Как игра влияет на развитие воображения ребенка
Оксана Кувшинова
Влияние игровой деятельности на развитие творческого воображения дошкольника
Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. Следует отметить, что в дошкольном возрасте творческое воображение только начинает свое формирование, это представляет огромный потенциал для реализации резервов современного подхода в обучении и воспитании. Любое творчество невозможно без воображения. Воображение – это «структурная единица» творческого процесса. Творческое воображение представляет собой трансформацию содержания образа одного объекта сквозь призму образа другого, возможно наделение объекта качествами другого объекта.
В разных источника можно встретить такие определения воображения,как: активное, продуктивное, а также креативность – мы подразумеваем под этим творческое воображение. Творческое воображение заключается в создании новых образов и их реализация в деятельности. В данном случае слово «новый»имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое для данного индивида. Оно может повторять существующее, но об этом, например, ребенок не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. Учитывая это,следует привести следующее высказывание: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» Л. С. Выготский отметил, что воображение распространяется на все области жизни человека и все, что окружает человека, созданное его руками, опирается на воображение. Таким образом, человек, обладающий творческим воображением, отображает действительность в ином ракурсе, под своим углом зрения, какой бы деятельностью он не занимался.
Творческое воображение протекает на основе анализа и синтеза накопленных человеком знаний. Творческое воображение характеризуется созданием новых образов в процессе творческой деятельности человека. Из нового сочетания элементов и возникает новый образ. И чем богаче дошкольник в своей деятельности опирается на творческое воображение, тем оригинальнее будет его деятельность. Овладевая способностью посредством комбинирования, акцентирования, типизации и других механизмов создавать новые образы воображения из совокупности исходных, ребенок тем самым добивается высокой продуктивности своей деятельности. Творческое воображение это новообразование, которое не просто возникает в психике ребенка, а формируется под воздействием ближайшего окружения.
Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и его проявление обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка. Творческое воображение ребенка формируется на всем продолжении дошкольного детства и продолжает свое формирование в младшем школьном возрасте. Однако в дошкольном детстве развитие творческого воображения имеет свою специфику. Связано это, в первую очередь, с ведущей деятельностью детей этого периода детства. Учитывая это, можно говорить о том, что творческое воображение ярко проявляется и развивается в игровой деятельности детей (Д. Б. Эльконин). Игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления ребенка. Успех формирования личности во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно-ориентированный подход», в рамках которого игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое приобретение социального опыта.
Для создания условий развития творческого воображения дошкольников в игровой деятельности важно знать, что в основе любого творческого акта лежат восприятия, подразделяемые на внешнее и внутреннее и составляющие основу нашего опыта.
То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить образы его фантазия.
В игре принято различать сюжет, содержание и роль. Сюжет игры – это главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д. Б.Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что дети воспроизводят, те или иные явления, действия, отношения. Д. Б.Эльконин отмечает: «…это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности». Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Дети играют во все,что видят: в «Семью», «Детский сад», «Путешествие», «Зоопарк» и пр. В одной игре могут соединяться различные сюжеты,например: в «Путешествии по морю» обязательно есть «Семья», к тому же на борту обязательно готовят еду, а могут и отпраздновать «День рождение». Или «Детский сад» пришел в «Зоопарк». Сочетание, комбинирование сюжетов дает волю и фантазии, и творческому воображению. От уровня развития игровой деятельности наблюдается прямая зависимость развития творческого воображения дошкольника.
С развитием игровой деятельности выявляется новый вид сюжетно-ролевой игры, так называемая, режиссерская игра. Здесь широко используется речь. Ребенок не берет на себя роли, а передвигает кукол, игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей (за разных кукол) – от ребенка требуется умение регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Для осуществления замысла ребенку требуются разные предметы, помогающие ему действовать согласно роли. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем богаче арсенал ассоциативных связей, тем интересней и насыщенней игра дошкольника. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».
Следует отметить особую роль в развитии творческого воображения театрализованных игр.Бывают разные виды театрализованных игр: игры-драматизации, пальчиковый театр, театр «Петрушки» или бибабо, теневой театр, театр марионеток, настольный театр, театр на фланелеграфе. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. В отличие от сюжетно-ролевой игры этот вид игр строится по заданному сюжету, почерпнутому из книги, рассказа взрослых и пр. План игры, последовательность действий определены заранее, однако здесь воображение задействовано не в меньшей степени. Герою нужно себя «вообразить», творчески переосмыслить, взглянуть иначе на свое поведение, эмоции, речь, движения. Обсуждение и продумывание сюжета, создание декораций – все это требует творческого осмысления известного сюжета. Включая в игру-драматизацию элемент импровизации, возможно объединение различных сказок.
Театрализованные игры также могут быть основаны как на драматизации литературных произведений, так и представлять собой собственные инсценировки с использованием различных видов театра. Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создается новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Для развития творческого воображения важным является процесс создания костюмов, кукол, декораций, работа над этюдами, репетиция сюжета. Показ спектакля является конечным продуктом.
Особо следует отметить эмоциональность детей, которая является стимулом для возникновения игровой деятельности. Воздействуя эмоционально на ребенка, можно успешно влиять на раскрытие его творческого потенциала. Физиологическая потребность в новых впечатлениях, физической активности, вместе с тем, несформированность качеств, позволяющих в полной мере контролировать свое поведение, сиюминутные и непосредственные желания и ситуативные взаимоотношения, сказывается на быстроменяющемся эмоциональном состоянии детей. Следует отметить, что связь эмоций и воображения очевидна. Это явно прослеживается в играх детей. В связи с этим можно говорить о том, что развитие эмоций и становление произвольности тесно связаны с развитием воображения, таким образом, воображение можно включить в структуру эмоционального процесса. Аффективное поведение дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. Развивая воображение детей, можно успешно преодолевать аффективные реакции, а эмоции становятся произвольными. В связи с этим необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы снизить эмоциональные переживания отрицательной направленности и ориентировать ребенка на переживание эмоций интересов и радости, которые тесно связаны с познавательной и творческой деятельностью ребенка.
Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а также формирует предпосылки к образовательной деятельности в школе.
В дополнение к этому отметим, что творческое воображение ребенка развивается, при хороших условиях и адекватных воздействиях взрослых от непроизвольного (пассивного) к продуктивному (активному) или творческому. Происходит это при условии полноценного развития ребенка, его способностей и качеств, в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями.
Источник
Собрали актуальную и полезную информацию об истоках воображения. О том, как развивать воображение и творческие способности через игру, и во что воображение превращается во взрослом возрасте.
Каждый ребенок рождается, наделенный даром воображать, но проявляться это умение ближе к двум годам. Сначала воображение пассивно: дети с большим интересом слушают сказки и затем представляют образы оттуда как будто существующими в реальности. Чуть позже дети сами начинают придумывать собственные сюжеты, притворяться кем-либо или чем-либо, наделять предметы нужными им функциями. Пик детского воображения приходится на возраст от 5 до 12 лет.
Сейчас существуют различные методики раннего развития, призванные в том числе развивать креативные способности с помощью специальных упражнений. Интересно в то же время понять, развивается ли фантазия и творческие способности в ходе естественной детской игры. И если да, то можем ли, взрослые влиять через эту игру на детское воображение?
На эту тему делимся с вами исследованием американского профессора психологии и практикующего психотерапевта из США, Сандры Расс (Sandra Russ), которая более 30 лет занималась исследованием этого вопроса.
ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ?
В 1990-е гг. профессор изучала различные проявления воображения у детей во время игры — как дети обыгрывают повествование, используют предметы-заменители, наделяя их необходимыми себе свойствами, выражают позитивные и негативные переживания. Она также смотрела, насколько сильно игра у каждого ребёнка наполнена настоящими эмоциями, если воображаемые события требуют бурной реакции, например, когда на столе как будто появляется сладкий праздничный торт или когда солдатики вступают в сражение. Дети в игре способны проявлять множество разных эмоций — счастье, страх, грусть, злость, привязанность и разочарование — но каждый ребёнок делает это по-разному.
Насыщенность эмоциональных переживания, в результате воображаемых событий, Сандра Расс решила измерять специальной шкалой — «шкалой эмоциональной вовлечённости» в игру. Например, высокая эмоциональная вовлеченность, это, когда мальчик, изображающий щенка, радуется, скатываясь вниз по воображаемой горке. Или когда девочка видит страх на лице куклы, защищая ее от опасности.
По мнению Сандры, чем выше уровень эмоциональной вовлеченности, тем лучше у детей в ходе игры работает воображение.
ЧТО ПРИОБРЕТАЮТ ДЕТИ, КОТОРЫЕ СТАРАТЕЛЬНО ИГРАЮТ?
Уже в 2000-х гг. Сандра провела новые исследования на тему того, какими навыками и умениями обладают дети, набирающие высокий балл по «шкале эмоциональной вовлеченности».
Для этого она сформировала несколько групп с детьми от 4 до 10 лет и провела с ними исследования. Со всеми группами работали педагоги, но делали это по-разному: с кем-то они собирали пазлы и решали задания (это была контрольная группа), а с кем-то увлеченно играли (это была исследуемая группа). В ходе этих игр педагоги показыли детям, как можно по-новому использовать предметы-заменители, выражать эмоции в игре, предлагали варианты сюжетов игры.
Спустя пять недель исследователи подвели итоги: дети, прошедшие «игровую терапию» научились лучше выражать свои эмоции в ходе игры. Одновременно с этим у них был отмечен рост творческих способностей и дивергентного мышления.
Дивергентное мышление — это умение видеть проблему многосторонне, не зацикливаясь на одном единственном способе её решения. В детстве это то, как много способов применения простой вещи (например, пуговице, палочке, кубику) ребёнок может найти в своей игре. Во взрослом возрасте дивергентное мышление помогает решать задачи нетривиальными способами или формировать связи между элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Через четыре года Санда вновь протестировала исследуемую группу, и оказалось, что уже подросшие дети сохранили те навыки, которые получили ранее: они опережали сверстников в творческих способностях и сохранили особую креативность мышления.
ВЫВОДЫ ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Главный вывод состоит в том, что творческое мышление и воображение тесно связаны с детской игрой. Игра — не пустая трата времени. Она позволяет развивать детей наиболее естественным для них способом, одновременно устанавливая с ними тесную эмоциональную связь.Навыки, приобретённые таким приятным способом, останутся с детьми навсегда.
В то же время не любая игра способствует развитию креативности и воображения. О чем нужно помнить, если в ходе игры вы хотите развивать у детей фантазию, творческие способности и дивергентное мышление — наши советы ниже.
6 СОВЕТОВ, КАК РАЗВИВАТЬ ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ИГРЕ
1. Придерживайтесь срединного пути
Одни родители во время занятий с детьми стремятся полностью установить границы их действий. Другие — самоустраняются, когда дети начинают играть. Обе эти линии поведения не будут способствовать развитию детского воображения в полной мере. Гораздо лучше создать условия, когда ребенок поочередно будет играть самостоятельно, со сверстниками и с родителями. В самостоятельной игре дети могут проявить свою фантазию, в совместных играх дети обмениваются своими навыками придумывания, замещения одной вещи на другую и сочинения сюжетов.
Взрослый же может вынести детскую игру на новый уровень. Особенно, если этот взрослый следит за тем, как ребенок играет сам или со сверстниками и понимает, какие дополнительные сюжеты, условности и предметы-заменители подойдут именно сейчас.
2. Вовлекайтесь в игру
Не оставайтесь наблюдателем за игрой — вовлекаясь в нее. Вы можете стать не только героем, но и «повестователем» игры, который комментирует игровые действия ребенка, объясняя ему самому, что на самом деле он делает, повторяя действия взрослых. Например, если ваша дочь кормит куклу, вы можете сказать: «Ты кормишь малыша. Как старательно ты ухаживаешь за ним!»
3. Главный в игре — ребенок
В то же время помните, что главный в игре — это ребёнок. И, подсказывая новые игровые идеи, позволяйте ему вести и быть ведущим сюжета.
Если вы решите собрать с вашим сыном конструктор по схеме, вы будете учить его целенаправленности действия. Но если вы хотите пособстовать развитию его творческих способностей, попробуйте вместе с ним собрать странных животных, если он этого захотел. В этой игре вы можете собрать такого зверя, до которого ребенок сам бы не додумался.
4. Не используйте слишком много игрушек
Слишком много игрового материала может запутать некоторых детей. Выберете 3-5 ключевых предмета.
5. Используйте правильные игрушки
Используйте подходящие игрушки — фигурки, простые машинки и куклы и игрушки открытого типа, которым можно будет придумать максимальное количество разнообразных применений. Совершенно бесполезными будут игрушки с кнопками на батарейках.
6. Соблюдайте баланс между новым и старым
Детям нравятся повторения, поэтому не пытайтесь резко менять сюжет игры. В то же время постараться иногда превносить в неё новые усложняющие элементы. Например, если вашему ребёнку нравится играть с машинками, отправьте его в автомастерскую.
Источник
Детство очень важный возраст для человека. В этот период формируется его характер, закладываются основы личности. В это время ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать с другими людьми.
Чаще всего дети проводят время за играми. Влияние игр на детей очень большое. И неважно, кубики это или обучающая игра в телефоне. Иногда взрослым кажется, что игры это праздное времяпрепровождение, обычное развлечение. Но они ошибаются. Игры имеют большое влияние на развитие маленького человечка.
Нельзя недооценивать влияние игры на развитие ребенка. Когда ребёнок совсем маленький, взрослые должны активно принимать участие в забавах. Родители могут сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья, соседские дети, приятели в детском саду и школе. Но в любом случае проводником в мир игр является мама или папа.
КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?
Пока ребёнок играет, он развивается с разных сторон. Влияние игры на детей дошкольного возраста оказывается положительным:
- Познание мира. Играя, ребёнок узнаёт новые сведения об окружающих его вещах и природе. Ещё в раннем возрасте, пробуя погремушку на вкус, малыш понимает она твёрдая. Или, перебирая мячики, осознаёт, что они круглые.
- Развитие воображения и образного мышления. Кто из нас не представлял, что листики это деньги, а пол лава? Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, придумывает правила и сюжеты, включает фантазию.
- Развитие коммуникации. Почти все игры подразумевают, что в них играют двое и более человек. Поэтому ребёнку приходится общаться с другими ребятами. Не просто общаться, а договариваться, обсуждать, спорить. Игры развивают коммуникативные навыки.
Не стоит ограничивать ребёнка. Вволю наигравшись, он легче сделает переход из детства в юность. Предоставьте ему свободу действий, пусть он сам придумает себе забаву, а вы поддержите его. Таким образом, он почувствует себя хозяином своей судьбы, станет более уверенным. Играя, он будет развивать мышление, внимание и память.
ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.
Коллективные игры
В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.
Математические игры
В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.
Игры с мячом
Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.
Скороговорки
Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.
Подвижные игры
Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.
Настольные игры
Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.
Компьютерные игры
Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках деньги, в камешках картошку для супа, а в сыром песке тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ
В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.
ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРИ ПОМОЩИ ИГРЫ
- Физическое развитие. Подвижные игры формируют опорно-двигательную систему человека, укрепляют весь организм. Дети радостно бегают, прыгают, пинают мяч и это полезно. У них развивается ловкость и отличный мышечный тонус.
- Развитие нравственных качеств. Хотя игра это не жизнь, но поступки, которые, играя, совершает ребёнок, самые настоящие. В играх проявляется темперамент малыша. Он делает в конце определённые выводы. В процессе он учится быть справедливым, честным, решительным, добрым. Игра формирует характер ребёнка.
- Развитие эмоциональной сферы. Играя, малыш учится сопереживать, поддерживать, симпатизировать. У него могут проявиться эмоциональные проблемы: страх, агрессия, тревога. Дать им выход лучше во время игры.
Источник