Кабинет логопедии и развития ребенка

| Недостатки произношения во взрослом возрасте. Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. … Читать дальше » Просмотров: 897 | Признаки задержки речевого развития У ребенка значительная задержка речевого развития, если: 12 месяцев — ребенок мало лепечет; Просмотров: 565 | Этапы развития речи дошкольника. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Она возникает в первые два месяца жизни ребёнка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. … Читать дальше » Просмотров: 937 | Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе! Многие родители, слыша неправильную, нечеткую речь своего ребенка, не придают этому особого значения, думают, что ребенок научится выговаривать звуки ”когда придет время”. Только вот вопрос, а когда же оно придет? Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него … Читать дальше » Просмотров: 966 | |
|
Источник
Татьяна Романова
Логопедический кабинет. Каким он должен быть
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Василий Александрович Сухомлинский
Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Есть чему поучиться. На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Красиво, всего много, глаза разбегаются. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится. Самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо. В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Это не значит, что кабинет логопеда — пустая комната. Безусловно, логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка. Весь материал,который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами. В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.
Все мы знаем о пользе, о необходимости, развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с речевыми нарушениями — особенно. Обычно логопедические кабинеты очень маленькие, нередко расположены в спальных помещениях детского сада. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Логопеды не могут перестроить здание, не могут расширить помещение, значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.
Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи. Американский философ и педагог
В Инструктивно-методическом письме по ведению документации учителя – логопеда Министерства просвещения ПМР от 25.08.2017 года отражены задачи и функции логопедического кабинета, блоки требований к кабинету и материалам.
Задачи логопедического кабинета:
Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с
особенностями психофизического развития:
– консультативно-диагностическая;
-коррекционно-воспитательная;
-психологическая;
-социальная.
Функции кабинета:
-создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного
психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
-проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной
программы развития.
-проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных
занятий.
-оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно – воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед.
Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.
1. Блок требований
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности:
– освещенность;
– соответствие мебели ГОСТу;
-условия для соблюдения воздушного режима;
-состояние рабочего места учителя-логопеда и детей с особенностями
психофизического развития;
-состояние доски;
-покрытие пола;
-эстетика оформления кабинета;
-рациональное оформление зон в кабинете;
-инструктивно-нормативные материалы по технике безопасности.
2. Блок требований
Дидактические средства коррекционно-образовательного процесса и их
систематизация:
-учебные программы;
-материалы, расширяющие и дополняющие программу;
-календарные, перспективные, тематические, индивидуальные планы,
индивидуальные программы развития, речевые карты;
-раздаточные и тематические материалы по всем разделам программы с
учетом возрастных требований на полисенсорной основе;
-игрушки, настольные развивающие игры для детей разных возрастных
групп, способствующих коррекционно-образовательному процессу на полисенсорной основе.
3. Блок требований
Консультативно-диагностические и методические средства
коррекционно-образовательного процесса:
-перспективное планирование консультаций;
-материалы для проведения диагностики речевой функции с учетом возрастных требований;
-материалы для проведения консультационно-диагностических мероприятий по развитию высших психических функций;
-материалы для организации творческой работы
4. Блок требований
Визуальные средства обучения и оборудование для успешного
прохождения учебных программ и их систематизации:
-хранение и систематизация карт;
-хранение и систематизация таблиц, схем, планшетов, коллекций, макетов, моделей, муляжей (по темам);
-ТСО, инструментарий, измерительные приборы — хранение и
систематизация.
Правила пользования кабинетом
1. Ключи в двух экземплярах (один у учителя-логопеда, другой в д/с)
2. Влажная уборка проводится два раза в неделю.
3. Ежедневное проветривание кабинета.
4. Перед каждым применением и после проводится обработка
логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом.
5. По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон и отключение электрических приборов.
Развивающая среда в кабинете должна способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.
Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью,
быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка. Т. е. должна быть:
• содержательно насыщенной
• трансформируемой
• полифункциональной
• безопасной
Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинетанеобходимо руководствоваться следующими принципами:
1. системность (систематизация материала, составление паспорта кабинета с перечислением всего материала и оборудования)
2. доступность (наглядно-дидактический материал подбирается с учетом возрастных особенностей дошкольников)
3. вариативность (наглядно-дидактический материал и пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах)
4. здоровьесбережение (хорошее освещение, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается)
5. учет возрастных особенностей детей
6. эстетичность
Условно пространство логопедического кабинетаможно поделить на зоны:
Для детей (для индивидуальной и подгрупповой работы):
• Коррекции звукопроизношения
• Развития общей и мелкой моторики
• Развития речевого дыхания
• Развития фонематических процессов, формирования звуко-слогового анализа и синтеза, обучения грамоте.
• Развития лексико-грамматических категорий и связной речи
• Развития психических процессов
Для взрослых:
Зона размещения дидактического и методического материала
Рабочая зона учителя-логопеда
В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы учитель-логопед оформляет паспорт логопедического кабинета.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует:
целенаправленному формированию эмоционально-положительного
психологического климата в процессе коррекционной работы;
реализации предметно-практической направленности специального
педагогического пространства;
обеспечению чувства психологической защищенности;
сочетанию привычных и инновационных методов в организации и
проведении коррекционных занятий, что, в свою очередь, является одним из главных условий эффективности коррекционного процесса!
Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии (подписка на профильный журнал, курсы повышения квалификации, уметь использовать знания смежных наук.
«Педагог живет до тех пор, пока учится сам.»
К. Д. Ушинский
Полученные знания необходимо использовать в работе.
У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется!
А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Раздолинский детский сад «Умка»
Развивающая
предметно –
пространственная
среда
Рудакевич Наталья Николаевна
учитель -логопед
2018г.
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.
Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия. На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир.
А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда
особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения,
коррекции и стимуляции речевой деятельности.
Поэтому важно правильно организовать предметно –
развивающую среду в кабинете учителя-логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.
Основное назначение моего логопедического кабинета – создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В соответствии с направлениями работы логопедической службы ДОУ помещение логопедического кабинета условно разделено на блоки:
-блок диагностики ,
– блок профилактики и консультирования;
– блок научно-методический
– блок организации и планирования;
-блок коррекции и развития
Блок диагностики
содержит :
– материалы по диагностике развития речи детей 3-7 лет;
-речевые карты детей,
обучающихся в логопедическом кабинете
Блок профилактики и консультирования
содержит:
– консультации для педагогов
– консультации для родителей
– материалы для инфостенда
Блок научно-методический
Представлен библиотекой кабинета
Блок организации и планирования
Представлен:
– рабочей зоной учителя-логопеда
– документацией учителя-логопеда
Блок коррекции и развития
Коррекционно – развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.
Центр развития артикуляционной моторики
представлен:
– дидактическими пособиями
– логопедическими зондами.
Центр дыхания
Представлен:
-дидактическими пособиями по развитию дыхания;
– картотекой игр по развитию голоса.
Центр развития фонематического слуха
включает пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки.
Центр развития мелкой моторики
Представлен:
– дидактическими пособиями, конструкорами и т.д.
– картотекой пальчиковых гимнастик;
– пособиями из фетра, и других материалов
Центр развития психологической базы речи
включает в себя:
-игры и пособия для развития высших психических функций-
памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.
Центр коррекции нарушений звукопроизношения
Представлен:
-мебельным комплексом с зеркалом и дополнительной
подсветкой;
– речевым материалом по автоматизации звуков;
– дидактическими пособиями по автоматизации и
дифференциации звуков.
Центр формирования лексической и грамматической стороны речи
В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря, а так же дидактические пособия и игры на словоизменение и
словообразование, на предложные конструкции.
Центр развития связной речи
представлен:
-играми и пособиями, формирующими у детей умение строить собственное высказывание,
– наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов,
-наборы текстов для пересказов.
Центр обучения грамоте
представлен авторскими
пособиями из фетра и других материалов,
дидактическими играми.
Центр занятий
Представлен:
– интерактивной доской,
-столами со стульчиками, для подгрупповых и индивидуальных занятий
Здоровьесберегающие технологии
Представлены:
– су-джок терапией
– кинезиологической гимнастикой
– биоэнергопластикой
– пескотерапией
Логопедический кабинет оснащен:
интерактивной доской
программно-методическом комплексом “Развитие речи” с интерактивными играми
Видеопособие “Планшет для логопеда” помогает строить свою работу комплексно и при этом учитывать индивидуальные возможности детей. Предлагаемые занятия помогают логопеду спланировать и провести целенаправленную коррекционную работу
дидактическими пособиями по лексическим темам “Мой дом”, “Дикие звери”
Универсальной методикой “Говорящий логопед”
интерактивной программой «Конструктор картин» портала «Мерсибо» для изготовления собственных дидактических пособий;
коррекционной программой Лизуновой Л.Р. «Игры для Тигры».
Организация предметно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда имеет важное значение для коррекции звукопроизношения и развития всех компонентов речи.
Источник
Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.
Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.
Предназначение занятий в логопедическом кабинете
- Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица;
- Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации;
- Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.
В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.
Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ
- Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении;
- Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения;
- Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.
Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.
Важные требования к кабинету логопеда
- Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени;
- Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение;
- Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.
Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС
- Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков;
- Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты;
- Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA;
- Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства;
- Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.
Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.
Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.
Предметы для развития детей
- Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков;
- Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения;
- Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания;
- Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.
Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.
Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.
Источник