Этапы речевого развития ребенка по филичевой

К оглавлению

Филичева Т. Б.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил).

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза [4] параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

Читайте также:  Что способствует духовному развитию ребенка

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки.

т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически[5] здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Литература

Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. II–84.

Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.- С. 40- 59.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.- С. 7 30.

Правдина О. В. Логопедия.– М., 1973. С. 5-20.

Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 30-39.

Источник

Светлана Юрчук
Технология развития фонематического восприятия (Филичева Т. Б. Чиркина Г. В.)

подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из важных задач логопедической работы с дошкольниками является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе.

Изучение речевого развития дошкольников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Известно, что фонетическое оформление речи у детей с ОНР, значительно отстает от возрастной нормы: у них продолжают наблюдаться все виды нарушения звукопроизношения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Наряду с этими нарушениями наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух, что является вторичным нарушением.

Актуальность.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя – логопеда.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на формирование письма. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.

Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи, я обращалась к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А. И., Левиной Р. Е., Хватцева М. Е., Каше Г. А., Токаревой О. А., Спировой Л. Ф., Ястребовой А. В., Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А., Чиркиной Г. В. и др. специалистов. Выяснилось, что проблема обучения детей с нарушениями речи, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, рассматривается исследователями с разных позиций. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

При построении технологии развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я использовала методики, созданные Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., а также Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н. И., Волковой Г. Л., Ткаченко Т. А.

Читайте также:  Отклонения в развитии ребенка при эко

Проанализировав методики, учитывая данные обследования детей 5-6 летнего возраста, была разработана технология развития фонематического восприятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Цель

Развитие и коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, формирование осознанного отношения к звуковой структуре слов.

Задачи

– Формировать фонематические представления на основе

фонематического восприятия, анализа и синтеза.

– Обучать умению выделять звук в чужой и собственной речи.

– Формировать умение находить слова с заданным звуком, определять место заданного звука в слове.

– Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

– Развивать слуховое внимание, дифференцированное восприятие звуков и звукосочетаний.

– Разработать систему логопедических упражнений и игр для развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

– Вести работу по развитию фонематических процессов планомерно в соответствии с программой коррекционного воспитания и обучения и индивидуальными особенностями детей.

Методы

– теоретический анализ

– метод сбора анамнеза

– диагностический метод

– метод беседы

– метод диалога с ребенком

– метод наблюдения за ребенком в повседневной жизни, в игре

– количественный и качественный анализ результатов исследования

Принципы

– принцип дифференцированного подхода.

– онтогенетический принцип (последовательность развития фонематического восприятия).

– принцип поэтапного формирования умственных действий.

– принцип поэтапного усложнения заданий и речевого материала.

– принцип наглядности и доступности материала.

Пути реализации

– логопедическая диагностика состояния речевых функций у старших

дошкольников (в начале учебного года);

– коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые);

– мониторинг уровня речевого развития старших дошкольников (в конце учебного года);

– консультативная помощь семьям, педагогам МДОУ.

Технология рассчитана на 1 год: с детьми старшей (5 – 6 лет) или подготовительной (6 -7 лет) групп МДОУ.

Этапы формирования фонематического восприятия

В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».

1 этап – Узнавание неречевых звуков

2 этап – Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру

3 этап – Различение слов, близких по звуковому составу

4 этап – Воспроизведение и дифференциация слогов

5 этап – Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения

6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Предполагаемые результаты

В результате проведения специальной коррекционной работы по формированию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:

– уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;

– осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;

– последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы;

– быть подготовленными к усвоению программы школы.

Приемы и методы работы (на каждом этапе)

1 этап — «Узнавание неречевых звуков». Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки, а также развивать слуховое внимания и слуховую память.

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Затем проводим упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко).

Предлагаю детям задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько); воспроизведение неречевых звуков – хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.

Далее проводятся игры:

«Барабан», «Колокольчик», «Звенит или гремит», «Узнай по звуку», «Тихо – громко», «Продавец – покупатель», «Солнце или дождик», «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?», «Жмурки с погремушкой», «Узнай, где звучит».

2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»

Цель: учить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Упражнения:

– различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;

– отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

– узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.

Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о).

Игра «Ученый медведь и воробушек». Большой медведь – низкие, тяжелые звуки, дети поют – э-э-э, воробышек – высокие звуки – чик-чирик.

Игры: «Ау», «Тихо – громко, далеко – близко», «Три медведя», «Кто как кричит», «Подбери слово с заданным звуком» (с опорой на картинки и без), «Рифмы», «Доскажи словечко», «Определи лишний слог»

Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.

«Выдели звук» – первый ударный гласный звук в слове.

«Загадки» – отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке;

«Поезд» – подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук;

«Кружки» – выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед

Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).

Узнавать слова, в которых пропал первый или последний звук:

«Подскажи звук»; «Слово можно прошагать».

Определять последовательность звуков, длину слова.

«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, закричала. Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол … Выделить слог, слово с заданным звуком отхлопываем или повторяем, например: игры «Поймай звук», «Запомни и назови!».

3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».

Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу.

Вначале проводится такая игра:

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши (далее – поднимать красный кружок, если заметят ошибку и зеленый, если слово произнесено верно).

Начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Читайте также:  Презентации влияние семьи на развитие личности ребенка

3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

4. Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом: Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ). Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т. д. – Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов: От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).

Игра «Нелепица» – логопед называет картинку то правильно, то неправильно;

«Найди нужную картинку» – называются слова, сходные по звучанию;

«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек;

4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко различать слоги и воспроизводить слоговые цепочки.

Предлагается использовать следующие виды упражнений:

– Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА; – Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;

– Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА; – – – Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;

– Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;

– Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;

– Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;

– Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.

– Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги, дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему, повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

Игры:

«Рассели картинки по домикам». На доске — домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;

«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов.

5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».

Цель: учить различать фонемы родного языка.

Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры:

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

1) логопед произносит звуки кратко;

2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

«Определи на слух» самое короткое слово (самое длинное). Кенгуру, кот, корова, черепаха, трамвай, автобус, велосипед, поезд.

Литература:

1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство Гном, 2018.

2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. : 1990.

4. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. — М. : “Гном-Пресс”, 2019.

5. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях – М. : Издательство Гном, 2018.

6. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. – В 2-х книгах. Книга 2. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1999

7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. : Союз, 1999.

8. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. М. ,Издательство Гном, 2019.

9. Назарова Е. В. Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет лет. – СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2018.

10. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001

11. НищеваН. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников – СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2016.

12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.

Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С. Е. – М. : АПО, 1996

13. Спирова Л. В., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. В 2-х т. -М. : Владос 1997.

14. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб. : Питер, 1999.

15. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25.

16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1999.

17. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М. : Просвещение, 1989.

Источник