Этапы развития речи ребенка подготовительной

Этапы развития речи ребенка подготовительной thumbnail

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

 I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III период. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, голосового, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет – адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина). Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн). По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше – до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. – 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м.  – 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба – ди (Бабушка, иди!).

Кука – бух (Кукла упала!).

Да яба – Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. –  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

Читайте также:  Развитие слепого ребенка до года

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов. Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования. Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

–   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.   Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

Читайте также:  Педагогическое сопровождение при развитии субъектной позиции ребенка

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник

В помощь родителям

Полезная информация, советы и рекомендации от логопеда

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Горелова Варвара Ивановна

Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 7 лет

Начинать заниматься

развитием речи ребенка надо,

когда ему несколько месяцев от роду,

а не в 3 года и он совсем не говорит.

Уважаемые родители, в этой статье Вы узнаете о столь важном психическом процессе развития, как речь детей от 0 до 7 лет, познакомитесь с причинами возникновения речевых недостатков. Будете иметь чёткое представление о пути последовательного речевого развития детей.

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:

Первый этап – подготовительный (с момента рождения до 1 года). В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Через 2 недели малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

В 2 -3 месяца появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

К 3-4 месяцам превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой – «о-о-а-а-у-у».

В 4-5 месяцев малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.

С 5-6 месяцев путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.

К 7-8 месяцам родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как – будто эхо).

В 9-10 месяцев возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма – ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

К 11-12 месяцам увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко – сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).

Становление периодов речи до 1 года жизни у малышей проходит по-разному, например, если малыш болен, страдает от постоянного дискомфорта в животе или, очень много спит, то рамки развития речи сдвигаются. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Поэтому родители не всегда могут заметить те или иные проявления нормального речевого развития малыша.

А вот на втором году жизни ребенка речевые изменения становятся все более очевидными, и их легче заметить.

Читайте также:  Особенности познавательного развития ребенка на первом году жизни

Второй этап – преддошкольный (от 2 лет до 3 лет), происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют ситуативная. Например, слово КАША обозначает – ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ и т.д.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает навыками употребления существительных единственного и множественного числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи – письменная речь.

Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Отмечено, что за последние несколько лет сильно увеличилось число детей с недостатками речи.

Причин возникновения речевых нарушений у детей огромное количество. Об этом важно знать, не только тем родителям, у которых уже есть малыш, но и будущим родителям. Причины речевых недостатков возникают как при неправильном развитии плода во внутриутробном периоде (период от 4 недель до 4 месяцев беременности), так и после рождения малыша.

  • Увеличилось число патологий беременности; увеличилось число родовых травм; заболеваний матери во время беременности, требующие лечения (от заболеваний сердца до инфекционных заболеваний); аллергий матери; перенесенных ею переливаний крови; травм, полученных матерью во время беременности, падений и ушибов; токсикозов беременности, не зависимо от срока беременности; затяжных или стремительных родов, обвития плода пуповиной; наследственных предрасположенностей, генетических аномалий;

  • Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, лёгких или тяжёлых наркотических средств во время беременности (от 4 недель до 4 месяцев), способствуют возникновению тяжёлых нарушений речи от 0 до 7 лет.

Как правило, у детей возникают трудности в формировании звукопроизношения, устной и письменной речи у детей школьного возраста. Наблюдается отставание физического, и умственного развития.

  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, травмы головного мозга до 7 лет и др. причины, связанные с хроническими заболеваниями);

  • Множественные социальные причины; особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности), «двуязычие» в семье; сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющимся в ней неправильным произношением;

  • Отсутствие или замена эмоционального общения между малышом и близкими людьми;

  • Неправильная речь взрослых (заикание, нарушение при произношении звуков, быстрый темп речи);

  • Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) задерживают развитие речи, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание;

Познакомившись с этим материалом, заботливые родители обратят внимание на развитие речи своих детей, захотят приобрести определённый ресурс знаний, пониманий в вопросах развития речи плохоговорящих или неговорящих детей. Зададутся вопросом – что делать?

Первый совет, изучите все нормативные речевые критерии, соответствующие возрасту ребёнка.

Второй, начните устранение ошибок речи у детей как можно раньше. Проконсультируйтесь со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, психоневрологами, отоларингологами, педиатрами).

Третье, как уже отмечалось, речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, поэтому искренне советую, разговаривайте, играйте, развивайте своих любимых деток. Знайте, только от Вашей поддержки и Вашего участия зависит успешное будущее детей.

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Источник