Эволюция понятия ребенок с проблемами в развитии

Эволюция понятия ребенок с проблемами в развитии thumbnail

Дети с проблемами в развитии – кто они?

Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.

Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в  ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. 

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

 Психологические особенности детей с нарушениями речи

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

ЗПР

     Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.

      Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.

Клара Самойловна Лебединская выделяет  четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:

– конституционального происхождения;

– соматогенного происхождения;

– психогенного происхождения;

– церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти  и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти,  нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка.  Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и  развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно  отражается на интеллектуальной  продуктивности.

 ЗПР церебрально-органического генеза

Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР.  Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза.   Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей  наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением  когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:

– легкая умственная отсталость;

-умеренная умственная отсталость;

– тяжелая умственная отсталость;

– глубокая умственная отсталость.

Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими  и домашними навыками.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное,  непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 – 3 летнему возрасту.

Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.

В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.

Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:

Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.

Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.

Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.

У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.

Источник

    Первым периодом эволюции отношения
    общества к лицам, имеющим недостатки
    развития, считается интервал времени
    с 8 в. до н. э.
    по 12 в. н. э. Началом этого периода
    принято считать время принятия законов
    Ликурга, дающих право на уничтожение
    неполноценных людей. В античные времена
    люди, имеющие отклонения в развитии,
    считались неполноценными и не имели
    гражданского статуса.

    Дискриминация
    распространялась даже на представителей
    привилегированных сословий, ребенок
    из богатой семьи мог быть лишен всех
    привилегий по причине неполноценности
    или не привлекательной внешности. При
    монастырях стали появляться приюты и
    больницы, но общество было еще не готово
    к принятию новых идей, противоречащих
    многовековым традициям, поэтому изменение
    существующего положения вещей происходило
    медленно и трудно. Только в12 в. в Западной
    Европе призрение стало не только
    прерогативой церкви, но и вошло в сферы
    интересов государства. Была создана
    система
    призренческих учреждений,
    опекаемых церковью и светской властью,
    этот период считается окончательным
    этапом первого периода эволюции.

    В нашей стране
    этот период пришелся на более позднее
    время, началом его принято считать
    10 в., так как именно в это время
    появилось христианство на Руси, а
    окончанием –17 в., время принятия
    Петром I указов, запрещающих умерщвлять
    детей, имеющих отклонения в развитии.
    Таким образом, принятое Русью христианство
    со своими идеями милосердия и сострадания
    наложило отпечаток на существующую
    традицию терпимого отношения к инвалидам.
    В отличие от опыта зарубежных стран,
    прошедших долгий и трудный путь по
    изменению отношения к инвалидам, Русь
    переняла вместе с христианством и
    систему монастырской благотворительности.

    Предпринятые
    Петром I изменения, направленные на
    европеизацию страны, коснулись и
    институтов призрения, под влиянием
    опыта зарубежных стран была признана
    необходимость государственной помощи
    людям, имеющим отклонения в развитии.

    Вторым периодом
    с 12 по 17 в. Этот период характеризуется
    резким изменением отношения к людям с
    нарушениями развития от
    осознания необходимости заботы
    и милосердия по отношению к людям с
    нарушениями развития до
    осознания возможности
    и целесообразности
    их обучения.
    Эпохи Возрождения и Реформации
    характеризуются широким распространением
    идей гуманизма. Были предприняты первые
    попытки обучения детей, имеющих отклонения
    в сенсорном развитии.

    Первоначальный
    опыт обучения не вызвал необходимости
    в организации специального образования
    для людей с нарушениями развития, но
    внес свой вклад в общее изменение
    взглядов в отношении этих людей. Во
    Франции общество задумывается о судьбе
    этой категории людей, в итоге в 17 в. были
    основаны школы для детей с нарушениями
    зрения и глухонемых детей.
    Создание Декларации прав человека и
    гражданина по окончанию Великой
    французской революции дает обществу
    новый взгляд на людей с ограничениями
    и становится толчком к развитию
    психиатрии.

    В России начало
    второго периода эволюции пришлось на
    времена царствования Петра I. Состояние
    отечественного образования в России
    находилось на зачаточном уровне, еще
    не было принято как необходимость, и,
    соответственно, не возникло потребности
    обучения инвалидов. Отношение к людям
    с нарушениями в развитии остается
    прежним – сострадательное, милосердное,
    но стороннее, не приносящее реальной
    помощи, поэтому в учреждениях специального
    образования работали главным образом
    приглашенные специалисты-иностранцы.

    Таким образом, в
    России этот период эволюции начался
    гораздо позже, чем в Европе, но закончился
    примерно в то же время и с теми же
    результатами, хотя и с другой мотивацией.
    Соответственно, последующее развитие
    изменения отношения к инвалидам имеет
    различные для России и Западной Европы
    последствия.

    Начало третьего
    периода
    на
    конец 17 в., окончание периода – на начало
    20 в. И в России, и в Европе осознание
    необходимости
    создания системы образования
    людей с нарушениями развития возникает
    вследствие принятия странами законов
    о всеобщем начальном образовании,
    тем не менее носит отличающийся
    идеологический характер.

    Развитие специального
    образования на Западе стало логичным
    следствием принятия законов о всеобщем
    образовании. Понимание невозможности
    одинакового обучения здоровых детей и
    детей с нарушениями развития привело
    к тому, что аномальные
    дети были выделены в отдельную категорию,
    требующую особых образовательных
    условий. Обучению подлежат дети с
    нарушениями слуха
    и зрения и умственно отсталые
    дети. Признание права детей с отклонениями
    на обучение влечет за собой организацию
    нормативно-правовой базы и выявление
    источников финансирования.
    Таким образом, на этом этапе можно
    говорить о возникновении и становлении
    специального образования как о результате
    взаимодействия государственных и
    негосударственных учреждений образования.

    В России начало
    третьего периода эволюции пришлось на
    начало 19 в., время открытия первых
    специализированных учреждений для
    слепых и глухонемых детей. Финансирование
    этих учреждений производилось за счет
    благотворительности и не входило в
    сферу деятельности государства. С
    отменой крепостного права, развитием
    благотворительности, принятием законов
    о всеобщем образовании в России
    организуется система образовательных
    учреждений для умственно
    отсталых детей, детей с нарушениями
    слуха и зрения.

    Однако еще нельзя
    говорить о развитии специального
    образования в рамках государства, так
    как специальное образование не имеет
    правовой и нормативной базы и не включено
    в государственную область финансирования.

    После революции
    1917 г. происходит смена государственного
    строя, страна находится в состоянии
    кризиса, идет гражданская война.
    Учреждения, созданные для детей с
    нарушениями развития, полностью
    передаются в ведомство государства.
    Всякая благотворительность и филантропия
    категорически запрещается. Новая власть
    видит цель воспитания и образования
    дефективных детей в создании общественно
    полезных граждан.

    Таким образом, в
    России становление специального
    образования пришлось на различные
    исторические периоды, зарождалось в
    монархическом государстве, окончательно
    сформировалось в социалистическом с
    совершенно другими ценностями, целями
    и морально-этическими нормами.

    Четвертым периодом
    начала 20 в. до 1970-х гг.

    Этот период
    характеризуется повсеместным развитием
    и дифференцированием системы специального
    образования, введением новых видов
    образовательных учреждений для детей
    с нарушениями развития, расширением
    возрастных рамок специальной педагогики
    дошкольной и послешкольной. Этот процесс
    развития специальной педагогики дважды
    прерывался мировыми войнами, и получил
    продолжение своего развития уже после
    окончания Второй мировой войны.

    Пережив эпоху
    фашизма, человечество пришло к
    переосмыслению ценности человеческой
    жизни в пользу приоритетов личности
    над приоритетами общества. В контексте
    этого подхода изменилось и отношение
    к людям с ограниченными возможностями.
    Был принят
    ряд правовых документов, защищающих
    права человека, в том числе и лиц с
    нарушениями.

    На фоне общего
    социально-экономического подъема
    происходит развитие специальной
    педагогики: идет активное изучение
    методов диагностики и коррекции
    нарушений; признается необходимость
    обучения детей со всеми нарушениями
    развития; к учреждениям для глухих,
    слепых добавляются специальные
    образовательные учреждения для детей
    с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата, для детей с нарушениями
    эмоционально-волевой сферы и т. д.;
    признается возможность обучения детей
    с глубокой умственной отсталостью,
    которые ранее считались необучаемыми.
    Усиливается законодательная основа
    специального образования, расширяется
    сеть учреждений и образований, направленных
    на оказание социальной, психологической,
    медицинской, педагогической помощи
    семьям, имеющим детей с ограниченными
    возможностями.

    В России этот
    период носит противоречивый характер,
    основное противоречие которого
    заключается в том, что наряду с принятием
    на себя заботы о дефективных детях
    государство препятствует расширению
    системы специальных образовательных
    учреждений.

    С одной стороны,
    государство ставит перед наукой
    дефектологией задачу воспитания
    общественно полезных граждан, что
    требует создания и расширения сети
    специальных образовательных учреждений,
    с другой – обвиняет Народный комитет
    просвещения в раздувании масштабов
    проблемы и запрещает дальнейшее
    расширение специальной образовательной
    системы, что объясняется существованием
    государственной установки о снижении
    показателей благополучия в процессе
    строительства социализма.

    Пятым периодом
    с 1970-х гг. по настоящее время. Этот период
    характеризуется общемировым развитием
    борьбы против дискриминации по различным
    признакам – расовым, половым, религиозным
    и т. д.

    В свете борьбы с
    дискриминацией меняется отношение к
    людям с нарушениями развития – если
    раньше считалось, что такие люди должны
    обучаться в специализированных
    заведениях, способных предоставить
    особые образовательные условия, то
    теперь говорится о том, что человек
    должен существовать в обществе и среди
    общества, помещение человека в специальное
    учреждение является дискриминацией и
    нарушением его прав.

    Основным направлением
    специального образования является
    интеграция
    человека с
    ограниченными возможностями здоровья
    и жизнедеятельности в общество. В нашей
    стране наступление пятого периода
    эволюции не было логическим продолжением
    развития общества, а стало результатом
    очередного переустройства государства
    и переосмысления ценностей, поэтому
    специальная педагогика в России находится
    в поиске модели развития, соответствующей
    специфике именно нашей страны.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник