Как измерить уровень развития ребенка никитин
Тогда, да
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два – три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.
РАН:
Институт психологии
Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель –
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
“сообразительность”, а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу
методики положен один из субтестов Векслера – кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.
В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР (“продуктивность
творческой умственной работы”), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения “умственного возраста” по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку (“начальный порядок”), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.
Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, –
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания “Продуктивности творческой работы”
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его “умственный возраст”,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.
ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, “Как измерить
уровень развития ребенка”. Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>
Памяти Никитина Б.П. – великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>
О книгах Никитина >>>
Что стало с семьёй Никитиных >>>
Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:
С чего начать и как играть? >>>
Игры с Большой Буквы >>>
Рамки – вкладыши Монтессори геометрические >>>
Из первых уст:
Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>
Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>
Как
измерить уровень развития ребёнка? >>>
Книги Никитина Б.П.:
“Развивающие
игры” >>>“Резервы
здоровья наших детей” >>>“Мы и наши дети” >>>
Источник
Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это. Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками. Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.
Суть методики Никитиных
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.
В чем заключается основные идеи методики Никитиных:
- Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
- То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
- Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
- Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
- Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.
Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.
Принципы системы Никитиных
Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:
- Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.
- Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.
По системе Никитиных родители не должны игнорировать своих детей, но и чрезмерно опекать их, ограждая от внешнего мира, тоже. В воспитании своих детей они придерживались золотой середины, формирующейся на основных принципах их системы:
- Каждый малыш в праве самостоятельно выбирать то, чем он хочет заниматься. При этом родители должны правильно подтолкнуть его к тому, что физическое и интеллектуальное развитие должны одинаково присутствовать в его жизни.
- Не стоит кутать своего малыша. Одежда должна соответствовать сезону, быть максимально легкой и комфортной. Чем ее меньше – тем лучше.
- Малыша как можно раньше нужно познакомить со спортивными снаряжениями, помочь разобраться с ними и на собственном примере показать, как правильно их использовать.
- Родители должны быть для своего малыша поддержкой, которой он в любой момент может воспользоваться. Они должны проявлять интерес к его жизни.
Как вызвать желание заниматься?
Методика раннего развития Никитиных поможет разобраться в вопросе, который так часто можно услышать от молодых родителей – как вызвать у ребенка желание заниматься? Все очень просто. Достаточно создать такие условия развития, которые опережают этот процесс.
В арсенале младенца не должны быть игрушки подходящие сугубо его возрасту. А вот интересные развивающие игры для старших детей или плакаты на стенах, различные приборы будут очень кстати. С раннего детства малыш будет тянуться к тому, что не совсем для него понятно. И это отличные условия для новых познаний, овладения навыками. Во всех этих порывах к познанию нового должны присутствовать и родители. Они находятся рядом, но не выполняют за малыша непосильные задачи.
Цель их присутствия:
- Похвалить
- Поддержать
- Помочь решить возникшую проблему, но не сделать это за дочь или сына.
При изучении чего-то нового многие дети сталкиваются с тем, что у них многое не получается. В этот момент их нужно успокоить, подбодрить и смотивировать, но никак не ругать и упрекать в неудаче.
Физическое развитие в семье Никитиных
Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей. Они воспитали своих их закаленными, выносливыми, редко болеющими.
Для того чтобы достичь этого результата с раннего детства детей нужно:
- Знакомить со спортом
- Кормить здоровой пищей, не перекармливать
- Одевать в удобную одежду, не сковывающую движений
- Закаливать.
Закаливание с детства – это залог крепкого иммунитета. Что для этого рекомендуют делать Никитины:
- Обливаться холодной водой
- Ходить босиком по снегу
- Соблюдать определенную температуру воздуха в помещении.
Интеллектуальное развитие по данной системе
Физическое и интеллектуальное развитие в системе Никитиных стоят на одном уровне. Ведь человек должен быть не только сильным и здоровым, но и умным, способным решать непредвиденные вопросы, находить выход со сложных жизненных ситуаций.
Для того чтобы обеспечить должное интеллектуальное развитие своим детям, а также передать этот опыт другим родителям, Никитин разработал огромное количество интеллектуальных игр. И все они имеют одну особенность – не оглашение правил.
Изначально это может показаться странным. Как маленький ребенок может понять, правила игры, которую он видит впервые? На самом деле все намного проще. Начиная играть, малыш вникает в суть происходящего, наблюдает за остальными игроками, делает соответствующие выводы. Опираясь на них, анализирует, задействовав интеллектуальное мышление. Если же ему не удалось разобраться с правилами игры, ее откладывают до более подходящего времени.
Большая часть созданных Никитиным игр рассчитана на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве. Поэтому на основе имеющихся игр можно создавать новые.
Примеры игр по системе супругов Никитиных
В воспитании своих детей Борис Никитин признавал только игры, которые сам же и разрабатывал. Они очень нравились его малышам, ведь были подобраны в соответствии с их возрастом. Большинство из них были многоуровневыми – ими могли играть как младенцы, как и дошкольники, школьники.
В качестве примера можно рассмотреть 4 игры, которые разработал Борис Никитин.
Сложи узор Никитина
Это одна из самых простых игр, которую сможет осилить 1,5-годовалый малыш. Но и дети старшего возраста могут в нее играть. Только в этом случае усложняется поставленная задача.
Основой игры являются кубики Никитина в количестве 16 штук. Размер каждого ребра составляет 3 сантиметра, а каждая грань окрашена в определенный цвет.
Суть игры – родители усаживаются рядом с детьми и предлагают сложить определенный узор из кубиков. Для начала можно попробовать собрать линию одного цвета, затем чередовать цвета, а после переходить на более сложные узоры. Важным нюансом является то, что окончить игру следует до того, как дети потеряют к ней интерес.
Сложи квадрат Никитина
Это также универсальная игра, которая подойдет для детей от 2 лет и старше. Представлена она множеством разных геометрических фигур. Из них нужно собрать квадрат. Для самых маленьких это предлагается сделать из 2 фигурок – треугольников, прямоугольников или других частей, из которых может состоять обозначенная в задании фигура. Освоив этот уровень можно переходить к следующему. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, увеличивается.
Уникуб Никитина
Смысл этой игры – это создание объемных фигур в соответствии с разработанными Никитиным схемами. Сделать это предлагается из 27 кубиков, 3 грани каждого из которых окрашены в определенный цвет. Несмотря на простые правила и прилагающуюся схему игра не так уж и проста. А все дело в цветах, а вернее их сочетании – они довольно редкие.
Для детей доступно 60 заданий. Первые задания можно выполнять с детьми от 1,5 до 3 лет.
Дроби Никитина
Многие дети не любят их и не понимают, но в школьной программе они присутствуют и от этого никуда не деться. Как раз для этого случая предусмотрена эта игра. С помощью нее детей в возрасте от 3 до 5 лет можно познакомить с таким непростым понятием, как дроби.
Набор для игры представлен 3 фанерками, размер каждой из них равен альбомному листу. Для каждой фанерки предусмотрено 4 круга одинакового размера. Отличия их заключаются в цвете и сечении фигуры. Первый круг целостный, второй разделен на 2 части, третий на три и так дальше. Самый последний круг состоит из 12 частей.
Польза игры заключается в том, что дети могут повторить цвета, пересчитать части каждого круга и сравнить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это отличный способ наглядно увидеть и понять, почему 12 часть целого круга меньше чем 6.
Это лишь часть игр, разработанных Никитиным. На них выросло не одно поколение детей. Они эффективны и познавательны. В процессе игры дети лучше усваивают новый материал.
Преимущества и недостатки системы
Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.
Дети:
- Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
- Любознательные, стремятся к чему-то новому.
- Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
- Интеллектуально развиты.
Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.
Заключаются они в следующем:
- Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
- Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.
Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.
Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.
Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.
Видео о семье Никитиных
Источник
Тогда, да
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два – три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.
РАН:
Институт психологии
Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель –
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
“сообразительность”, а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу
методики положен один из субтестов Векслера – кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.
В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР (“продуктивность
творческой умственной работы”), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения “умственного возраста” по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку (“начальный порядок”), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.
Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, –
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания “Продуктивности творческой работы”
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его “умственный возраст”,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.
ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, “Как измерить
уровень развития ребенка”. Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>
Памяти Никитина Б.П. – великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>
О книгах Никитина >>>
Что стало с семьёй Никитиных >>>
Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:
С чего начать и как играть? >>>
Игры с Большой Буквы >>>
Рамки – вкладыши Монтессори геометрические >>>
Из первых уст:
Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>
Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>
Как
измерить уровень развития ребёнка? >>>
Книги Никитина Б.П.:
“Развивающие
игры” >>>“Резервы
здоровья наших детей” >>>“Мы и наши дети” >>>
Источник