Этическое развитие ребенка дошкольного возраста

Этическое развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Анастасия Еременко
Этическое воспитание и развитие дошкольников

Понятие нравственного воспитания

Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитанияявляется ответ на вопрос: что такое «нравственность»?

«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов. Итак, «нравственность» – осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитанияв истории культуры сложились 4 основные традиции:

– патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);

– религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

– просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);

коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности,что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении – как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов.

Этико-нравственное становление личности в условиях современного общества

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, так же как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса является нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, приобщает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, этико-нравственные чувства и представления. Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитанияи путем постоянного нравственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.

Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг Л.):

– доморальный уровень – ребенок исполняет требования из страха наказания;

– конвенциальный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка);

– автономный уровень – личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).

Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенное изменение в связи со сменой ценностных ориентаций в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.

Утратили воспитательныйэффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ребенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сегодня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания).

Задачей сегодняшнего дня, в условиях демократического общества, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нравственно -этических норм и правил поведения.

Но в эпоху не устоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности.

Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма – руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.

Задачи нравственного воспитания

Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.) ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся.

– формирование нравственного сознания,основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,

развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др. ,

– формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).

Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если дошкольнику достаточно знать правила совместного пребывания в группе и дружной игры, то уже у школьников формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где дети получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль.

Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действия могут привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того,что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения (Н. М. Трофимова).

Утверждение добра и зла в обществе сопряжено с определенными трудностями и внутренними моральными коллизиями: когда личность не может при всем своем желании поступить однозначно добродетельно.

Заключение

В своей работе я рассмотрела сущность, критерии формирования этико-нравственного воспитания. Из рассмотренного материала,я могу сделать выводы:

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть дошкольников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому дошкольное учреждение, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное, и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нахождение в дошкольном учреждении – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у воспитуемых нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Список использованной литературы

1. Лаврентьева Н. Б., Нечаева А. В.Педагогическая этика: Учебное пособие.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с

2. Т. Ф. Пушкина, С. П. Дуванова, Н. М. Трофимова, Трофимова Н. Б. «Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие» Изд-во Питер, 2005

3. «Теория морального развития Колбрега»

4. С. И. жегов Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940).

5. Философские взгляды А. И. Герцена

6. 2. Азаров, Ю. Искусство воспитывать / Ю. Азаров, – М.: 1978.

7. И. С. Кон «В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ» М.: “Политиздат”, 1984

Источник

Антонина Мокроусова
Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста

Управление образования Администрации городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

«Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста»

Инновационный опыт работы Мокроусовой А. В.

старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 120»

Саранск, 2013 г.

«Под именем нравственности мы разумеем

не только внешние приличия, но и всю

внутреннюю основу побуждений человека»

Я. А. Коменский

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми и нуждается в ориентирах правильного поведения в обществе, которые постоянно развиваются – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личному взаимоотношению.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель: воспитать ребенка мыслящим, добросовестным, милосердным, счастливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Актуальность и перспективность опыта

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Высокий уровень этических проявлений выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования этических представлений с самого раннего возраста.

Именно усвоение этических правил являются приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования.

Соблюдение этических правил служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом и основой для развития полноценной личности.

Почему же возникла необходимость разработки проекта, направленного на этическое воспитание детей. Да, потому,что в настоящее время в нашем обществе очень заметна низкая культура поведения: люди невнимательны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своем родном языке.

Проблема этического воспитания связана с дефицитом воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры, неустойчивыми нравственными ориентирами.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Чтобы увидеть ребенка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими, деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, необходимо с раннего детства обучать его правилам культурного поведения и общения.

От правильного воспитания зависит благополучие нашего общества в сфере окультуривания.

Поэтому и назрела необходимость в реализации выше указанного инновационного проекта.

Перед педагогическим коллективом дошкольногоучреждения была поставлена цель: сформировать целостную систему личностно-социального воспитания и образования дошкольников, позволяющую достигнуть повышения качества этического развития дошкольников.

Задачи:

1. Сформировать предметно-развивающую среду для обогащения разнообразной деятельности детей.

2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования этических представлений, знаний и умений у детей в совместной (взросло-детской) деятельности.

3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели этического воспитания и образования, обосновать условия, найти оптимальный вариант ее внедрения.

4. Повысить общую социальную зрелость детей, снизить агрессивность, научить владеть навыками саморегуляции своего поведения.

5. Конретизировать содержание этических знаний для детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.

6. Совершенствовать коммуникативно-речевые умения, нравственно-этическую чистоту речи.

7. Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в детском саду и семье.

8. Подготовить детей к адаптации в любой социальной среде.

9. Создать модель взаимодействия детей детского сада и семьи по этическому воспитанию детей.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта с целью формирования этических представлений у детей дошкольного возраста, в создании условий для воспитания у ребенка культуры поведения и общения, гуманного отношения по отношению к окружающему.

Концептуальной основой работы по этическому воспитанию в дошкольный период,определяется рядом причин:

1. Этические нормы поведения и общения еще не утратили своего значения.

2. Возрастные особенности детей способствуют познанию окружающего мира, человеческих отношений через разнообразные виды деятельности.

Реализация основныхконцептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: гуманизации, дифференциации, доступности, интегративности, принцип развивающего характера, принцип ориентации на идеал, принцип следования нравственному примеру.

Новизна опыта состоит в том, что он позволяет через проектную деятельность дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию этических чувств.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектная деятельность выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия детей в познании этических представлений.

Работа в инновационном режиме охватывала все стороны деятельности учреждения, и нововведения касались каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Работа по реализации проекта проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.

Удачно зарекомендовали себя такие формы работы как семейные гостиные, совместные выставки, совместное творчество детей и родителей.

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме способствовала:

– воспитанию начальных форм этической культуры детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять гуманные чувства, выработку первоначальных практических навыков;

– повышению уровня этического образования ребенка дошкольного возраста (совершенствование коммуникативно-речевых умений, нравственно-этической чистоты речи, исчезновение в поведении агрессивных тенденций, преобладание положительных эмоций, появление положительных черт характера, готовность к адаптации в любой социальной среде).

– развитию нравственно-этического сознания и культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

– совершенствованию методической службы и подбору наиболее эффективных форм и методов профессиональной подготовки педагогов;

– повышению социального статуса образовательного учреждения

по этическому развитию и воспитанию детей;

Инновационный проект обладает широким развивающим и воспитательным эффектом. А это значит, что помогает воспитать ребенка

мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, служащим добру и людям.

Литература

1. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, А. П. Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988

2. Рылеева Е. В. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире

людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет». М. «Гном- Пресс».1999.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4.Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Р. С. Буре, М. В.Воробьева М: Просвещение, 2004

5. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников М: ВЛАДОС, 2003.

6. Шипицина Л. М., О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения». Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками, С. -Пб. «Детство-Пресс». 1998.

7. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре, М, «Просвещение», 1983.

8. Кондратьева А. С. Творческая игра. От рождения до десяти лет. М, «Педагогика-Пресс», 2005.

Источник

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

– нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);

– нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

– нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Нравственное развитие в раннем детстве.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

– нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

– выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;

– выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

– требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;

– нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

– у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

– нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;

-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

– в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

– первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:

– у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

– возрастает действенность нравственных представлений;

– возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .

Источник