Как детская музыка влияет на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.

Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.

Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.

Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще – она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:

 1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии – пусть даже зачастую они самые красивые.

 2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество – вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее воздействие на  интеллект. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий – неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Детям больше всего нравятся его “Маленькая ночная серенада”, Турецкий марш, а также арии из опер “Волшебная флейта”, “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”.

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, – Петр Ильич Чайковский . Например , фрагменты из его балетов “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро” ,  пьесы из “Детского альбома” и “Времен года”.  Все эти произведения Чайковского  активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить  картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений (“Времена года”), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира (“Детский альбом”), либо… просто потанцевать.

Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную “Шутку” (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3.

А еще можно дать малышам послушать увертюры Дж. Россини и вальсы Штрауса, пьесы Л. Бетховена, старинные марши.

          Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:

1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,

2.красивая мелодия,

3. светлый настрой,

4. реакция самого ребенка.

Музыка и здоровье

Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.

 В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):

– благотворно влияют на общее состояние;

– успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

– способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);

– способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.

Музыка и способности

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

 – коммуникативные способности детей,

– развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

– усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

– аккуратность, грамотность, творческие способности,

– усвоение учебного материала,

– формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

 Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.

 Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.

Музыка и слух

По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.

Какую музыку слушать?

Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.

Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией. Что полезно слушать детям?

Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам: некоторые из них выхолащивают всю палитру звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы». Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например, Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.

Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект оказало произведения? Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал? Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели), успокоила малыша?

Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши. Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги?

Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса. Даже если кто-то очень любит тяжелый рок, придется признать – существует музыка, однозначно вредная для нежной детской психики: рок, металл, электронная музыка, клубная танцевальная, мелодии с четкими однообразными ритмами. Почему не рок?

Потому что сверхнизкие и сверхвысокие частоты крайне негативно воздействуют на весь организм. Почему не современная поп-музыка? Потому что музыка, которую слышит малыш должна быть гармоничной и соразмерной жизненным ритмам детского организма, а большая часть сегодняшней «попсы» даже в исполнении «звезд», диссонанса, ее ритмы нерегулярны, в ней отсутствует форма. Кстати, это касается и некоторых современных «песен для детей» – не все диски с песенками из мультиков стоит слушать малышам.

 Да и проверенные советские песни подойдут деткам постарше – от года, например. Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую!) музыку. Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом.

Считается, что разные произведения воздействуют по-разному.

 – Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

 – Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.

– Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена.

– Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

– Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.

– Уменьшают боль: «Симфония No 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.

– Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

– Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».

– Нормализуют дыхание: григорианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.

 Правила безопасности

 Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.

Живая музыка

Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для младенца мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное. Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка – красивые, многозвучные, разные…

Музыкальные игрушки выбирайте особенно тщательно. Многие из них пользы не принесут: слишком громкие, не выключающиеся, пока не проиграют мелодию до конца, с неестественными для человеческого уха и мозга звуками, произведенными компьютером. Мелодии, которые воспроизводят электронные забавы, должны быть приятными на слух и не раздражающими. А общение с ними малыша пусть будет дозированным.

Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своем они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот настоящие музыкальные инструменты, подходящие детям, особенно народные – ложки, трещотки и маракасы с мягким звучанием, бубны, треугольники, ксилофоны и т. д. – отличное решение. С ними, в отличие от музыкальных игрушек, можно творить – простукивать ритмы, сочинять свои первые мелодии, повторять звуки вслед за мамой, подыгрывать звучащим мотивам.

Как заниматься музыкой

В первом полугодии жизни занятия с малышом музыкой, во-первых, носят ознакомительный характер, а во-вторых, укрепляют физическое здоровье крохи, благотворно влияя на его нервную систему. С 6 месяцев можно приступать к развитию у крохи чувства ритма, например, ладошками малыша отхлопывать ритмы, махать с ним ручками и делать массаж под веселые детские мелодии.

После года учим ребенка различать музыкальные инструменты. Для этого выбираем музыку, где есть периоды, когда один инструмент звучит четко, ясно. Инструменты должны быть простыми, с характерными звуками – дудочка, колокольчик и т.п. Для занятий подойдут русские народные песенки, особенно в детской обработке.

Позднее можно подключить и собственную игру на этих инструментах: вы предлагаете ребенку узнать, какой инструмент звучит, а затем просите его найти такой же и произвести звук.

По мере взросления крохи можно будет перейти к изучению жанров, строения музыки и т.д. – но это все потом. А пока главный фактор успеха в музыкальном развитии малыша – отношение к музыке родителей. Если воспринимать занятия как «обязаловку» и главный мотив определять словом «НАДО», можно сформировать не любовь, а только отвращение к музыке.

Если же заниматься себе и малышу в удовольствие, с интересом вместе слушать музыку, разбирать произведения на доступном для ребенка уровне и тем самым этот уровень повышать, это станет неоценимым вкладом в развитие творческой гармоничной личности.

А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам помогут аудиокниги о том, как слушать музыку, их, кстати, можно слушать вместе с детьми, – например, аудиокнигу Александра Во «Классическая музыка. Новое восприятие». Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.

Источник

           Влияние детских мелодий на развитие ребенка

«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком.

Она так полно вошла в нашу жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая…»

                                                                                    Д.Д. Шостакович

Эти слова великого советского композитора как нельзя лучше отражают значение воспитания в человеке любви к музыке, умение ее воспринимать.

Чем раньше музыка войдет в жизнь человека, тем прочнее это искусство займет место в его душе.

После многочисленных исследований было доказано, что музыка способствует улучшению работы памяти. Под воздействием музыки улучшается зрительное восприятие. Психологи отмечают, что большая часть приобретенного в период раннего детства усваивается быстро и запоминается на долгие годы.

Огромную роль в развитии ребенка и его становлении как личности играют детские мелодии. Они несут в себе огромный воспитательный потенциал,

поэтому их можно использовать в педагогических целях, песня помогает запомнить новые для ребенка слова. Песни, которые слушают и поют наши дети, развивают в них определенное мировоззрение.

 Важно, чтобы оно было радостным, позитивным. Детские мелодии в полной мере осуществляют эти задачи, т.к. они всегда веселы и задорны. Даже если песня немного печальная, то она все равно несет в себе познавательную или ознакомительную задачу. Ребенок, словно губка, впитывает представление об окружающем мире, о добре, справедливости, дружбе. Он начинает понимать какое поведение похвально, а что нужно осудить.

Детские мелодии приучают к танцам, которые в свою очередь воздействуют на нервную систему ребенка. Пение детских песен влияет на формирование творческих и умственных способностей ребенка. Напевая детские песни, ребенок развивается эмоционально, психически и физически.

 В мозге ребенка активизируются многие процессы , такие как память и внимание.

Пение способствует адаптации ребенка в обществе, некоторые исследователи рассматривают пение как одну из форм дыхательных упражнений.

Дети охотнее выбирают музыку с простым мотивом, мелодия должна быть веселой, бойкой. Наряду с прекрасными детскими песнями из популярных советских мультфильмов , например: «Приключения Чебурашки»,

«Бременские музыканты», « Мама для мамонтенка» и т.д. можно и нужно использовать песни из зарубежных мультфильмов. Современные дети очень любят музыку из таких мультфильмов как «Король лев», «Холодное сердце» и т.д.

Детские песни имеют очень большую воспитательную силу. Ребенок учится выражать свое мнение, знакомится с окружающим миром, поэтому нужно очень внимательно следить за подбором материала. Песни должны быть простыми, добрыми и веселыми.(например, «Песня про хомячка» Абелян»)

Если песни будут такими, то малышу будет легко воспринимать знания об окружающей среде.

Нужно петь вместе с ребенком различные песенки, легкие для запоминания.

Например, «Песенку Винни-Пуха». Если дома есть система караоке, тогда под музыку родители могут петь вместе с детьми детские песенки. Если нет караоке, то можно петь под аудиодиск. Играйте с ребенком в музыкальные игры, например ,кружитесь в ритме вальса, играйте в «Ладушки-ладошки», пойте  «Каравай», «Мы едем, едем, едем» и т.д. Можно включать определенные мелодии для поддержания режима дня. Колыбельная – пора идти спать, «Антошка, готовь большую ложку»- пора обедать. Особенно это важно для маленького ребенка, который еще не умеет говорить.

 Музыка помогает справиться с проблемами дыхания, заикания. Если ребенок гиперактивный , то нужно почаще ставить для слушания спокойную музыку и нежные детские песни. Наоборот, веселые ,энергичные мелодии помогают справиться с чувством страха.

Важно помнить о том, что даже если ребенку очень нравится  музыка, не стоит допускать, чтобы музыка звучала в доме целый день, иначе из источника радости и умиротворения она быстро станет обыденностью и дети просто перестанут ее замечать.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой – взрослые не знают известных детских песен, а если попросить детей спеть их любимую песню, то они поют песни из репертуара Кати Лель, Филиппа Киркорова, Стаса Михайлова. Это говорит о том, что дома им не включают детские песни, а они слушают то, что взрослые слушаю сами. И это далеко не лучший материал для детского восприятия. Еще хуже бывает тогда, когда некоторые музыкальные руководители  в угоду начальству и родителям инсценируют

песни Баскова или других современных певцов в исполнении детей.

Я считаю это недопустимым. Дело в том , что наши дети воспринимают лишь внешнюю оболочку и им не хватает знаний и опыта, чтобы отличить качественное о плохого и вот здесь как раз и начинается ответственность родителей за то, что слушают наши дети.

В наше время очень просто самому составить сборник детских песен для своего малыша. Нужно просто вспомнить какие песни вы любили сами.

На просторах интернета можно найти практически все, нужно только  сделать свой выбор, исходя из предпочтений вашего ребенка и в зависимости от того, какие качества вы хотите воспитать в вашем ребенке. Какие хотите привить ему привычки, какие чувства хотели бы взрастить в нем.

В этом году я проводила праздник «Моя семья» , где использовала много разных игр и заданий, которые дети выполняли вместе с родителями.

Все шло весело и задорно до тех пор, пока не наступило время очередного задания – каждая семья должна была узнать фонограмму известной детской песни и пропеть ее. Из двенадцати семей узнала песню только одна семья. Мне было очень грустно, но я сделала для себя вывод. Теперь я стараюсь чаще разучивать с детьми эти песни и включаю в совместные вечера досуга, которые очень любят и дети и родители. На таких совместных мероприятиях происходит сближение детей с родителями и мы, педагоги, открываем для себя родителей заново. Иной раз от скромного папы даже не ожидаешь такой бурной фантазии и веселья во время совместных игр и песен. На 23 февраля я проводила очередной вечер досуга и в конце, когда уже «Донесение» было доставлено в «Штаб», в конверте оказались детские рисунки для пап и слова песни «Идет солдат по городу» .По сценарию планировалось, что эту песню будут петь только те папы, которые входили в «Штаб», но все папы с радостью исполнили эту песню и с нетерпением ждали следующего мероприятия.

Очень важно, чтобы ребенок через песню развивался. У ребенка развивается память, музыкальный слух и музыкальный вкус, воображение, координация, внимание и т.д. Через игровую песенку, которая нравится ребенку, легче привить ребенку навыки опрятности, внушить ему какую-то важную мысль.

Таким образом, в игровой форме и без принуждения можно передать наследникам нашу культуру и наши традиции.

Нужно уделить время, чтобы создать свою фонотеку, включая песни, стихи, сказки, которые вы будете читать своему ребенку, но наши дети- это самое главное для всех родителей и они достойны такого индивидуального нашего внимания.

Использованные источники при создании данной статьи:

1.интернет ресурсы – статья Заболоцкой М.С  « Популярные детские     мелодии. Их роль в развитии детей»    

rastut-goda.ru›…detskie…ih-rol…razvitii-detej.html

2. интернет ресурсы – Советы музыкальных руководителей

    Макаровой Е.А. и Хадкевич Е.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 «Ласточка» ЯМР

ds 21- yar. edu .yar. ru

Источник