К школе интегративная характеристика развития ребенка

К школе интегративная характеристика развития ребенка thumbnail

Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, как и планируемые итоговые результаты её освоения, определяют интегративные качества, которые представляют собой по сути достижения воспитанников во всех сферах психофизического развития.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Поэтому ФГОС выделяет интегративные качества личности дошкольника, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы и которые напрямую соотносятся с универсальными учебными действиями школьника. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника и ограждают нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду, и с какими знаниями школа должна получать ребенка. Интегративные качества – это такие качества, которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из её элементов в отдельности.

Таким образом, развитие интегративных качеств личности дошкольника на этапе дошкольного образования обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, то есть позволит реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

В период дошкольного возраста ведущим видом деятельности у детей является игра. Именно поэтому лучшим приёмом для формирования интегративных качества является игровая деятельность.

Виды интегративных качеств дошкольников

“Физически развитый”.

В структуре готовности ребёнка к школе выделяется компонент, которые принято называть “школьная зрелость” или “физическая готовность”. Он характеризуется степенью зрелости нервной системы, анализаторов, в том числе двигательного, уровнем физического развития. Физически развитый ребёнок устойчив к нагрузкам, активен, его движения координированы, экономичны и точны. Он способен поддерживать высокий уровень работоспособности и быстро восстанавливать физические ресурсы организма. Физическое развитие обычно связывается с освоением ребёнком основных движений и двигательных качеств.

Показателями развития выступают:

-развитие точности, целенаправленности, координированности, ритмичности движений;

-развитие выразительности движений;

-формирование образа движений;

-развитие произвольности движений.

“Любознательный, активный”.

Развитие ребёнка происходит в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Проявляя активность, он приобретает опыт взаимодействия с предметами и людьми, представления об окружающем и самом себе. Его собственный опыт с возрастом становится богаче, а часто и противоречивее, поскольку дошкольник вступает во все сложные и изменчивые отношения со средой. Активность ребёнка очень рано становится избирательной. Дети испытывают симпатии и антипатии к людям, имеют предпочтения в пище, игрушках, видах деятельности. Сложность, а порой и противоречивость взаимоотношений ребёнка со средой, проявлений его активности определяются тем, что ему не безразлично, кто его кормит, одевает, обучает, оценивает, жалеет…

“Эмоционально отзывчивый”.

Простейшие эмоции у ребёнка проявляются очень рано. На протяжении всего дошкольного возраста ребёнок характеризуется повышенной эмоциональностью. Эмоции позволяют ребёнку накапливать и осмысливать собственный опыт, как бы отмечая значимые для малыша события. Эмоции направляют и организуют восприятие, внимание, память, мышление, пробуждают воображение, стимулируют творческое познание действительности, что является немаловажным моментом в подготовке ребёнка к обучению в школе.

Ребёнок, имеющий положительные, разнообразные, богатые переживания, бодр, активен, любознателен, уверен и оптимистичен.

“Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”

Учебная деятельность является социальной деятельностью и требует от ребёнка социальных действий как средства решения учебных задач. Психологически очень важно, чтобы на протяжении дошкольного возраста ребёнок освоил особый вид деятельности – коммуникативную. В дошкольном возрасте существенные изменения происходят в сфере общения ребёнка со взрослым и сверстниками. Важными показателями являются: коммуникативная активность, заинтересованность, свобода и раскованность, эмоциональность, продолжительность взаимодействия, общий эмоциональный фон и сосредоточенность на взаимодействии с другим человеком.

“Способный управлять своим поведением и планировать свои действия”.

Умение управлять собой, своим поведением, то есть произвольность, является одним из центральных показателей психологической готовности к школьному обучению и условием успешного вхождения ребёнка в новую для него образовательную ситуацию. Кроме того, произвольность выступает важнейшей характеристикой личности и показателем её развития.

“Способный решать интеллектуальные и личностные (проблемы), адекватные возрасту”.

Одним из условий развития интеллектуальной активности старших дошкольников является обучение умению выделять, понимать и решать задачи. Развитие способности решать познавательные задачи у дошкольника связано с формированием речемыслительной деятельности. Развитие речью начинается еще до того, как ребёнок овладеет активной речью. Источником мышления выступает чувственный опыт, который ребёнок раннего возраста накапливает в процессе предметно-практической деятельности. С освоения ребёнком наглядно-действенных способов решения практических задач начинается понимание мира. Освоение действий происходит в ответ на проблемную ситуацию. Овладение орудийным действием требует обозначения словом. Ребёнок воспринимает слово как сигнал для действия. Включение речи в предметно-практическое действие позволяет ребёнку решать мыслительную задачу на качественно новом уровне. Он ставит цель, , ищет способы, проверяет результаты и критически оценивает свою деятельность. Развитие логического мышления прямо зависит от уровня освоения речи, обеспечивающей обобщение воспринимаемых однородных признаков. Обучая ребёнка рациональным действиям, приёмам проверки правильности решения задач: поставить рядом, измерить, соотнести, сгруппировать по заданному образцу и т.п.; активизируя выполнение замещающих действий и применение предметов – заместителей, взрослый стимулирует освоение ребёнком способов решения широкого круга познавательных задач. Решая личностные проблемы, свойственные возрасту, ребёнок осваивает на творческой основе культуру общества в процессе переживаний и размышлений.

“Имеющий первичные представления”.

Базу для изучения научных знаний составляют житейские знания, представления, полученные ребёнком в дошкольном возрасте. Дошкольник получает знания в процессе непосредственного взаимодействия с окружающим. Эти знания связаны с опытом самого ребёнка и определяются этим опытом. и хотя житейские знания могут быть недостаточно отчетливы и систематизированы, они составляют основу для усвоения школьных знаний.

Изменение представлений на основе их связи с речью выражается в том, что в образе предмета выделяются его наиболее существенные признаки. Если само слово ребенку, то обозначаемое им понятие конкретизируется в воспринимаемом и запоминаемом образе, а значит, позволяет знаниям стать четкими и систематизированными. Так у дошкольника формируется умственная способность к усвоению знаний, и эта способность является показателем уровня умственного развития, который и обеспечивает продуктивность учебной деятельности.

“Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности”.

Ребёнок теряет непосредственность всех своих проявлений. В его поступки привносится интеллектуальный момент. Переживания ребёнка приобретают смысл: он понимает, какие эмоции переживает. Возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств. Если с ребёнком много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное новообразование. В период семи лет становятся заметными в деятельности ребёнка универсальные предпосылки учебной деятельности.

“Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности”

Для развития детской личности в дошкольном возрасте принципиально важным является участие ребёнка в как можно более разнообразных видах деятельности. Дошкольник не только с удовольствием играет, но и не менее увлеченно поет, танцует, рисует, конструирует, сочиняет сказки, трудится совместно и рядом со взрослым. Игра основана на стремлении и умении ребёнка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам.

Источник

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педаго­гической литературе понятие готовности определяется как много­гранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как “общая, психологическая готовность” и как “специальная готовность” к обучению в школе.

Общая готовность к школе включает в себя: личностное, ум­ственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое раз­витие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде­ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенный уровнем психического развития, ко­торое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).

Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающи­ми взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отноше­ние ребенка к самому себе.

Нравстненно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста инте­реса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответст­вии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности вхо­дит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированность общественных мотивов поведения, уме­ние планировать своп деятельность.

В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас зна­ний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., разви­тая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

Важно развить эстетические чувства, творческое воображе­ние, умение воспринимать содержание разнообразных картин я т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

Физическая готовность является одним иэ важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же – 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обу­чения.

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадапта­ции являются:

неправильное отношение к ученику;

неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;

неблаго­приятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);

неблагоприятная се­мейная микросреда

Т.В.Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации: ака­демическую, социальную и личностную

. Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Социальная адаптация отражает успешность вхож­дения ребенка в новую социальную группу.

Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как пред­ставителя новой социальной общности (Я – школьник).

Школьная дезадаптация выступает как результат преоблада­ния одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), асси­миляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), “незрелый” ( неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные по­казатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

62. показатели готовности воспитанников к школе.(общая и специальная готовность).

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе..

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир). В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты:

– готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надоуметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

– готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общатьсяс детьми и взрослыми..

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

63.Формы взаимодействия д/у и начальной школы Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении

дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственностивключает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

лектории для родителей,

педагогические консультации;

семинары;

открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

совместные праздники;

встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Источник