только слышать, но и самому говорить на иностранном языке.

– Ежедневно интересуйтесь успехами вашего ребёнка: что он узнал сегодня нового, что запомнил?

– Вместе с ребёнком учитесь, играйте, танцуйте, пойте!

– Старайтесь хвалить ребёнка, вместе с ним радуйтесь знаниям, успехам английского языка, который будет нужен ему в школе и в дальнейшей жизни.

Источник

Как развить интеллект и логику ребенка, научить его «схватывать на лету»? Кто-то уверен, что наши способности — от природы, а кто-то упорно пытается развивать их в детях. Занятия на мелкую моторику, кроссворды, игра на музыкальном инструменте, витамины Омега-3… Оказывается, есть еще один простой и полезный способ — изучение иностранного языка. Рассказываем, как ученые узнали, что уроки английского помогут стать умнее и счастливее, а в школе иностранных языков BKC-International House подтвердили это на практике.

Изучение языка помогает быстрее запомнить новое

Если упростить, серое вещество — это и есть кора головного мозга, тонкий слой, где больше всего сосудов и капилляров. Эта зона мозга в ответе за мышечную активность, память, речь, зрение слух и даже за эмоции. Ученые заметили, что с освоением нового, сложного навыка количество серого вещества растет.

Количество белого вещества, отвечающего за нейронные связи, тоже увеличивается. А само вещество остается здоровым, если активно использовать второй язык. Шведское исследование, проведенное с помощью МРТ, показало, что именно изучение языка увеличивает некоторые области мозга, в том числе гиппокамп. Этот отдел напрямую связан не только с освоением языка, но и с кратковременной памятью (и ее превращением в долговременную) и ориентацией в пространстве, а вместе с лимбической системой он влияет на эмоции и мотивацию.

В результате когнитивные способности улучшаются — без всяких витаминов и кроссвордов. Ребенок быстрее усваивает информацию, лучше говорит на родном языке, и еще один иностранный язык будет даваться легче — мозг уже «подготовлен» к таким задачам.

Но для идеальных результатов важно использовать второй язык как можно активнее, а не просто зубрить грамматику в школе — так количество белого вещества, отвечающего за нейронные связи, тоже увеличивается и остается здоровым. Отличный повод заниматься английским дополнительно и уделять внимание практике — именно такой подход используют преподаватели школы иностранных языков BKC-International House.

Изучение языка помогает мыслить шире

В 1970-х годах ученые провели исследование среди англоязычных детей и тех, кто говорит на арабском языке, а третьей группой стали арабские дети, изучающие английский. Один из результатов оказался неожиданным: для англичан понятие времени ассоциировалось с движением слева направо, для арабов — наоборот, справа налево. Те же, кто учил английский, мог представить время в обоих направлениях — а значит, частично перенимал образ мышления на другом языке. Очень важное качество, чтобы в будущем работать и заводить друзей за рубежом!

Ученые считают, что освоение нового языка также развивает креативность. Когда ребенок сталкивается с интересными, разнообразными идеями и задачами, в мозге возникает больше нейронных связей, которые помогут генерировать новые идеи. А пополнение словарного запаса поможет взглянуть на мир по-новому и найти необычные подходы к задачам — например, удивить преподавателя оригинальным, «не по учебнику» решением уравнения.

В школах BKC-International House детей учат мыслить «по-английски»: обсуждают на этом языке книги и фильмы. А преподаватели ведут многие занятия на английском: например, рассказывают малышам о животных и космосе, учат несложной арифметике.

Изучение языка дольше сохраняет активность мозга — можно получить хоть три высших образования

Канадское исследование 2017 года показало: когда человек говорит на двух языках, это не только увеличивает серое вещество и формирует нейронные связи, но и развивает медиальные височные доли. Именно они отвечают за слуховое восприятие и за память, чтобы мы дольше хранили информацию о том, что услышали.

Мы верим, что эффективнее всего учиться в молодости — после 30 новые знания усвоить тяжелее, поэтому стремимся «впихнуть» в детей нужные для жизни навыки как можно раньше. Но на самом деле те, кто бегло разговаривает на двух языках, успешно освоят новые навыки и в тридцать, и в сорок лет — а еще они меньше подвержены болезни Альцгеймера и деменции.

Изучение языка делает мысли логичнее

Сколько нелепых поступков дети совершают со злости! Да и нам, взрослым, трудно контролировать свои эмоции, даже когда речь заходит о жизненно важных решениях: мы ссоримся, хлопаем дверью, бросаемся обидными словами. Оказывается, и здесь поможет иностранный язык.

Ученые из Чикаго выяснили, что мы мыслим трезво и логично, если заставляем себя думать на неродном языке — возможно, потому, что наш словарный запас беднее. Чтобы думать на иностранном языке, не обязательно быть билингвой, но постоянная практика нужна.

В школах BKC-International House детей учат и разговаривать, и спорить на английском, на занятиях обсуждают действительно интересные темы — есть где поупражняться в ораторском искусстве и научиться аргументировать свою позицию без лишних эмоций.

Изучение языка развивает эмоциональный интеллект

Для чего вообще нужен эмоциональный интеллект и что это за модное понятие? Если кратко, то это способность понимать свои эмоции и справляться с ними, чтобы не ранить других людей. Ученые уверены, что такой навык гораздо важнее для успеха в жизни, чем IQ, который, кстати, напрямую зависит от того, как ребенок умеет переживать разные чувства и строить отношения со сверстниками.

Когда дети, которые учат иностранный язык, общаются с носителем в школе или за границей, они внимательнее следят за словами, боясь ошибиться или неуместно пошутить. Они слушают собеседника, обращают внимание на язык тела, выражение лица, контекст — все это развивает эмпатию, помогает лучше понимать людей в целом.

Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка

CHIPSовости

Слушайте наш подкаст

Материал подготовлен в партнерстве с сетью школ английского языка BKC-International House. Репетиторы на дому часто пускаются в крайности: делают упор на доскональное изучение грамматики и словарные тетради с неправильными глаголами и phrasal verbs, или дают слишком много практики и игр и минимум теории — так осваивают язык мигранты, разговаривать они могут, но вот пишут с трудом. Методисты школ BKC-International House нашли идеальный баланс:

  • коммуникативная методика означает полное погружение в английский с первого урока, на русском преподаватели не говорят
  • чтобы увлечь детей, преподаватели творчески подходят к занятиям — устраивают рэп-баттлы или разыгрывают с учениками живые сценки, например, «в аэропорту»
  • новые слова учат постепенно, а не 100 за урок, и не на бумаге, а в живой речи — только так они хорошо запоминаются и входят в активный словарный запас
  • в курсы входит подготовка к международным тестам Cambridge English, где ребенок сможет подтвердить знание языка по стандартам, которые ценят во всем мире

Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка

С детьми работают педагоги, прошедшие специальное обучение и получившие международный сертификат IH CYLT

Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка

Учителя знают особенности психики и поведения дошкольников и школьников разного возраста

Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка

И сумеют вовлечь в процесс с помощью игр, не перегружая лишней информацией, которую ребенок не запомнит

В школах есть группы для подростков и малышей от 3 лет и индивидуальные занятия, можно записаться на отдельный курс для подготовки к ЕГЭ. А родители всегда смогут отследить прогресс: в начале, середине и конце курса дети проходят тест, и преподаватель подробно рассказывает о результатах каждого.

Как изучения иностранного языка влияет на развитие ребенка

BKC-International House

Подробнее

Выбрать ближайший филиал школы в Москве и выбрать подходящий курс можно на сайте школы.

Источник