Как измерить уровень развития ребенка
Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.
Общая оценка уровня умственного развития ребенка
Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.
Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.
Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:
- Когда у тебя будет день рождения, то…
- Если пойдет сильный дождь, то тогда…
- Если кусочек льда положить на ладонь, то…
- Вечером становится темно, потому что…
- Девочка весело смеялась, потому что…
- Если летом будет жарко, то…
- Если гулять зимой без варежек, то…
- Девочка заболела, потому что…
- Мама похвалила мальчика, потому что он…
- В комнате погас свет, потому что…
С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.
Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.
Первая группа:
- 3 – 8 – 6
- 6 – 1 – 2
- 3 – 4 – 1 – 7
- 6 – 1 – 5 – 8
- 8 – 4 – 2 – 3 – 9
- 5 – 2 – 1 – 8 – 6
Вторая группа:
- 5 – 7 – 4
- 2 – 5 – 9
- 7 – 2 – 9 – 6
- 8 – 4 – 9 – 3
- 4 – 1 – 3 – 5 – 7
- 4 – 7 – 8 – 5 – 2
Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.
Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:
- Кошка, собака, коза, воробей.
- Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
- Мяч, кукла, юла, мальчик.
- Апельсин, яблоко, груша, лук.
- Тарелка, чашка, стакан, стол.
- Шкаф, стул, кресло, чайник.
За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.
Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.
Задания для оценки уровня речевого развития ребенка
Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.
Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:
- Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
- Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
- Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
- Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
- Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.
Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».
Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.
Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».
Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:
- ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
- ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
- ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
- ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.
Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.
Источник
Тогда, да
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два – три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.
РАН:
Институт психологии
Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель –
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
“сообразительность”, а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу
методики положен один из субтестов Векслера – кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.
В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР (“продуктивность
творческой умственной работы”), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения “умственного возраста” по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку (“начальный порядок”), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.
Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, –
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания “Продуктивности творческой работы”
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его “умственный возраст”,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.
ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, “Как измерить
уровень развития ребенка”. Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>
Памяти Никитина Б.П. – великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>
О книгах Никитина >>>
Что стало с семьёй Никитиных >>>
Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:
С чего начать и как играть? >>>
Игры с Большой Буквы >>>
Рамки – вкладыши Монтессори геометрические >>>
Из первых уст:
Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>
Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>
Как
измерить уровень развития ребёнка? >>>
Книги Никитина Б.П.:
“Развивающие
игры” >>>“Резервы
здоровья наших детей” >>>“Мы и наши дети” >>>
Источник
Тогда, да
сейчас в официальной системе просвещения и образования исследования в
области раннего чтения были категорически запрещены. Вскоре появились
сообщения, что в стране появились диссиденты от педагогики, Борис и Лена
Никитины, которые осмелились научить детей читать за два – три года до
школы. На них немедленно обрушилась почти вся тогдашняя
государственная пресса, специалисты и академики сразу двух министерств:
просвещения и здравоохранения. Сохранились более 200 публикаций в том
числе и нынешних академиков против раннего развития и чтения.
РАН:
Институт психологии
Работая
над созданием методики измерения продуктивности интеллектуальной деятельности,
ее автор, известный педагог Борис Павлович Никитин, ставил перед собой цель –
создать тест, который может определять возможности невербального мышления;
“сообразительность”, а не уровень знаний. Ему потребовалось значительное
количество времени, чтобы осуществить эту идею на практике.
В основу
методики положен один из субтестов Векслера – кубики Косса. Авторская разработка
Никитина заключается в творческом подходе к их использованию. Выяснилось, что
даже 4 кубика, уложенные квадратом, позволяют сложить около 20 тысяч различных
узоров.
В
оборудование к методике, которую Б.П. Никитин назвал ПТУР (“продуктивность
творческой умственной работы”), входит комплект четырехцветных кубиков (16
штук), секундомер, набор контрольных узоров возрастающей сложности, протокол
измерений, экспериментальный график зависимости ПТУР от возраста, график
определения “умственного возраста” по результатам испытаний и узор для укладки
кубиков в коробку (“начальный порядок”), в каком должен увидеть их испытуемый,
открывая впервые коробку.
Существует
определенный порядок измерения ПТУР, подробно разработанный автором и
апробированный на протяжении более чем двадцати лет. Он включает четкие
инструкции для экспериментатора на всех этапах проведения исследования, –
начиная от конкретных инструкций испытуемому, порядка предъявления кубиков и
узоров, контроля за ходом выполнения ребенком задания, хронометража, временных
норм (максимального времени складывания узора [Тмакс]), ошибок, которые должны
учитываться при работе. Подробно расписан и подсчет результатов по записи в
протоколе, которые поступают в виде показания “Продуктивности творческой работы”
и оценки уровня развития каждого ребенка в зависимости от его возраста. По
величине ПТУР, показанной ребенком, легко определяется его “умственный возраст”,
сравнивая который с календарным, можно увидеть, насколько опережает или отстает
ребенок в своем развитии от статистически среднего.
Основным
достоинством теста, как считает сам автор, является то, что он не только
диагностирует, но и развивает творческие возможности, показывает способность к
творчеству и самообучению.
ПТУР можно
успешно применять для диагностики различных операций невербального мышления,
пространственной ориентации, виртуального восприятия, творческого мышления.
Он может
быть применим как для детей (начиная с двух-трех лет), так и для взрослых. Тест
прошел экспертную проверку в Институте психологии Российской академии наук и
рекомендован для психолого-педагогической диагностики. Основные материалы теста
(кроме кубиков) выпущены в специальном издании: Б.П. Никитин, “Как измерить
уровень развития ребенка”. Кубики продаются отдельно в готовом виде или могут
быть использованы четырехцветные кубики из других наборов.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
О Никитине, его семье и творческом наследии:
Педагогика Б. и Л. Никитиных >>>
Памяти Никитина Б.П. – великого гуманиста, Педагога, Воспитателя XX века >>>
О книгах Никитина >>>
Что стало с семьёй Никитиных >>>
Популярно о интеллектуальных играх Б.П.
Никитина:
С чего начать и как играть? >>>
Игры с Большой Буквы >>>
Рамки – вкладыши Монтессори геометрические >>>
Из первых уст:
Беседа Л.А. Никитиной с родителями >>>
Профессионалы о интеллектуальных играх
Б.П. Никитина >>>
Как
измерить уровень развития ребёнка? >>>
Книги Никитина Б.П.:
“Развивающие
игры” >>>“Резервы
здоровья наших детей” >>>“Мы и наши дети” >>>
Источник
I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит… (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда … (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.
Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»
а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье— одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата-
б) Окунь, карась-
в) Лето, зима-
г) Огурец, помидор-
д) Сирень, шиповник-
е) Шкаф, диван-
ж) День, ночь-
з) Слон, муравей-
и) Июнь, июль-
к) Дерево, цветок-
Правильные ответы:
I
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва
II
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный
III
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер
IV
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения
Обработка результатов
За каждый правильный ответ начисляем ребенку по 1 баллу. Там, где ответы неправильные- даем вторую попытку и в случае правильного ответа начисляем 0,5 балла.
Интерпретация.
1-й уровень успешности (интеллектуальный уровень развития высокий)— 32 балла и более
2-й уровень ( интеллектуальный уровень развития нормальный)— 31,5—26 баллов
3-й уровень (интеллектуальный уровень развития средний) — 25,5—20 баллов
4-й уровень (интеллектуальный уровень развития ниже среднего. Стоит обратить внимание!) — 19,5 и менее
Оценить статью
Статьи на эту тему
Ментальная арифметика в школе Соробан
Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Астрология в жизни человека: восходящий знак в гороскопе вашего ребенка
Восходящий знак-это тот знак зодиака,который взошел на восточной стороне неба в момент рождения ребенка. Этот момент,когда малыш появляется на свет и его пуповина-связь с матерью обрывается — планеты и созвездия выстраиваются в определенной последовательности, как бы выдавая новому человеку так называемый звездный паспорт,натальную карту рождения. Восходящий знак-это до определенной поры скрытые наклонности человека,которые со временем станут его собственным «я»…
Детская ложь. Причины и способы борьбы
Если вы считаете, что все дети обманывают своих родителей, то вы ошибаетесь. Явление это достаточно редкое и, как правило, запущенное самими родителями. Родителями, которые завысили стандарты навыков и поведения на столько, что ребенок, понимая, что не в силах им соответствовать, начинает лгать…
Творческий потенциал малышей знаков Зодиака
Малыш Овен это ребенок, которого не нужно заставлять делать что-либо. Напротив, его скорее нужно приостанавливать, чтобы он не натворил чего-нибудь лишнего. Такие дети имеют огромный запас творческой энергии, и им нравится творить какие-то большие и выдающиеся вещи. Например, если малыш-Овен поёт или танцует, то его исполнение непременно должно выделяться на общем фоне…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Источник