К кому обратиться если у ребенка задержка развития речи
Речь начинает формироваться у детей задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.
О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).
Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3-х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.
Необходимо обратиться к логопеду если:
- была задержка внутриутробного развития
- гипоксия
- долгое нахождение в реанимации
- питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
- КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
- нарушения зрения
- нарушения слуха
- генетические синдромы
- повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
- родовая травма
Признаки и симптомы, которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 – 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.
В возрасте от 0 до 1.5 лет
- к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» – эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
- гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
- переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
- в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
- ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
- у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
В возрасте от 1.5 до 2.5 лет
- ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
- не отзывается на свое имя
- отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
- нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
- нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
- на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
- не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
- отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
- делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
- страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
- стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
- стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
- не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
- в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
- в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше
- говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
- ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
- говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
- зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 – 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка.
Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 – 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.
Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием.
Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.?
Мы делаем второй Шаг: Проводим обследование.
Детский невролог и ЭЭГ
Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант – это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют “ждать до 3 лет”, ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.
Помните – диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.
Сурдолог
Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.
Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты – громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.
У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.
Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.
Может понадобиться компьютерная аудиометрия – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) – это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.
Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:
- формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
- формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
- формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
- формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
- развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)
Источник
Марина Х.
3 февраля 2019 · 44,6 K
Ребенку скоро 4 года, очень плохо разговаривает, словарный запас ограничивается десятком предложений. Какой врач занимается данной проблемой?
Врач -педиатр.
Медцентр “Инпромед”
Диагностика задержки речевого развития требует комплексного подхода и консультации следующих специалистов:
• Педиатр – оценивает развитие ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма.
• Детский невролог – с помощью ряда исследований (ЭЭГ, УЗДГ) сможет диагностировать нарушение кровообращения и нервной системы.
• ЛОР – проверяет остроту слуха, в некоторых случаях ребенок не говорит, так как не слышит речь.
• Психиатр – исключает такие заболевания как аутизм, олигофрению и др.
• Детский психолог – оценивает психомоторное развитие ребенка при помощи специальных тестов.
• Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.
• Логопед – помогает ставить звуки и произношение, тренирует речевые мышцы.
После выяснения возможной причины ЗРР используют следующие методы коррекции:
- Медикаментозное лечение. Для стимуляции мозговой деятельности зачастую используют ноотропные средства. Хорошо себя показал пептидный препарат Кортексин, который нормализует работу клеток мозга, что положительно сказывается процессах, отвечающих за память, мышление, речь.
- Общий и логопедический массаж. Способствует улучшению кровообращения и активизирует мышцы, отвечающие за речь.
- Электроакупунктура – стимулирование особых речевых зон с помощью электрического тока.
- Магнитотерапия – улучшает работу нервных окончаний и восстанавливает нормальное кровообращение.
Подробнее узнать о причинах задержки речевого развития и о том, что могут сделать родители, можно узнать в данной статье
Мы сталкивались с такой проблемой и помог нам не один врач, а сразу несколько. Начинали с невролога, он сделал назначения относительно медикаментозного лечения, потому что оно тоже необходимо в данной ситуации (нам назначали Пантогам), направил к психологу и логопеду, плюс занимались дома. В течении шести месяцев занимались по усиленной программе… Читать далее
Подскажите а по какой программе занимались ?
Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги…
Есть несколько причин задержки речи у ребенка:
1. Ребенок не понимает, как говорить (как поставить язык, губы, какие движения производить).
2. Ребенок не понимает, что говорить (звуки, слоги, слова произносит, но не понимает их значения. Это как повторять за иностранцем непонятные слова).
3. Ребенок унаследовал особенность от родителей. Например, моя… Читать далее
Клиника восстановительной неврологии — оказывает полный комплекс лечебно-диагностических… · newneuro.ru
Разумеется при задержках речевого развития могут помочь различные специалисты – неврологи, логопеды, нейропсихологи, дефектологи и тд. Но надо понять одну простую вещь, задержки речевого развития это результат именно дисфункций в головном мозге. Поэтому главным и ведущим доктором должен быть невролог. И именно он будет назначать остальных… Читать далее
Центр развития речи «ЛОГОПЕДиЯ».
Основная задача – помощь детям с речевыми и п…
Прежде всего следует записаться на консультацию к опытному логопеду, который сможет поставить диагноз и составить план лечения. (www.logopedia.center)
логопед-это по факту учитель, план лечения составляет исключительно врач
Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!
Не надо кормить ребенка таблетками, обратитесь к логопеду – может дать полезный совет или лучше провести курс занятий с ребенком.
Занимайтесь сами – говорите что-то ребенку, спрашивайте, в том числе спрашивайте то, на что ему дегко ответить (да, нет, мама, папа, баба)
Учите алфавит – у нас ребенок очень ленится говорить, а вот буквы выучил рано… Читать далее
Понятно, что люди далеки от понимания термина ЗПР
Как проявляется аутизм у ребенка?
Клиника восстановительной неврологии — оказывает полный комплекс лечебно-диагностических… · newneuro.ru
Характерные симптомы и признаки детского аутизма в 2 (два) года:
- Проблемы с речью в легкой или сильной степени выраженности. Малышу не интересно общаться с окружающим миром, поэтому он не стремиться запоминать больше слов, обращаться с фразами к окружающим. О себе говорит в 3-м лице. При этом может повторять достаточно сложные слова, услышанные один раз случайно.
- Избегает, не ищет эмоционального контакта, близости с родственниками и постоянными окружающими. Ребенок не любит сидеть на руках, плохо переносит, когда его трогают, проявляют интерес, внимание. Сам не выделяет в общении мать и отца перед остальными, контактирует с людьми на одном уровне доверия.
- Отсутствуют игровые действия, “положенные” по возрасту. Из-за отсутствия абстрактного мышления, малыш не может представить и проиграть ту или иную ролевую модель. Ему не интересны игрушки в целом, однако иногда привязывается к конкретной вещи и везде носит ее с собой.
- Более подробно вы можете ознакомиться в статье нашей клиники по ссылке https://newneuro.ru/priznaki-autizma-v-2-goda/
Прочитать ещё 5 ответов
Кем в будущем работают дети с задержкой психического развития?
Задержка психического развития – не является диагнозом, который препятствует освоению какой-либо профессии, т.к., как правило, определяется на раннем этапе (дошкольном, младшая школа). В последствии этот диагноз могут уточнить, изменив на интеллектуальную недостаточность (лёгкой, умеренной или тяжёлой степени), и уже этот диагноз может стать ограничением для получения желаемой профессии.
Как правило, такие дети могут успешно освоить профессии животновода, овощевода, озеленителя, мастера по ремонту обуви, изготовлению ключей, штукатура, маляра и пр.
Прочитать ещё 1 ответ
Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет, нужно ли обращаться к логопеду? Или до школы выправится само по себе?
Если к пяти годам у ребенка не “встали” все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.
В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный слух и интеллект начиная обучение в начальной школе испытывает трудности при освоении учебной программы. Особенно это становится заметно, когда ребенок начинает обучаться грамоте. Так что же мешает нормально осваивать азы чтения и письма?
На первый план выходят недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза в дошкольном возрасте. Звуковой анализ слова это умение различать звуки, из которых оно состоит, и соотносить их с нужными буквами. Поэтому ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух! Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, должно начинается не с обучения чтению, а именно с работы над звуками. И не в школе, а в дошкольном детстве.
Следовательно, если ваш ребенок неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи схожим звуком к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, посетить логопеда для консультации. Главное не терять время!
Прочитать ещё 3 ответа
Источник
11.07.2017
Статья
Если после осмотра логопедом, психологом или неврологом в медицинской карточке малыша появилась непонятное сокращение «ЗРР» (задержка речевого развития), то мама и сама теряет дар речи. Откуда такое? К кому обратиться за помощью? Разберёмся в этой проблеме и расскажем, как проводить профилактику нарушений развития речи
Если задержку речевого развития у ребёнка уже выявили, родители часто впадают в две крайности: либо отрицают проблему, либо кидаются решить её буквально за месяц
Почему родители не хотят соглашаться с врачами? Многие не могут распознать особенности развития своего ребёнка, но их сразу увидит специалист. Родители представляют, что и другие дети тоже плохо разговаривают, и их малыш ничем не хуже. Кажется, что придёт время, и он тоже будет болтать быстрее других сверстников. Но нерешённая речевая проблема двух-трёх лет может перерасти в более сложный вариант перед школой или создавать трудности уже в обучении. Ребёнку даже могут отказать в поступлении в желаемую школу.
Но и записывать малыша сразу же в несколько групп раннего развития и покупать десяток развивающих игрушек тоже не стоит. Проблемы речевого развития часто решаются намного проще, если сами родители интенсивно подключатся к их решению.
Для начала мама должна быть уверенна, что у ребёнка нет других особенностей здоровья: не снижен слух, отсутствуют двигательно-моторные нарушения или постоянное психо-эмоциональное напряжение. Врачи отоларинголог, невролог и психолог помогут с выяснением и устранением таких проблем. Можно ещё раз пройти того специалиста, который поставил вам ЗРР. На приём приходите, когда малыш хорошо отдохнул, спокоен и весел. Спрашивайте у врача: по каким признакам был поставлен диагноз, как помочь ребёнку, куда можно обратиться в вашем городе.
Часто врачи назначают медикаментозное лечение — не стоит этого бояться, оно может быть эффективным. Кроме того, специалист обязательно посоветует вам лично заниматься с ребёнком. А как? Что раньше происходило не так? Родители стараются сделать для малыша максимум: правильно кормят, красиво одевают, следят за режимом, сами читают книги о воспитании и при этом часто не замечают, что их крохе не хватает общения. «О чём можно поговорить с грудничком, если он всё равно ничего не понимает?» – думают взрослые. Ошибка многих современных родителей в том, что они не видят личности в своём малыше с момента его рождения. А психологи говорят обратное: уже с рождения ребёнок готов воспринимать и впитывать информацию, понимает обращённую к нему речь.
Представьте, что ваш ребёнок – это инопланетянин, и человечество поставило перед вами важную миссию – научить его говорить. Он разумный, развитый индивид, но ничего на нашей планете не видел. Вы должны рассказать о каждом предмете и явлении: для чего предназначено, откуда взялось, какого цвета, формы и т.д. Не бойтесь переборщить и говорить постоянно, как попугай – именно это и нужно вашему крохе.
Многие психологи так же могут посоветовать убрать большинство игрушек из дома. Оставьте только самые любимые и полезные: куклы для ролевых игр, книги для пересказа сказок по картинкам, карточки с названиями животных, предметы для развития мелкой моторики
Мелкая моторика напрямую связана с памятью, вниманием, зрением и восприятием. Для каждого возраста важно выполнять определённые упражнения. Наиболее распространённые и интересные для детей игры: ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги, перелистывание страниц, нанизывание бусинок на верёвочку или леску, перебирание круп, завинчивание крышек, собирание мозаик и пазлов, рисование, лепка, игры в песке, вырезание, аппликации и другие.
Упражнения для занятий с песком ищите в нашей статье «Песочная терапия».
Занимайтесь каждый день, и вы заметите, как движение малыша становятся более ловкими и скоординированными. А за моторикой подтянется и речь. Побыстрее откажитесь от пустышки, чтобы рот был свободен для разговора. Любой специалист посоветует рассказывать и разучивать с ребёнком простые стихотворения. Любые занятия в доме или на улице можно сопровождать весёлыми стишками или считалочками.
При умывании можно говорить:
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
При одевании:
Га-га-га, га-га-га,
Вот колготки на ногах!
Ва-ва-ва, ва-ва-ва,
Влезли руки в рукава.
Очень полезно распевать с малышом детские песенки. Главное, чтобы слова были простые, понятные, а мелодия – приятная. Можно записать самые любимые песни на телефон и включать на улице или в машине. Но важно, чтобы родители тоже подпевали, объясняли значения слов, улыбались, были в хорошем расположении духа.
Позитивный настрой действительно очень важен. Чаще хвалите ребёнка за новое произнесённое слово, не жалейте объятий, поглаживайте по голове, целуйте, держите за руку. Кажется, что это всё мелочи, но из них создаётся эмоциональное единение ребёнка с родителями. Малыш становится уверенным, активным, хочет познавать окружающий мир и становится более общительным.
Советы эксперта по проблемам развития речи у ребёнка читайте в статье «Речь как основа совершенства: 10 вопросов к логопеду-дефектологу»
Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник