Качественный подход к проблеме развития психики ребенка
5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 000
Программа строится на следующих методологических подходах и принципах.
1. Качественный подход (, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи.
2. Генетический подход (, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
Психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур.
3. Возрастной подход (, , Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.
Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
4. Культурно-исторический подход () к развитию психики человека.
Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный , рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (, 1956).
Основные принципы культурно-исторического подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т. к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития. Среда является источником развития ребенка. Одно и то же средовое воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей. Воздействия среды сами меняются в зависимости от того, на какие психологические особенности ребенка они накладываются. Обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития». В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают: общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие (созревание и функционирование) нервной системы ребенка. Причем, функциональное развитие нервной системы, с одной стороны, является условием личностного, интеллектуального и физического развития, а с другой стороны, зависит от их развития.
5. Личностный подход (, , ) к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Исходит из положения, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития.
Основные принципы личностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому. Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве. Принцип амплификации развития () в противоположность принципу интенсификации.
6. Деятельностный подход (, , ) к проблеме развития психики ребенка.
В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
Основные принципы деятельностного подхода:
- Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Деятельность является движущей силой развития ребенка. Принцип амплификации развития().
1 ЧАСТЬ (обязательная)
1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ.
1.1.1.Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социального заказа родителей. Все виды детской деятельности организуются с осуществлением личностно-ориентированного подхода.
В первой половине дня организуются регламентированные виды деятельности, которые проводятся как в групповой форме так и по подгруппам. Подгруппы комплектуются в зависимости от поставленных задач и индивидуальных особенностей детей, их интересов. После дневного сна проходит коррекционная, кружковая и индивидуальная работа.
Режим дня разработан для детей в группах с 12-ти часовым пребыванием.
Примерный режим дня (холодный период)
Режимные моменты | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Прием детей, игры, самостоятельная деятельность | 7.00 – 8.05 | 7.00 – 8.15 | 7.00 – 8.25 |
Утренняя гимнастика | 8.05 – 8.12 | 8.15 – 8.25 | 8.25 – 8.40 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.12 – 8.30 | 8.25 – 8.50 | 8.40 – 8.55 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.30 – 9.00 | 8.50 – 9.00 | 8.55 – 9.00 |
Образовательная деятельность | 9.00 – 9.50 | 9.00 – 10.40 | 9.00 – 11.10 |
Второй завтрак | 9.50 – 9.55 | 10.00 – 10.10 | 10.10 – 10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.55 – 11.50 | 10.40 – 12.10 | 11.10 – 12.35 |
Возвращение с прогулки | 11.50 – 12.00 | 12.10 – 12.20 | 12.35 – 12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00 – 12.40 | 12.20 – 13.00 | 12.45 – 13.05 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40 – 15.00 | 13.00 – 15.00 | 13.05 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00 – 15.15 | 15.00 – 15.15 | 15.00 – 15.15 |
Коррекционно-развивающая деятельность по заданию учителя-логопеда | 15.15 – 16.00 | 15.15 – 16.10 | 15.15 – 16.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.00 – 16.20 | 16.10 – 16.30 | 16.20 – 16.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, | 16.20 – 17.30 | 16.30 – 17.30 | 16.40 – 18.00 |
Прогулка, уход домой. | 17.30 – 19.00 | 17.30-19.00 | 18 |
Примерный режим дня (теплый период)
Режимные моменты | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Прием, осмотр, игры | 7.00 – 8.05 | 7.00 – 8.15 | 7.00 – 8.30 |
Утренняя гимнастика | 8.05 – 8.12 | 8.15 – 8.25 | 8.30 – 8.45 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.12 – 8.30 | 8.25 – 8.50 | 8.45 – 9.00 |
Игры | 8.30 – 9.00 | 8.50 – 9.00 | |
Занятия | 9.00 – 9.20 | 9.00 – 9.25 | 9.00 – 9.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.20 – 11.40 | 9.25 – 11.50 | 10.00 – 10.10 |
Второй завтрак | 9.50 – 9.55 | 10.00 – 10.10 | 9.30 – 12.25 |
Возвращение с прогулки | 11.40 – 11.50 | 11.50 – 12.00 | 12.25 – 12.35 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50 – 12.20 | 12.00 – 12.30 | 12.35 – 13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 12.20 – 15.00 | 12.30 – 15.00 | 13.00– 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 15.00 – 15.15 | 15.00 – 15.15 | 15.00 – 15.15 |
Игры на прогулке | 15.15 – 15.35 | 15.15 – 15.40 | 15.15 – 15.55 |
Подготовка к ужину, ужин | 15.35 – 16.00 | 15.40 – 16.00 | 15.55 – 16.15 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, прогулка, уход домой. | 16.00 – 19.00 | 16.00 – 19.00 | 16.15 – 19.00 |
1.1.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом реализуемой образовательной модели, контингента воспитанников их индивидуальных и возрастных особенностей.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели — совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми — утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным. Дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях, но не превышает установленных норм эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) и соответствует Федеральным государственным требованиям.
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой возрастной группе, также соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
Программа предусматривает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, но при проектировании воспитательно-образовательного процесса учитываются все виды детской деятельности:
В виды деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, включается система закаливающих мероприятий и система физкультурно-оздоровительной работы.
Система закаливающих мероприятий
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Источник
В теории и практике зарубежной и отечественной психологической науке существуют три основных подхода к психическому развитию детей.
Биологизаторский подход, который основывается на том, что в основе развития ребенка лежит наследственность, т.е. тот генотип, который ребенок получил от родителей по наследству. Известные зарубежные психологи: Бюлер, Ревеш, Баумгартер и другие представители данного подхода видели и видят в развитии психики человека первичные инстинкты, которые имеют врожденную природу и совсем не зависят от социальных условий.
Английский генетик Ауэрбах говорила: «Каждый человек начинает свою жизнь, имея на руках гены, как игрок начинает партию, имея на руках определенный набор карт. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний. Уровень умственного развития, особые способности, личностные качества – все это результат взаимодействия генов».
Американский психолог Торндайк писал около полувека назад, но и сейчас его мысли трактуются учеными биоголизаторского направления так же. «Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения».
Т.о.: биоголизаторский подход основным фактором психического развития ребенка считает наследственность, отвергая всякое влияние социальной среды в которой живет ребенок.
Вторым подходом является – социологизаторский, который базируется на том, что главным фактором развития психики ребенка выступают социальные условия. Представителями данной теории являются: Д.Роттер и другие. По их мнению, для того чтобы изучить ребенка и определить и спрогнозировать уровень его психического развития достаточно изучить и проанализировать структуру среды его обитания. Отсюда вывод: какова среда, в которой живет ребенок, такова и личность человека, механизм его поведения, пути его развития.
Но тогда остается открытым вопрос: Как в одинаковой социальной среде формируются совершенно различные личности. И даже однояицовые близнецы имеют существенные индивидуальные особенности в психическом развитии.
Основная идея данного направления заключается в процессе социализации, т.е. психика ребенка развивается под влиянием социума, при усвоении ребенком ЗУН, социальных ролей, которые навязывает им социальное общество.
Т.о.: социологизаторский подход основным фактором психического развития личности считает социальную среду, в которой живет ребенок, исключая всякое влияние наследственности на развитии психики.
Третий подход, который в отечественной психологической науке является наиболее признанным – деятельностный. Основоположником данного направления считают известного отечественного психолога Л.С.Выготского. Последователи данного подхода: Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Д.Б.Эльконин и другие отечественные психологи.
В основе данного подхода лежит «Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским», которая не отвергает влияния на развитие психической деятельности ни наследственности, ни среды, в которой живет ребенок. Она рассматривает психическое развитие в совокупности этих факторов и решающую роль отдает деятельности, в ходе которой идет обучение. Нет деятельности – нет развития и обучение должно занимать центральное место во всей системе организации жизни ребенка. Главная идея данной теории, есть то, что психическое развитие осуществляется в процессе усвоения социального опыта, через учение. Формирование личности человека идет не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции. Психическое развитие невозможно без общения, без деятельности, без усвоения тех ЗУН, которое накопило человечество за весть исторический период развития общества.
Т.о.: теория развития психических функций рассматривает развитие психики в совокупности наследственности, среды обитания и деятельности.
Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 4610 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
1.Категория “развитие” в психологии
и философии
2.Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии.
3.Отечественная теория психического развития
1.Категория “развитие” в психологии и
философии
В философии сложилось несколько методологических установок при подходе
к проблеме развития.
Первый подход – натурализм – развитие есть созревание имеющихся способностей,
склонностей и т.д.
Второй подход – историзм – субъективизация (формирование субъектности
человека).
Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде
всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка
связей между сторонами объекта.
Выделяются 2 основных типа развития:
1) Преформирующий тип – когда в самом начале заданы стадии, которые
пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное
развитие);
2) Непреформирующий тип – когда путь развития непредопределен заранее
(историческое развитие, развитие ребенка.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов
во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных
преобразованиях.
2.2. Основные подходы к развитию психики ребенка
в зарубежной психологии.
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается
как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями,
чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь
ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел
– будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью.
Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием
такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то,
что дано ребенку до его рождения.
а) В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции,
основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь
от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана
на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет
собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).
Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил
представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий
биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.
В. Штерн описывает развитие ребенка так: ребенок в первые
месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором
полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем
– начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру
– сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом
возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости
поднимается до уровня культуры Нового времени.
б) Теория трех ступеней развития (Карл Бюллер):
-инстинкт;
-дрессура;
-интеллект.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически
обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней
мере, два момента – темперамент и задатки способностей.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается
как пассивный объект.
2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском
(социогенетическом) направлении. Его истоки – в идеях философа
ХУII века, Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на
свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На
этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть
близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность
ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социоло-гизаторский
– страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного
из двух факторов развития.
3) Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов.
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития
ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание
наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие
под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит
конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности
(Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Но теория конвергенции не рассматривала:
-внутренние причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)
3.Отечественная теория психического развития
Современные представления о соотношении биологического и социального,
принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях
Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Выготский сформулировал ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития
не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные
периоды;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются
критическими периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды,
когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г – речь,
дошкольник – память, 3-4 г – исправление дефектов речи);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток
одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются
другие качества – слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) – те ЗУН, действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) – задачи, которые сегодня
ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития – уровень саморазвития (самообучаемость).
ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет”
его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития
ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета
возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.
Источник