К типам образовательных учреждений относят центр развития ребенка
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2021 в п. 6 ч. 4 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ).
6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Открыть полный текст документа
Источник
Виды учреждений дополнительного образования.
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.
Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.
Выделяют следующие виды Центров:
Центр дополнительного образования детей;
Центр развития творчества детей и юношества;
Центр творческого развития и гуманитарного образования;
Центр детско-юношеский, детского творчества;
детский центр (подростковый);
Центр внешкольной работы.
Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);
Центр детский морской;
Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).
Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ:
школа по различным областям науки и техники,
по различным видам искусств,
детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов:
Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
Дворец учащейся молодежи,
Дворец пионеров и школьников,
Дворец юных натуралистов,
Дворец спорта для детей и юношества,
Дворец художественного творчества (воспитания) детей,
Дворец (Дом) детский культуры искусств.
Видами Домов могут быть:
Дом детского творчества;
Дом детства и юношества, учащейся молодежи;
Дом пионеров и школьников;
Дом юных натуралистов;
Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Дом художественного творчества (воспитания) детей;
Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.
Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Виды станций:
Станция юных натуралистов;
Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
Станция детская экологическая (эколого-биологическая);
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Источник
Типы учреждений РФ для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института (абилитационно – реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально-бытовая, профессионально-трудовая) осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделяют следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.
Рассмотрим типологию специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид). Решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции
и компенсации недостатков их развития. Школы имеют в своем составе 1-12 классы и подготовительный (нулевой)
класс для шестилеток. Образование глухим детям дается в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет.
Наполняемость классов – 12 человек.
Особое внимание в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной
учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического
мышления, расширению активной речевой практики, а также развитию остаточного слуха. Основу дидактической
системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого
развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности и сознательности в
приобретении знаний, умений и навыков. Главным требованием к процессу образования выступает организация
развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью
звукоусиливающей аппаратуры.
Трудовое обучение глухих детей начинается с 12 летнего возраста и
занимает ведущее место в образовательной программе. Лечебно – реабилитационная, превентивная,
санитарно-гигиеническая и консультационная работа проводится врачами-специалистами: оториноларингологом,
психоневрологом, педиатром и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное сохранение остаточного
слуха. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей
(II вид). Осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий
снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. Применяемые методы должны максимально
стимулировать детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков
чтения с губ, чтения с лица.
Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с
незначительными нарушениями речи: дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия, дислексия
(срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции
(срок обучения-12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом –
11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором – дошкольные группы для детей
4-6 – летнего возраста. Наполняемость классов – 12 человек.
При обоих типах учреждений возможно создание классов для детей с
дефектами опорно-двигательного аппарата и интеллекта. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных
учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.
Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты
осуществляется за счет сохранных анализаторов.
Абсолютно слепые дети пользуются в учебной работе
тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве.
Частично видящие дополнительно используют зрительный анализатор. Учащиеся постоянно находятся под наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога, педиатра.
Организовано два типа школ для слепых детей:
десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее образование). Наполняемость классов – 12 человек.
Образовательные программы идентичны программам массовой
школы, за исключением специальных программ по таким дисциплинам как физвоспитание, производственная
подготовка, рельефное рисование и черчение. В основе системы обучения лежит рельефно-точечный шрифт Брайля,
русифицированный впервые отечественным офтальмологом и тифлопедагогом А.И.Скребицким. Значительное внимание
уделяется межличностным контактам и совместной деятельности слепых детей со зрячими детьми и взрослыми, что
часто позволяет преодолеть некоторые вторичные и третичные отклонения в развитии. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию
зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима, когда это возможно.
Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классах используется специальный учебный наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), аудиобиблиотеки (записи, например, художественных произведений или учебников на магнитных лентах, дисках), специальные оптические, технические средства (“электронная лупа”, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, “говорящие” калькуляторы) и методы обучения, ориентированные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование также приспособлено к индивидуальным и типологическим особенностям развития детей с учетом офтальмогигиенических требований: повышенное до 1500 люкс освещение (для сравнения: в небольшом кабинете с двумя окнами – лишь 500-600 люкс), дозирование зрительных нагрузок, возможность наклона крышки парты, учебники массовой школы с увеличенным шрифтом, тетради с особой разлиновкой (выпуклые разделители линий – барьеры). Наполняемость – 12 человек в классе. При данных видах учреждений возможно открытие одно-, двух или трехгодичных дошкольных отделений. - Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе образования или
здравоохранения.
В поликлиниках организованы слухоречевые и логопедические кабинеты,
обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами.
Логопедические стационары оказывают индивидуальную и групповую помощь
дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание).
Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические
мероприятия. Длительность – от 3 мес. до года.
Логопедические детские сады и специальные логопедические группы
при обычных дошкольных образовательных учреждениях.
Логопедические пункты в массовых школах призваны оказывать помощь
в исправлении патологии речи всем нуждающимся учащимся школы и района. Направления в пункты выдают врачи
поликлиники, учителя, а также возможен прием по просьбе родителей. Практикуется групповая форма работы.
Индивидуальная – только в том случае, если ребенок не может работать в группе. Занятия проводятся три раза
в неделю. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей
с тяжелой речевой патологией (V вид).
Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикание, ринолалия) не дает им возможности обучаться в обычной школе.
Срок обучения – 9-11 лет. За это время дети получают
знания в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Главная задача речевой школы – коррекция дефектов
устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков,
активизации речевых форм общения. Состав учащихся в конце каждого учебного года пересматривается с целью
возможности перевода некоторых детей на основании заключения ПМПК в массовую школу или учебно-воспитательное
учреждение иного вида (например, для детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития). - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид).
Данные учреждения являются одновременно и образовательными и лечебно-оздоровительными учреждениями. Они делятся на 9-летние с подготовительным классом (учебная программа охватывает объем неполной средней школы) и 11-летние с подготовительным классом (учебная программа – в объеме средней школы). Обучение и воспитание ведется с учетом функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и медицинских рекомендаций. Лечебно-оздоровительную и реабилитационную работу проводят врачи: ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт, а также инструктор лечебной физкультуры, массажист, логопед.
Основной задачей школы является максимальное преодоление
функциональных двигательных нарушений и подготовка воспитанников к самостоятельной профессионально-трудовой
деятельности. С этой целью используется различное вспомогательное оборудование коррекционно-реабилитационного
процесса: парты с “ухватами” и бортиками, шлемы и скафандры для фиксации головы, туловища и конечностей
для облегчения функционирования артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации.
Наполняемость классов – до 16 человек. Для умственно отсталых детей с ДЦП при школе организуются
специальные классы. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид).
Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. Наполняемость классов – 18-20 человек. Помимо учебно-воспитательной работы проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызывающих неуспеваемость в массовой школе. На основе данных психолого-педагогического и клинического изучения детей реализуется принцип дифференцированного подхода. В конце каждого учебного года решается вопрос о возможности перевода в иной тип учебного учреждения каждого ребенка.
Помимо специальных школ для данной категории детей созданы классы коррекции, выравнивания при массовых школах, куда ребенок может переводиться на срок от 6 мес. до 1 года с целью повторного изучения, “наверстывания” не усвоенного учебного материала.
Данные типы образовательных учреждений были созданы и стали
развиваться в РФ с 1981г. Для этого были объективные причины, так как, по экспертной оценке ведущих
педагогов страны, лишь 35-45% учащихся старших классов способны освоить программу массовой общеобразовательной
школы по всем предметам, а из поступающих в первый класс около 30% детей отстают в
интеллектуальном развитии. - Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид).
Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В дошкольные учреждения (детские дома и сады) принимаются дети с диагнозом “олигофрения в степени дебильности неосложненной формы”, в возрасте от 4 до 8 лет.
Основная цель этих учреждений – физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению в специальной образовательной коррекционной (вспомогательной) школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Вся коррекционно-компенсаторная работа направлена на преодоление и превенцию вторичных дефектов развития. Дети-дошкольники с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильность), а также с умственной отсталостью, осложненной детским церебральным параличом, психопатией, болезнью Дауна, шизофренией направляются в учреждения системы социального обеспечения – специальные интернаты, дома-интернаты или в учреждения системы здравоохранения – специальные ясли, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением ЦНС.
Для детей с умственной отсталостью школьного возраста открыты специальные образовательные коррекционные школы и школы-интернаты, где они за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами – медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.
Для детей с выраженными формами умственной отсталости
(имбецильность, идиотия) в системе социального обеспечения существуют детские дома, где дети находятся
с 4 до 18 лет. Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния
помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. - Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в г.Сергиевом Посаде
Московской области. Год основания – 1968г.). Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых,
почти слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых с нормальным интеллектом
(хотя это и спорно при таких нарушениях). Обучение, воспитание и оздоровление осуществляют тифло- и
сурдопедагоги, а также другие специалисты. Их задача – реализация потенциальных ресурсов общего и языкового
развития слепоглухонемых в процессе специального обучения с целью формирования, прежде всего, навыков
самообслуживания, а также элементарных трудовых умений. - Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществляют комплексную медикоментозную и физиотерапевтическую помощь, психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию, в-первую очередь, детей-инвалидов от 3 до 18 лет. В штате имеются врачи, учителя и воспитатели, социальные педагоги, психологи, социальные работники. Проводится правовое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений деятельности является работа с семьей нетипичного ребенка, ее консультирование, проведение тренинговых, психотерапевтических занятий.Структура центров, имеющих статус опорно-экспериментальных учреждений Министерства труда и социального развития, чаще всего представлена следующими отделами:
- диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
- медицинской реабилитации;
- психолого-педагогической помощи;
- правовой защиты;
- социально-педагогический подразделение;
- организационно-методический отдел.
Таким образом, эти учреждения являются многофункциональными. Они включают не только диагностические, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, но и творческие мастерские, направленные на развитие способностей “детей с проблемами” в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.
Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Основная задача деятельности таких училищ состоит в профориентации подростков с ограниченными возможностями, помощь в овладении ими определенной доступной специальностью.
Зачастую новые типы специальных (коррекционных) и реабилитационных учреждений возникают стихийно, работают “методом проб и ошибок”, не имея необходимых нормативных документов, научно-методического обоснования применяемых приемов и методов работы.
Источник