Этапы развития связной речи ребенка

Этапы развития связной речи ребенка thumbnail

Этапы развития связной речи у дошкольников Выполнил учитель – логопед МАДОУ №...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Этапы развития связной речи у дошкольников Выполнил учитель – логопед МАДОУ №

Описание слайда:

Этапы развития связной речи у дошкольников Выполнил учитель – логопед МАДОУ № 21 г. Туймазы Сафонова Д. С.

2 слайд

Что такое связная речь? Под связной речью понимается развернутое изложение оп

Описание слайда:

Что такое связная речь? Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно .

3 слайд

Развитие связной речи в онтогенезе К 3-м годам ребенок уже может рассказывать

Описание слайда:

Развитие связной речи в онтогенезе К 3-м годам ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. На 5-м году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.

4 слайд

У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он м

Описание слайда:

У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.

5 слайд

Методика развития связной речи А.М. Бородич [1] В методику развития связной р

Описание слайда:

Методика развития связной речи А.М. Бородич [1] В методику развития связной речи детей входят следующие этапы работы : 1. Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи. Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма вопроса, ответа), но и речевые качества личности (общительность, вежливость), а так же ряд навыков поведения. Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

6 слайд

2 этап – работа над словарем Работа строится по общепринятым темам. Идёт нак

Описание слайда:

2 этап – работа над словарем Работа строится по общепринятым темам. Идёт накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е. всех основных частей речи. Причём предусматривается не только его количественный состав, пополнение новыми словами, но и качественное уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, с синонимическим рядом.                 Но наличие богатого словаря у ребёнка ещё не даёт умения рассказывать. Необходимо задействовать словарный запас, заставить его работать.

7 слайд

3 этап - Беседа Беседа - эффективный метод активизации словаря, поскольку зас

Описание слайда:

3 этап – Беседа Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку заставляет детей подыскивать для ответа наиболее точные слова. Темы бесед: “О нашем детском саде”, ” О труде взрослых”, “О зимующих птицах” и т. д. Формирование разговорной речи в беседе. В каждой беседе довольно четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами; почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Для чего? и т.д.

8 слайд

4 этап. Составление высказываний с опорой на наглядность составление предложе

Описание слайда:

4 этап. Составление высказываний с опорой на наглядность составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. составление предложения по трем картинкам, связанным тематически. составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.

9 слайд

5 этап. Обучение пересказу рассказов. обучение пересказу рассказов по серии с

Описание слайда:

5 этап. Обучение пересказу рассказов. обучение пересказу рассказов по серии сюжетных картинок одной сюжетной картинке по представлению.

10 слайд

6 этап –описательный рассказ Опираясь на обогащенный словарь, нужно научить с

Описание слайда:

6 этап –описательный рассказ Опираясь на обогащенный словарь, нужно научить составлению описательного рассказа. При этом мы учим ребёнка выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать своё отношение к описываемому объекту и грамматически правильно оформлять фразу.   Описательные рассказы составляются сначала по наглядно-предметным моделям, а затем для усложнения задачи – по предметно-схематическим. – Описание игрушки. – Описание предметов. – Обучение рассказам по картинкам

11 слайд

7 этап - составление рассказа по картине (развитие образной речи) Эта работа

Описание слайда:

7 этап – составление рассказа по картине (развитие образной речи) Эта работа для детей интересна, доступна и результативна. Ребёнок должен не только перечислить изображённые на картине предметы, определить характерные признаки (цвет, форму, размер и т.д.), но и объяснить, почему они объединены . От него требуется понять увиденное, высказать свою оценку картине в целом. На этом этапе грамматические формы закрепляются и автоматизируются.

12 слайд

8 этап - составление рассказов по пейзажной картине. На этом этапе дети испол

Описание слайда:

8 этап – составление рассказов по пейзажной картине. На этом этапе дети используют приобретённое ими умение опираться на план.       

13 слайд

9 этап - составление рассказов по сюжетным картинам. Вначале выясняется место

Описание слайда:

9 этап – составление рассказов по сюжетным картинам. Вначале выясняется место и время событий, называются действующие лица, затем рассказывается о происходящем. Эта работа включает в себя навыки описательного расказа. Это позволяет развивать творческое воображение, пополнять словарь детей, закреплять навыки самостоятельного планирования речевого высказывания.

14 слайд

Рассказывание по памяти: Обучение рассказам по памяти из коллективного опыта

Описание слайда:

Рассказывание по памяти: Обучение рассказам по памяти из коллективного опыта требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в сознании, но и в чувствах. Например, “Елка в детском саду”, “С кем я люблю играть” или “Что осень дарит людям”. Другая категория детских рассказов по памяти – из личного опыта. Ребенку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию педагога. А рассказать он должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет или событие слушателям не известны. Рассказывание из личного опыта требует большой помощи педагога.

15 слайд

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми с

Описание слайда:

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний.

Выберите книгу со скидкой:

Этапы развития связной речи ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-301912

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с  социальной значимостью речи и  ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Также овладение связной устной речью является  важным условием успешной подготовки к обучению в школе.

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

– воспитание звуковой речи;

– закрепление, обогащение и активизация словаря;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие речи ребенка проходит три этапа.

1. Довербальный – приходится на первый год жизни, когда формируются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, однако вокруг него складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих – предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи ребенка завершается умением понимать  простые высказывания взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи – приходится на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

Важным условием для своевременного овладения ребенком речью,  для нормального темпа ее развития является общение со взрослым. Между ребенком и взрослым  должен установиться эмоциональный контакт, деловое сотрудничество, также речь взрослого должна быть насыщена различными речевыми элементами.

3. Совершенствование речи, т.е. использование речи как ведущее средство общения.  В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам – из 3000-4000 слов.

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь – развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи – как устной, так и письменной.

Важными задачами в работе по развитию речи является:

1. Обогащение жизненного опыта детей; необходимо научить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

2. Формирование представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

3. Обучение детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.

Эти задачи решаются, главным образом, путем создания условий для высокой речевой активности детей.

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место занимает чтение художественной литературы, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке “Заюшкина избушка” – трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух – храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).

Параллельно должен обогащаться детский словарь. Путем проведения игр типа “Чего не стало?”, “Что игрушка рассказывает о себе?”, “Угадай игрушку”, в которых воспитатель привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано. Так, в играх “Чего не стало?”, “Угадай игрушку” дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре “Что игрушка рассказывает о себе” они подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок – круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц – норка, избушка, лес, теремок; колобок – домик, печка и т.п.).

В ходе игр  дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Также с помощью разнообразных игр дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

Также воспитателю необходимо научить детей строить предложения для начала и окончания сказки. Воспитатель просит детей вспомнить сказку “Волк и семеро козлят”  и ответить на вопросы: “О чем эта сказка? Как она начинается? Чем заканчивается?”. После того, как дети ответили, взрослый, в определенной последовательности выкладывает иллюстрации к сказке и просит сказать, используя текст сказки, что изображено на картинках. Особое внимание стоит обратить  на первую и последнюю картинки, таким образом дети  подводятся к точному воспроизведению начала и конца сказки. В случае затруднения, воспитатель оказывает помощь  (начинает предложение, а ребенок должен добавить нужное слово).

В свободное  время детям предлагаются знакомые сказки и картинки к ним. Задачей ребенка является придумать предложение по заданной картинке, а также определить последовательность иллюстраций.  Если у ребенка данное задание вызывает затруднения, то взрослый (в зависимости от ситуации)  либо сам раскладывает картинки, либо делает это вместе с ребенком.

Источник

Слайд 1

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Консультация для педагогов ДОУ

Слайд 3

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и грамматически правильно.

Слайд 4

Младенчество На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. К 1,5 Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.

Слайд 5

Ранний возраст К 2 годам п оявляются грамматически оформленные предложения до 3-4 слов К 3 годам расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных . Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляются местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно для связного высказывания). На третьем году жизни дети начинают пользоваться диалогической формой речи Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение . Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи .

Слайд 6

Средний дошкольный возраст В возрасте с 3-5 лет большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения . Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей.

Слайд 7

В старшем дошкольном возрасте развитие связной речи достигает довольно высокого уровня В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом . В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища . Б олее активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища совершенствуются умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Слайд 8

I этап – подготовительный (первый год жизни) . II этап – развитие понимания речи (второй год жизни) III этап – развитие фразовой речи . IV этап – переход к монологической речи. Выделяют 4 этапа формирования связной речи:

Слайд 9

Развитие монологической речи Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании . Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему . Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений .

Слайд 10

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия),которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Для диалога характерны: а) разговорная лексика; б) краткость, недоговоренность, обрывистость; в) простые и сложные бессоюзные предложения; г) кратковременное предварительное обдумывание; д ) использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета; е) использование жестов, мимики, поз.

Слайд 11

Собственно речевые умения Умения речевого этикета. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов. Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Слайд 12

Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Слайд 13

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Наглядные Словесные – наблюдения во время прогулок, экскурсий; – рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов -нетрадиционный метод – метод наглядного моделирования – заучивание наизусть; – пересказ; – составление различных видов рассказов; – беседы

Слайд 14

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Словесные – речевой образец повтор вопрос Наглядные – организация наблюдения – демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. – просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные – подсказка совет исправление реплика замечание

Источник