Этапы речевого развития ребенка гвоздевой

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года – 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

ПериодПодпериод, возрастРазвитие предложения (фразы)Усвоение речиСлоговая структура словУсвоение звуковой стороны речиОбъем и типы предложенийГрамматический стройСуществительныеГлаголыПрилагательныеМестоимения, наречияСлужебные части речиЗвукиСтечения согласныхПредложения из аморфных слов-корнейОднословные, 1 год 8 мес.Отдельные слова (около 27 слов)НетНесколько названий лиц, предметов (около 22 слов)Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)НетНетНетВ слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сьНетИз двух корней, 1 год 8 месОбъединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)НетНесклоняемыеНеспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»НетНетНетВоспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускаетсяХь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласныйПоявляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цькУсвоение грамматической структуры предложенияПервые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 годаРост предложения до 3-4 словСогласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксыПервые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, неВ трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словахТвердые согласные н, т, дБольшинство стечений согласных замещаются одним звукомУсвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзамиУпотребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксыУсваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когдаВ многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставкиТвердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуковСтечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильноУсвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 годаРазвитие сложного предложенияПоявляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория родаУсвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежностиУсваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешениеСогласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастияОтмечается смешение рода у притяжательных местоименийПравильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словахУсваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый цЗаканчивается усвоение стечения согласных3—4 годаДальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложенийРазличаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставокНарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательныхУсваиваются сравнительные степени наречийПредлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица быЗвуковая сторона речи усвоена полностью4 года – 6 летДети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом которыйПрактически усваиваются все частные грамматические формыОкончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежахНарушается чередование в глагольных основах при создании новых формОвладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежахУпотребляется одно деепричастие сидяПредлоги употребляются в самых разнообразных значенияхЗвуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Период

Подпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Местоимения, наречия

Служебные части речи

Звуки

Стечения согласных

Предложения из аморфных слов-корней

Однословные, 1 год 8 мес.

Отдельные слова (около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней, 1 год 8 мес

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.

Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые согласные н, т, д

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.

Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно

Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных

Усваиваются сравнительные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года – 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматические формы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Источник

ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описана поэтапность усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н. Гвоздев подчеркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.

Другие исследователи (А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард – Пупко, Н.И. Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальный следующий вариант такого деления.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.

В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.

После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.

С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.

В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.

После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.

К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. Понимает 30 лепетных слов.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)

Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба – яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко – курица) и т.д. Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.

Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения – «бах», затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» – «мама, дай».

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

  1. год 1 мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
  2. года – 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места – предлог опускается (лежит сумке).

2 года 2 мес. – 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).

2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)

Характеристика звукопроизношения и фонематического слуха

В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то – д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 5 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

Характеристика словарного запаса  

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

Характеристика грамматического строя. 

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.

Характеристика связной речи.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Источник