Этапы развития здорового ребенка смирнов

  • Ритмичная смена элементов режима дня (различные виды деятельности, отдых, сон, прием пищи)
  • Длительность сна:
    • До 1 года: 17-19 часов с интервалами 1,5-2 часа;
    • 3-5 года: ночью 10-10,5 часов, днем 2 часа;
    • 5-6 лет: ночью 10-10,5 часов, днем 1,5 часа;
  • ДОУ: Ограничение количества и продолжительности учебных занятий + физкультминутка (1,5-2 мин.) в середине занятия:
    • Младшая группа – 10 х 10-15 мин/ нед.
    • Средняя – « – 10 х 15-20 мин/ нед.
    • Старшая – « – 15 х 20-25 мин/нед.
    • Подготовит.  – 9 х 25-30 мин/нед.        

Школа (САНПиН 2004 г.):

Ограничение количества и продолжительности учебных занятий, плотности учебной работы (не более 80% времени занятия) + ежедневная двигательная активность (не менее 2 ч.):

1-ый класс: сентябрь-октябрь – 3 урока х 35 мин/день; ноябрь-декабрь – 4 урока х 35 мин.; далее уроки по 45 мин.

Ограничение количества учебных часов в неделю:

От 22 (20) в 1кл. до 36 (33) в 11 кл. при 6 (5)-дневке.

Ранжирование предметов по трудности:

наиболее трудные предметы (язык, математика, физика) проводят на 2-3-4-ом уроках, во вторник-среду = оптимум умственной активности

Соблюдение «переменок»:

после каждого урока перерыв 10 мин,

после 2-го или 5-го урока – 50 мин.

Ограничение домашних заданий:

не более 1 часа, в 9 -11 кл. (старший школьный возраст) – не более 4-х часов/день.

Запреты:

– раньше 8.00 уроки не начинать,

– сдвоенные уроки не проводить (кроме лабораторных, контрольных, уроков труда, лыж в 5-9 классах).

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ И ДЕФОРМАЦИИ СКЕЛЕТА У ШКОЛЬНИКОВ

Боковое левостороннее естественное освещение: КЕО=1,5% (1 м от дальней стены класса), неравномерность освещения  3:1, ориентация окон классных комнат – южные румбы,      окраска стен, потолка и пола в светлые тона

Общее искусственное люминесцентное освещение: 300 лк (на парте), 500 лк (на школьной доске), 150 лк (на полу в рекреации);  в классе не менее 6 светильников на высоте 2,8 м

Рациональный размер класса и размещения парт:

Глубина классной комнаты  6,1 м, высота  3,3 м;

парты в 3 ряда вдоль окон.

Рациональная мебель, подбор мебели по росту ученика (для школы оптимум – парта Эрисмана, расстояние от глаз до поверхности стола 30-35 см).

Двигательная активность ( 2 часа/ день).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому необходимо выделять ряд периодов, или этапов, развития.

Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другог

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Гигиена и основы экологии человека Ю.П Пивоваров, В.В Королик, Л.С Зиневич 2008 г.
  • Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / Авт.: А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А, Ямпольская и др. // Под ред. академика РАМН А. А. Баранова и проф. В. Р. Кучмы. М.: Союз педиатров России, 1999. 226 с
  • В. Р. Кучма. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. М.: Рос. Ассоциация общественного здоровья, 2000. 152 с.
  • Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – Москва: Просвещение, 1990. – С.11.
  • « Этапы развития здорового ребенка» В.П. Смирнов, И.А. Мельгунова, В.П. Гайнова, А.К. Краснова.

29

Социальные условия:
в малообеспеченных семьях ФР 
снижено – революционная идея 
Эрисман 1879

30

31

Скорость рост:
25 см за год.

3-3,5 см/мес – 
до 3 мес.

2,5 см/мес. – 3-6
мес.

1,5-2 см – 6-9
мес.

1 см/мес.

9-12 мес.

Что важно 
в этот период?

Уход и рациональное 
вскармливание, прогулки на свежем 
воздухе.

Эмоциональный контакт 
с матерью

32

  1. Организм чрезвычайно пластичен, чувствителен к факторам среды.

Снижение скорости 
роста:

12-13 см 1-2 года,

7-8 см – 2-3 года.

34

Что важно 
в этот период?

Физическое, гигиеническое 
воспитание, дошкольное обучение, подготовка 
к школе, благополучные отношения 
в семье и детском дошкольном 
коллективе, закаливание

35

36

41

Оптимум умственной 
активности – 10-12 часов (2,3,4 уроки), вторник,
среда 

Источник

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес.   Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В… Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы

Улыбка                                 5 нед.             3-8 нед.

Гуление                                 7 нед.     4-11 нед.

Удерживание головы                 3 мес.     2-4 мес.

Направленные движения рук 4 мес.     2,5-5,5 мес.

Переворачивание                 5 мес.     3,5-6,5 мес.

Сидение                                 6 мес.     4,8-8,0 мес.

Ползание                                 7 мес.     5-9 мес.

Читайте также:  Развитие и уход ребенка 2 месячного

Произвольное хватание           8 мес.     5,5-10,5 мес.

Вставание                                   9 мес.     6,5-12,5 мес.

Шаги с поддержкой                   9,5 мес.     6,5-12,5 мес.

Стояние самостоятельное     10,5 мес.     8-13 мес.

Ходьба самостоятельная     11,5 мес.     9-14 мес.

Удерживание головы:

В 2 месяца   малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе. 

В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). 

В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону. 

В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.

В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть: 

После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на   спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является   фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание: 

Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:

Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит

После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.

Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.

Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.

1 мес. – улыбается;

2 мес. – гулит (воркует);

4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.

Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.

5 мес. – оборачивается на звуки;

6 мес. – имитирует речь (лепечет);

8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;

9 мес. – жестикулирует;

10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;

11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);

12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;

15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.

Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.

16 мес. – речь понятная;

18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;

21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;

24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%. 

Читайте также:  Развитие артикуляционного аппарата у ребенка 2 года

(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2003. — 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание. 

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика. 

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Читайте также:  Книги по физическому развитию ребенка до года

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития 

У каких детей чаще всего возникают   отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее.   Приведем список таких рисков.

мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;

мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);

кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;

недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);

гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);

многоплодная беременность;

тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);

тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);

сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);

тяжелые аллергические заболевания;

социальная изоляция;

часто меняющиеся опекуны;

бедность, асоциальный статус родителей.

Источник

Информация о книге

Главная 
»
Медицинская литература
»
Клиническая медицина
»
Педиатрия
» Этапы развития здорового ребенка

Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2004 г., 416 стр., 5-7032-0551-4 , 210*152*20 мм., тираж: 2000

Описание книги

В данном учебно-методическом пособии представлены материалы по организации медицинской помощи детям в Российской Федерации по этапам жизнедеятельности ребенка; даны методики исследования и техника манипуляций по определению показателей развития и процессов жизнедеятельности у детей; описана техника манипуляций по уходу за ребенком; рассмотрены методы воспитания и контроля за развитием и питанием детей. Приложения к пособию содержат материалы для усвоения, повторения, запоминания, а также центильные таблицы по оценке физического развития детей. Книга предназначена студентам и преподавателям медицинских образовательных учреждений, начинающим практикам педиатрических служб, работникам детских дошкольных и школьных заведений, будущим и настоящим родителям.

Поделиться ссылкой на книгу

Об авторе

Последние поступления в рубрике “Педиатрия”

Водно-электролитные и эндокринные нарушения у детей раннего возраста Мавропуло Т., Сурков Д., Иванов Д.

В монографии подробно рассмотрены вопросы, связанные с нарушениями водно-электролитного баланса и эндокринной системы у новорожденных и детей раннего возраста. В отдельных главах обсуждаются основные этапы формирования органов и систем плода, а также основные причины патоло-гии внутриутробного периода и тератогенный эффект повреждающих фак-торов….

Энурез у детей. Традиционные и нетрадиционные методы терапии Фесенко Ю.А., Лохов М.И.

Книга посвящена одной из самых малоизученных проблем пограничных психических состояний детского возраста — энурезу. Проблема диагностики и терапии энуреза занимала умы врачей разных специальностей на протяжении тысячелетий. Энурез играет ведущую роль в различных формах нарушений сна, которые по, разным источникам, отмечаются у 80% детей….

Энурез у детей. Традиционные и нетрадиционные методы терапии Фесенко Ю.А., Лохов М.И.

Книга посвящена одной из самых малоизученных проблем пограничных психических состояний детского возраста – энурезу. Проблема диагностики и терапии энуреза занимала умы врачей разных специальностей на протяжении тысячелетий. Энурез играет ведущую роль в различных формах нарушений сна, которые по, разным источникам, отмечаются у 80% детей….

Если Вы задавались вопросами “где найти книгу в интернете?”, “где купить книгу?” и “в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?”, то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Гайнова В.П., Краснова А.К., Мельгунова И.А., Смирнов В.М., Этапы развития здорового ребенка в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.

Источник