Этапы развития семей с приемным ребенком

Этапы развития семей с приемным ребенком thumbnail

Все замещающие семьи проходят через несколько этапов становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В течение одного этапа могут наблюдаться и периоды благополучия, и ненормативные кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике:

«притираются» паттерны базисной семьи и ребенка, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности.

Как показали результаты исследования, в течение 5 лет семьи проходят следующие этапы становления:

1. «Ядерный шлейф» или стресс, связанный с нерешенными проблемами базисной семьи, актуализацией системных защит (до 6 месяцев после приема).

2. Этап перестройки, оформление новой детской подсистемы, борьба системных защит и ресурсов семьи (7-12 месяцев).

3. Завершение переструктурирования, актуализация системных ресурсов семьи, возникновение нового системного качества, новой идентичности — профессиональной замещающей семьи (к 24 месяцу приема).

4. «Новая волна» — этап, связанный с проблемами отделения приемных детей, актуализацией системных семейных защит (42 месяца).

5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской подсистемы, начало цикла «ожидания пустого гнезда» (48-60 месяцев).

Как показали результаты исследования, наивысший уровень принятия родителями приемных детей и собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев после приема. В это время семьи предпочитают существовать в автономном режиме. В

«точках кипения» — 1, 1.5 и 3,5 года — у семей актуализируется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Изучение академической успеваемости приемных детей показывает, что она повышается на пике принятия детей и снижается в «точках кипения».

На первом этапе (до 6 месяцев)мишенями помощи специалистов являются структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов. Сопротивляясь изменениям, семьи начинают идеализировать образы сплоченности ядерной семьи, забывая о тех структурных проблемах, которые подвели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых границ между членами семьи и некоторые ограничения во взаимодействии с окружением (друзья, соседи).

Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, пытаются воспроизвести в отношениях привычные стереотипы и формируют гомогенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Они начинают использовать механизмы защиты по типу идеализации и мифологизации биологической семьи, переноса источника напряжения на кровных детей.

Основные задачи деятельности специалистов на данном этапе: адаптация семьи к новой ситуации (формирование нового идеального образа семьи), объединение в коалиционные структуры ядерных и приемных членов семьи, создание условий для большей автономии кровных детей.

В качестве основных методов помощи используются: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с

последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи (объединение приемных детей в коалиции с членами кровной семьи). Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, повторное обсуждение структурных проблем семьи до включения приемных детей (просмотр видеозаписи, рисунков структуры семьи, сделанных во время подготовки). Необходимо четкое распределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей.

В первые месяцы после приема увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера. Социометрический и идентификационный статус отцов резко снижается. В этот период помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию отца в контактах с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери.

В 6 месяцевприема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом они повышаются у кровных детей по такому показателю, как

«неэффективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными. т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специалистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способности к самоподдержке, осознание личностных границ.

Практически весь первый год в семьях наблюдается склонность к «сверхконтролю» за поведением приемных детей (нередко матери его используют как способ снижения собственной тревоги). Помощь специалистов направлена на осознание новых правил семьи, правил поведения приемных детей, использование тех методов поощрений и санкций, которым члены семьи были обучены в процессе подготовки.

В 1 год приемаэффективные семьи во многом преодолевают системные стрессы. Однако начинает повышаться значение показателя

«агрессивное поведение» у приемных детей в оценках родителей, проявляются делинквентное поведение, социальные проблемы. Интересно, что у детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. По всей вероятности,

снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые ранее дети старались не проявлять.

Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. В системах, где дети чувствуют принятие, они совершают деликты дома (чаще всего воровство). В семьях, где имеет место определенная холодность в отношениях, дети воруют у учителей в школе или воспитателей в детском саду. По-видимому, тем самым они пытаются установить отношения привязанности («проверка» на безусловность принятия). Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось.

В 1,5 годаугасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Члены семьи занимаются урегулированием проблем, обусловленных характером интеракций, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что они не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках Группы психологической поддержки в процессе ролевых игр, при анализе видеозаписи интеракций членов семьи отрабатываются адекватные способы эмоциональной экспрессии между членами семьи.

В 1 и 1,5 года приема родители фиксируют повышение значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на негативное внимание («дразнение») со стороны сверстников. Общее напряжение, которое проявляется у детей в 1,5 года, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значимость сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

В 2 годазаканчивается цикл становления семьи в новом статусе. Формируется новая идентичность, которая переживается членами семьи как ренесанс. Однако уже в 3 года начинается новый этап в отношениях, пик которого приходится на 3,5 года. Нередко в это время собственные дети покидают дом. Приемные дети начинают переживать проблемы подросткового возраста. Их цель — добиться определенной автономии. От семьи снова требуется переструктурирование. Система должна приспособиться к новой ситуации. В результате резко повышается уровень конфликтное в

семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей.

Возрастает уровень неудовлетворенности приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою ненужность для детей, боль от близости «пустого гнезда». В этот период возвращается необходимость работы на уровне структуры семьи, использование уже известных нам структурных техник: совместное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддержать отношения близости в супружеской подсистеме, создать условия для разумной автономии приемного ребенка.

Актуальной является и система общих заданий для супругов, и самостоятельных для приемных детей, метод заключения контрактов на предоставление большей степени свободы для последних.

В 4 годакризис завершается, устанавливаются более автономные правила, которые стабилизируют отношения в семье в течение следующего года. Поэтому на данном этапе главной мишенью помощи становятся правила семьи.

Эффективность воспитания ребенка-сироты в замещающей профессиональной семье во многом зависит от своевременного и адекватного реагирования специалистов и членов самой семьи на те изменения, которые происходят в семейной системе. Это становится возможным при понимании закономерностей, в развитии профессиональной семьи. Необходимо продолжение лонгитюдных исследований процесса интеграции ребенка-сироты в семейную систему, охватывающих весь цикл замещающей семейной заботы. (Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. – 2006. – № 1. – с. 30-35.)

К теме 6. «Профессионально-личностная компетентность социального педагога, работающего с детьми, оставшимися без попечения родителей»



Источник

Приемный ребенок в семье. Этапы формирования привязанности

У всех приемных детей есть один общий трагичный диагноз: нарушение привязанности. Неважно, в какой момент их покинули родители — в младенчестве или в осознанном возрасте, чувство разрыва с родным человеком оборачивается многочисленными психологическими проблемами. Приемные родители часто считают себя волшебниками, которые способны исправить их. По мнению неопытного человека, все очень просто: ребенок освоится, полюбит новую семью и будет счастлив. К сожалению, это не так. Привязанность формируется поэтапно, и сократить время прохождения этих этапов могут только сами приемные родители, вооружившись терпением и прибегая к помощи специалистов.

«Я — Родитель» приводит в пример этапы формирования привязанности, которые проходят все дети. Задача мам и пап — сопоставить возраст ребенка и момент, в который произошло нарушение нормального развития привязанности.

Этап первый. Телесный
Возраст: до 1 года

Ребенок испытывает привязанность через ощущения. Он привыкает к запаху мамы, к характеру прикосновений. Тем не менее, если за малышом будет ухаживать другой взрослый — он примет и эту заботу.

Этап второй. Поиск сходства
Возраст: до 2 лет

Малыш начинает копировать действия взрослых. Больше всего он обращается к самому «главному» взрослому — к тому, кто находится рядом с ним постоянно.

Этап третий: Определение принадлежности
Возраст: до 3 лет

Ребенок начинает осознавать свое место в семье. Он понимает слова «мой», «твой», «наш»; говорит: «Я хочу», «Это мое», то есть начинает чувствовать принадлежность.

Этап четвертый. Осознание значимости
Возраст: до 4 лет

На этом этапе ребенку очень важно понимать, что его любят. Он может спрашивать об этом открыто: «А ты меня любишь, мама?» Иногда это происходит неосознанно — ребенок пытается заслужить любовь своими поступками, добиваясь похвалы и ласки.

Этап пятый. Осознанная привязанность
Возраст: до 5 лет

Ребенок начинает испытывать осознанные чувства по отношению к дорогим для него людям. Эти чувства имеют продолжение в поступках. Малыш ищет способы, с помощью которых он может выразить свое отношение к родителям, говорит им о своей любви.

Этап шестой. Привязанность через понимание
Возраст: до 6 лет

Ребенок хочет, чтобы его понимали, любили таким, какой он есть. Малыш начинает делиться своими секретами с родителями, ждет от них положительной отдачи.

Все эти этапы формирования привязанности заложены природой, обычно дети преодолевают их неосознанно, сами по себе. Изучив этапы развития привязанности и историю усыновленного ребенка, приемные родители должны ответить для себя на вопрос: в какой момент цепочка прервалась? Когда конкретно ребенок остался без близких людей рядом?

Начинать работать с нарушением привязанности нужно именно с этого момента. Но все же, по мнению специалистов, даже если ребенок уже взрослый, зачастую все этапы приходится проходить заново. То есть в первое время малыш будет как младенец-потребитель. Он начнет проявлять ласку к приемным родителям, но и к другим взрослым будет относиться так же. Позже станет открывать сходство с новой семьей, затем осознает границу дозволенного и только потом начнет проявлять первые настоящие чувства.

Как помочь ребенку быстрее пройти через этапы формирования привязанности

Если не работать с нарушением привязанности, то ребенок может так и остаться капризным, постоянно переживающим чувство потери биологических родителей. Для того чтобы прогресс стал стремительнее, необходимы последовательные действия родителей. Приведем пример: ребенок боится оставаться ночью один и просится в кровать к маме и папе. Один раз его берут, потому что жалеют, а потом решают, что место малыша — в детской, и не стоит приучать его спать в другой кровати. Ребенок, без сомнения, оказывается в растерянности. Если разрешили один раз — значит, позволят еще. А если не позволяют — значит, не любят. Доверие к приемным родителям подрывается.

В семье необходима установка четких правил — причем с самого начала. У ребенка должно быть постоянство — так он быстрее адаптируется и привяжется к новой семье. Самый простой вариант — взять листок, сесть вместе с мужем (бабушкой, тетей, любыми родственниками, которые принимают участие в воспитании) и составить список этих правил. Наверняка они уже есть в семье, просто употребляются бессознательно. Вот пример пунктов из такого списка:

  1. Нельзя шуметь, когда папа работает за компьютером;
  2. Посуду каждый моет за собой сам;
  3. Каждый самостоятельно следит за порядком в своей комнате;
  4. После 21:00 нельзя включать телевизор.

Выполнение всех этих правил обязательно в любом случае. Нельзя, чтобы «злой папа» запрещал компьютерные игры, а «добрая мама» разрешала. Непоследовательность негативно сказывается на хрупком ощущении ребенком стабильности.

Не стоит ждать, что малыш сразу начнет бесконечно любить приемных родителей. Для всего нужно время. Но приблизить момент возможно. Отмечайте семейные праздники. Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, можно отметить не только его день рождения, но и день усыновления. Почаще произносите объединяющие фразы: «Наша семья», «Ты смеешься, как папа», «Наш сынок (дочка)».

Делайте совместные фотографии, храните хорошие воспоминания и забывайте плохое. Рано или поздно ребенок обязательно начнет испытывать потерянную прежде привязанность к любимым людям.

Елена Кононова

Источник

В рамках спецпроекта «Школа приемных родителей» мы подготовим для вас серию интервью с психологами, педагогами и экспертами Управления по опеке и попечительству, чтобы рассказать о всех тонкостях процесса подготовки к усыновлению приемного ребенка.  Корреспондент ГорОбзор.ру пообщалась с детским практическим психологом Юлией Федоровой, чтобы узнать о потребностях, кризисах и этапах развития приемных детей.

–  Какие первоначальные потребности возникают у приемного ребенка?

– Здесь все зависит от возраста. Потребности у него такие же, как и у всех детей – это забота, внимание, материнская ласка, а там уже в зависимости от возраста эти потребности расширяются. Единственное, что приемный ребенок, скорее всего, будет иметь опыт депривации (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности, – прим. ГорОбзор.ру) и поэтому многие этапы развития, которые свойственны для более старших детей, для них не свойственны. Например, трехгодовалый ребенок по своему уровню развития будет как двухгодовалый, даже может быть чуть меньше. Многие процессы, которые естественны для детей в 3-4 лет будут еще пока не естественны. Это все зависит от опыта, все зависит от того, где ребенок был, сколько времени он провел и в какой семье, может быть он жил в интернате или в семье неблагополучной. Все зависит от ситуации.

– Зачастую приемные дети разыгрывали трагичные ситуации, возможно, из прошлой жизни. Есть ли какие-то способы бороться с этим?

– Одного рецепта на все ситуации не дашь. Каждая ситуация уникальна и все зависит от того, насколько эта ситуация трагична для детей. Они ее проигрывают почему? Потому что они зафиксировались на ней и глубоко переживают, или об этом говорят в семье, или это то, что стало ярким впечатлением. В индивидуальной работе с психологом, а у нас в Уфе есть много центров психологической помощи таким семьям, я думаю, все решится. Не надо бояться обращаться к психологу, ведь он может помочь решить многие травмирующие ситуации, которые были у ребенка. Часто у опекунов бывают случаи, когда ребенок оказывается у них после смерти родителей. Кажется, что если про горе и утрату не разговаривать, то это быстрее пройдет.

Нам всегда кажется, что если детей оставить в покое, то все пройдет, но это не так. Должно пройти время, нужно разрешить им плакать, нужно разрешить себе плакать, нужно отгоревать. И действительно, через какое-то время появятся и ресурсы, и силы на то, чтобы это преодолеть, и работа с психологом здесь эффективна, ведь он может дать возможность выхода этим негативным эмоциям. Поэтому, сказать, как себя вести в той или иной ситуации я не смогу. Наверное, надо слушать своего ребенка. Мы стараемся вооружить их теми знаниями, которые будут им полезны, чтобы они понимали, что с ними происходит. А то, когда у них случается кризис трех лет, например, родители, которые воспитывали своего ребенка три года, вдруг говорят «он у нас стал абсолютно непослушным», то есть их система воспитания просто рассыпалась. А здесь нужно просто понимать, что он бунтует, он ищет свое «Я», он пытается отделиться от мира, занимается своей автономией, так помогите ему, ему сложно, он маленький. Разрешите ему протест, который он хочет и через какой-то промежуток времени, в зависимости от его характера и особенностей, вы получите обратно своего замечательного почемучку, который будет задавать вопросы.

Этапы развития семей с приемным ребенком

– Что приемная семья должна знать об этапах развития приемного ребенка и их особенностях?

– Ну, тут речь идет о возрастных особенностях, прежде всего, о кризисах, с которыми он сталкиваются дети, а еще о том, какие основные психологические и физиологические новообразования происходят у ребенка. Знаете, есть разные психологические концепции относительно ребёнка – это чистый лист или семечка? Вот, например, в советской школе предпочитали думать, что это чистый лист. Это как берешь и рисуешь на нем все, что хочешь, хочешь – плохие стихи, хочешь – хорошие. Но ребенок — это все-таки семечка, потому что из тыквы помидор не вырастишь, какие бы усилия человек не прилагал. Нужно понимать, что у него есть свои особенности, у него есть особенности генетические, он чувствует, как его ждали, хотели делать аборт или нет, как мама физически заботилась о своем здоровье, употребляла наркотики и алкоголь или нет. Быть может, в свои три месяца жизни он имеет опыт алкогольной и наркотической интоксикации в три раза больший, чем любой из взрослых. Нужно понимать и принимать этот опыт, тогда уже будет понятно, что с ребенком происходит и как он развивается.

– Расскажите подробнее о возрастных кризисах.

– Есть такой стандартный набор кризисов – это в год, три, семь и тринадцать лет. Если в год кризис незаметный, в три – это бунт, в семь лет ребенок из маленького почемучки превращается в большого и тогда начинается некое манерничество, позерство. Он идет в школу и ему нужно перестраиваться из игровой деятельности в учебную и часто, кстати, при обращении родителей, большая проблема не в интеллектуальном развитии детей, ведь они прекрасно считают, пишут, ориентируются в литературе. Часто проблема заключается в зрелости социальной и в неспособности сидеть за партой, заниматься учебной деятельностью, сосредотачиваться, переключать внимание с одного объекта на другой.

Есть и возрастные особенности, когда ребенок в шесть лет становится взрослым, он начинает понимать, о чем вы разговариваете, он начинает включаться в разговор, он общается со взрослым не только ради того, чтобы получить информацию, а ради общения, и научить его учиться – это, наверное, одна из главных задач. Нужно помочь ему быть продуктивным, чтобы он понял, что он может быть специалистом в какой-то области. Ну и еще один важный кризис – это подростковый. Если рассматривать его как один из спиральных кризисов с трехлетия, то становится все понятно, то есть подростковый кризис – это тоже самое, что и трехлетний, только в немного другом формате. Это опять «моя территория», бунт на фоне желания понять, какой я есть и что я из себя представляю. Для подростка важно решать свои проблемы в трех плоскостях – это взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, это тело, которое абсолютно изменяется, ну и третье – это ум, ведь у него проходит последняя эволюция мышления и мозг становится логически мыслящим, как у взрослого человека, и он видит недостатки своих родителей, своего окружения, и здесь у родителей такая сложная задача спуститься с позиции родителя на позицию ребенка и услышать его.

– Как говорить с ребенком о половом созревании?

– А вы когда хотите начать о нем разговаривать? Тут все зависит от того, какие вопросы задают дети. Самое страшное, наверное, когда ребенок спрашивает: «Что такое секс?» и родитель сразу вспоминает все, что он знает и теряется в догадках, краснеет. Вы спросите сначала, а что он имеет в виду? Я своим слушателям всегда рассказываю пример о двух мальчиках, которые ездили в деревню. Одному пять лет, другому четыре. И они спрашивают: «Мама, а ты знаешь, что такое секс?», мама смутилась, говорит, нет, не знаю, а они довольные такие, радостные отвечают «А мы знаем, сейчас мы тебе расскажем!». Мама напряглась, а они рассказывают: «Мы сидим во дворе, а петух за курицей бегает, вот это секс». Так что вы спросите, о чем ребенок хочет поговорить.

На первом этапе полового воспитания ребенку нужно понять, что мама и папа любят друг друга, что он появился из животика, что принято ездить в роддом для того, чтобы забирать детей. Этого будет достаточно. Главное, я думаю, про аистов и капусту не рассказывать, потому что, когда ему будет шесть или семь лет, они в классе будут это обсуждать и он скажет, что дети появляются из капусты, а ему скажут: «Да ты дурак, сейчас мы тебе все расскажем». Родителям важно сохранить доверительность, когда нет смущения в обсуждении, когда нет запретных тем, когда нет оскорблений и оценок действия, ведь у приемного ребенка может быть сексуализированное поведение. Это вполне закономерно. У него может быть абсолютно разный опыт, в том числе и жестокого обращения, насилия. Тут необходимо создать доверительную обстановку, где на тебя не будут вешать ярлыки. Кстати, с маленькими детьми часто ярлыки того, что это плохо и ужасно вешают именно взрослые. Дети ведь не понимают, что это такое и социальной окраски у детей еще нет. Это может быть непонятно, либо больно, но настолько социально негативное отношение у взрослых. Ну, и с подростком, конечно, не удастся сохранить такое исключительно доверительное отношение, когда он будет рассказывать обо всех своих подробностях влюбленности и первого полового опыта, но создать ситуацию доверия, чтобы он пришел именно к родителям, если случится что-то не то, мне кажется – это главное.

Этапы развития семей с приемным ребенком

– Если приемный ребенок в прошлом и правда подвергался насилию или жестокому обращению, что делать приемным родителям?

– Работать с психологом. Прежде всего, здесь нужна квалифицированная помощь. Есть различные техники и методики работы, и психолог здесь будет просто необходим. Работать с ним нужно не только ребенку, но и родителю. Не делать эту тему исключительно запретной и, с другой стороны, не акцентировать на ней внимание, не пытаться ее обсуждать. Всему свое время. Может быть, в какой-то момент, ребенок вспомнит и расскажет, а может это просто будет закрытый от сознания элемент.

– Какие особенности развития и поведения у ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению?

– Нужно понимать, что этот ребенок может проявлять агрессию сам. Часто дети, которые подвергались жестокому обращению являлись жертвой. Это может быть не обязательно насилие, это может быть эмоциональная жестокость. Они сами транслируют такое поведение, ну и нужно помнить, что в этом случает дети буду привлекать внимание теми способами, к которым они привыкли. Если ребенка постоянно физически наказывали, то, для того чтобы привлечь внимание, он будет вести себя так, чтобы его физически наказали. Тут нужно помнить, что нельзя включаться в этот процесс. Если он будет себя так вести, и вы его будете наказывать, то вы это будете еще больше закреплять, он будет вести себя так и дальше. Лучше подойти, обнять и сказать, что вы любите его. Если он ведет себя агрессивно, дерется, то тут лучше сказать: «Я не позволю тебе ударить, ни животное, ни меня, ни кого-то еще, но я не буду давать тебе сдачи и не буду за это ругать». Мне кажется в этом случае объятия – это самое лучшее лекарство.

– Каким образом психологи работают с такими детьми?

– Психологические техники бывают разные: игра, рисунок, песок – это те основные методы, которые работают с детьми, и они наиболее эффективны, потому что разговорные техники не особо эффективны. С подростками те методы, которые применяют с шестилетними детьми не работают, тут нужно воспринимать его как взрослого, относиться к нему с уважением. Иногда простой вопрос: «Что ты об этом думаешь? Как ты это понимаешь?» решает огромный пласт проблем, потому что до этого родители относились к нему, как к маленькому и не давали возможности высказаться.

– Получают ли психологическую поддержку приемные дети и родители после того, как семья уже сформировалась в случаях, когда семьи против работы с психологами?

– Ну, насильно мил не будешь. Поэтому семья – это все равно закрытая система. В определенной степени, после появления приемного ребенка трансформируется вся семейная система. Изменяются отношения и с кровными детьми, потому что нельзя сказать, что, вот появился приемный ребенок, а значит он будет адаптироваться под семью, этого не будет. Нужно понимать, что появится приемный ребенок и вся система будет меняться. Будут меняться отношения внутри семьи, между родителями, между родственниками и близкими, придется всем подстраиваться, в том числе и тем детям, которые есть в семье. Если ребенок находился в особых условиях, то органы опеки порекомендуют общение с психологом. Здесь все добровольно.

Этапы развития семей с приемным ребенком

– Что делать, если кровный ребенок не наладил контакт с приемным?

– Ну, вообще, изначально, об этом нужно было как-то договариваться, ребенка подготовить. Причем для него это даже больший стрессовый этап, нежели для родителей, потому что у него не было такого опыта решения и теперь если появится сложный ребенок, то ему придется адаптироваться и подстраиваться, и он часто лишается той заботы, которая у него была. Здесь надо все внимательно взвешивать и воспринимать каждого ребенка как единственного и ни в коем случае не сравнивать, потому что это будут разные дети по опыту, это разные люди. 

– В семьях бывают случаи, когда приемный ребенок убегает из дома, что делать в этом случае?

– Вопрос почему ребенок бежит из семьи – это главный вопрос. То есть он не может доверять, не может открыться, взаимодействовать. Что с этим делать? Ну, пытаться решать этот вопрос с органами опеки. Куда он убегает? Если он занимается бродяжничеством, то нужно узнать, как давно он этим занимается. Если это ребенок из интернатного учреждения, то, может, он не имеет опыта семейного проживания, выполнения элементарных семейных обязанностей по дому. Опять же, все это индивидуально.

– Каково ваше личное отношение к семьям, которые готовы пойти на такой серьезный шаг, к усыновлению ребенка?

– Я с большим уважением отношусь к людям, которые принимают такое решение, потому что они принимают решение изменить не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи. Они ведь берут не на один или два дня, они берут на всю жизнь нового члена семьи, который достаточно травмирован, у которого есть различный опыт, и я, если честно, восхищают этими людьми. К нам часто приходят те, кто хочет решить какую-то свою проблему, и это, наверное, не хорошо и не плохо, это просто есть. Поэтому к тем, кто иногда получают отказ, я отношусь с большим сочувствием и желанием помочь, чтобы они свои трудности разрешили. Не знаю, решилась бы я на такое сама или нет, не уверена.

Источник