Этиология комплексных дефектов в развитии ребенка

Этиология комплексных дефектов в развитии ребенка thumbnail

Эндогенные и
экзогенные факторы, влияющие на развитие
ребёнка. Нозологические варианты
этиологии комплексных нарушений в
развитии у детей. Врождённые формы
патологии. Влияние инфекционных
заболеваний на возникновение сложных
нарушений развития у детей. Нарушения
в развитии при глубокой недоношенности.

3. Особенности
развития детей с комплексными дефектами
в развитии.

Психолого-педагогическая
характеристика детей с комплексным
дефектом. Особенности развития слепоглухих
детей. Характеристика детей с нарушением
интеллекта и слуха. Характеристика
детей с нарушением интеллекта и зрения.
Характеристика детей с нарушением
интеллекта и нарушениями опорно-двигательного
аппарата.

4.Образование и
воспитание детей с комплексными дефектами
в развитии.

Система образовательных
и воспитательных учреждений для детей
с комплексными дефектами в развитии.
Формы организации специального обучения
и воспитания детей со сложной структурой
дефекта. Программное обеспечение
обучения и воспитания детей с комплексными
дефектами. Техническое оснащение
специальных коррекционных учебных
заведений. Профессиональная компетентность
специалистов, работающих с детьми со
сложной структурой дефекта. Перспективные
направления развития коррекционной
педагогики.

5.
Коррекционно-педагогическая работа с
детьми, имеющими комплексные дефекты
в развитии.

Цель, задачи,
содержание и организация
коррекционно-педагогической работы с
детьми, имеющими комплексные нарушения
в развитии. Комплексное взаимодействие
специалистов разного профиля и родителей
в организации коррекционной работы.
Модульная организация коррекционной
работы: комплексно- диагностической,
коррекционно-диагностической,
коррекционно-педагогической.

6. Социальная
реабилитация детей с комплексными
дефектами в развитии.

Организация
реабилитационной и абилитационной
работы с детьми, имеющими комплексные
дефекты, в России и за рубежом. Социальная
и правовая защита детей-инвалидов,
имеющих комплексные дефекты. Социальная
работа с семьями, в которых имеются дети
с комплексными дефектами. Законополагающие
документы, регламентирующие права
инвалидов. Проблемы обучения, воспитания,
профессионального образования и
социокультурной адаптации лиц с
ограниченной трудоспособностью.

7.Воспитание
и обучение детей с комплексными дефектами
в семье.

Особенности
родительского отношения к ребёнку со
сложной структурой дефекта. Предупреждение
различных искажений родительского
отношения к ребёнку с комплексными
дефектами. Психокоррекционная работа
с семьями, воспитывающими проблемного
ребёнка. Формы организационной работы
с родителями, имеющими детей с комплексными
дефектами. Медико-социальная профилактика
и ранняя помощь семье.

  1. Тестовые
    задания

Выбрать
один правильный ответ.

  1. Что
    такое комплексный дефект?

А) сочетание двух
или более психофизических нарушений у
одного ребёнка;

Б) поражение
нескольких функций внутри одной системы;

В) стойкая социальная
дезадаптация;

Г) отсутствие
возможности воспринимать информацию.

  1. Какой
    термин не является синонимом термина
    «комплексный дефект?

А) сложные нарушения;

Б) сочетанная
патология;

В) системные
нарушения;

Г) комбинированные
нарушения.

  1. К
    какому нозологическому варианту
    этиологии можно отнести нарушения
    слуха и зрения у ребёнка с глубокой
    недоношенностью?

А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;

Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;

В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;

Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.

  1. К
    какому нозологическому варианту
    этиологии можно отнести нарушение
    интеллекта, наступившее после
    перенесённого менингита, а нарушение
    движений после травмы?

А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;

Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;

В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;

Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.

  1. К
    какому нозологическому варианту
    этиологии можно отнести нарушение
    слуха и зрения у ребёнка с синдромом
    Ушера?

А) один дефект
имеет генетический фактор, а другой
экзогенный;

Б) оба дефекта
представляют собой разные симптомы
одного и того же наследственного синдрома
или заболевания;

В) оба дефекта
возникли в результате одного и того же
экзогенного фактора;

Г) оба дефекта
обусловлены разными экзогенными
факторами.

  1. Какие
    причины чаще всего приводят к возникновению
    у ребёнка комплексного дефекта в
    развитии?

А) травмы;

Б) инфекционные
заболевания;

В) наследственные
заболевания, имеющие генетическое
происхождение;

Г) глубокая
недоношенность.

  1. В
    зависимости от структуры дефекта дети
    с комплексными нарушениями разделяются
    на три основные группы. Какая группа
    лишняя?

А) одно существенное
психофизическое нарушение и сопутствующее
ему, выраженное в слабой степени, но
заметно отягощающее ход развития;

Б) множественные
нарушения, выраженные в разной степени
и приводящие к значительным отклонениям
в развитии;

В) одно существенное
психофизическое нарушение, вызывающее
вторичные и третичные нарушения в
развитии;

Г) два выраженных
психофизических нарушения, каждый из
которых может вызвать аномалию в
развитии.

  1. Каких
    детей нельзя отнести к категории детей
    с сохранными потенциальными возможностями?

А) умственно
отсталые дети, которые не могут обучаться
по вспомогательной программе;

Б) умственно
отсталые дети, нуждающиеся в постоянной
заботе и полном обслуживании со стороны
окружающих;

В) дети с тяжелыми
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, прикованные к постели;

Г) слепоглухие
дети.

  1. Результаты
    коррекционной работы будут лучшими,
    если дефекты в развитии возникли у
    ребёнка в период:

А) внутриутробного
развития;

Б) первых месяцев
жизни;

В) младшего
дошкольного возраста;

Г) старшего
дошкольного возраста.

  1. Для
    чего нужно выделять детей с одновременно
    и разновременно наступившими комплексными
    дефектами в развитии?

А) это требования
классификации;

Б) это помогает
понять неоднозначность течения многих
видов сложного дефекта, возможность
перехода этих детей из одной категории
нарушений развития в другую;

В) это помогает
в субъективной диагностике нарушений;

Г) это помогает
в работе с родителями, имеющими детей
с комплексными дефектами в развитии.

  1. Какое
    направление в развитии специальной
    педагогики не является приоритетным?

А) интегрированное
обучение;

Б) система ранней
помощи;

В) система социальной
помощи;

Г) дифференцированное
обучение.

  1. Когда
    в России начали обучать детей с
    комплексными дефектами в развитии?

А) 1994 год;

Б) 1904 год;

В) 1894 год;

Г) 1794 год.

  1. Какая
    категория детей с комплексными дефектами
    является наиболее изученной?

А) глухие умственно
отсталые;

Б) слепоглухие;

В) слепые умственно
отсталые;

Г) умственно
отсталые дети с детским церебральным
параличом.

  1. Какая
    первоочередная задача стоит перед
    дефектологами, работающими с детьми с
    комплексными дефектами?

А) создание
специальных программ обучения;

Б) интеграция
детей в массовые учреждения;

В) социальная
помощь;

Г) ранняя
диагностика.

  1. Какую
    часть контингента специальных
    коррекционных образовательных учреждений
    составляют дети с комплексными дефектами?

А) 80%;

Б) 3%;

В) 40%;

Г) 10%.

  1. Какое
    из этих нарушений в развитии является
    вторичным по отношению к первичному?

А) слуха;

Б) зрения;

В) речи;

Г) интеллекта.

  1. По
    какому принципу определяется вид
    специального коррекционного
    образовательного учреждения для ребёнка
    с комплексным дефектом?

А) по первичному
дефекту;

Б) по ведущему
дефекту;

В) по месту
жительства;

Г) по возрасту
ребёнка.

  1. По
    какой программе и в каком специальном
    образовательном учреждении надо
    обучать слабослышащего ребёнка, имеющего
    умеренную умственную отсталость?

А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;

Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;

В) по программе
для слабослышащих детей 8 вида;

Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического
развития в учреждении 7 вида.

  1. По
    какой программе и где надо обучать
    глухого ребёнка, имеющего задержку
    темпа психического развития?

А) по вспомогательной
программе для слабослышащих детей в
учреждении 2 вида;

Б) по программе
для глухих детей с задержкой темпа
психического развития в учреждении 1
вида;

В) по программе
для слабослышащих детей в учреждении
8 вида;

Г) по программе
для детей с задержкой темпа психического

развития в учреждении
7 вида.

  1. В
    каком специальном коррекционном
    образовательном учреждении надо обучать
    ребёнка с тяжелой умственной отсталостью
    и слепотой?

А) 3 вида;

Б) 4 вида;

В) для слепоглухих;

Г) дом-интернат
для детей психохроников.

21. В каком специальном
коррекционном образовательном учреждении
надо обучать слепого ребёнка
с нарушением слуха?

А) 3 вида;

Б) 4 вида;

В) для слепоглухих;

Г) дом-интернат
для детей психохроников.

  1. Какую
    основную задачу решают дефектологи в
    воспитании и образовании ребёнка с
    комплексными дефектами в развитии?

А) коррекция
нарушений развития ребёнка с комплексным
дефектом;

Б) абилитация и
реабилитация ребёнка с комплексным
дефектом;

В) максимально
возможное формирование всесторонне
развитой личности на основе коррекционной
работы;

Г) помощь семье
в обучении и воспитании ребёнка с
комплексным дефектом.

  1. Какой
    принцип организации коррекционной
    помощи детям с комплексным дефектом
    является основным?

А) индивидуального
подхода;

Б) приоритетного
воздействия;

В) комплексного
воздействия;

Г) гуманистического
воздействия.

  1. Какой
    модуль в системе коррекционной помощи
    детям с комплексным дефектом не
    существует?

А) комплексное
диагностическое обследование;

Б)
коррекционно-диагностический;

В)
коррекционно-педагогический;

Г)
психолого-педагогический.

  1. Какая
    специальная методика была разработана
    профессором А.И.Соколянским для работы
    со слепоглухими?

А) телесного
контакта;

Б) последовательная;

В) цепная;

Г) заинтересованности.

  1. Какое
    техническое приспособление было вначале
    разработано для обучения слепоглухих
    в детском доме Загорска?

А) телефон;

Б) контактор;

В) визион;

Г) телетактор.

27.Какое техническое
приспособление используется в настоящее

время слепоглухими
для общения с окружающими?

А) компьютер;

Б) портативный
коммуникатор;

В)
визуально-брайлевская строка;

Г) телетактор.

  1. Каким
    может быть развитие слепоглухого
    ребёнка, если его специально не
    воспитывать?

А) будет развиваться
сам на основе доступных ощущений;

Б) будет развиваться
под воздействием рефлексов, заложенных
от рождения;

В) будет влачить
жалкое полуживотное существование;

Г) будет отставать
в развитии от сверстников.

  1. Для
    чего используется «цепная» методика
    в обучении слепоглухих детей?

А) для овладения
необходимыми в жизни навыками, связанными
с удовлетворением повседневных
потребностей;

Б) для овладения
устной речью;

В) для овладения
шрифтом Брайля;

Г) для изучения
общеобразовательных предметов.

  1. Какие
    специалисты работают со слепоглухими
    в Загорском детском доме?

А) тифлопедагоги;

Б) сурдопедагоги;

В) тифлосурдопедагоги;

Г) олигофренопедагоги.

  1. Какие
    виды альтернативной коммуникации можно
    развивать и использовать в работе с
    детьми с комплексным дефектом,
    неспособными овладеть речью?

А) шифрограммы;

Б) пиктограммы;

В) телеграммы;

Г) дактилеммы.

  1. Что
    не относится к направлениям работы
    центров раннего вмешательства?

А) приспособление
окружающей среды к особенностям ребёнка
с нарушениями в развитии;

Б) развитие
ребёнка;

В) оформление и
выплата пособий по уходу за проблемным
ребёнком;

Г) обучение
окружающих проблемного ребёнка.

  1. Какие
    проявления искажения родительского
    отношения к ребёнку с комплексным
    дефектом характерны для второй фазы
    негативизма и отрицания?

А) хроническая
печаль;

Б) психический
стресс;

В) поиск чудесного
исцеления;

Г) зрелая адаптация.

  1. Каково
    значение термина «абилитация»?

А) отсутствие
функций;

Б) утрата имеющихся
функций;

В) восстановление
утраченных функций;

Г) первоначальное
формирование способности к чему-либо,
приспособление.

  1. Какую
    социальную помощь оказывает государство
    семьям детей с комплексным дефектом?

А) присваивает
статус ребёнка-инвалида;

Б) предлагает
программу индивидуальной социальной
адаптации;

В) требует
строительсва пандусов в учреждениях
общего назначения;

Г) предлагает
отказаться от ребёнка и передать его
на полное государственное обеспечение.

36. Выделяют несколько
основных типов поведения родителей при
рождении
проблемного ребёнка. К какому типу
относится семья, если родители адекватно
воспринимают ситуацию, не испытывают
чувства вины по отношению к ребёнку?

А) компенсированные
семьи;

Б) с синдромом
«Мюнхаузена»;

В) с синдромом
«улитки»;

Г) неблагополучные
семьи.

37.Могут ли дети с
комплексным дефектом получить высшее
образование?

А) не могут;

Б) могут в том
случае, если нет снижения интеллекта;

В) могут только
в специальных учебных заведениях;

Г) могут только
за рубежом.

38.По какой причине
ребёнок с комплексным дефектом может
обучаться на дому?

А) по желанию
родителей;

Б) не может
сам себя обслуживать;

В) не осваивает
специальную программу;

Г) не умеет
говорить.

39. Могут ли подростки
с комплексным дефектом получить
профессию?

А) могут с
учетом структуры дефектов;

Б) не могут
из-за дефектов;

В) могут получить
любую профессию;

Г) могут
работать только на предприятиях ВОС и
ВОГ.

40. Могут ли дети с
комплексным нарушением в развитии, став
взрослыми, проживать самостоятельно?

А) могут, если
дефекты выражены в слабой степени;

Б) не могут;

В) могут только
под присмотром родственников;

Г)
могут только в учреждениях социального
обеспечения.

Источник

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы.

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую – имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

Таким образом:

Сложным нарушением называется сочетание двух первичных нарушения развития.

Множественным нарушением называется сочетание трех или более нарушений (первичных) выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии: например, умственно отсталые слабовидящие глухие дети.

К множественным дефектам можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда нарушений, вызванных глубоким поражением ЦНС, затрагивающим сенсорную и двигательную сферы ребенка. Такими нарушения могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП, глухота и ДЦП, слепоглухота, слепота и тугоухость, слепота и системное нарушение речи, умственная отсталость и выраженные нарушения зрения, слабовидение и глухота, слабовидение с глухотой и нарушениями движений и т. п.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В группе сложных дефектов, как правило, преобладают врожденные формы патологии, имеющие в подавляющем большинстве случаев генетическое происхождение.

Например, умственную отсталость с сенсорными нарушениями обычно относят к наследственным синдромам и заболеваниям. Реже встречаются хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Классический пример сложного дефекта хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40 % — выраженный дефект зрения. Почти 30 % детей с синдромом Дауна имеют двойной сенсорный дефект в сочетании с умственной отсталостью.

Считается, что почти 60 % врожденных нарушений слуха являются генетически обусловленными.

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно), перинатально, постнатально, перенесенные заболевания. Наиболее известными таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др., заболевания такие  как корь или скарлатина, тяжелый грипп нейроинфекции в детском возрасте также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка.

К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и осложнение других соматических заболеваний.

Вирус краснухи, проникший от заболевшей матери через плаценту в плод так же может вызвать множественные пороки развития ребенка.

Наибольший риск множественного поражения плода возникает при заболевании матери краснухой на ранних сроках беременности.

Считается, что примерно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, появляются на свет со сложными врожденными нарушениями. Примерно 87% пораженных детей имеют  нарушения слуха; 46 % — врожденный порок сердца; 34 % — врожденные нарушения зрения и 39 % — трудности в обучении. У части детей все эти пороки развития встречаются одновременно в виде врожденной катаракты обоих глаз, глухоты и врожденного порока сердца. У некоторых детей последствия внутриутробного заражения вирусом краснухи проявляются спустя месяцы или даже годы после рождения в виде тяжелых соматических заболеваний, катаракт, прогрессирующего нарушения слуха, заболевания сахарным диабетом, замедления физического и психического развития и т. д. При подозрении у ребенка внутриутробной краснухи диагноз может быть подтвержден вирусологическими или серологическими лабораторными исследованиями. Вирус краснухи может выделяться у некоторых новорожденных детей в течение 12—18 месяцев жизни и создавать опасность заражения для других.

Другим известным внутриутробным вирусным заболеванием, которое может привести к сложным нарушениям, является цитомегаловирусная инфекция (ЦМВ), считающаяся наиболее распространенной среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает у матерей почти без видимых симптомов и подтверждается только после лабораторных исследований. В период новорожденности это заболевание проявляется у некоторых детей в виде затяжной желтухи, а в раннем детском возрасте — в виде пневмоний, менингоэнцефалитов и других заболеваний. Как следствие этой врожденной инфекции у детей могут возникать нарушения как изолированные (врожденная косолапость, глухота, деформация нёба и микроцефалия), так и комплексные (глухота и нарушения зрения).

 Цитомегаловирусная инфекция может стать причиной преждевременных родов и глубокой недоношенности ребенка. После того как была успешно решена проблема профилактики внутриутробной краснухи, наиболее опасной инфекцией, могущей вызвать врожденные нарушения слуха у детей, считается ЦМВ.

Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Нарушения развития могут проявляться различными сочетаниями, существует не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и движений.

По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей можно разделить:

1) на тотально или практических слепоглухих;

2)    на слепых слабослышащих;

3)    на слабовидящих глухих;

4)    слабовидящих слабослышащих.

Среди детей с таким сложным дефектом как нарушение зрения, можно выделить:

1)    слепых алаликов;

2)    слабовидящих алаликов;

3)    слепых детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и т. д.

Детей с нарушением зрения и движений можно разделить

1) не передвигающихся самостоятельно слепых детей;

2) слепых с  остаточными явлениями ДЦП.

Глухих умственно отсталых детей можно разделить на:

1) глухих с выраженной умственной отсталостью;

2) глухих с легким отставанием в умственном развитии и т. д.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных дефектов единодушно отмечают , что психическое развития при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образуют новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода. Например слепоглухие дети в своем развитии существенно отличаются от других категорий аномальных детей (глухих, слепых и др.). Отсутствие зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внешнего мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок нередко расценивается окружающими как глубоко умственно отсталый: у него ограничено познание окружающей действительности, нарушенные возможности общения с людьми и формирования навыков и поведения, но в отличие от действительно умственно отсталого ребенка слепоглухой ребенок обладает значительными потенциальными возможностями умственного развития.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник