Этапы развития семьи и социализация ребенка

Этапы развития семьи и социализация ребенка thumbnail

Сущность семейной социализации ребенка

Одной из ключевых функций семьи в жизни ребенка является функция социализации. Она предполагает процесс постепенного освоения и осознания новых социальных установок и ценностей, принятие их, поскольку они являются общеобязательными. По мнению многих авторов, в более широком смысле социализация может длиться на протяжении всей жизни человека, но некоторые отмечают, что в узком смысле социализация может ограничиваться периодом взросления личности вплоть до достижения ею совершеннолетия.

Определение 1

Семейная социализация – это процесс постепенной подготовки человека к будущим социальным ролям (в том числе, к семейной роли), а также влияние со стороны семьи и ее членов на формирование психологически зрелой личности. Именно от отношений в собственной семье будут зависит отношения в семье человека, которую он потом будет выстраивать самостоятельно, будучи уже во взрослом возрасте.

Некоторые исследователи отмечают, что социализация детей практически во все времени считалась очень специфической функцией семьи, единственной в своем роде. Что касается других функций, то они были дополнительными, могли меняться под влиянием тех или иных внутренних или внешних условий и на протяжении многих веков. Особое влияние со стороны семьи ребенок испытывает в раннем возрасте, поскольку его психика более всего восприимчива и гибка, а значит ему легче воспринять совершенно новые ценности и реализовывать свои потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Семья оказывает сильное социализирующее воздействие на личность человека посредством некоторых механизмов влияния:

  1. Эмоциональное влияние, отношение, которое родители проявляют к ребенку; отношения, которое демонстрируют супруги друг к другу;
  2. Нормативное влияние – привитие правил поведения в обществе, определение основных норм и ценностей, которыми в дальнейшей жизни будет пользоваться ребенок;
  3. Информационное влияние – совокупность информации и необходимых данных о явлениях и процессах, происходящих в жизни. На основе данного опыта человек в дальнейшем будет выстраивать свою жизнь.

Этапы социализации детей

Социализация ребенка в семье проходит несколько ключевых этапов, поэтому данный процесс нельзя однозначно назвать простым. Исследователями было доказано, что только по прохождению всех этапов социализации в рамках семьи ребенок может в дальнейшем адаптироваться к социальным условиям. В целом, процесс социализации предполагает две неравные по времени стадии, которые также отличаются друг от друга степенью интенсивности и продолжительностью.

Первый этап социализации человека – период активного становления индивида как полноценной личности в рамках родительской семьи и с учетом родительского воспитания. Таким образом, происходит развитие личности, начиная с момента рождения человека и до юношеского возраста. В целом, от этого этапа социализации ребенка зависит в дальнейшем его жизнь, восприятия общепринятых норм и ценностей, а также норм и ценностей, которые соответствуют семейному укладу. Если в семье ребенок не получил должного воспитания, то во взрослой жизни ему будет достаточно сложно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

Второй этап социализации человека – это период развития уже сложившейся личности в ходе дальнейшего социального функционирования, но при создании уже своей собственной семьи. Этот этап охватывает период молодости до взросления (23-25 лет). В этот период человек начинает привыкать к самостоятельности, несет ответственность за свои поступки, примеряет на себя совершенно новые социальные роли и приобретает социальный статус, который может быть желаемым и достигаемым.

В целом семейный климат оказывает влияние на восприятие детьми семейных ролей, а также на желание в будущем обрести собственную семью и завести детей. Иногда человеку достаточно сложно завести отношения, поскольку в детстве, на неблагоприятном примере своих родителей он видел все стороны конфликтов и неприятия семьи и некоторых семейных ценностей. Взрослый человек выбирает себе спутника жизни по одному из критериев: например, того человека, с которым ему проще всего будет воспроизвести ситуацию, которая была не разрешена в детстве, вернуться к своим внутренним проблемам и конфликтам.

В целом, стандартный сценарий, который отражает процесс социализации в семье, выглядит следующим образом:

  1. Изначально дети получают в качестве образца модель отношений супругов, которая была продемонстрирована в родительской семье;
  2. Далее дети проигрывают отношения, выступая в различных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами, предоставляя им пример в поведении и примеряя на себя новые роли, которые могут как подходить им, так и быть совершенно чужими;
  3. На основе оценки сходства моделей семьи дети уже во взрослом возрасте выбирают себе нового партнера, с которым и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

Замечание 1

Таким образом, от успешности социализации в рамках семьи зависит физическое и психологическое состояние ребенка.

Он может или благоприятно воспринимать самого себя, видеть свое будущее, собственную семью. Но если в рамках семьи изначально подавался неблагоприятный пример, то это приводит к тому, что во взрослой жизни человек перестает адекватно оценивать семейные отношения, воспринимает их негативно, перекладывая негативный опыт из прошлого на настоящие отношения. Отсутствие адекватной оценки не позволяет человеку в полной мере насладиться своей жизнью, поскольку страхи и риски будут постоянно преследовать его по жизни.

Семья – это важный источник ценностей и жизненных ориентиров, и воспроизводиться они должны непосредственно обоими супругами, чтобы в дальнейшем передавать их детям. Социализация в семье – один из ключевых этапов развития личности, и от ее организации зависит многое уже во взрослой жизни человека. Поэтому часто, если ребенок воспитывался в неполноценной семье, или в семье, где его преследовали конфликты, то он будет в меньшей степени доверять людям.

Источник

Социализация ребенка — его умение контактировать с окружающей средой. Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, чтобы обозначить развитие личности под влиянием среды.

Зачем ребенку социализация?

Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно? Поговорим о социализации.

Социализация ребенка — его умение контактировать с окружающей средой. Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, чтобы обозначить развитие личности под влиянием среды.

Этапы социализации

Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:

  • Младенчество (ребенок до года);
  • Раннее детство (от одного до трех лет);
  • Дошкольный возраст (от трех до шести лет);
  • Младший школьный возраст (от шести до десяти лет);
  • Младший подростковый возраст (от десяти до двенадцати лет);
  • Подростковый возраст.

Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:

  • Заводить друзей, уметь решать конфликты;
  • Мог чувствовать себя уверенно и решать проблемы в нестандартной ситуации;
  • Не боялся трудностей;
  • Умел обращаться за помощью, когда это необходимо и оказывать помощь;
  • Смог в будущем учиться и работать в команде.

Без детского сада социализация невозможна?

Верным помощником социализации детей становится опыт. Причем, необязательно позитивный. Именно поэтому сторонники детского сада часто говорят о том, что опыт общения с разными детьми, выполнения четких правил и даже первые конфликты и попытки их решения — можно получить только в коллективе. Это действительно так, но коллектив может быть любым. Кружок рисования, друзья по детской площадке, спортивная секция — тоже подойдут.

Если ребенок уже перешел в категорию младшего школьного возраста, но обучается дома, переживать о социализации тоже не стоит. Заменить школьный коллектив и стать «агентами социализации» могут:

  • Родственники (общение с близкими — это тоже общение);
  • Друзья по кружкам и секциям;
  • Встречи «хоумскулеров» (родителей детей, которые находятся на домашнем обучении, часто договариваются о совместном досуге, чтобы обеспечить детям социализацию);
  • Детские оздоровительные лагеря.

Социализация детей часто окружена мифами и страхами. Например, считается, что ребенок, который не ходил в детский сад обязательно вырастет замкнутым и нелюдимым. Психологи отмечают, что интроверт — это тип личности, и социализация тут играет не самую большую роль. Опыт социального взаимодействия можно получить даже в небольшом коллективе, а скромный и малообщительный человек будет таким же в детском саду и школе, если посещает их очно.

дети в коллективе

Как повысить уровень социализации ребенка?

  • Если речь о малыше — отвечайте на его запросы оперативно, прислушивайтесь к нему. Не стоит игнорировать плачь ребенка или считать его проблемы «глупыми», не стоящими внимания;
  • Следите за мимикой ребенка и повторяйте его, улыбайтесь ему в ответ, сделайте грустное лицо, когда он печален. Это поможет ребенку разобраться со своими эмоциями.
  • Не бойтесь взять маленького ребенка с собой в гости или в торговый центр. Рядом с родителями малыш будет чувствовать себя в безопасности, он — по вашей защитой. А опыт общения с окружающей средой даст новый толчок к развитию.
  • Не позволяйте людям брать ребенка на руки, если ему это не нравится, так он научится выстраивать границы.
  • Если ребенок кричит в магазине или в кафе, не кричите в ответ, отвечайте спокойно и тихо. Ребенок сделает простой вывод: в обществе не принято кричать. Конечно, в силу эмоциональной незрелости, он не сможет постоянно контролировать себя, но это знание — важный базис для будущей жизни.
  • Научите ребенка веселиться и шутить, развитию чувства юмора помогут забавные песенки и стишки, игры, при которых можно вместе подурачиться — драка подушками, например.
  • Не оставляйте маленьких детей наедине с конфликтами на детской площадке, вмешайтесь, чтобы помирить обе стороны и показать ребенку, что вы рядом, когда нужна помощь. А вот дети старшего школьного возраста уже нуждаются в большей самостоятельности, но вы должны быть рядом на случай, если ребенку понадобится поддержка. Посоветовать, как быть и защитить, если речь не об обычном конфликте, а о настоящей травле.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку комфортную среду и возможность регулярно общаться с другими детьми разного возраста, но не стоит и перегружать общением, если ребенок хочет побыть один. Иногда это требуется всем нам.
  • Не давите на ребенка и не заставляйте его дружить с сыном вашей подруги или ребенком соседки. Ребенок может сам выбирать себе друзей.
  • Подавайте детям позитивный пример. «Я тебе сказала, дурак, не смей обзывать людей», — плохой способ показать ребенку, что обзываться не надо.
  • Будет лучше, если у ребенка появится опыт взаимодействия в разных коллективах: спортивном, творческом, с друзьями во дворе, с одноклассниками. В каждом из них общение будет разным, ребенку будет легче находить баланс в будущем между рабочими и личными отношениями и выстраивать общение с коллегами и друзьями.

Трудности в социализации

Социализация — это длительный процесс и, если ребенок испытывает трудности в этой сфере стоит обратиться к специалистам, потому что трудности в общении могут помочь решить психолог, дефектолог или тьютор, который будет находиться вместе с ребенком в школе или детском саду.

Читайте также:

Источник

«Роль семьи в социализации ребенка на разных этапах развития. Совместная работа с родителями по социализации детей».

СЛАЙД 1.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».

Вильгельм Гумбольдт.

СЛАЙД 2.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.

С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Прав был замечательный отечественный психолог Л.С. Выготский, когда подчёркивал, что вопреки существующим теориям, младенец – «существо максимально социальное». Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.

Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. СЛАЙД 3.

Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но важнейшим институтом социализации личности является семья.

Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет  наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и общества. СЛАЙД 4.

  Школа обеспечивает ученику систематическое образование и воспитание, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле.

Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

По своему статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Таковой является функция школы в процессе социализации ребёнка. СЛАЙД 5.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного процесса социализации, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Задача школы – заложить в ребёнке понимание того, что школа – определённая социальная ступень. Процесс социализации в школе должен продолжать процесс, начатый в семье. А это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.

В моей деятельности мне помогают все средства, которые направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. А формирование этих механизмов не возможно без воспитания.

Воспитание учащихся должно быть системным и продуманным, а также с участием в нём родителей. Свою воспитательную программу мы строим на основе экологического воспитания.

Принцип системности помогает соблюдать, программа  Волчковой  В.Н. и Степановой Н.В. «Экологическое воспитание». Основные формы занятий – беседы, викторины, игры. В программе дана тематика занятий. Воспитателями нашей группы была собрана папка – копилка с занятиями по предложенным темам.

Организуя работу с семьёй, мы уделяем серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях принципов гармоничного существования семьи. Совместно с родителями и классным руководителем формулируем единые принципы воспитания и стараемся придерживаться их.

  1. Каждый ребёнок должен быть любим.
  2. Ребёнку необходимо жить в атмосфере искренности и доброты.
  3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
  4. Традиции и обычаи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
  5. Демонстрация родителями своим детям собственной работоспособности и блага, связанные с ней.
  6. Культивирования в семье положительных привычек. (Занятия спортом, походы на природу, экскурсии). СЛАЙД 6.

Считаю, что большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя и воспитателей будет тогда, когда педагог будет давать возможность проявить инициативу родителям и поддержит их во всех начинаниях. В своей работе мы используем разнообразные формы взаимодействия с семьёй.

Но наиболее эффективной  формой работы, которая  не противоречит нашим принципам, считаю:  коллективные дела. Ведь процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и педагога.

В первый год обучения мы проводили тренинг «Во что играют наши дети», на котором знакомили родителей в какие игры они могут поиграть с детьми по дороге в школу (В маршрутке, электричке), а также дома на досуге. Мы всегда призываем родителей проводить как можно больше времени с детьми в выходные. Даже совместный просмотр кинофильма объединяет. Т.к. наши родители удалены от школы мы не всегда имеем возможности проводить совместные праздники, но мы стремимся к этому. Делая поделку или рисунок вместе с ребенком, я считаю большим добрым делом. В прошлом году мы проводили занятие на тему «Моя малая Родина», с презентацией, где дети приносили фото, составляли рассказ, совместно с родителями, о своем любимом и родном месте, о своей семье. Знакомясь с увлечениями семьи, если таковые имеются, мы воспитываем чувства гордости ребёнка за свою семью. Родители помогают в подготовке, но не все. К сожалению, нам здесь есть над чем поработать….В первом полугодии мы провели консультацию для родителей «Роль семьи в становлении личности». Нашим родителям я всегда говорю, мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства ребенка. И на первом месте всегда будет СЕМЬЯ, даже издательский журнал называется «Семья и школа». Только в первом классе – главным может быть учитель, а дальше – семья. И это правильно!

К дню Матери  мы рисовали свою семью по трафарету и разукрашивали. Осенью родители по моей просьбе привезли  много природного материала и мы делали поделки с детьми.

СЛАЙД 7, 8

Я сама человек активный, люблю спорт и всегда интересуюсь какими видами спорта занимаются дети с родителями или самостоятельно. Недавно мы провели конкурс рисунка «Как я провел зимние каникулы».

Я считаю, что любой выход родителей с детьми на лыжах, коньках или санках поддерживает закон культивирования в семье положительных привычек, в том числе  и занятие спортом.

 СЛАЙД 9.

В этом году планируем провести спортивную игру вместе с родителями. При этом они тоже приобретают определённый социальный опыт и возможность им поделиться с товарищами.

СЛАЙД 10.

В наш век различных гаджетов я  в начале этого учебного года я создала закрытую группу в контакте,  для того, чтобы родители могли видеть нашу деятельность в школе во вторую половину дня, я выкладываю туда фото детей, а также могу общаться с родителями по любым вопросам касаемо детей. Но и здесь не все гладко, есть такие родители, которые не умеют обращаться с компьютером. Так что проблемы, как и у всех у нас есть, будем работать….СЛАЙД 11.

Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.  

Выступление на педсовете

 «Роль семьи в социализации ребенка на разных этапах развития. Совместная работа с родителями по социализации детей».

Подготовила воспитатель

Силина Э.Э.

                                                        2015 год

Источник