Как игра способствует развитию ребенка

Как игра способствует развитию ребенка thumbnail

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

– познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

– образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

– физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

– речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

– нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

– мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Источник

По мнению ученых и практических психологов, игра служит многим полезным целям. Это средство, с помощью которого дети развивают свои физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и нравственные способности.

Вот один из примеров того, как игра может помочь ребенку преодолеть возрастные страхи. Допустим, ваша дочь боится темноты. Этот страх соответствует ее возрасту – его появление не было для вас сюрпризом, но он существенно нарушает установленный порядок ее сна. Ранее ребенок не имел проблем с засыпанием, но сейчас страх темноты заставляет ее ворочаться по тридцать минут каждую ночь, что делает ее истощенной и раздражительной.

Вы пробуете все на свете, чтобы в своей комнате малышка могла чувствовать себя в безопасности. Но, кажется, ничего не помогает. Вы спрашиваете ребенка, что пугает его больше всего. Это не монстр под кроватью и не призраки в шкафу. Оказывается, это тени на стенах и пугающие мысли, которые появляются, когда гаснет свет.

Вы пробуете переставить мебель, и делаете это не единожды. Вы усиливаете освещение, убираете часть светильников, добавляете белый шум (ровный шум – звук радио на пустой частоте, шум воды, текущей из крана, вентилятора и т. д.), включаете ребенку музыку. И все равно девочка не чувствует себя комфортно и не может засыпать так быстро, как раньше.

И вот тогда вы призываете на помощь игру. Вам уже известны многие преимущества, которые она предоставляет. Но как создать такие условия, при которых ребенок сможет использовать игру для решения своей проблемы?..

Когда страх темноты становится настоящей проблемой, тематика игр приобретает новую идею – ночной походный лагерь (как один из вариантов). Вы делаете палатки из одеял, коробок и лент. Разрываете на полоски оранжевый и красный картон и осторожно укладываете их на пол около палатки – теперь это ваш костер. В свою очередь, светильники превращаются в зажженные факелы. День за днем в течение нескольких месяцев ваша дочь берет вас в поход. Она выключает свет, «зажигает» самодельные фонарики и проводит вас по жуткому лесу вокруг лагеря. Вы раскрываете тайны теней и слушаете голоса сов и других животных…

Так, через контекст игры, ребенок устанавливает контроль над своим страхом. И со временем ее боязнь темноты полностью исчезает.

Власть над страхом – это одно из многих преимуществ игры. Почему же походный лагерь в темноте помогает ребенку преодолеть страх? Дети играют не для того, чтобы избежать реалий жизни, наоборот, они играют с жизненными реалиями – в этом вся суть. Таким образом они постигают их – физически, интеллектуально и эмоционально.

Когда дети имеют возможность играть по своим собственным правилам и согласно своим собственным условиям, а также имеют на это достаточно времени, они достигают успеха и внутренне преображаются. В конце концов, игра – это ведь и есть язык детей.

Четыре преимущества игры

Когда родители находят время для огромного количества неструктурированных игр (несмотря на возможный беспорядок), дети растут и учатся не по дням, а по часам. Преимущества игр бесконечны, но следующие – самые выдающиеся.

1. Игра способствует творческому развитию

Мы привыкли думать о творчестве как о чем-то таком, что принадлежит исключительно представителям искусства. Так же и о детях, которые тянутся к музыке и живописи, часто говорят как о «творческих», но ведь дети, которые любят играть, ровно настолько же творческие, как и те, которые рисуют днями напролет.

Творчество предполагает включение воображения и нестандартное мышление. Через творческие игры дети исследуют новые идеи и интересы. Вокруг себя они создают и воплощают тот свой маленький уникальный мир, который сокровенно существует в их фантазиях.

2. Игра укрепляет взаимоотношения

Игра помогает детям учиться уважительному отношению к другим людям и развивает коммуникабельность. Посредством игры дети заводят новые и укрепляют существующие дружеские отношения. В мире спонтанных, неструктурированных игр дети могут свободно узнавать других людей и выражать свои чувства, мысли и потребности, находясь при этом в абсолютно безопасной среде.

С помощью игры тихие и спокойные дети, которых порой можно охарактеризовать как «наблюдаю и выжидаю», находят способы присоединяться к группе и чувствовать уверенность в своей способности общаться с другими детьми, черпают энергию из особой атмосферы группового общения и учатся играть вместе со своими товарищами.

3. Игра способствует снятию напряжения

Дети постоянно растут и учатся, ежедневно получая новую информацию. Хотя большая часть информации захватывающая и интересная, часть ее может быть подавляющей и гнетущей. Справиться с ней, обработать ее бывает очень трудно.

Снятие стресса – это для детей одно из важных преимуществ игры. С помощью игры они прорабатывают свои эмоции и переживания и противостоят факторам стресса. В итоге такой плодотворный процесс помогает становлению их самосознания.

Когда ребенок идет в первый класс, некоторые правила поведения в школе становятся для него стрессогенными. Хотя на уроке он старается следовать правилу тишины, ребенок видит, как другие дети нарушают это правило и начинает беспокоиться. В таком случае, он может, например, составить собственный список правил для своих домашних питомцев и, таким образом, преодолеть, побороть и преобразовать свои негативные эмоции. К тому же, научив животных своим правилам, он может тщательно контролировать их соблюдение. Так, с помощью игры ребенок полностью нивелирует свое стрессовое состояние.

4. Игра способствует развитию эмпатии и сочувствия

Игра, будь то в группе или в одиночестве, помогает детям успокоиться и подумать о других. Когда ребенок ухаживает за плюшевым мишкой, он сопереживает этому животному. Он учитывает потребности и чувства своей игрушки и действует соответственно. В групповых играх дети учатся работать вместе и выслушивать друг друга. Ведь если они этого не делают, игра быстро заканчивается.

Иногда люди считают, что некоторые дети просто, по природе своей, более склонны к эмпатии, нежели другие. Но сочувствию и сопереживанию можно учиться! И практиковать его помогает именно игра. Эмпатия – это ценный навык, который способствует установлению взаимосвязей с другими людьми; это то, что делает каждого из нас человеком. Очень важно воспитывать у детей сострадание к людям и начинать нужно с игры.

Источник

Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.

Игры и их важность

В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.

В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее. Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее. Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.

Виды игр

В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.

  • Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
  • Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
  • Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.

Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.

Творческие игры

Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.

Виды игр творческих можно выделить следующие:

  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
  • Конструкторские

Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.

Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.

Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.

Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.

Дидактические игры

Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.

Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.

Народные игры

Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество. Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы. И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.

Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.

Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/

Источник

Детство очень важный возраст для человека. В этот период формируется его характер, закладываются основы личности. В это время ребёнок получает первые знания об окружающем мире, учится взаимодействовать с другими людьми.

Чаще всего дети проводят время за играми. Влияние игр на детей очень большое. И неважно, кубики это или обучающая игра в телефоне. Иногда взрослым кажется, что игры это праздное времяпрепровождение, обычное развлечение. Но они ошибаются. Игры имеют большое влияние на развитие маленького человечка.

Нельзя недооценивать влияние игры на развитие ребенка. Когда ребёнок совсем маленький, взрослые должны активно принимать участие в забавах. Родители могут сами проявлять инициативу и поддерживать малыша в его желаниях. Чем старше он становится, тем реже играет с родителями. Появляются друзья, соседские дети, приятели в детском саду и школе. Но в любом случае проводником в мир игр является мама или папа.

Влияние игр на развитие ребёнка

КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА?

Пока ребёнок играет, он развивается с разных сторон. Влияние игры на детей дошкольного возраста оказывается положительным:

  1. Познание мира. Играя, ребёнок узнаёт новые сведения об окружающих его вещах и природе. Ещё в раннем возрасте, пробуя погремушку на вкус, малыш понимает она твёрдая. Или, перебирая мячики, осознаёт, что они круглые.
  2. Развитие воображения и образного мышления. Кто из нас не представлял, что листики это деньги, а пол лава? Во время игр ребёнок принимает нестандартные решения, придумывает правила и сюжеты, включает фантазию.
  3. Развитие коммуникации. Почти все игры подразумевают, что в них играют двое и более человек. Поэтому ребёнку приходится общаться с другими ребятами. Не просто общаться, а договариваться, обсуждать, спорить. Игры развивают коммуникативные навыки.

Не стоит ограничивать ребёнка. Вволю наигравшись, он легче сделает переход из детства в юность. Предоставьте ему свободу действий, пусть он сам придумает себе забаву, а вы поддержите его. Таким образом, он почувствует себя хозяином своей судьбы, станет более уверенным. Играя, он будет развивать мышление, внимание и память.

Влияние игр на развитие ребёнка

ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.

Коллективные игры

В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.

Математические игры

В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.

Игры с мячом

Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.

Скороговорки

Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.

Подвижные игры

Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.

Настольные игры

Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.

Компьютерные игры

Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.

Влияние игр на развитие ребёнка

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках деньги, в камешках картошку для супа, а в сыром песке тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ

В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.

Влияние игр на развитие ребёнка

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРИ ПОМОЩИ ИГРЫ

  1. Физическое развитие. Подвижные игры формируют опорно-двигательную систему человека, укрепляют весь организм. Дети радостно бегают, прыгают, пинают мяч и это полезно. У них развивается ловкость и отличный мышечный тонус.
  2. Развитие нравственных качеств. Хотя игра это не жизнь, но поступки, которые, играя, совершает ребёнок, самые настоящие. В играх проявляется темперамент малыша. Он делает в конце определённые выводы. В процессе он учится быть справедливым, честным, решительным, добрым. Игра формирует характер ребёнка.
  3. Развитие эмоциональной сферы. Играя, малыш учится сопереживать, поддерживать, симпатизировать. У него могут проявиться эмоциональные проблемы: страх, агрессия, тревога. Дать им выход лучше во время игры.

Источник