К кому обратиться чтобы определили развитие ребенка

К кому обратиться чтобы определили развитие ребенка thumbnail

ребенок отстает в развитии

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не ползает, некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Виды норм развития ребенка

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

Отклонениями развития принято считать психомоторные нарушения, возникающие при неблагоприятном влиянии различных факторов на юный мозг. Существует четыре основных вида отклонений у детей:

развитие ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, зрения и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, задержкой психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение (чрезмерный гнев, страхи, гиперактивность, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

физическое и умственное развитие

  • Во-первых, это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в недостатке воспитания или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых, к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих, не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

неонатолог

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем раннего развития ребенка.
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

рефлексотерапияЧтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Читайте также:  Развитие спинных мышц у ребенка

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Источник

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.
Читайте также:  Игры для ребенка для развития уверенности в себе

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник

К кому обратиться чтобы определили развитие ребенка

К детскому психиатру не торопятся записываться на прием и , на мой взгляд, это правильно. Первоначально родители ребенка с неправильным поведением обратятся к психологу или к последним им посоветуют встретиться воспитатели детского сада или преподаватели школы, правда,  сегодня психологи есть в этих учреждениях, но квалификация таких психологов , по моему мнению,  оставляет желать лучшего , да к тому же они не клинические психологи, то есть не обучены работать с медицинскими проблемами. Иногда родители записываются на прием к неврологу и это то же правильно, потому что большая часть психических расстройств детского возраста это неврологические расстройства , то есть явно обусловленные поражением мозга. К сожалению, даже детские психиатры торопятся назначать детям нейролептики, уменьшая выраженность агрессии , но ухудшая память , внимание и мышление. С моей точки зрения, в 80% случаев никакие нейролептики ребенку не нужны , а напротив, приносят больше вреда , чем пользы.

   При психических расстройствах детей мы в полной мере понимаем бессмысленность разделения психиатрии и неврологии. Посмотрите сами, задержкой психического развития в одинаковой степени занимаются и психиатры и неврологи, причем последние с успехом отвоевывают у психиатров такие болезни, как эпилепсия ( попутно отмечу, что при аутизме , впрочем, как и при задержке психического развития , как минимум в 50% случаев на ЭЭГ выявляется активность типичная для эпилепсии) или синдром , проявляющий себя тиками , навязчивыми состояниями и звуковыми эффектами.

   Казало бы с таким распространенным психическим расстройством , как синдром дефицита внимания и повышенной активности легко справляются психологи и в меньшей степени неврологи,  но в реальной жизни этого нет , поскольку здесь все же нудны знания психиатров и назначение , препаратов которые стимулируют рецепторы норадреналина ( об этом неврологи обычно не знают ). Кроме того, граница между биполярным аффективным расстройством и синдромом дефицита внимания размыта, поэтому взрослым обычно ставят первый диагноз, а детям – второй . Как вы понимаете психиатры лучше чем кто-либо разбираются в лечении биполярного расстройства. Стоит отметить, что лечение СДВГ не такое уж простое дело, здесь необходим комплексный подход и большое значение в нашей клинике имеет здесь и так называемая стимуляция определенных зон мозга слабыми токами и «инструментальная психотерапия» – биологическая обратная связь и назальный электрофорез с частицами белков, ускоряющих рост нервных клеток , и биологическая модуляция нервной системы , сочетающая вы себя некоторые эффекты физиотерапии со специальными занятиями клинического психолога ( тренинга) .

   В своей практике мне приходится чаще всего встречаться с родителями детей, которые подозревают у своего ребенка или аутизм или задержку психического, чаще речевого развития. Это понятно, поскольку речь идет о прогнозе и все понимают, что чем раньше такому ребенку будет оказана помощь , тем лучше прогноз, а значит и жизнь родителей.  Обращаются к психиатру родители таких детей, опять – таки после психолога и невролога ( это лучше , чем после неграмотного психиатра , который назначил нейролептики ) . Поскольку принять считать , что окончательный вердикт по аутизму выносит психиатр, который , как правило, правда не понимает, чем последний обусловлен и , что происходит с мозгом больного ребенка , но все равно пытается лечить последнего нейролептиками , как его учили .

Читайте также:  Развитие способностей ребенка еще в утробе

   Так как диагноз аутизма чаще всего ставится со слов родителей и наблюдения за поведением ребенка , то , по большому счету , его может поставить каждый человек , почти не имеющий никакого отношения к медицине , а тем более к психиатрии. Если ребенок совершает одни и те же движения ( стереотипии ), не стремиться контактировать с окружающими ( проблемы с социализацией ) ,  плохо отвечает на эмоции даже близких людей ( отсутствие эмоционального контакта ) и прочее перечисление симптомов , которые любая мать найдет в избытке в интернете , то возникает мысль о наличии аутизма. А , дальше ко мне приводят такого ребенка , чтобы я подтвердил или опроверг наличие аутизма , уже хотя бы потому, что я доктор наук и , конечно, разбираюсь в этой проблеме.

  Как это не удивительно , но крайне редко мне приходится встречаться с родителями , которые понимают , что такое  аутизм, как обследовать в этому случае ребенка и как можно его лечить.  Все это происходит, конечно, не от безразличия к своему ребенку , а вследствие влияния агрессивной рекламы на мозг матери , например , общепризнанного лечения по методике АВА или катания на лошадях и играх с собаками в специальных лагерях.

  Поскольку , как минимум, причина аутизма в 50% случаев это генетика, то разумно предположить, что с этого то и надо начинать диагностику . Однако , здесь все ограничивается грубым цитогенетическим исследованием,  а в лучшем случае «генетическими панелями» или анализом копий числа вариаций, которые по большому счету, дают слишком мало информации пригодной, как для диагностики , так и для лечения . Конечно, только исследование полного генома , скажет нам в чем , скорее всего , лежит причина аутизма, откроет нам мишени для терапии ( «биохимические пути» ) , скажет какой конкретно препарат подойдет для лечения с чем его можно комбинировать и с какими побочными эффектами столкнется тот врач , который станет лечить любое заболевание у данного ребенка. Удивительно, но ни психиатров , ни  неврологов, почему –то не интересует как выглядят структуры мозга ребенка с аутизмом или задержкой психического развития , а особенно, как они связаны между собой и от чего нарушены , что можно понять только с помощью диффузионного тензорного изображения ( обычно при аутизме нарушены связи лобной и височной доли и , особенно, передняя часть поясной извилины) , а при задержке речевого развития , проблемы , скорее всего , в заднее – нижней области лобной доли левого полушария . Казало бы просто , если у ребенка отставание в речи , давайте посмотрим у него когнитивные вызванные потенциалы и слуховые потенциалы , первые – нам дадут интегральную оценку памяти , внимания и мышления ( с акцентом на реакцию на внешние стимулы ) , а вторые – помогут определить, не связаны ли проблемы с речью с проводящими путями слухового анализатора, но признаюсь, из 100 больных с задержкой психического развития в лучшем случае эти исследования проводятся у 2-х пациентов .

  С моей точки зрения, шизофрения у ребенка – это такая редкость и экзотика, что о ней и говорить нечего ( в среднем 2% от всех психических расстройств ) , а вот нарушения поведения и эмоций , частая проблема , кроме того , и депрессии у ребенка просматриваются сплошь и рядом , поскольку у него отсутствуют тоска и апатия , столь характерные для взрослых, а имеет место раздражительность и агрессия – типичные симптомы депрессии детского возраста. И опять-таки , стоит и здесь подумать не об антидепрессантах , которые так любят назначать уже не только психиатры, но и неврологи, а о не медикаментозных методах лечения, например, стимуляции левой лобной доли , лечении светом определенной волны , использовании переменного магнитного поля ( транс краниальная магнитная стимуляция ) , специальных мета – когнитивных тренингов, которые с успехом , кстати, и последовательно ( разные модули ) лечат и навязчивые состояния , столь распространенные у детей.

Итак , родители не спешите давать своему ребенку нейролептики и антидепрессанты , которые часто назначают психиатры и не спешите пичкать его ноотропами ( обычно рекомендуют неврологи ) , витаминами и пищевыми добавками , аминокислотами и специальными диетами, построенными на основе загадочных и никому не известных исследования микробов кишечника или «анализа энергетического поля»  ( рекомендуют все кому не лень таким образом зарабатывать деньги). Родители начните с диагностики , разберитесь сначала , что происходит с ребенком , а только потом его лечите.

Источник