К бюлера очерк духовного развития ребенка

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Очерк духовного развития ребенка

В полном объеме текст документа доступен в электронных читальных залах РГБ

О произведении

Ответственность

К. Бюлер ; пер. А. Альтшулер, К. Выгодской и В. Морейно ; под ред. и с вступ. ст. Л. С. Выготского

Библиотека

Российская государственная библиотека (РГБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Очерк духовного развития ребенка», автора Бюлер Карл. Книга была издана в 1930 году.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте

556 с.

Количество страниц

О произведении

Ответственность

Смирнов Владимир Евгеньевич

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Духовное развитие ребенка С рис. и табл. в тексте», автора Бюлер К. Книга была издана в 1924 году. Содержит 556 с. Язык книги: «Русский».

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Источник

Значительный вклад в развитие детской психологии внес и известный немецкий психолог Карл Бюлер (вюрцбургская школа, эксперименты в области мышления). Постепенно отошел от этого направления, создав свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г. он жил и работал в Вене, а с 1938 г. – в США.

В своей теории он пытался объединить позиции вюрцбургской школы и гештальт-психологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию. Справедливо отмечая, что в каждом из психологических направлений отражается один из реальных аспектов психической жизни человека, К.Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот методологический кризис, в котором находилась психология в первой трети XX в. В своей работе «Кризис психологии» (1927) К.Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.

Считал приоритетным для своих исследований изучение интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изучить именно творческое мышление, момент инсайта, что привело его впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени творчество.

К.Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи: речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от Штерна, К.Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.

На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.

На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка» (1924). Обратившись к процессу решения задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием, заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть мгновенный творческий процесс. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживанием». Такое схватывание отношений, т.е. процесс «ага-переживания» и есть процесс мышления. Таким образом, мышление не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что развитие рисования оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Поэтому он одним из первых детских психологов начал исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому, отмечал К.Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.

Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия «схема». Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке он использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета, а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения К.Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников).

Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни; он разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития, К.Бюлер анализировал и роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основных стадии психического развития:

инстинкт;

дрессуру (образование условных рефлексов);

интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).

Помимо интеллектуального развития, при переходе от стадии к стадии развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно; так собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец, при интеллектуальной деятельности ребенок может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде, считал К.Бюлер.

По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется в основном во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней. Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций.

Модифицируя теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функционального удовольствия. Доказывая, что игра находится на стадии дрессуры, а потому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, Бюлер объяснял тот факт, что в игре нет своего продукта. Это связано не с тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а с тем, что игра и не нуждается в продукте, так как ее цель – это сам процесс игровой деятельности.

Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

ВАЖНО!

Идёт смена системы управления сайтом.
Все новые поступления книг добавляются только на сайт oldbook.su
Заказы можно совершать на обоих сайтах.

11 февраля 2017 г.

  • Автографы, документы, рукописи

  • Антикварные книги

    • Антикварные: Автографы, документы (оригиналы), рукописи
      Антикварные: Афиши, плакаты, гравюры, фотографии
      Антикварные: Военное дело, военная история
      Антикварные: Газеты, журналы
      Антикварные: Детские книги и журналы
      Антикварные: Другие
      Антикварные: Естествознание, Медицина
      Антикварные: Искусство
      Антикварные: История, Философия, Религия
      Антикварные: Книги издательства Academia (1922-1938)
      Антикварные: Литературоведение, Книговедение
      Антикварные: Промышленность и Техника
      Антикварные: Худ. лит-ра, Литературоведение
      Антикварные: Худ. лит-ра: Поэзия
      Антикварные: Худ. лит-ра: Проза
  • Биографии, мемуары

    • Биографии, мемуары: Война, политика, дипломатия
      Биографии, Мемуары: Другое
      Биографии, мемуары: ЖЗЛ (серия)
      Биографии, мемуары: Искусство (театр, музыка, кино и др.)
      Биографии, мемуары: Литература
      Биографии, мемуары: Наука
  • Гравюры, литографии

  • Гуманитарные и общественные науки

    • Антропология, этнография, мифология, фольклор
      Банковское дело, Финансы, Бухгалтерия
      Бизнес, Менеджмент, Маркетинг
      Законодательство, право
      Литературоведение
      Марксистско-ленинская литература
      Педагогика (дошкольная, школьная, общая)
      Политология, геополитика, дипломатия
      Психология
      Социология, культурология, история быта
      Экономика, политэкономия
      Языкознание. Другие языки.
      Языкознание. Русский язык.
  • Детская литература

    • Естественные науки

      • Искусство

        • Афиши, плакаты, гравюры, литографии, фотографии
          Искусствo: Живопись, графика, скульптура
          Искусствo: Кино, ТВ, театр
          Искусствo: Музыка, ноты, опера, балет, танцы
          Искусствo: Теория и история искусства, эстетика
          Искусство: Другие виды искусства
      • История

        • Медицина

          • Промышленность и техника

            • Разное

              • Регионы мира

                • Азия: Другие страны
                  Азия: Индия, Пакистан, Тибет, Цейлон (Шри-Ланка)
                  Азия: Китай, Монголия
                  Азия: Средняя Азия, Афганистан, Иран
                  Азия: Страны Ближнего Востока
                  Азия: Япония, Корея
                  Америка Южная и Центральная
                  Арктика, Антарктика
                  Африка: Другие страны
                  Африка: Египет
                  Европа: Балканы (Греция, Болгария и др.), Кипр, Турция
                  Европа: Ближнее зарубежье (Белоруссия, Молдавия, Украина)
                  Европа: Великобритания, Ирландия, Исландия
                  Европа: Другие страны
                  Европа: Кавказ, Закавказье
                  Европа: Скандинавия, Прибалтика
              • Регионы России

                • Религия

                  • Русскоязычные зарубежные издания

                  • Справочники, учебная литература

                    • Философия

                      • Хобби и увлечения

                        • Художественная литература

                          К бюлера очерк духовного развития ребенка

                          Бюлер Карл (1879-1963) – немецко-австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Краткое содержание: Гл. 1. Общее. (Инстинкт, дрессировка и интеллект. Отрывок из сравнительной психологии. – О наследственности духовных свойств. – Цели и пути психологии ребенка. – О телесном развитии ребенка). Гл. 2. Первый год жизни. (Общее. Три ступени у ребенка. – О процессах сознания у новорожденного. – Развитие активного и целесообразного употребления внешних чувств. – Первые чувства и аффекты. – Первые волевые акты. – Заключение. О содержании и форме жизни годовалого ребенка). Гл. 3. Восприятия. (О понимании вещей. – Образование созерцания пространства и времени. – Понимание величин и форм. – Внимание и проявление абстракции. – Сравнение и восприятие отношений. – Восприятие числа, образование числа и счет). Гл. 4. Развитие языка. (К фонетике детского языка. – Развитие значений слов. – О приобретении словесных форм. – Развитие предложений и связи предложений). Гл. 5. Развитие рисования. (Первые стадии. – Предмет и стиль первых детских рисунков. – К анализу акта рисования. – Развитие рисования. – Рисование и язык. Параллели к детским рисункам из истории народов). Гл. 6. Развитие деятельности представлений. (Воспоминания у ребенка. – Деятельность фантазии играющего ребенка. – О возрасте сказок у ребенка и литературно-психологический анализ детских сказок. – Сказочная фантазия у ребенка). Гл. 7. Развитие мышления. (К анализу процесса мышления. – Мышление в процессе называния. – Возникновение суждения. – О выведении суждений (следствия и заключения). – О развитии понятий). Гл. 8. Основные положения общей теории духовного развития. (О происхождении интеллекта. – Алгедоническая реакция. Наслаждение, игра, творчество. – О формах процесса игры у детей). Тираж 2000 экз.

                          Артикул: 2108

                          Доп.:

                          Перевод с 3 немецкого издания под редакцией и с предисловием В.Е.Смирнова. С рисунками и таблицами в тексте.

                          Автор:

                          Бюлер К.

                          Место издания:

                          М.

                          Издательство:

                          “Новая Москва”.

                          Год издания:

                          1924.

                          Страниц:

                          556 с.

                          Переплет:

                          Твердый глухой владельческий переплет.

                          Формат:

                          Формат 14,5х22 см.

                          Состояние:

                          Очень хорошее. На некоторых страницах подчеркивания простым карандашом.

                          Спецпредложения

                          Ваша корзина пуста

                          Последние просмотренные продукты

                          Таблица сравнений

                          Источник