Кафедра развития ребенка младшего возраста ккидппо
В 1992 г. окончила Краснодарское педагогическое училище № 3 по специальности учитель начальных классов. В 1998 г. окончила Армавирский педагогический государственный институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». В 2005 г. — аспирантура по педагогике в Куб ГУ. В 2008 г. — профессиональная переподготовка в ГОУ ВПО КубГУ по программе «Связи с общественностью». В 2012 г. — магистратура по педагогике по специализации «Высшее образование». В 2012 г. — защитила кандидатскую диссертацию по педагогике «Социально-культурное воспитание учащихся средствами детской организации в сельской общеобразовательной школе». 13.00.05. теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем уровням образования) Опубликовано: 116 научно-методических работ: 4 монографии, 6 учебных изданий, 2 учебно-методическихпособия, одно научное издание, 4 статьи в рецензируемом журнале, 1 автореферат, 1 кандидатская диссертация, 3 тезиса, 94 научные статьи. Стаж работы — 20 лет. На кафедре разрабатывает следующие направления: – государственная политика в системе образования РФ; – профессиональная компетентность современного специалиста ДОУ; – применение продуктивных педагогических технологий в условиях ДОУ; – организация социально-культурной деятельности воспитанников ДОУ. Является научным консультантом двух базовых учреждений Федеральной стажировочной площадки по теме: «Создание муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество». | |
В 1983 г. окончила Краснодарское педагогическое училище № 1 по специальности воспитатель детского сада. В 1993 г. окончила Балашовский государственный педагогический институт, получив квалификацию преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию. Стаж работы — 30 лет. На кафедре разрабатывает следующие направления: – современные подходы к проектированию образовательного процесса в ДОУ; – разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования; – планирование воспитательно-образовательной работы в группах различной направленности; – содержание работы по реализации целей и задач образовательных областей «Безопасность» и «Труд». – содержательные основы аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений; – внедрение системно-деятельностного подхода в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Является научным консультантом трех базовых учреждений Федеральной стажировочной площадки по теме: «Создание муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество». | |
В 1977 г. окончила Армавирский государственный педагогический институт, получив квалификацию преподаватель русского языка и литературы. Стаж работы — 36 лет. На кафедре разрабатывает следующие направления: – физическое развитие дошкольников; – современные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Является научным консультантом трех базовых учреждений Федеральной стажировочной площадки по теме: «Создание муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество». | |
В 2002 году с отличием окончила Кубанский государственный университет, получив квалификацию «учитель-логопед, социальный педагог» по специальности «логопедия». Педагогический стаж — 10 лет, из них 4 года — старшим преподавателем кафедры. Имеет высшую квалификационную категорию по должности «воспитатель». Победитель городского конкурса «Воспитатель года города Краснодара 2008», а также победитель краевого конкурса «Воспитатель года Кубани 2008». Признана лучшим специалистом города Краснодара 2008 года. Занесена в Золотую книгу дошкольного образования города Краснодара. На кафедре разрабатывает следующие направления: – организация и содержание коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении; – реализация образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» через различные виды деятельности в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения; – содержательные основы аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений; – внедрение системно-деятельностного подхода в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. Имеет более 10 публикаций в журналах различного уровня, неоднократно участвовала в региональных и международных научно-практических конференциях. Выпустила методическое пособие «Документация учителя-логопеда на логогруппе и логопункте ДОУ». Является членом Совета педагогов по дошкольному образованию Краснодарского края, научным руководителем двух муниципальных инновационных площадок по темам: «Оптимизация модели предшкольной подготовки детей, не посещающих ДОУ» (МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 201» МО г. Краснодар); «Выявление и сопровождение детской одаренности в условиях ДОУ» (МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Березка» МО Староминский район). Также является научным консультантом трех базовых учреждений Федеральной стажировочной площадки по теме: «Создание муниципальной модели дошкольного образования, обеспечивающей его доступность и качество». | |
В 1992 г. окончила Краснодарское педагогическое училище № 3 по специальности учитель начальных классов, организатор внеклассной работы. В 2000 г. окончила Московский институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления, получив квалификацию преподаватель психологии, педагог-психолог. В 2012 г. окончила КРИА ДПО ФГБОУ ВПО Кубанский ГАУ по квалификации «Управление персоналом» Победитель Краевого конкурса Лучших педагогических работников ДОУ, 2008, награждена грантом губернатора КК, участник Всероссийских педагогических фестивалей «Педагогический Олимп», «Открытый урок». Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», занесена в книгу «Просветители Кубани». | |
| |
|
Основные направления работы:
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ;
- организация и проведение курсов повышения квалификации руководителей, специалистов и педагогов дополнительного образования ДОУ Краснодарского края;
- научно-методическое обеспечение инновационных направлений деятельности в дошкольных образовательных учреждениях края;
- духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Темы научно-исследовательской работы:
- разработка инструментария для оценки качества повышения квалификации педагогов дошкольного образования;
- разработка критериев оценки качества внедрения знаний и умений, полученных слушателями КПК, в практическую деятельность.
Дополнительную информацию можно получить: тел.(861) 232-49-00; каб.№313. E-mail: kaf.rrmv@kkidppo.ru
Программы и издания по предшкольному образованию
Опыт работы по организации питания МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №121» г. Краснодара
Ландшафтный дизайн в детском саду. Опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №121» г. Краснодара
Методические рекомендации кафедры РРМВ по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани
Методические материалы по дискуссионной площадке «Здоровье начинается с детства»
Источник
Программы и издания по предшкольному образованию, рекомендуемые к использованию специалистами ККИДППО.
Различными авторскими коллективами предложено достаточное количество программ, нацеленных на предшкольное образование детей. В связи с этим возникла потребность в обзоре этих программ и их анализе с точки зрения соответствия последним изменениям в образовательной политике РФ (утверждение требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы).
Задачи предшкольного образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, для обеспечения равных стартовых возможностей являются актуальными в современном дошкольном образовании и активно реализуются в Краснодарском крае. В настоящее время (2009-2010 учебный год) на Кубани функционирует 1548 групп кратковременного пребывания по предшкольной подготовке (в том числе в рамках дополнительных платных услуг).
1. План-программа предшкольного образования детей 5,5 – 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения / ККИДППО; Кафедра развития ребенка младшего возраста; сост. и др. – Краснодар: Мир Кубани, 2006. – 220 с.
Цель данной программы – логичное и последовательное решение двух групп задач, стоящих перед педагогом, занимающимся предшкольной подготовкой детей: способствовать общему развитию ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности. В программе представлены следующие разделы: «Физическое воспитание», «Коммуникативный тренинг», «Познавательно-исследовательская деятельность», «Формирование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте», «Математическая деятельность», «Художественно-эстетическое воспитание», «Музыкальное воспитание». Предложены разные варианты организации пребывания детей в ГКП, разработано перспективное планирование по всем разделам, которое включает себя краткий план занятий.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед предшкольным образованием на сегодняшний день. Использование плана-программы в группах кратковременного образования эффективно и целесообразно.
По каждому разделу предложено методическое обеспечение с указанием автора, издания, номера страницы.
2. Программа обучения и развития детей 5 лет: Предшкольная пора / и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 32 с., ISBN 5-360-00061-9 Рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
В программе представлены следующие разделы: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». В каждом разделе разработаны программные задачи.
Авторы программы стремились уйти от узкопредметной подготовки к школе и обратили особе внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед предшкольным образованием на сегодняшний день. Использование плана-программы в группах кратковременного образования эффективно, однако для обеспечения качественного процесса подготовки необходимо наличие всех пособий и рабочих тетрадей, входящих в УМК «Предшкольная пора», что потребует значительных финансовых затрат.
Для реализации этой программы авторами предусмотрены дидактические пособия, входящие в УМК «Предшкольная пора»:
“Я хочу в школу”;
“Я и мои друзья”;
“Я и моя семья”.
“Рассказы-загадки о природе”;
, “Учимся рисовать”;
, “Путешествуем по сказкам”;
“Удивительные превращения”;
“Знакомимся с математикой”;
“Я и моя семья”
“Отправляемся в путешествие”.
« Учимся думать”;
“Рассказы-загадки о природе”;
“Удивительные превращения”;
“Знакомимся с математикой”;
, “Учимся рисовать»
, “Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами”;
, “Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе”;
“Придумай и расскажи” (дидактические материалы);
“Рассказы-загадки о природе”.
, – комплект рабочих тетрадей “Учимся рисовать»
«Клетки, точки и штрихи»,
“Рисование, аппликация и лепка”,
“Анализ форм и создание образа”,
“Графика, живопись и народные промыслы”;
“Рассказы – загадки о природе”.
На использовании именно этих пособий авторский коллектив настаивает.
3. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. . – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с., ISBN 978-5-94908-632-2
«Программа» ориентирована на светский характер образования, построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности; обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития, учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования, предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка.
«Программа» состоит из двух разделов: «Здоровье и физическая культура» и «Развитие». Комплект парциальных программ, раскрывающих раздел «Развитие», включает обязательную часть трех блоков «Программы»: «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Все парциальные программы разработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предложена реализация программы в разных режимах подготовки детей к школе. Предложено тематическое планирование по всем разделам (кроме физического воспитания, которое проходит в данный момент экспериментальную проверку).
Использование плана-программы в группах кратковременного образования эффективно, однако для обеспечения качественного процесса подготовки желательно наличие всех пособий и рабочих тетрадей, входящих в УМК «Предшкола нового поколения», что потребует дополнительных финансовых затрат.
«Программа» полностью оснащена УМК по каждому направлению, включающими в себя подробные методические указания для взрослых, а также рабочие материалы, предназначенные для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
- Приключения Кронтика. Книга Кронтик учится читать. Книга Кронтик учится писать. Тетради 1, 2 Кронтик учится считать. Книга Кронтик учится считать. Тетрадь Кронтик учится рисовать фигуры. Книга Кронтик учится рисовать фигуры. Тетрадь Учимся записывать числа. Прописи по математике Маша и Миша наблюдают окружающий мир. Книга Маша и Миша наблюдают окружающий мир. Тетрадь Кронтик учится слушать и рассуждать. Книга Кронтик учится слушать и рассуждать. Тетрадь Кронтик в музее. Как там — внутри картин? Книга + комплект репродукций (16 штук) Кронтик в музее. Истрия с волшебной палочкой. Книга + комплект репродукций (16 штук) В музее с Кронтильдой. Книга + комплект репродукций (16 штук) Малевич и Матисс. Альбом для работы с детьми Ван Гог и Григорьев. Альбом для работы с детьми Живопись и математика. Методическое пособие + комплект репродукций (40 штук)
4. Безруких, М. М., Филипова, : для подготовки детей к школе / , . – М. : Ювента, 2001. – 176 с. : ил.
Рекомендована Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Программа включает в себя следующие разделы: «Организация деятельности», «Общее (интеллектуальное) развитие», «Развитие речи», «Развитие внимания и памяти», «Развитие движений», «Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации», «Формирование положительной мотивации».
В содержании программы не уделяется достаточного внимания формированию универсальных учебных действия, базисных характеристик личности, что делает использование программы целесообразным только при обогащении ее содержания указанными разделами.
Комплект «Азбука» – книга для совместной работы взрослых (педагогов, родителей, воспитателей) и ребенка и 4 рабочие тетради для выполнения практических занятий
5. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с., ISBN 978-5-85939-702-0
Большинство пособий к программе имеют гриф рекомендовано Министерством образования РФ. Комплексная программа «Детский сад 2100» рекомендована Российской академией образования.
Основная цель образовательной программы «Школа 2100» – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования, создание условий для развития функциональной грамотности личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Программа является комплексной и предполагает реализацию в условиях полного пребывания ребенка в детском саду. В связи с этим реализация ее в группах кратковременного пребывания требует определенной адаптации под режим групп кратковременного пребывания.
Обеспечено пособиями в полной мере:
Математика
- Методические рекомендации к пособию “Моя математика” (5-6) лет. Методические рекомендации к пособию “Раз – ступенька, два-ступенька…” Моя математика. Пособие для ст. дошкольников. (5-6 лет). Часть 1 Моя математика. Пособие для ст. дошкольников. (5-6 лет).Часть 2 Моя математика. Пособие для ст. дошкольников. (5-6 лет). Часть3 “Раз-ступенька, два-ступенька…” Математика для детей 5-6 лет. Часть 1 “Раз-ступенька, два-ступенька…” Математика для детей 5-6 лет. Часть 2
Информатика
- Методические рекомендации к пос. “Всё по полочкам”. “Всё по полочкам” информатика для старших дошкольников
Литературное чтение/Литература
- Азбука в стихах. Тетрадь-раскраска для старших дошкольников и первоклассников.
Окружающий мир
- Методические рекомендации к пособию “Это – я” (5-6 лет) “Здравствуй, мир!” Пособие по ознакомлению с окружающий миром для детей 5-6 лет. Часть 2 Это – я. Пособие для старших дошкольников по курсу “Познаю себя”.
Развитие речи/Обучение грамоте/Русский язык
- Методические рекомендации к частям 3 и 4 пособия “По дороге к Азбуке” “По дороге к Азбуке”. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте ( 5-6 лет) Часть 3 “По дороге к Азбуке”. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. ( 5-6 лет) Часть 4 “По дороге к Азбуке”. Часть 5. Пособие для логопедических групп (5-6 лет) Наши прописи. Ч.1. Пособие для старших дошкольников к 3-й тетради “По дороге к Азбуке” Наши прописи. Ч.2. Пособие для старших дошкольников к 4-й тетради “По дороге к Азбуке” Карточки для звукового и слогового анализа слов к ч. 3 и 4 пособия “По дороге к Азбуке” Наглядные материалы (карточки) к пос. “По дороге к Азбуке”. “Предлоги” Наглядные материалы (карточки) к пос. “По дороге к Азбуке”. “Предложения и рассказы”” Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям “По дороге к Азбуке” (наглядный материал – карточки, картинки). Часть 1. Сюжетные картинки Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям “По дороге к Азбуке” (наглядный материал – карточки, картинки) Часть 2. Звери и их детеныши Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям “По дороге к Азбуке” (наглядный материал – карточки, картинки) Часть 3. Иллюстрации к сказкам (Репка, Колобок, Теремок) Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям “По дороге к Азбуке” (наглядный материал – карточки, картинки) Часть 4. Иллюстрации к сказкам (Курочка Ряба, Гуси-Лебеди, Коза-дереза) Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям “По дороге к Азбуке” (наглядный материал – карточки, картинки) Часть 5. Иллюстрации к сказкам (“Лиса и журавль”, “Лиса и заяц”, “Петушок и бобовое зернышко”). Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям “По дороге к Азбуке” (наглядный материал – карточки, картинки) Часть 6. Иллюстрации к сказкам (“Три медведя”, “Маша и медведь”, “Каша из топора”).
Риторика
- Методические рекомендации, к пособию по риторике “Ты-словечко, я-словечко…” для старших дошкольников
“Ты-словечко, я-словечко…” Пособие по риторике для старших дошкольников
6. Преемственность. Концепция. Программы / под ред. . – М.: Просвещение, 2009. ISBN 5-09-011646-6
Программа «Преемственность» и комплект учебно-методических пособий издается с 2000 года. В 1997 году, 2001 году, 2005 году проходила экспертизу Министерства образования и получила гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Цели программы:
· развитие потенциальных возможностей ребенка;
· создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
· обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
· охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций личности
Задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; развитие творческой активности; формирование и развит психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений.
Особенности программы «Преемственность»:
· не допускает дублирования программ первого класса;
· создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
· готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности;
· инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
· особое внимание уделено физическому развитию и взаимодействию с родителями;
· представлена комплексная диагностика готовности к школе.
В качестве ведущей деятельности рассматривается игра и конструирование.
В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).
Большое внимание уделено решению творческих задач – самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.
Программа рассчитана на 1 год. Для детей, которые не пошли в 1 класс после годовой подготовки, создана дополнительная программа «Скоро в школу». Программа создана на основе комплексно-тематического принципа, в основу которого положена сезонность. Содержание программы построено на интегрированной основе. Работа с детьми ведётся в разных формах с учётом особенностей дошкольников.
Для реализации этой программы рекомендованы дидактические пособия:
Федосова, Н. А., Романцева, С. В., Колесина, С. С. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе / , , и др. – М.: Просвещение. – 144с. – обл.
Федосова, Н. А. От слова к букве : учеб. пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 1. / . – М. : Просвещение. – 96с. : ил. – обл.
Федосова, Н. А. От слова к букве: учеб. пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 2. / – М. : Просвещение. – 95с. : ил. – обл.
Волкова, ступеньки: учеб. пособие для подготовки детей к школе. / . – М. : Просвещение. – 95с. : ил.– обл.
Плешаков, тропинка : учеб. пособие для подготовки детей к школе. / . – М. : Просвещение. – 48с. :ил – обл.
Шпикалова, Т. Я., Ершова, Л. В., Макарова, Н. Р. И др. Волшебный мир народного творчества : учеб. пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 1. / , , . – М. : Просвещение. – 79с. :ил. – обл.
Шпикалова, Т. Я., , И др. Волшебный мир народного творчества : учеб. пособие для подготовки детей к школе. В 2 ч. Ч. 2. / , , . – М. : Просвещение. – 72с. : ил. – обл.
Новинская, М. Ю., Мартинкова, дом : учеб. пособие для подготовки детей к школе. / , . – М. : Просвещение. – 96с. : ил. – обл.
Романина, : учеб. пособие для подготовки детей к школе / – М. : Просвещение. – 80с. : ил. – обл.
Анализ проведенного кафедрой развития ребенка младшего возраста мониторинга программ, используемых для предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в Краснодарском крае, показал, что приоритетными являются следующие программы:
1. План-программа предшкольного образования детей 5,5 – 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
2. Элементы программы «Детский сад 2100» (Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.), в части развития речи и введения в математику. Однако вычленение отдельных элементов из общей системы значительно снижает эффективность проводимой работы и не обеспечивает целостность подготовки к школе.
Кафедра развития ребенка младшего возраста рекомендует в группах предшкольной подготовки использовать план-программу предшкольного образования детей 5,5 – 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, т. к. она разработана с учетом региональной политики в области предшкольного образования и обладает необходимым содержанием по всем направлениям развития ребенка старшего дошкольного возраста. Работа по данной программе предполагает определенный уровень творчества педагога, в части наполнения практическим и наглядным материалом предложенных планов – конспектов занятий.
3. Возможным и рекомендуемым является использование таких программ, как Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы / сост. . – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 64 с. и Программа обучения и развития детей 5 лет: Предшкольная пора / и др. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 32 с., которые содержательно полностью отвечают логике развития ребенка старшего дошкольного возраста, удовлетворяют основным принципам воспитания и обучения и обеспечивают необходимый уровень преемственности между дошкольной и школьной ступенью.
Источник