Как адаптировать ребенка в группе развития

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. 

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • длительный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
  • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
  • особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:

  • преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
  • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
  • утрата навыков самообслуживания;
  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;                                                                                  
  • регрессия речи;
  • изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
  • снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

  • в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
  • начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
  • обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
  • в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад… Что скажет воспитатель, если увидит такое…).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
  • преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
  • повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
  • многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

  • Легкую (15-30 дней);
  • Среднюю (30-60 дней);
  • Тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

  • при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
  • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
  • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
  • ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
  • восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
  • нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
  • восстанавливается аппетит.

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период?

Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает  этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

  • Возраст;
  • Состояние здоровья;
  • Уровень развития навыков самообслуживания;
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Сформированность предметной и игровой деятельности;
  • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Читайте также:  Ребенок во всех стадиях его развития

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
  • Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка

  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:

  • в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
  • ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
  • сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

Рекомендуется:

  • как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
  • когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день – верный знак того, что он освоился.
Читайте также:  Примеры факторы влияющие на развитие ребенка

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.  Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку. 

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Источник

Ольга Дубинина
Адаптация детей в разновозрастной группе (из опыта работы)

филиал муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского района в поселке Ларба

Доклад

«Адаптация детей в разновозрастной группе»

Подготовила:

Воспитатель Дубинина Ольга Владимировна

2020г.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.

Сегодня я хочу Вам рассказать и обратить ваше внимание на важную проблему адаптации ребёнка в разновозрастной группе детского сада.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических особенностей ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.

Выделяется три особенности адаптации.

1 особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва – динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.

2 особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.

3 особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ на 5-7 сутки ребенок заболевает.

Адаптационный период можно разделить на несколько этапов.

1 этап подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Задачи этого этапа- сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, приучать есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое другое. Необходимо обратить внимание на режим дня ребенка. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Родителям советуем заранее узнать режим детского сада и начинать его постепенно вводить дома, адаптировать к нему ребенка. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться. одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых.

Так же стоит выяснить у родителей, каков способ кормление и засыпания ребенка.

2 этап – основной. Главная задача данного этапа- создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателями доброжелательные отношения.Следует открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях ребенка: что он любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.

Важно отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребность общения со сверстниками, она пока не сформировалось. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Попадая в разновозрастную группу, ребенок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети выполняют поручения воспитателя, занимаются, играют – то значит, и он сам может этого достичь сейчас, или, когда чуть- чуть подрастет. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а также конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие –например: интересуется более сложными вопросами.

Читайте также:  Оценка развития ребенка 3 года тесты

Мария Монтессори пишет: «Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, а кроме того, потренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.

Так же необходимо отметить, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация детей к детскому саду. Ребенок не попадает в общество рыдающих детей, каждый из которых хочет домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке. Постоянные контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывают дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими.

Такая форма организации детского коллектива: разновозрастной группы в повседневной жизни, гомогенные группы на занятиях, весь детский коллектив на прогулках и праздниках – является хорошей социальной школой.

В разновозрастной группе детского сада особую роль играет принцип ролевого участия. Так как старшие дети снимают с воспитателя различные функции,которые с успехом выполняют.При этом достигаются многие цели воспитания и развития: ребенок становиться субъектом своей деятельности, и не только объектом воздействия взрослого, так как он сам в границах своих полномочий определить цели и способы осуществления своих обязанностей.

Исполнение ролевых обязанностей требуется ответственности и одновременно формирует эту ответственность. Важнейшей задачей воспитания ребенка в ДОУ является формирование у него ответственности как качество личности.

С момента поступления ребёнка в группу воспитатели группы осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведённых на каждого ребёнка группы.

Параметрами наблюдения являются следующие категории:

-эмоциональное состояние (настроение);

-аппетит во время завтрака, обеда, полдника;

-характер сна и длительность засыпания;

-проявления активности в игре;

-взаимоотношения с детьми и со взрослыми.

Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ – с 1 часа до перехода на полный день.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация– поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца ребенок, может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация– длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения.

Признаки, которые нам дадут понять, что ребёнок адаптировался успешно:

1. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2. Ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Начинает осваивать пространство группы, его “вылазки” к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Сформированы навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком и т. д., и вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Некоторые дети становятся “заторможенными”, а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус, а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц посещения садика (а то и раньше). Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.

По результатам адаптации детей нашей группывыявлены следующие результаты:

На 2019-2020 учебный год списочный состав группы составляет 21 ребёнок. Дети от 1года 10 месяцев до 7 лет.

Из 21 ребёнка адаптировались 5 детей в возрасте: 1год 10месяцев, 2года, 3года и 6лет. Отмечаются наличие легкой, средней степени адаптации к детскому саду.

У детей старшего возраста и у трёхлетних деток адаптация проходила в средней степени, а у малышей – в легкой степени.

В активном взаимодействии с родителями воспитанников мы выполнили поставленную задачу.

Сейчас наши дети ходят в детский сад, с удовольствием. Растем, развиваемся, играем!

Источник