К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей thumbnail

 «Привлечение родителей к воспитательно-образовательному    процессу, как условие  повышения компетентности в воспитании и    развитии детей раннего      возраста».

                      (из опыта работы)

Аннотация: В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с родителями воспитанников.  Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Одной из важных проблем стоящей перед педагогами многих дошкольных учреждений является взаимодействие педагогов с семьёй воспитанника.

Роль семьи в развитии ребенка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребенок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.

Однако дошкольное воспитание имеет свои преимущества. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию этого развития. И наконец, когда ребенок приходит в детский сад, он включается в детское общество, усваивает новую роль- роль члена детской группы, что необходимо для его дальнейшего полноценного развития.

Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга.

Основной целью взаимодействия сада с семьей является  гуманизация отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Многие родители заинтересованы в грамотном развитии и воспитании своих детей, но не в достаточной степени компетентны в этих вопросах и испытывают затруднения.

Потребность родителей в приобретении психолого-педагогических  знаний, усвоение способов взаимодействия с детьми и недостаточная практическая разработанность сопровождения оказания помощи родителям делают актуальной проблему поиска новых условий, форм, методов работы с родителями с целью повышения родительской компетентности.

В соответствии с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, работающими в группах раннего возраста  детского сада «Золотая рыбка», является активное привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, как одно из важнейших условий развития компетентности в воспитании и развитии детей.

Поэтому перед нами педагогами  встала проблема поиска новых условий и новых нетрадиционных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс. Представляю вашему вниманию свой опыт общения и взаимодействия  с родителями воспитанников.

  Основные условия эффективного привлечения  родителей в воспитательно-образовательный процесс, предусматривает:

– создание в группе на основе доверия, взаимопонимания эмоционально-комфортного климата;

– использование принципов сотрудничества, диалога, взаимообогащения.

При вовлечении родителей в воспитательно-образовательный процесс используем следующие этапы:

1. Ознакомительный – на данном этапе родители знакомятся с  жизнью детей в детском саду и  группе.

Еще до поступления малыша в ДОУ устанавливаем первые контакты между семьёй и нашим детским садом: приглашаем родителей   посетить наш сад и  познакомиться с развивающей  средой, особенностями педагогической  работы; проводим встречи со специалистами (психолог, мед. сестра), во время этих  встреч родители получают ответы на волнующие их вопросы.  Проводим экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируем, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.  Знакомим родителей с игрушками, учебными пособиями, детскими книгами для детей, особое внимание обращаем на их соответствие возрасту ребенка.

Предлагаем родителям памятки с рекомендациями:

  • как подготовить  малыша, и какие необходимые условия создать для того, чтобы облегчить период  адаптации;
  •  о важности соблюдения режима дня;
  • о воспитании навыков опрятности и навыков самообслуживания.

      Ценность этих встреч в том, что молодые родители получают определённую психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше ориентироваться в особенностях развития и воспитания детей раннего возраста.

Также на этом этапе осуществляется сбор информации о семьях детей: наблюдение за взаимодействием родителей с детьми, индивидуальные беседы, социальный опрос.

     2. Второй этап – вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс –  активное совместное изучение основных особенностей ребёнка (возрастных, половых, индивидуальных) и необходимых условий для его развития.

На этом этапе  не малую роль играет наглядная информация, она решает задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в группе, позволяет правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

       В группах оформлены родительские уголки, где родители могут познакомиться с годовыми задачами детского сада; режимом дня, расписанием кругов на текущий учебный год. Есть стенд «Наши работы», куда вывешиваются рисунки и выставляются поделки детей.

Оформлен информационный стенд с меняющейся информацией,  на котором размещаются рекомендации, памятки.

 Видя результаты стараний своего ребёнка, зная, чем занят ребёнок в течение дня, получая советы, рекомендации  родители проникаются доверием к  педагогам и легче идут на контакт.

У многих из них  возникает интерес к процессу воспитания и развития индивидуальности своего ребёнка, желание совершенствовать свои  психолого-педагогические знания и умения. На этом этапе родители активны и включаются в любую деятельность группы, оказывают помощь педагогам, например, в изготовлении пособий, совместных поделок с детьми, участвуют в  подготовке развлечения для малышей. Такая деятельность помогает родителям овладевать личностно-ориентированным общением с ребенком, способностью рефлексировать свое взаимодействие с ним, готовностью оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку.

       В нашем дошкольном учреждении  мы применяем технологию Марии Монтессори.

Основным отличием технологии М. Монтессори  является  отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Мы помогаем родителям сформировать педагогическое сознание, зрелое отношение к своей социокультурной миссии, к ответственности, которую они должны принять на себя в воспитании и развитии индивидуальности ребёнка, без какого – либо авторитарного давления.

С этой целью для родителей наших воспитанников мы организовали «Школу заботливых родителей».

Работа школы выстроена, исходя из следующих положений:

     – семья источник гармоничного самосознания ребёнка, ведущий фактор развития его личности и индивидуальности;

      – воспитание детей в семье – это самовоспитание родителей;

      – развитие родительского самосознания;

     – установление доверительных отношений педагогов и родителей с обменом

        информаций, взаимной помощью.

     – включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Заседания «Школы заботливых родителей» проходят в разнообразной форме: круглый стол, семинар – тренинг, семинар – практикум,  вечер вопросов и ответов.

На заседаниях школы обсуждаются различные темы, такие как:

  •  «Знакомство с технологией  М. Монтессори». В ходе  данной встречи родители знакомятся с особенностями технологии М. Монтессори. Проводится презентация  дидактического материала, ценность которого заключается в том, что кроме своего прямого назначения он позволяет косвенно готовить ребёнка к дальнейшему усвоению материалов, подготавливает руку ребёнка к письму, к усвоению абстрактных понятий.  Родителям предоставляется возможность самостоятельной работы с дидактическим материалом. Дополнительно  представляется фото и видео материал, снятый во время самостоятельной работы детей в практической, сенсорной зонах и зоне родного языка.
  • «Этот удивительный ранний возраст». На котором родители знакомятся с особенностями воспитания и особенностями психического и физического  развития малыша на втором – третьем году жизни.
  • «Неболейка». В ходе данной встречи, обсуждаются вопросы  воспитания  здорового малыша, о методах приобщении ребёнка к здоровому образу жизни .
  • «Изобразительная деятельность в воспитании и развитии детей раннего возраста».  В ходе семинара родители знакомятся с традиционными и не традиционными приёмами творческой деятельности детей.  Дополнительно организовываются просмотр видео и фото материалов «Дети рисуют!».

     Такие встречи способствуют  повышению родительской компетентности, а также сближает педагогов и родителей.  

 В работе с родителями  мы порой сталкиваемся с объективными трудностями. Во-первых, это — взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень сложно. Во-вторых, большинство родителей — занятые люди, которые не всегда могут позволить себе уделить время на участие в, семинарах и других видах работы в группе. Некоторые родители считают достаточно беседы с педагогами во время утреннего приема  и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Но этого, конечно же, не достаточно.

       Одним из путей решения данной проблемы  стал выпуск журнала «Кроха» для родителей.   Каждый номер посвящен определённой теме:

  • «Малыш и детский сад» знакомит родителей с особенностями адаптационного периода ребёнка к детскому саду. Содержит советы и рекомендации как подготовить малыша, и какие условия создать для облегчения периода привыкания к новым условиям.
  • «Изобразительная деятельность в воспитании и развитии детей» стал итогом работы над воспитательно-образовательной задачей МОУ «Совершенствовать способности детей во всех видах изобразительной деятельности путём обновления содержания образования и развивающей среды».
  • «Здоровый малыш»  раскрывает  тему  физического развития ребенка,   формирования навыка здорового образа жизни.
  •  «Сенсорное развитие малыша» раскрывает значение сенсорного развития, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
  • «Имею право». Журнал содержит нормативные документы: Декларация прав ребёнка; Конвенция ООН о правах ребёнка; Семейный кодекс РФ; Закон «Об образовании» с которыми необходимо знакомить родителей,  для  усиления  их ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Плюсы такой формы взаимодействия с родителями заключаются в следующем:

  • родители не ограниченны во времени, они могут взять журнал домой, и изучить его в удобное время;
  • не навязываем свое мнение,  предоставляем родителям информацию, и они решают, что с ней делать.

       Постепенное привлечение родителей в  воспитательно-образовательный процесс приносит свои положительные результаты для всех участников   педагогического процесса.

    В динамике развития детей видны положительные результаты.  Это — гибкая адаптивность детей к условиям группы; проявление интереса к любой деятельности;  высокий уровень активности; готовность к контактам, как с взрослыми, так и с детьми.

    Наблюдая за общением родителей и детей можно отметить появление таких личностных качеств у родителей, как толерантность, способность понимать, принимать и помогать ребенку; эмоционально-положительное отношение родителей к воспитателям группы и  детского сада в целом.

               Мы педагоги, в свою очередь, имеем  возможность, лучше узнать семьи, определить характер и меру своей помощи.

   Таким    образом,  привлечение    родителей   к   воспитательно-образовательному процессу  и объединение усилий сада и семьи обеспечит малышу  эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславский  М. В. «Помоги мне  сделать это самому» Москва «Карапуз» 2000 год.

2. Войтенко Т. П. «Возвращение к ребёнку» Калуга 1999 год.

3. Григорьева. Г. Г. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004 г.

4. Дёмина Е. Е. « Развитие и обучение детей раннего возраста»  Москва «Творческий центр» 2006 год.

5. Ерофеева Т. И. «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений». Москва «Академия» 1999 год.

6. Зверева О. Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Москва  «Творческий центр» 2005 год.

7. Севастьянова Е. О. «Дружная семейка» Москва « Творческий центр»     2006 год.

8. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй». Издательство Скрипторий 2003»,  2008 год.

Источник

Основные направления работы

Цель: поиск эффективных форм
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.

Задачи:

  • Методическая помощь педагогам в сфере работы с
    родителями
  • Изучение семей детей
  • Изучение семейного опыта в воспитании и
    обучении детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и
    детской психологии
  • Привлечение родителей к активному участию в
    деятельности ДОУ через организации интересных
    форм работы

Пути решения задач:

  1. Изучить рекомендации и руководства передового
    педагогического опыта
  2. Разработать теоретический алгоритм по решению
    проблемы
  3. Определить круг работы каждого специалиста и
    воспитателя
  4. Подобрать анкеты, тесты для воспитателей и
    родителей
  5. Подобрать и апробировать формы и содержание
    работы по привлечению родителей к деятельности
    ДОУ

Этапы:

1 этап – работа с кадрами;
2 этап – работа с родителями;
3 этап – подведение итогов.

Основные направления сотрудничеств

  1. Создание благоприятных условий для повышения
    педагогической и психологической грамотности
    родителей и педагогов
  2. Совершенствование уровня включения родителей в
    деятельность ДОУ
  3. Создание благоприятных условий для привлечения
    родителей к участию в деятельности ДОУ

Гипотеза:

Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями: через: организацию
интересных формы работы,  координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения.

Показатели степени включения родителей в
деятельность дошкольного учреждения (по О.В.
Солодинкиной и А.А.Майера)
или какие
результаты мы хотели бы получить

1. Сформированность представлений родителей о
сфере педагогической деятельности, т.е. наличие
представлений:

  • О педагогической деятельности в целом
  • О специфике работы с детьми в целом
  • Об особенностях образовательного процесса в
    ДОУ
  • О возможных результатах деятельности детей
    дошкольного возраста

2. Изменение характера вопросов родителей к
педагогам детского сада, рост их педагогических
интересов и знаний.
2. Владение необходимыми практическими умениями
и навыками воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
3. Рост посещаемости родителями мероприятий по
педагогическому просвещению, их активность;
участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
4. Понимание родителями практической и
воспитательной значимости их помощи детскому
саду в хозяйственной и педагогической работе.
5. Степень проявления интереса к активному
включению в планирование образовательного
процесса.
6. Общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в детском саду.

Высший уровень проявления
показателей является критерий включённости
родителей в планирование образовательного
процесса в дошкольном учреждении

Степень эффективности сотрудничества
обусловлена:

  • Положительной установкой взаимодействующих
    сторон на совместную работу, осознание её целей и
    личностной заинтересованностью
  • Совместным планированием, организацией и
    контролем за жизнедеятельностью детей
  • Свободой выбора участников деятельности
  • Позицией администрации, способствующей
    самореализации и самовыражению педагогов и
    родителей

В работе ДОУ на данный момент актуальной
проблемой является взаимодействие педагогов
дошкольного учреждения с родителями, которое
предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями,
переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей.

Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в
воспитании собственных детей. Не парадокс ли? Но
это так. Кто же им поможет? Одной из злободневных
и актуальных задач нашего времени становится
взаимодействие и сближение образовательного
учреждения и семьи, а также распространение
накопленного в этом направлении опыта.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих
детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы
поддержать начинания педагогов, направленные на
удовлетворение и развитие интересов,
потребностей детей.

Семья играет главную роль в жизни ребенка.
Первыми, кто передает ребенку опыт в
непосредственном эмоциональном, нравственном,
художественно-эстетическом,
социально-личностном развитии становятся
близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо
если в семье царят доверие, доброжелательность,
искренняя забота, бережное отношение друг к
другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой
атмосфере, естественно и органично развивается
способность к позитивному взаимодействию с
окружающим миром. Он растет эмоционально
защищенным и уверенным в себе, открытым и
общительным.

Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на
него с разных позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании
его индивидуальных особенностей, развитие
способностей, формировании ценных жизненных
ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители
должны искать вместе наиболее эффективные
способы решения проблем, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи.

Задачи по поиску форм сотрудничества с
родителями.

  • Создание благоприятных условий для привлечения
    родителей к активному участию в деятельности
    дошкольного учреждения;
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения
    детей;
  • Просвещение родителей в области педагогики и
    детской психологии.

Преобладающая часть родителей — не
профессиональные воспитатели. Они не имеют
специальных знании в сфере воспитания и
образования детей, нередко испытывают трудности
в установлении контактов с детьми. Поэтому,
сотрудничая с родителями мы стремимся к позиции
поддержки, учитываем эмоционально-личностные
особенности как ребенка, так и его близких,
придумывая способы вовлечения родителей в
воспитательный процесс, предоставляя им право
свободно, по своему усмотрению, знакомиться с
жизнью ребенка в разных видах деятельности: в
игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие
наблюдения источник новых, подчас неожиданных
знаний о ребенке.

Взаимоотношения педагогов и родителей
возможно лишь в том случае, если педагоги
являются советчиками, размышляют вместе с
родителями, договариваются о совместных
действиях. Для активизации воспитательных
возможностей родителей педагогу целесообразно
использовать разнообразные активные формы
общения с ними: дискуссионные встречи,
практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых
и детей, фольклорные семейные вечера,
познавательно-игровые викторины и многое другое.

Формы работы с родителями:

  • «День открытых дверей» В 
    тот день родители имеют возможность посещать
    занятия и другие мероприятия с участием детей,
    заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут
    отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть
    своего ребенка в условиях, отличных от домашних,
    способствует пересмотру родителями своих
    методов и приемов воспитания. «Погружение» в
    жизнь дошкольного учреждения способно в большей
    степени продемонстрировать родителям
    особенности воспитания и обучения детей в
    детском саду. Длительное наблюдение ребенка в
    новой обстановке позволяет родителям иначе
    взглянуть на него и на воспитание в домашних
    условия. Эта форма работы им особенно нравится,
    так как позволяет увидеть реальные достижения
    каждого ребенка.

  • Еще одна из интересных форм работы ‚с
    родителями является создание игротек в
    холлах
    детского сада. Где родители вместе
    с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Целесообразность распространять среди
    родителей информации о предоставляемых детским
    садом услуг через «Справочника для родителей».
    Семьи получают  хорошо организованный и
    удобный в пользовании документ.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  •  Организуем выставок совместного
    творчества детей и родителей по изобразительной
    деятельности в течение года, поделок из
    природного материала. Родители с удовольствием
    участвуют в таких формах работы, которые уже
    стали традиционными, но всё же вызывают огромный
    интерес малышей и желание мам и пап заниматься со
    своими детьми изобразительным искусством.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • С целью привлечения родителей к
    активному участию в деятельности необходимо
    организовывать совместные физкультурные и
    музыкальные праздники. как «Мама и я —
    спортивная семья», «Папа и я — спортивная семья»,
    дружеские встречи между родителями разных
    возрастных групп, между родителями и педагогами
    детского сада.

  • Выпуск Семейных газет».Лучший опыт
    семейного воспитания регулярно представляется в
    виде фотогазет, коллективных работ,
    фотомонтажей.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Выпуск внутрисадовской малометражной
    газеты. Так же родители с удовольствием получают
    информацию из внутрисадовской газеты «Радужка».
    В газете публикуются  материал по наиболее
    актуальным проблемам, запросам родителей,
    деятельности с детьми в детском саду, по опыту
    семейного воспитания и т.д.

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Реализация проекта «Родительская
    почта» с целью наладить динамичную и действенную
    обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы
    предлагаем родителям тему, по которой они могут
    получить информацию. Ящики устанавливаются на
    видном и доступном месте в приемной группы, рядом
    помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1
    раз в месяц. После все обращения родителей
    анализируются обрабатываются. Продумываются
    формы информирования родителей по их обращениям:
    непосредственная ( на собраниях, встречах,
    консультациях) и опосредованные (через
    информационные стенды, памятки и т.д.)

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

  • Не менее интересной формой
    сотрудничества является привлечение родителей в
    участии клубов: «Счастливые родители»,
    «Навстречу друг к другу».

К участию в развитии ребенка привлекаю родителей

Семейные творческие проекты расширяют
кругозор детей и взрослых, наполняют их
творческой энергией, способствуют позитивным
изменениям в семье, помогает выстраивать
взаимодействие и сотрудничество семьи и
образовательного учреждения.

В заседаниях клуба принимают участие не только
педагоги и родители, но и дети.   Участвуя в
таких акциях дети, родители и педагоги получают
творческий импульс к развитию своих
способностей, а так же эмоциональную и духовную
поддержку. Дети получают возможность
разобраться в той или иной информаций, а
родители, незаметно для себя, с увлечением
передают свои знания и опыт.

Данная форма организации общения педагогов и
родителей выполняет доминирующую роль в
повышении психолого-педагогической культуры
родителей, а значит, способствует изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в
условиях семьи, развивает рефлексию. Родители
видят ребенка в обстановке, отличной от домашней,
а также наблюдают процесс его общения с другими
детьми и взрослыми – протягиваются невидимые
нити дружбы и сотрудничества.

Таким образом, особенностью семейного
воспитания признается  особый эмоциональный
микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка
формируется отношение к себе, определяющее его
чувство самоценности влияние на ценностные
ориентации и мировоззрение ребенка.

Если выстроить эффективную технологию
взаимодействия с родителями через: организацию
интересных формы работы, координацию
деятельности всего педагогического коллектива,
создания оптимальных взаимоотношений педагогов
и родителей, то можно повысить уровень
привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения. (Приложение
1
)

По опыту работы детского сада можно сделать
вывод, с одной стороны – не все родители
откликаются на стремление педагогов к
сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами
воспитатели нередко не любят работу с родителями
по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с
современными родителями работать сложно, т.к. те
или «всё знают», или им безразличны вопросы
воспитания и зачастую стремятся подменить
непосредственное общение с родителями
информационными объявлениями. другие и хотели бы
установить контакт с родителями их
воспитанников, но не всегда знают, как его
осуществить.

Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм
работы по взаимодействию с родителями, будет
способствовать: (Приложение 2)

  • У родителей появится интерес к работе детского
    сада и воспитанию детей.
  • Измениться характер вопросов родителей к
    педагогам детского сада, рост их педагогических
    интересов и знаний.
  • Овладению родителями необходимыми
    практическими умениями и навыками воспитания и
    обучения детей дошкольного возраста.
  • Росту посещаемости родителями мероприятий по
    педагогическому просвещению, их активность;
    участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
  • Пониманию родителями практической и
    воспитательной значимости их помощи детскому
    саду в хозяйственной и педагогической работе.
  • Проявлению интереса к активному включению в
    планирование образовательного процесса.

Презентеция (Приложение
3
)

Источник