Этапы развития творческой деятельности ребенка
Доклад на тему:
Этапы творческой деятельности ребенка
Этапы творческой деятельности ребенка
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.
Для ребенка младшей группы творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Например: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников – это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка – черешок.
По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый этап: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла
Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое.
Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина?
С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным.
С другой – называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.
Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап: Процесс создания изображения
Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.
Большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения.
Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
Третий этап: анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими – это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились.
Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений.
Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.
Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы “выставляются в магазине”, чтобы кукла или несколько кукол могли “выбрать” понравившееся.
Журнал “Дошкольное воспитание” № 2, 2005
Источник
художественный творчество ребенок педагог
Во втором параграфе нашей работы мы попытаемся рассмотреть основные этапы развития творческой деятельности ребенка – дошкольника.
Болотина Л.Р. предлагает в творческой деятельности ребенка выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь может быть детализирован.
- 1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения, рассказа, рисунок, танца могут быть определены самим ребенком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30%-40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года при условии систематических занятий с детьми у 70-80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается с одной стороны в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел малыш далеко не всегда может соотнести задуманное своими изобразительными возможностями. А поэтому взяв в руки карандаш или кисть, и поняв свое неумение, он отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
- 2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, названный воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда изображение создаются по замыслу детей, когда даются лишь направления выбора темы, содержание изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки и аппликации.
- 3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям вполне осмыслить результат своей деятельности. По окончанию занятий все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. При тактичном направляющем внимании детей действия педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по – разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучно, а потому не поучительной для детей этап создания изображения [3, с.125].
Развернутый анализ детских работ необязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для елки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на елку и отметить что все игрушки хорошо смотрятся. А если дети украшали платье для куклы то их лучше развесить в магазине, чтобы кукла или несколько кукол могли выбрать понравившиеся.
Рассмотрим, на примере детского взросления, как же развивается творчество.
Для малышей творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображенных им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнение изображения какими – то деталями, например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику – веревочку и т.п.
Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок рядом (по своей инициативе) рисует желтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые лини: «Птичка поет, – объясняет он, – это ее голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.
По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. В старших группах они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство, с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое [10, с. 56].
Важным стимулом развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, претворении его деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.
Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности – образной реализации и впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей характерно наличие замысла.
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр не редко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материалы из сказок, рассказов, из жизни.
Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности [7, с.287].
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. Характерная черта изобразительного художественного творчества – создание выразительных изображений. Красота и выразительность изображения зависит от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форм предмета.
Изображение детьми предметов и явлений в действительности это вместе с тем и отношение к этим предметам и явлениям.
Однако не только интерес к созданию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет, и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на 4-ом году жизни [16,с.28].
Итак, совершенно очевидно, что, осуществляя работу по развитию детского творчества необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (и чем старше дети, тем больше их надо активизировать): выслушать их мнения, советоваться с ними. Важно ставить детей в позицию непослушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и ее осуществления.
Источник
Существует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии трех стадий: труда, бессознательной работы и вдохновения.
А. М. Блох (1920) тоже говорил о трех этапах: 1) возникновение идеи (гипотезы, замысла); 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.
Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.
П. М. Якобсон (1934) творческий процесс изобретателя подразделил на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи – формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.
Подводя итог этим исследованиям, Я. А. Пономарев пишет: «При сопоставлении такого рода работ обнаруживаются, что общее явно преобладает. Всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: 1) осознание проблемы; 2) ее разрешение; 3) проверка.
Как происходит процесс художественного творчества? (Процесс идеального моделирования в процессе создания произведений искусства (по М.Я. Дранкову)
Творческий процесс создания художественного произведения делится на 4-ре фазы:
1. Фаза сбора и обобщения жизненного материала.Период постижения современного и всеобщего бытия из различных источников жизни, науки и искусства, интерес к судьбам людей, их характерам и др. На этом этапе художник начинает ощущать себя в субъективном мире своего персонажа и живет его мыслями и судьбой. Наблюдение за людьми само по себе представляется законченным актом творческого процесса. Непроизвольная, эмоциональная заинтересованность, жажда познания, богатый и многообразный психологический опыт, мышление и воображение художника сообщают его наблюдательности интуитивную проницательность. Воспринимая в очертаниях и состояниях внешнего облика, походки, жестов душевные движения данного человека, художник улавливает и сущность его внутреннего мира, пережитое, а иногда и его профессию. Момент такого творческого наблюдения раскрывается в признании С. Цвейга: «Сам того не осознавая, и не желая, я уже отождествлял себя с этим воришкой, в какой-то мере уже влез в его кожу, вселился в его руки, из стороннего наблюдателя стал в душе его сообщником… я, к собственному удивлению, уже рассматривал всех прохожих с одной точки зрения: какой интерес они представляют для жулика».
2. Фаза кристаллизации замыслов и моделирования характеров персонажей.Она начинается с поиска проблем, наиболее значимых для большинства людей и общества в целом. Включение этой проблемы в идею будущего произведения усиливает эмоциональное начало произведения. Идея обрастает событиями, характерами, судьбами, выстраивается логика бытия персонажей. Постепенно вырисовываются первые контуры внутреннего мира персонажей, постигается их суть и логика ведущих черт их характеров. Далее осуществляется тончайшая разработка их отношений друг к другу и состояний их внутреннего мира. Постепенно художник обретает способность мыслить от образа и рисовать во внутреннем зрении картины его внутреннего мира. «Научитесь думать, как он, воспитайте в себе его образ мыслей, — учил Хмелев, — без этого вы никогда не пробьетесь к характеру».
3. Фаза воплощения внешнего образа персонажа и внутреннего видения всего содержания произведения.На этом этапе внутренний мир персонажа приобретает видимую форму образа живого человека с определенным характером, настроением и внешностью. С того момента, когда персонажи проявляются во внутреннем видении, и начинается ощутимое творчество. «Когда я пишу, — рассказывал автору этих строк Эдуардо де Филиппо, — я вижу своих героев и слышу их голоса. Это в тот момент, когда все в них становится правдивым, когда я слышу очень четко интонации их голоса. Это как будто спектакль, идеально поставленный. Именно то представление, которое я имею в виду, когда ставлю определенную сцену».
4. Перевоплощение– это процесс оживления идеальных моделей-персонажей, благодаря которому последние становятся способными к самостоятельно жизни в воображении художника. Перевоплощаясь, художник ощущает себя тем человеком, которого он создал. . «Вначале, после первой читки, — вспоминает Хмелев, — этот образ стоит около меня, но он еще не во мне, я смотрю на него, и он на меня смотрит, а потом я его забываю как бы на некоторое время, пока он не переходил в меня, и уже становлюсь им; я вижу этот образ тогда в самом себе, и, несмотря на то, что он во мне, рождается внутри, он продолжает быть и рядом со мной». перевоплощение в искусстве не исключает творческого и эстетического контроля художника. Его сознание как бы раздваивается на две сферы. Одна из них воссоздает образ и живет им. Другая наблюдает и творит его со стороны.
После первого цикла моделирования может последовать второй, третий… Вновь собирается жизненный материал, обогащаются и переосмысливаются характеры. И видение другое, и перевоплощение более совершенное. Так продолжается, пока художник не ощутит относительной готовности идеального содержания и формы к воплощению в материале искусства.
Благодаря взаимодействию всех творческих сил художника на каждой фазе процесса моделирования образ персонажа возникает не последовательно по частям, но одновременно, как целостная личность живого человека.
Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Она отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла – это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени – это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка – рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществления игры.
Г.Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г.Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.
В творческой деятельности ребенка Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога .
1. Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу 4 года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой – называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
2. Второй этап – процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
Третий этап – анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими – это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому. Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы “выставляются в магазине”, чтобы кукла или несколько кукол могли “выбрать” понравившееся.
Источник