К типам образовательных учреждений относят центр развития ребенка

К типам образовательных учреждений относят центр развития ребенка thumbnail

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2021 в п. 6 ч. 4 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ).

6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Открыть полный текст документа

Источник

Виды учреждений дополнительного образования.

Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.

Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.

Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.

Выделяют следующие виды Центров:

Центр дополнительного образования детей;

Центр развития творчества детей и юношества;

Центр творческого развития и гуманитарного образования;

Центр детско-юношеский, детского творчества;

детский центр (подростковый);

Центр внешкольной работы.

Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);

Центр детский морской;

Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);

Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).

Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.

Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:

уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);

ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);

профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).

Выделяют следующие виды школ:

школа по различным областям науки и техники,

по различным видам искусств,

детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).

Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.

Читайте также:  Как появляется ребенок развития по неделям

Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).

Выделяют следующие виды Дворцов:

Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;

Дворец учащейся молодежи,

Дворец пионеров и школьников,

Дворец юных натуралистов,

Дворец спорта для детей и юношества,

Дворец художественного творчества (воспитания) детей,

Дворец (Дом) детский культуры искусств.

Видами Домов могут быть:

Дом детского творчества;

Дом детства и юношества, учащейся молодежи;

Дом пионеров и школьников;

Дом юных натуралистов;

Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);

Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

Дом художественного творчества (воспитания) детей;

Детский дом культуры (искусств).

Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.

Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).

В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.

Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.

Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).

Виды станций:

Станция юных натуралистов;

Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);

Станция детская экологическая (эколого-биологическая);

Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.

Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).

Источник

Типы учреждений РФ для детей
с ограниченными возможностями здоровья

       Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института (абилитационно – реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

      Рассмотрим типологию специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции
    и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой)
    класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет.
    Наполняемость классов – 12 человек.
               Особое внимание в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной
    учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического
    мышления, расширению активной речевой практики, а также развитию остаточного слуха. Основу дидактической
    системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого
    развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности и сознательности в
    приобретении знаний, умений и навыков. Главным требованием к процессу образования выступает организация
    развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью
    звукоусиливающей аппаратуры.
              Трудовое обучение глухих детей начинается с 12 летнего возраста и
    занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно – реабилитационная, превентивная,
    санитарно-гигиеническая и консультационная работа проводится врачами-специалистами: оториноларингологом,
    психоневрологом, педиатром и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное сохранение остаточного
    слуха.
  2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей
    (II вид).
    Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий
    снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально
    стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков
    чтения с губ, чтения с лица.
               Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с
    незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия
    (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции
    (срок обучения-12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом –
    11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором – дошкольные группы для детей
    4-6 – летнего возраста. Наполняемость классов – 12 человек.
               При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с
    дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
  3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных
    учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.
    Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты
    осуществляется за счет сохранных анализаторов.
                   Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе
    тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве.
                  Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра.
                   Организовано два типа школ для слепых детей:
    десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов – 12 человек.
                   Образовательные программы идентичны программам массовой
    школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная
    подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля,
    русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким. Значительное внимание
    уделяется межличностным контактам и совместной деятельности слепых детей со зрячими детьми и взрослыми, что
    часто позволяет преодолеть некоторые вторичные и третичные отклонения в развитии.
  4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию
    зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно.
              Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства (“электронная лупа”, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, “говорящие” калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям развития детей с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс освещение (для сравнения: в небольшом кабинете с двумя окнами – лишь 500-600 люкс), дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий – барьеры). Наполняемость – 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений.
  5. Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или
    здравоохранения.

          В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты,
    обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами.
          Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь
    дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание).
    Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические
    мероприятия. Длительность – от 3 мес. до года.
          Логопедические детские сады и специальные логопедические группы
    при обычных дошкольных образовательных учреждениях.
          Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь
    в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Направления в пункты выдают врачи
    поликлиники, учителя, а также возможен прием по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы.
    Индивидуальная – только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза
    в неделю.
  6.       Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей
    с тяжелой речевой патологией (V вид).

             Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе.
              Срок обучения – 9-11 лет. За это время дети получают
    знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы – коррекция дефектов
    устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков,
    активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью
    возможности перевода некоторых детей на основании заключения ПМПК в массовую школу или учебно-воспитательное
    учреждение иного вида (например, для детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития).
  7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид).
             Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа – в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.
          Основной задачей школы является максимальное преодоление
    функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к самостоятельной профессионально-трудовой
    деятельности. С этой целью используется различное вспомогательное оборудование коррекционно-реабилитационного
    процесса: парты с “ухватами” и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей
    для облегчения функционирования артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации.
    Наполняемость классов – до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются
    специальные классы.
  8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид).
              Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов – 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.
          Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, “наверстывания” не усвоенного учебного материала.
          Данные типы образовательных учреждений были созданы и стали
    развиваться в РФ с 1981г. Для этого были объективные причины, так как, по экспертной оценке ведущих
    педагогов страны, лишь 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу массовой общеобразовательной
    школы по всем предметам, а из поступающих в первый класс около 30% детей отстают в
    интеллектуальном развитии.
  9. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид).
             Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет.
              Основная цель этих учреждений – физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения – специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения – специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.
          Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами – медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.
          Для детей с выраженными формами умственной отсталости
    (имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся
    с 4 до 18 лет. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния
    помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.
  10. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в г.Сергиевом Посаде
    Московской области. Год основания – 1968г.). Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых,
    почти слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых с нормальным интеллектом
    (хотя это и спорно при таких нарушениях). Обучение, воспитание и оздоровление осуществляют тифло- и
    сурдопедагоги, а также другие специалисты. Их задача – реализация потенциальных ресурсов общего и языкового
    развития слепоглухонемых в процессе специального обучения с целью формирования, прежде всего, навыков
    самообслуживания, а также элементарных трудовых умений.
  11. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
             Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.

             Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами:

    • диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
    • медицинской реабилитации;
    • психолого-педагогической помощи;
    • правовой защиты;
    • социально-педагогический подразделение;
    • организационно-методический отдел. 

                                                                                                                                                                                                                                
    Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей “детей с проблемами” в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.

  1. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.

          Зачастую новые типы специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений возникают стихийно, работают “методом проб и ошибок”, не имея необходимых нормативных документов, научно-методического обоснования применяемых приемов и методов работы.

Источник

Читайте также:  Характеристика на ребенка детского сада на речевое развитие