Этапы развития самостоятельной деятельности ребенка
Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего мира: проверяют на ломкость, мягкость, температуру, звучность. Ведущей деятельностью в период дошкольного детства является игра: ребята с увлечением изучают различные инструменты, предметы, взаимоотношения между ними. Самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.
Организация самостоятельной деятельности дошкольников в детском саду
В Федеральном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Современному обществу нужны люди с исследовательским типом мышления, умеющие обозначать проблемные вопросы и выстраивать алгоритм их решения/устранения, но и с творческими чертами — умение думать вне границ общественных стандартов и стереотипов приводит к важным открытиям. Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.
Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.
При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.
Подробнее об организации развивающей предметно-пространственной среды можно узнать из нашей статьи — Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду.
Задачи
- Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата.
- Развитие процессов саморегулирования: умение рассчитывать затраты энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или потребность в отдыхе.
- Формирование способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.
Методика организации самостоятельной деятельности в детском саду
Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах активности, педагогом должна быть достигнута определённая самостоятельность дошкольников во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа (в младших и средней группах) и словесных инструкций (в работе со старшими дошкольниками) формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Наиболее интересной и продуктивной будет деятельность, направленная на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.
Согласно психологической концепции Л. С. Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Таким образом, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка). Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дошкольники запоминают движения и последовательность зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют в детях желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, к старшему дошкольному возрасту формируется способность к монологической речи.
Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование).
Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:
- Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
- Игры в первой половине дня.
- Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
- Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
- Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
- Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.
Таблица: виды самостоятельной деятельности дошкольников
Организация центров познавательной активности в детском саду
Как было сказано выше, предметно-пространственная среда играет важную роль в становлении самостоятельности детей на разных уровнях. Это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. Предметно-пространственная среда состоит из центров активности детей с различной направленностью:
- познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская, тематические уголки («Космическая станция», «Окно в эпоху динозавров»);
- игровой: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Кухня» и др.), центр развивающих игр (стеллажи с дидактическими играми, головоломками);
- спортивной, двигательной: уголок физической активности с инвентарём;
- экологической: уголок природы, живой уголок, зимний сад, мини-огород (ящики с землёй на подоконнике для выращивания зелени и овощей);
- художественно-эстетической: театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, в т. ч. для оригами), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков природы и голосов птиц с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — ксилофон, бубен, детский синтезатор, кастаньеты, балалайка и др.);
- расслабляющей: уголок отдыха, центр психологического комфорта, зона тишины, волшебная комната (палатка, шатёр, гамак, диванчики, где дети могут отдохнуть и тихо пообщаться).
Для поддержания душевного здоровья важно, чтобы у ребёнка в группе была возможность уединиться, расслабиться, восстановить силы, помечтать.
Подготовка и проведение занятия по самообслуживанию в ДОУ
Формирование навыков самообслуживания начинается с первой младшей (ясельной) группы детского сада. Пока мелкая моторика и общая координация движений у малышей недостаточно развиты, воспитатель во многом помогает им, но всегда сначала предоставляет возможность попробовать сделать что-либо самому. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание).
Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. Дошкольникам 2–4 лет (первая и вторая младшие группы) необходимо давать игровые задания на выполнение действий пальчиками. Это игры с куклами («Одень Машеньку на прогулку», «Приготовь Буратино ко сну»), сюжетно-ролевые игры с посудкой («Готовим обед», «Накрываем праздничный стол», «Мама кормит малыша кашкой»). В центре игровой деятельности в ясельной группе можно разместить бизиборды (специальные доски с закреплённым функциональными объектами) с пуговицами, молниями, бельевыми крючками, завязками, шнурками, курточными кнопками.
Обучение культурному приёму пиши, одеванию, гигиеническим процедурам осуществляется приёмами прямого показа воспитателем правильных действий, просмотра познавательных мультфильмов по этой тематике. Во время досуга воспитатель читает стихотворения, рассказы и педагогические сказки:
- К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
- А. Барто «Девочка чумазая»,
- А. Якимов «Неумейка»,
- «Сказка про страну нерях»,
- «Ваня и новые ботинки»,
- «Сказка про Юлю-грязнулю».
На основе прослушанных текстов выстраивается беседа, обсуждаются иллюстрации к произведениям: «Зачем нужно умываться по утрам?», «Почему от Федоры ушла вся посуда?», «Для чего на одежде застёжки, а на обуви — шнурки?».
Наряду с прямым показом в младших группах результативно применяется игровой метод. Воспитатель предлагает устроить игру, в которой куклы/игрушки должны будут вести себя как сообразительные, воспитанные дети. Повторение в игровой форме правил одновременно выполняется развлекательную задачу, предупреждает переутомляемость детей, и развивает способность произвольного запоминания. Примеры игр для закрепления навыков самообслуживания:
- «На обеде у Мальвины»,
- «Чаепитие с матрёшками»,
- «Собираемся на прогулку в парк» (ребята выполняют роль родителей, куклы — их деток),
- «Спокойной ночи, малыши!» (чтобы кукла могла лечь в кровать, она должна выполнить все необходимые гигиенические процедуры перед сном),
- «Доброе утро!» (повторение с игрушкой порядка действий после пробуждения: совершить утренний туалет, причесаться, заправить и застелить кровать, одеться, позавтракать).
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.
В старшей и подготовительной группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением чистоты в обеденной зоне и спальне.
Формирование и развитие навыков самообслуживания включается в цели образовательных занятий. Организация видов деятельности и выбор обучающих приёмов осуществляется с учётом возрастных особенностей дошкольников и их познавательных интересов.
Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в детском саду
Фотогалерея: схемы и технокарты по самообслуживанию
Временной план занятия
Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых определяется нормами СанПиН для возрастных групп:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.
Таблица: примеры временного плана занятий в разных группах
Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания
Примеры самостоятельной деятельности детей в ДОУ
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников в различных режимных моментах.
Видео: самостоятельная художественная деятельность
Видео: самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность
Видео: самостоятельная игровая деятельность на прогулке
Видео: самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые и дидактические игры)
Видео: презентация «Самостоятельная игровая деятельность детей» (младшая группа)
Видео: примеры самостоятельной деятельности дошкольников в течение дня
Видео: формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Видео: воспитание культурно-гигиенических навыков
Видео: развивающая предметно-пространственная среда в детском саду
Видео: пример организации уголка уединения в старшей группе
Анализ и диагностика самостоятельной деятельности дошкольников
Конечный этап работы по формированию и совершенствованию навыков самостоятельной деятельности состоит в проведении анализа способностей детей, оценки результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень самостоятельности на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень самостоятельности нужно для каждой области детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, продуктивной и в сфере самообслуживания.
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых отмечается уровень самостоятельной деятельности воспитанника в каждом пункте по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении действий даже после показа и повторения взрослым, 5 — полная самостоятельность действий. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.
Диагностика может проводиться в естественных для ребёнка условиях или в специально созданных педагогом ситуациях.
Таблица: пример бланка для диагностики самостоятельной деятельности дошкольников
Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных образовательных областях и осуществляется без непосредственного участия взрослого. Роль педагога состоит в обогащении опыта дошкольников словесными, зрительными, слуховыми образами. Так называемые рутинные действия (умывание, одевание, приём пищи) выполняются взрослыми автоматически, а для детей — это серьёзный труд. Развитие самостоятельности во всём — от завязывания шнурков до проведения экспериментов и высказывания своего мнения, — цель образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
Источник