Этапы речевого развития ребенка жинкин
1. Базовым компонентом мышления является особый «язык интеллекта» – универсальный предметный код (УПК), который обладает доязыковыми и надъязыковыми свойствами.
2. Универсальный предметный код имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему функциональных единиц, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании субъекта (характеризуется образностью и схематичностью):
· УПК формируется у каждого человека в процессах предметно-практических взаимодействий с предметным миром.
· УПК является одинаковым для различных языковых культур, поскольку опирается на видотипичные особенности анатомо-физиологической организации органов чувств человека.
3. УПК – предметно-семантический «язык» представлений и понятий, на котором происходит формирование замысла высказывания (первичная запись личностного смысла), на основе которого в последующем может строиться определенные типы высказываний.
При этом внутренняя речь выступает в качестве средства организации взаимосвязей между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, между национальными языками в процессах перевода содержания сообщений с одного языка на другой.
4.3. Развитие речи в раннем детстве и дошкольном возрасте
4.3.1. Основные этапы речевого развития ребенка
Существуют данные о том, что в период внутриутробного развития будущий младенец может слышать доносящиеся извне звуки, интенсивностью от 80 дБ с частотностью около 300 Гц. На этом основании выдвигаются гипотезы о возможном раннем пассивном знакомстве ребенка со звуковым составом родного языка в период внутриутробного развития (Ушакова, 2011 – С. 330-331).
Вместе с тем, развитие речи это активное овладение ребенком после рождения способами использования предметно отнесенных языковых средств во взаимодействиях с другими людьми, а также в организации собственных предметно-практических и умственных действий.
Образцы способов использования языковых средств в организации различных коммуникативных и предметно-практических действий задают ребенку взрослые. При этом:
· Овладение языковыми средствами у разных детей происходит не одновременно и не равномерно.
· Одному функциональному уровню владения речью у разных детей могут соответствовать различные языковые средства, используемые различными способами.
В общении с ребенком речь родителей, как правило, характеризуется рядом особенностей. Используются упрощенные и короткие синтаксические конструкции. Наблюдается более высокий тон и более широкий диапазон интонаций с фиксированием эмоциональных отношений и логических ударений. Используется большое число уменьшительно-ласкательных суффиксов и «детская» лексика, которая отсутствует в общении взрослых. Наблюдается замедленность речи и большее количество пауз между словами. При этом родители чаще всего поправляют ребенка, когда он допускает семантические и логические ошибки; речевые грамматические ошибки поправляются реже.
Этапы речевого развития ребенка (по А.А. Леонтьеву):
1. Доречевой этап (первый год жизни)
1.1. Период гуления (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев). На протяжении периода наблюдаются фонации дослогового типа. При этом отсутствуют: а) коррелированность звуков с фонематической системой, характерной для определенного языка; б) артикуляционная локализованность и константность (стабильность произношения) звуков при их артикуляции ребенком – наблюдается большой случайный разброс артикуляций; в) релевантность звуков – соотнесенность артикуляций с определенными фонематическими (фонологическими) противопоставлениями, характерными для данного языка.
1.2. Период лепета (от 6 месяцев до 8 месяцев). Появляются слоговые фонации – артикуляционные особенности собственно речевых звуков (выделяются фонемы). Поток звуков распадается на слоговые кванты («протосогласные и протогласные») – формируется синтагматическая организация речи.
В 7-8 месяцев появляется эквивалент слова – «псевдослово» – в виде замкнутой последовательности слогов. Псевдослова обычно характеризуются: ударением на первом слоге, отсутствием четкой предметной отнесенности, функциональным выражением потребностного или оценочного отношения.
Около 8-9 месяцев у детей повышается избирательность к фонемам родного языка и снижается чувствительность к звукам чужих языков. При этом появляются первые предметно соотнесенные избирательные переключения внимания и действий по словесным указаниям взрослых.
1.2. Период модулированного лепета и овладения предметной отнесенностью слов (от 9 месяцев до12 месяцев). Наблюдается активное повторения слоговых фонем с разнообразными интонациями, воспроизведение интонационного рисунка фраз (интонемы), произносимых взрослыми (9-10 месяцев). Увеличивается количество предметно отнесенных слов, которые понятны ребенку в общении с взрослым.
2. Этап дограмматического освоения фонетики (от 11 месяцев до 1 года 7 месяцев)
Наблюдается овладение обобщенными звуковыми контурами слов и отдельными слогами. Как правило, девочки начинают активно «говорить» с 8-9 месяца, а мальчики с 11-12 месяца.
2.1. Период синтагматической фонетики (от 11 месяцев до 1 года 3 месяцев). Фонематический состав артикуляций начинает соотноситься со звуками определенного (родного) языка (релевантность). Появляется произвольность в произношении отдельных слов, но не отдельных звуков. Наблюдается унификация звукового облика слова; уподобление всех его согласных по месту их образования (дЕтити – ботики). При этом фонетическая вариативность из-за недостаточного развития артикуляционного аппарата носит не столько функциональный характер, сколько физиологический.
Новыми словами разные дети могут овладевать преимущественно: а) на основе копирования интонационных особенностей речи взрослых и воспроизведения общего интонационного облика слов в ущерб роли в них отдельных фонем; б) на основе редукции слов к одному общему относительно отчетливо произносимому слогу.
2.2. Период парадигматической фонетики (от 1 года 3месяцев до 1 года 7 месяцев). Запас слов составляет до 20 и немного более единиц. Временно замедляется овладение новыми словами. Задействуются различные артикуляции для более точного отождествления слов, сходных по общему звуковому облику. Постепенно устраняется уподобление звуков по месту образования.
Усвоение новых слов часто происходит путем уподобления их готовой интонационной модели: «дорогая» (дейейЕйа) – Например, эта модель может быть использована для слов «батарея», «дерево» и др. Наблюдается фонематическое противопоставление: в начале слова произносятся звонкие согласные, в конце – глухие (Элен Велтен).
3. Этап начального освоения грамматики (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)
3.1. Период конструктивной синтагматической грамматики (от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Второй период бурного прироста словаря (до 300 слов и более). Наблюдается сочетание однословных предложений. Появляются первые двухсловные предложения без их грамматического оформления. Наблюдается лексемный синтаксис – активное создание ребенком двухсловных (немного позднее и трехсловных) линейных грамматических конструкций, не имеющих аналогов во «взрослой» речи. Постепенно появляются первые собственно грамматические противопоставления (мальчик маленький / играет).
3.2. Период парадигматической грамматики (от 2 лет до 3 лет). Наблюдается прирост словаря до 50 слов еженедельно. К 3 годам словарный запас достигает 1000 и более слов. Имена существительные составляют около 63%; глаголы около 23%; другие части речи около 14 %.С двух лет появляются вопрос «что это?» о названиях предметов. К возрасту 2,5 лет дети умеют: а) грамматически верно давать ответы на вопросы «где?», «что?», «кто?», «чей?»; б) затрудняются в ответах на вопросы «как?», «когда?», «почему?», «что делает?». В детской речи постепенно дифференцируются разные функции двухсловных предложений:
· Указание на предмет, наименование: мама там; здесь хлеб…
· Просьба, приказание: еще пить; дай мишку…
· Описание событий или ситуации: а) действующее лицо + действие: мама спать; папа идет…; б) действующее лицо + объект: мама суп; киска молоко; в) действие + объект: течет вода; идем на улицу; г) объект + признак: вода мокрая; кубик большой…
· Определение качества: мама хорошая; машина большая…
· Отрицание: а) отсутствие чего-либо: не мокро, нет мамы…; б) неприятие чего-либо: не есть; не играть в домик…; в) собственно отрицание: не девочка; не идет…
· Указание принадлежности: мама чашка; моя машина…
· Вопрос: папа где?..; кто пришел?.. и др.
На этапе начального освоения грамматики в речевых действиях ребенкав составе слов постепенно вычленяются отдельные морфемы. На этой основе создаются несуществующие словоформы и синтаксические сочетания слов. Наблюдается переход к фонологически определенной морфемике:
· Подпериод нефонологической морфемики – полное отсутствие ориентировки на звуковую форму морфемы, что проявляется в отсутствии согласования морфем в словах и предложениях.
· Подпериод фонологической морфемики – ориентировка на общую звуковую характеристику морфемы, без учета ее тонкого фонематического состава («два лефа», «аптексная машина»);
· Подпериод морфонологической морфемики – путем проб и ошибок ребенок находит границы вариантности слов и их грамматического согласования в высказываниях.
На этапе начального освоения грамматики наблюдаетсяпереход от ситуативной речи, не имеющей синтаксической связности, к элементам синтаксически связных, ситуативных высказываний (Слобин, 1976):
· Подпериод «телеграфной речи» – высказывания, в которых представлены только наиболее значимые и опускаются все второстепенные для передачи значения слова.
· Подпериод «стержневой грамматики». Появление двух функциональных классов слов: а) немногочисленные опорные слова, выступающие основой для образования множества двухсловных предложений, которые задают грамматическую конструкцию; б) открытый класс слов, которые дополняют опорные слова в составе детских высказываний и используются для модификации значения опорных слов).
· Подпериод появления относительно простых синтаксических форм, выполняющих разные функции: атрибуция, принадлежность, местоположение, объединение; отношение субъект-объект и другие.
· Подпериод появления иерархически строящихся конструкций, включающих группу сказуемого и группу подлежащего.
4. Этап овладения многословными и сложными предложениями (от 3-4 лет до 6 лет)
Наблюдается расцвет детского словотворчества на основе овладения различными моделями словообразования и стихийного их использования в речевых действиях.
В речи ребенка появляются простые распространенные предложения, а также сочинительные и подчинительные отношениями между простыми предложениями.
При благоприятных условиях общения с взрослыми ребенок овладевает приемами толкования слов с помощью других слов, что выступает одним из условий для последующего формирования понятийных форм мышления. К шести годам ребенком используется около 10 000 слов. При этом использование языка до 6-7 лет характеризуется рядом особенностей:
· Ориентированность на семантику высказываний при отсутствии ориентировки в формально-грамматических составляющих языка (эффекты стекла).
· Ограниченная осознанность формально-грамматических средств построения высказываний и способов их членения.
· Высокая ориентированность на непосредственные коммуникативные условия речи, на непосредственный ситуативный и мотивационный контекст, при слабой ориентированности в контекстах отвлеченных и надситуативных высказываний.
Источник
Задание 4
Концепция внутренней речи Н. И. Жинкина
Теоретическое положение | Цитата (с указанием страниц) |
Язык и мышление не являются тождественными | “…если в языке появляется излишние для выражения мысли средства, они отомрут как не нужные, и наоборот, если в мышлении окажутся такие компоненты, которые никогда не найдут своего выражения в языке, это значит, что язык не является средством выражения мысли, что противоречит определению» (17) |
Единицы языка и мышления характеризуются специфическими особенностями | “…структура мышления как единица мышления не совпадает со структурой предложения как единицей языка» (17) |
Понятие языкового кода | “Кодом иногда называют знаковую систему обозначений. В таком случае язык-это код» (20) |
Понятие универсального предметного кода | “Предметы, сведенные к такой схеме, составляют единство каждый элемент которого не произносили, но по которому можно восстановить произносимые слова любого языка, если есть правила перевода, а они элементарны, т. к. предметы уже названы в натуральном языке» (26) |
Кодирование речевого выссказывания | «Переход от одного кода к другому» (20) |
Декодирование речевого выссказывания | “Перевод, преобразование одной языковой формы в другую» (20) |
Задание 6
Последовательность структурных элементов основного механизма речи.
Последовательность операций механизма составления слов из элементов | |
2 | Отбор значимых частей слова, выражающих его смысловое содержание |
3 | Отбор устойчивых фонемных комплексов, соответствующих смысловому содержанию слова |
1 | Определение смыслового содержания элементов высказывания |
Последовательность операций механизма составления фраз из слов | |
3 | Составление лексико-грамматической схемы высказывания |
1 | Составление общей смысловой схемы высказывания |
2 | Отбор языковых единиц, необходимых для выражения мысли |
4 | Определение смысловых акцентов высказывания |
Задание 7
Последовательность операций процесса порождения речи по А. А. Леонтьеву
Операции речепораждения
1 этап | Мотивация, ориентировка |
2 этап | Внутреннее программирование |
3 этап | Грамматико-семантическая реализация внутренней программы |
4 этап | Моторное программирование |
5 этап | Внешняя речь |
Задание 8
Структура процесса восприятия речи по Л. С. Цветковой
Уровни речевосприятия | Операции речевосприятия |
Сенсомоторный уровень | Понимание только основного предмета высказывания т. е. Того о чем идет речь. Слушающий может сказать, о чем ему говорили, но не может воспроизвести содержание сказанного. Смысловое содержание услышанного служит фоном, на котором реципиент может определить основной предмет высказывания. |
Лингвистический уровень | Понимание смыслового содержания. Определяется понимание всего хода изложения мысли говорящего или пишущего, хода ее развития и аргументации. Характеризуется пониманием не только того о чем говорилось, но и того, что было сказано. |
Психологический уровень | Понимание не только того о чем и что было сказано, но и для чего, зачем. При необходимости уясняется с помощью каких языковых средств выразил свою мысль говорящий. Такое проникновение в смысловое содержание речи позволяет слушающему понять мотивы речи говорящего, понять все, что тот подразумевает внутреннюю логику его высказывания. Включает оценку языковых средств выражения мысли, использованных говорящим или пишущим. |
Задание 9
Функции центрального отдела речевого аппарата
Центральный отдел речевого аппарата | Функции |
Корковый центр Вернике | Речеслуховая область, куда поступают звуковые раздражители |
Корковый центр Брока | Двигательная область, участвует в образовании собственной устной речи |
Подкорковые ядра | Отвечают за ритм, темп, выразительность речи |
Ядра и проводящие пути черепномозговых нервов ствола головного мозга | Обеспечение какого-либо органа или ткани нервными волокнами. Передача импульсов от центрального речевого аппарата к периферическому. Приведение в движение речевых органов. |
Мозжечок | Обеспечение координации движений, мышечный тонус, плавность речи |
Лимбико-рекикулярный комплекс | Эмоциональная окраска речи, энергетическое обеспечение и корреляция двигательных актов, автоматизация движений, поддержание внимания, памяти. |
Ретикулярная формация | Мышечный контроль, обработка информации, поступающей из сенсорных систем |
Теменно-затылочные отделы коры | Изменения зрительного восприятия, пространственной ориентации, осуществление определенных лексико-грамматических структур, счета |
Экстрапирамидная система | Непроизвольная регуляция и координация движений, регуляция мышечного тонуса, поддержание позы, плавность движений, устанавливает исходную позу для их выполнения. |
Подкорково-мозжечковые ядра | Регуляция мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата |
Задание 10
Строение и функции периферического отдела речевого аппарата
Периферический отдел речевого аппарата | Функции | Строение |
Дыхательный | Поставщик воздуха для звукообразования | Грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей |
Голосовой | Создание механических колебаний воздуха различной частоты и силы голоса | Гортань с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань-короткая трубка из хрящей и тканей |
Артикуляционный | Является резонатором, который дает силу и окраску звуку и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности органов артикуляционного аппарата | Язык, губы, нижняя и верхняя челюсть, твердое и мягкое небо, альвеолы. |
Задание 2+
Исторические аспекты изучения речевой деятельности и человека
Исторический период | Концептуальные положения | Ученые, авторы, исследователи |
Античный период | Зарождение первоначальных представлений о речи и речевой деятельности. Речь – процесс говорения. Язык служит для деятельности и общения. Речь-порождение социального человека. Речь-знаковое явление. Предложение-основа языка. Появление риторики. | Демокрит, Платон, Аристотель, Хрисипп, Бхартхари |
Период Средневековья и эпохи Возрождения | Изучение семантического компонента речи. Речь исследовалась без изучения поведения конкретных людей и социальных групп. Понятие внутренней и внешней речи. Указание на то, что семантика определяет функционирование языка. Языковая система. | Августин, Гиппонский, Присциан, Р. Бэкон, Ф. Аквинский, П. Абеляр, Р. Луллия, П. Испанский. |
Новое время | Идеал создания всеобщего языка. Создание «философского языка». Знаковый и коммуникационный характер речи. Единица речи – предложение. Группировка слов. Речь – средство выражения мышления. Говорение процесс от мысли к словам. Рассмотрение языковых катеорий как психических. Речь как речевая деятельность; язык как связующее звено между социумом и человеком. Введение понятия словестной и грамматической памяти. Язык обусловлен психическими знаками. Речь-связь образов, находящихся друг с другом в определенных отношениях | Ф. Бэкон, А. Арно, К. Лансло, Д. Хэррис, Э. Кондильяк, В. Гумбольдт, В. Вундт, И. А.Бодуэн, Х. Джексон |
Новейшее время | Понятие психофизиологической речевой организации индивида. Речевая деятельность-процессы говорения и понимания. Языковая система-словарь и грамматика. Языковой материал-совокупность говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или иную эпоху жизни. Разграничение механизма, процесса и продукта речи. Акт речи и ее понимание-сложная психофизиологическая функция. Изучение речевых ситуаций. | Л. Щерба, А. Леонтьев, О. Дитрих, К. Бюлер. |
Задание 3+
Сравнительная характеристика основных теорий усвоения языка
Теория усвоения языка | Основная движущая сила языкового развития | Механизмы овладения языком |
Теория врожденных языковых знаний | Устройство, обеспечивающее усвоение языка, содержится в качестве врожденной структуры все принципы, установленные внутри теории языка, форму фонологического, синтаксического компонентов лингвистического описания | Ребенок формулирует гипотезы относительно правил лингвистического описания языка, которому принадлежит слышимые им предложения. На основе этих гипотез он предсказывает лингвистическую структуру будущего предложения, сравнивает эти предсказания с реально появляющимися предложениями, отказывается от гипотез не оправдавших себя и развивает приемлемые |
Когнитивная теория усвоения языка | Развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию | Первое высказывание дети относят к тому, что уже понимают, что интересно. Язык один из способов отражения, в развитии не отличается от восприятия ли памяти |
Семиотическая теория языкового развития | Язык является знаковой системой, которой люди пользуются в целях коммуникации, передавая информацию. Знаки являются носителями определенных смысловых содержаний | Каждый языковой знак соотносится в рамках конкретной знаковой системы с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием. Это определяется сознанием человека, использующего знаки. |
Задание 4
Качественная характеристика речевого развития ребенка
Возрастные периоды | Состояние языковых и речевых компонентов | |||||
Звукопроизношение (артикуляция) | Фонематические процессы | Лексический строй речи | Грамматический строй речи | Связная речь | ||
0-1 год | 0-2 мес. | А, О,У, Ы,И, Б,Г | Учится улавливать речь и интонацию | Нет | Нет | Нет |
2-6 мес. | П, Б,М, Н,Т, Д. | Понимает интонацию, обращает внимание на говорящего | Нет | Нет | Нет | |
6-12 мес. | Усложнение движения органов артикуляции. Звуки приобретают окраску, свойственную родному языку. | Повторяет простые сочетания слогов | Расширение словаря, учится имитировать звуки животных, в основном использует существительные, глаголы повелительного наклонения | Нет | Нет | |
1-2 года | Э, С,З. Замены и искажения звуков, | При повторении искажает простые слова. | Основу составляет словарь существительных, использует несколько глаголов, прилагательных. 100-300 слов | Нет | Двух-трех словные предложения | |
2-3 года | С, В,Л, Р,Ы, Ш,Ж, Щ,Ч, Ц, смешение артикуляторно близких звуков, заканчивается усвоение стечения согласных. | Не различает акустически близкие звуки. | Усваиваются дательный и творительный падежи сущ.,их главенствующие окончания. Усваивается число глаголов, лицо и время, употребление приставок. Нарушение согласования прилагательных и существительных. Появляются краткие причастия. Усвоены личные местоимения и некоторые наречия. Смешение рода притяжательных местоимений. Появляются предлоги и союзы. | Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения. Замены окончаний. Появляются суффиксы. Усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. | Появление бессоюзного сложного предложения, дальнейшее развитие сложного предложения. Появляются сложноподчиненные предложения. |
Задание 1+
Анатомо-физиологические и социально-психологические предпосылки нормального речевого онтогенеза
Возрастной период | Предпосылки | |
Анатомо-физиологические | Социально-психологические | |
Доречевой (довербальный) | Безусловные рефлексы, на основе которых формируются условные. Изначально неупорядоченные спонтанные движения. На 4-ом месяце формируются намеренные движения. На 7-ом месяце спонтанные движения исчезают. Овладение свободной ходьбой. | Непосредственное эмоциональное общение. Сенсомоторное развитие. Потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним. |
Преддошкольный (ранний) | Прорезываются все молочные зубы. Изменяется пищеварение, Энергичный рост тела, развитие внутренних органов и двигательного аппарата. Движения еще носят штамповый характер. Понимает обращенные слова, но произносит их не правильно. Развитие речи подталкивает развитие коры ГМ. | Предметно-орудийная деятельность. Манипуляции с предметами, речь. Речь и наглядно действенное мышление. |
Младший дошкольный | Продолжается развитие внутренних органов и систем. Продолжается формирование связей в коре ГМ. | Ролевая игра. Межличностные отношения. Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. |
Средний дошкольный | Складывается определенный тип высшей нервной деятельности. Овладевает основными видами локомоций. | Ролевая игра. Межличностные отношения. Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. |
Старший дошкольный | Все органы тела закончили свое формирование и их дальнейшее развитие заключается в росте. Закончилось образование дендритов и связи между ними. Улучшена работа двигательной зоны коры. Улучшена способность к выполнению тонких движений. Совершенствуется вторая сигнальная система. | Ролевая игра. Межличностные отношения. Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. |
Младший школьный | Активный рост тела. Мышечная система еще слаба, но способна к активному развитию. Скелет еще отличается слабостью. Это говорит о необходимости систематических физических упражнений. Заканчивается анатомическое формирование структур головного мозга. Возрастает роль второй сигнальной системы. | Учение. Первичные знания. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. |
Средний школьный | Рост тела в длину за счет конечностей. Диспропорция в развитии костей и мышц. Ухудшение координации движений. Период полого созревания. Увеличивается мышечная сила. Увеличение мощности сердца. Противопоказана чрезмерные силовые упражнения. Интенсивное функциональное развитие ЦНС. Повышенная возбудимость, не уравновешенность нервных процессов. | Общественно-полезная деятельность: учебная, организационная, трудовая. Система отношений в разных ситуациях. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни. |
Старший школьный | Окончание процесса полового созревания. Пропорция тела приближается к пропорциям взрослого. Рост мышечной силы и выносливости, окостенение скелета. Снова улучшается координация движений. Доступны все виды силовых упражнений. Завершение формирования ЦНС, достигает высокого совершенства вторая сигнальная система. | Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональные знания. Мировоззрение, профессиональные интересы, «образ-я». |
Задание 4+
Маркеры речевого развития ребенка
Возрастной период | Речевые маркеры |
Доречевой (довербальный) | Появление в период лепета коррелированности, локализации, константности, релевантности, синтагматической организации речи. Это говорит о формировании физиологическом механизме слогообразования. Появляется замкнутая последовательность слогов. Появление псевдослов. |
Преддошкольный (ранний) | Появление первых предметноотнесенных слов. Появление обобщений. Свойственна парадигмальная фонетика. Рост словаря. Появление первых двухсловных предложений. Первые грамматические противопоставления. Период конструктивной синтагматической грамматики с переходом к парадигматической. |
Младший дошкольный | Связная речь ситуативная. Высказывания зависят от ситуации общения. Смысловая сторона слова является еще не достаточно развитой. Затруднение вызывает подбор необходимых языковых средств. Грамматический строй начинает активно развиваться. |
Средний дошкольный | Отражает в речи простейшие связи предметов. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличение словаря. Строит простые высказывания. Овладевает монологической речью. Артикуляция становится более точной. Улучшается звукопроизношение. Речевой слух активно развивается. Ребенок учится различать близкие звуки. |
Старший дошкольный | Речевое развитие достигает высокого уровня. Продолжает обогащаться лексика. Усвоение грамматики. Употребление сложных предложений. Построение разных типов текстов. Затруднение произношения отдельных звуков. Построение сложных синтаксических конструкций. |
Младший школьный | Предложение воспринимается как единое смысловое целое. Лучше понимаются слова, имеющие предметную значимость. Употребление суффиксов выступает как скачек в употреблении словаря. Расширяется смысловая наполняемость слов. Речь начинает приобретать выразительность. Овладение письмом и чтением. |
Источник