К бюлера очерк духовного развития ребенка
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Очерк духовного развития ребенка
В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах РГБ
О произведении
Ответственность
К. Бюлер ; пер. А. Альтшулер, К. Выгодской и В. Морейно ; под ред. и с вступ. ст. Л. С. Выготского
Библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Очерк духовного развития ребенка», автора Бюлер Карл. Книга была издана в 1930 году.
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте
556 с.
Количество страниц
О произведении
Ответственность
Смирнов Владимир Евгеньевич
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте», автора Бюлер К. Книга была издана в 1924 году. Содержит 556 с. Язык книги: «Русский».
Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Значительный вклад в развитие детской психологии внес и известный немецкий психолог Карл Бюлер (вюрцбургская школа, эксперименты в области мышления). Постепенно отошел от этого направления, создав свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г. он жил и работал в Вене, а с 1938 г. – в США.
В своей теории он пытался объединить позиции вюрцбургской школы и гештальт-психологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию. Справедливо отмечая, что в каждом из психологических направлений отражается один из реальных аспектов психической жизни человека, К.Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот методологический кризис, в котором находилась психология в первой трети XX в. В своей работе «Кризис психологии» (1927) К.Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.
Считал приоритетным для своих исследований изучение интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изучить именно творческое мышление, момент инсайта, что привело его впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени творчество.
К.Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи: речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от Штерна, К.Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.
На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.
На второй стадии ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.
На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).
Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка» (1924). Обратившись к процессу решения задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием, заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть мгновенный творческий процесс. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживанием». Такое схватывание отношений, т.е. процесс «ага-переживания» и есть процесс мышления. Таким образом, мышление не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.
Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что развитие рисования оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Поэтому он одним из первых детских психологов начал исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому, отмечал К.Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.
Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия «схема». Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке он использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета, а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения К.Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников).
Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни; он разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития, К.Бюлер анализировал и роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основных стадии психического развития:
инстинкт;
дрессуру (образование условных рефлексов);
интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).
Помимо интеллектуального развития, при переходе от стадии к стадии развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно; так собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец, при интеллектуальной деятельности ребенок может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде, считал К.Бюлер.
По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется в основном во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней. Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций.
Модифицируя теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функционального удовольствия. Доказывая, что игра находится на стадии дрессуры, а потому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, Бюлер объяснял тот факт, что в игре нет своего продукта. Это связано не с тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а с тем, что игра и не нуждается в продукте, так как ее цель – это сам процесс игровой деятельности.
Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.
Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
ÐÐÐÐÐ!
ÐдÑÑ Ñмена ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑайÑом.
ÐÑе новÑе поÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ добавлÑÑÑÑÑ ÑолÑко на ÑÐ°Ð¹Ñ oldbook.su
ÐÐ°ÐºÐ°Ð·Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑовеÑÑаÑÑ Ð½Ð° обоиÑ
ÑайÑаÑ
.
11 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 2017 г.
- ÐвÑогÑаÑÑ, докÑменÑÑ, ÑÑкопиÑи
- ÐнÑикваÑнÑе книги
ÐнÑикваÑнÑе: ÐвÑогÑаÑÑ, докÑменÑÑ (оÑигиналÑ), ÑÑкопиÑи ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑиÑи, плакаÑÑ, гÑавÑÑÑ, ÑоÑогÑаÑии ÐнÑикваÑнÑе: Ðоенное дело, Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ ÐнÑикваÑнÑе: ÐазеÑÑ, жÑÑÐ½Ð°Ð»Ñ ÐнÑикваÑнÑе: ÐеÑÑкие книги и жÑÑÐ½Ð°Ð»Ñ ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑÑгие ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑÑеÑÑвознание, ÐедиÑина ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑкÑÑÑÑво ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑÑоÑиÑ, ФилоÑоÑиÑ, Ð ÐµÐ»Ð¸Ð³Ð¸Ñ ÐнÑикваÑнÑе: Ðниги издаÑелÑÑÑва Academia (1922-1938) ÐнÑикваÑнÑе: ÐиÑеÑаÑÑÑоведение, Ðниговедение ÐнÑикваÑнÑе: ÐÑомÑÑленноÑÑÑ Ð¸ Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ° ÐнÑикваÑнÑе: Ð¥Ñд. лиÑ-Ñа, ÐиÑеÑаÑÑÑоведение ÐнÑикваÑнÑе: Ð¥Ñд. лиÑ-Ñа: ÐоÑÐ·Ð¸Ñ ÐнÑикваÑнÑе: Ð¥Ñд. лиÑ-Ñа: ÐÑоза
- ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ
ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: Ðойна, полиÑика, дипломаÑÐ¸Ñ ÐиогÑаÑии, ÐемÑаÑÑ: ÐÑÑгое ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐÐÐ (ÑеÑиÑ) ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐÑкÑÑÑÑво (ÑеаÑÑ, мÑзÑка, кино и дÑ.) ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐиÑеÑаÑÑÑа ÐиогÑаÑии, мемÑаÑÑ: ÐаÑка
- ÐÑавÑÑÑ, лиÑогÑаÑии
- ÐÑманиÑаÑнÑе и обÑеÑÑвеннÑе наÑки
ÐнÑÑопологиÑ, ÑÑногÑаÑиÑ, миÑологиÑ, ÑолÑÐºÐ»Ð¾Ñ ÐанковÑкое дело, ФинанÑÑ, ÐÑÑ Ð³Ð°Ð»ÑеÑÐ¸Ñ ÐизнеÑ, ÐенеджменÑ, ÐаÑкеÑинг ÐаконодаÑелÑÑÑво, пÑаво ÐиÑеÑаÑÑÑоведение ÐаÑкÑиÑÑÑко-ленинÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа Ðедагогика (доÑколÑнаÑ, ÑколÑнаÑ, обÑаÑ) ÐолиÑологиÑ, геополиÑика, дипломаÑÐ¸Ñ ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¡Ð¾ÑиологиÑ, кÑлÑÑÑÑологиÑ, иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑа Ðкономика, полиÑÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ Ð¯Ð·Ñкознание. ÐÑÑгие ÑзÑки. ЯзÑкознание. Ð ÑÑÑкий ÑзÑк.
- ÐеÑÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа
- ÐÑÑеÑÑвеннÑе наÑки
- ÐÑкÑÑÑÑво
ÐÑиÑи, плакаÑÑ, гÑавÑÑÑ, лиÑогÑаÑии, ÑоÑогÑаÑии ÐÑкÑÑÑÑвo: ÐивопиÑÑ, гÑаÑика, ÑкÑлÑпÑÑÑа ÐÑкÑÑÑÑвo: Ðино, ТÐ, ÑеаÑÑ ÐÑкÑÑÑÑвo: ÐÑзÑка, ноÑÑ, опеÑа, балеÑ, ÑанÑÑ ÐÑкÑÑÑÑвo: ТеоÑÐ¸Ñ Ð¸ иÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑва, ÑÑÑеÑика ÐÑкÑÑÑÑво: ÐÑÑгие Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑва
- ÐÑÑоÑиÑ
- ÐедиÑина
- ÐÑомÑÑленноÑÑÑ Ð¸ ÑеÑ
ника
- Разное
- Ð ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ Ð¼Ð¸Ñа
ÐзиÑ: ÐÑÑгие ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐзиÑ: ÐндиÑ, ÐакиÑÑан, ТибеÑ, Цейлон (ШÑи-Ðанка) ÐзиÑ: ÐиÑай, ÐÐ¾Ð½Ð³Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÐзиÑ: СÑеднÑÑ ÐзиÑ, ÐÑганиÑÑан, ÐÑан ÐзиÑ: СÑÑÐ°Ð½Ñ Ðлижнего ÐоÑÑока ÐзиÑ: ЯпониÑ, ÐоÑÐµÑ ÐмеÑика Ð®Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¸ ЦенÑÑалÑÐ½Ð°Ñ ÐÑкÑика, ÐнÑаÑкÑика ÐÑÑика: ÐÑÑгие ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐÑÑика: ÐÐ³Ð¸Ð¿ÐµÑ ÐвÑопа: ÐÐ°Ð»ÐºÐ°Ð½Ñ (ÐÑеÑиÑ, ÐолгаÑÐ¸Ñ Ð¸ дÑ.), ÐипÑ, ТÑÑÑÐ¸Ñ ÐвÑопа: Ðлижнее заÑÑбежÑе (ÐелоÑÑÑÑиÑ, ÐолдавиÑ, УкÑаина) ÐвÑопа: ÐеликобÑиÑаниÑ, ÐÑландиÑ, ÐÑÐ»Ð°Ð½Ð´Ð¸Ñ ÐвÑопа: ÐÑÑгие ÑÑÑÐ°Ð½Ñ ÐвÑопа: Ðавказ, ÐакавказÑе ÐвÑопа: СкандинавиÑ, ÐÑибалÑика
- Ð ÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ñ Ð Ð¾ÑÑии
- РелигиÑ
- Ð ÑÑÑкоÑзÑÑнÑе заÑÑбежнÑе изданиÑ
- СпÑавоÑники, ÑÑÐµÐ±Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа
- ФилоÑоÑиÑ
- Хобби и ÑвлеÑениÑ
- Ð¥ÑдожеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа
| ÐÑÐ»ÐµÑ ÐаÑл (1879-1963) – немеÑко-авÑÑÑийÑкий пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³. СпеÑиалиÑÑ Ð² облаÑÑи пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ ÑазвиÑиÑ, обÑей пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ лиÑноÑÑи, ÑоÑиалÑной пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, ÑилоÑоÑии и ÑеоÑии пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, гÑманиÑÑиÑеÑкой пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. ÐÑаÑкое ÑодеÑжание: Ðл. 1. ÐбÑее. (ÐнÑÑинкÑ, дÑеÑÑиÑовка и инÑеллекÑ. ÐÑÑÑвок из ÑÑавниÑелÑной пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. – РнаÑледÑÑвенноÑÑи дÑÑ Ð¾Ð²Ð½ÑÑ ÑвойÑÑв. – Цели и пÑÑи пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ Ñебенка. – Ð ÑелеÑном ÑазвиÑии Ñебенка). Ðл. 2. ÐеÑвÑй год жизни. (ÐбÑее. ТÑи ÑÑÑпени Ñ Ñебенка. – РпÑоÑеÑÑÐ°Ñ ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ñожденного. – РазвиÑие акÑивного и ÑелеÑообÑазного ÑпоÑÑÐµÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑÐ½Ð¸Ñ ÑÑвÑÑв. – ÐеÑвÑе ÑÑвÑÑва и аÑÑекÑÑ. – ÐеÑвÑе волевÑе акÑÑ. – ÐаклÑÑение. Ð ÑодеÑжании и ÑоÑме жизни годовалого Ñебенка). Ðл. 3. ÐоÑпÑиÑÑиÑ. (Рпонимании веÑей. – ÐбÑазование ÑозеÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÑÑанÑÑва и вÑемени. – Ðонимание велиÑин и ÑоÑм. – Ðнимание и пÑоÑвление абÑÑÑакÑии. – СÑавнение и воÑпÑиÑÑие оÑноÑений. – ÐоÑпÑиÑÑие ÑиÑла, обÑазование ÑиÑла и ÑÑеÑ). Ðл. 4. РазвиÑие ÑзÑка. (Ð ÑонеÑике деÑÑкого ÑзÑка. – РазвиÑие знаÑений Ñлов. – РпÑиобÑеÑении ÑловеÑнÑÑ ÑоÑм. – РазвиÑие пÑедложений и ÑвÑзи пÑедложений). Ðл. 5. РазвиÑие ÑиÑованиÑ. (ÐеÑвÑе ÑÑадии. – ÐÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ Ð¸ ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿ÐµÑвÑÑ Ð´ÐµÑÑÐºÐ¸Ñ ÑиÑÑнков. – Ð Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð°ÐºÑа ÑиÑованиÑ. – РазвиÑие ÑиÑованиÑ. – РиÑование и ÑзÑк. ÐаÑаллели к деÑÑким ÑиÑÑнкам из иÑÑоÑии наÑодов). Ðл. 6. РазвиÑие деÑÑелÑноÑÑи пÑедÑÑавлений. (ÐоÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ñебенка. – ÐеÑÑелÑноÑÑÑ ÑанÑазии игÑаÑÑего Ñебенка. – РвозÑаÑÑе Ñказок Ñ Ñебенка и лиÑеÑаÑÑÑно-пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкий анализ деÑÑÐºÐ¸Ñ Ñказок. – СказоÑÐ½Ð°Ñ ÑанÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ñ Ñебенка). Ðл. 7. РазвиÑие мÑÑлениÑ. (Ð Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа мÑÑлениÑ. – ÐÑÑление в пÑоÑеÑÑе назÑваниÑ. – Ðозникновение ÑÑждениÑ. – РвÑведении ÑÑждений (ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ заклÑÑениÑ). – Ð ÑазвиÑии понÑÑий). Ðл. 8. ÐÑновнÑе Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñей ÑеоÑии дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑазвиÑиÑ. (РпÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ð¸ инÑеллекÑа. – ÐлгедониÑеÑÐºÐ°Ñ ÑеакÑиÑ. ÐаÑлаждение, игÑа, ÑвоÑÑеÑÑво. – Ð ÑоÑÐ¼Ð°Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа игÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей). ТиÑаж 2000 Ñкз. ÐÑÑикÑл: 2108
|
СпеÑпÑедложениÑ
ÐаÑа коÑзина пÑÑÑа
ÐоÑледние пÑоÑмоÑÑеннÑе пÑодÑкÑÑ
ТаблиÑа ÑÑавнений
Источник