Этапы развития речи и мышление у ребенка раннего возраста
Мелихова Ирина Валерьевна
«Развитие речи и мышления у детей раннего возраста». Консультация для педагогов
Все меня настырно учат – от зари и до зари:
– Это – мама! Это – туча! Это – ложка! Повтори!
Ну а я в ответ молчу. Или – изредка – мычу.
Говорить я не у-ме-ю, а не то что – не хочу…
Только всё это – до срока. День придёт, чего скрывать,
Буду я ходить и громко всё на свете называть!
Назову я птицей – птицу, дымом – дым, травой – траву.
И горчицею – горчицу, вспомнив, сразу назову…
Назову я домом – дом, маму – мамой, ложку – ложкой…
«Помолчал бы ты немножко.» – сами скажете потом.
Роберт Рождественский
из цикла «Алешкины мысли»
Всё, что мы говорим, отражает то, что мы думаем. Проблема взаимодействия речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих учёных.
“Язык есть орган, образующий мысль. Интеллектуальная деятельность, совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая, в известном смысле бесследно, посредством звука материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия. Интеллектуальная деятельность и язык представляют собой поэтому единое целое” [Гумбольдт, 1984, с. 75].
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического (умственного) развития ребёнка, использование или неиспользование которых может иметь серьёзные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Речь – ведущий процесс психического развития ребёнка. Эмоциональность ребёнка, его потребности, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления.
Очевидно, что органом речи, по сути дела, является мозг — в нём происходит понимание слышимых слов, в нём же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков, и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Мозг отвечает на все воздействия из внешней среды (зрительные, звуковые, температурные и другие) и из самого организма (голод, жажда и т. д.). Эти ответы, или рефлексы, бывают врожденными (их называют ещё инстинктивными) и приобретёнными в жизненном опыте, выработанными.
Ребёнок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорождённого отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорождённого, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена, но развитие микроскопической структуры ещё не
завершено. И здесь очень важно подчеркнуть, что на умственное развитие и своевременное, правильное развитие речи в раннем возрасте влияет несколько факторов, а именно:
ребенок должен быть психически и физически здоровым;
иметь нормальные зрение, слух и умственные способности;
иметь достаточную психическую активность и обладать потребностью в речевом общении;
находиться в полноценном речевом окружении (речевой среде).
Конечно, некоторые из этих условий зачастую находятся вне сферы нашего влияния, однако соблюдение ряда этих пунктов вполне под силу организовать внимательным родителям. Особенно это касается вопросов стимуляции речевой активности ребёнка и создания развивающего речевого окружения.
Как известно, речь не передаётся по наследству, она формируется постепенно, с ростом ребёнка, в процессе общения с ним.
Уровень умственного развития малыша и развитие его речи связаны неразрывно. Речь – одно из главнейших средств познания мира, а значит, плохо развитая речь будет препятствовать полноценному развитию личности, прежде всего усвоению школьных знаний. Своим поведением вы можете ускорить или замедлить темпы развития речи ребёнка.
Побольше разговаривайте с малышом. Ваша речь должна вызывать у него радостную реакцию. Повторяйте произносимые им звуки.
В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, т. е. выражает свои эмоции и желания отдельными звуками (а-а-а, у-у-у, агу-агу).
В 4-5 месяцев появляется лепет, который может длиться до года. Сначала ребёнок произносит лишь отдельные слоги или набор букв (ма-ма, да-да, ба-ба, мба-мба, затем в его речи рождаются лепетные слова (мама, ляля, дядя, баба, на, да). Необходимо отметить, что у детей с нарушением слуха лепета нет.
Уже в полгода ребёнок осваивает простые игры «Ладушки» или «Забодаю», «Прятки», где взрослый и ребёнок выполняют одинаковые действия. Во время игры развивается лепетное говорение, малыш учится прислушиваться к речи. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, тем раньше он заговорит.
Используйте для этого любое общение с ним, показывайте малышу всё, что его окружает, ясно и чётко называйте это. Очень важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого, который разговаривает с ним, его артикуляцию.
Здесь интересно рассказать об опытах, проведенных с несколькими младенцами в возрасте двух месяцев в «доме ребёнка». С детками проводились занятия, в которых взрослый на протяжении 2–3 минут проделывал перед ребёнком артикуляторные движения (как бы для произнесения звуков «а», «у» и т. д., но звуков не произносил. Дети пристально смотрели в лицо взрослого и очень точно повторяли его мимику.
Когда взрослый начинал произносить звуки, малыши сейчас же подхватывали их и воспроизводили довольно точно. Но стоило взрослому прикрыть лицо, как тотчас же прекращалась и имитация мимики и звуков.
Перед другими детьми этого же возраста (вторая группа) взрослый произносил те же звуки «а», «у», «ы» и др., но лицо его было закрыто медицинской маской и не было видно ребёнку. Дети второй группы не обращали внимания на произносимые перед ними звуки и не делали никаких попыток подражать им. Только после того как они научились воспроизводить звуки, произносимые взрослым, они начинали подражать слышимым звукам. Таким образом, выяснилось – сначала должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляторной мимикой, только после этого появляется способность к звукоподражанию.
В жизни, к сожалению, постоянно приходится наблюдать, что с маленькими детьми разговаривают на большом расстоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хорошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время наклонилась над шитьем. Между тем если малышка не видит мамину артикуляторную мимику, то не может воспроизвести и звуки, которые она произносит! Вот почему 2–3 минуты, полностью уделённые ребёнку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры между делом, когда ребёнок слышит голос взрослого, но не видит его лица, — в таком случае это будет для малыша только шумом.
Пораньше начните читать ребёнку, приучайте его к книгам. Рассматривайте вместе картинки, рассказывайте, что на них нарисовано, и задавайте вопросы: «Где собачка? А ёжик?. Покажи, пожалуйста».
Во второй год жизни ребенка его словарь очень быстро растет. Если к году дети говорят лишь несколько слов, то в два года их словарь увеличивается до 100-150 слов, а к 3 годам достигает полутора тысяч.
К двум годам появляется фраза. Поначалу она проста и лишена грамматических
форм: «Таня, ням-ням» («Таня хочет кушать», «Мама, дем гулять» («Мама,
пойдем гулять») и т. п. Не следует в это время заострять внимание на чистоте звукопроизношения, так как артикуляционный аппарат малыша ещё слаб, он будет совершенствоваться постепенно.
Между 2,5 и 3 годами формируется фразовая речь. У ребенка уже есть и желание, и возможности более совершенно подражать речи взрослых. Малыши усваивают падежные окончания, некоторые предлоги, употребляют больше глаголов и прилагательных. В этом возрасте дети уже не только «почемучки», но и активные «рассказчики». Речь становится для них полноценным средством общения, и именно взрослый должен стать для ребёнка примером речевого общения. Не отгораживайтесь от детей повседневными заботами, ведь каждый прожитый ребёнком день – уникален. Ваше внимание к ребёнку сегодня – залог успешного его развития завтра.
Эффективному развитию речи в раннем возрасте способствует применение специальных приёмов:
1. Комментирование происходящего. С самого раннего возраста заведите привычку проговаривать вслух всё то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребёнком. Постоянно разговаривайте с ребенком, даже если вы уверены в том, что он еще слишком мал и не понимает вас. Объясняйте ему каждое свое действие. Вы одеваете кроху? Расскажите ему, почему вы выбрали именно этот костюмчик, какого он цвета, и какой малыш красивый в нем. Вы купаете малыша? Расскажите ему, что водичка теплая и приятная, мыло пахнет земляничкой, а после купания кроху ждет большое, уютное и теплое пушистое полотенце.
Чем младше ребёнок, тем проще и короче должны быть предложения и тем чётче должна быть ваша дикция. Проговаривайте слова медленно и отчётливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. Полезно проговаривать не только свои действия и чувства, но и то, что происходит в настоящий момент с ребёнком. Например, вы можете сказать: «Коля купается», «Коля ударился, Коле больно», «Какая красивая кукла! Кате очень нравится» и т. п. С помощью этого приёма вы выражаете опыт и ощущения ребёнка словами, которые в скором времени он сможет произносить самостоятельно.
2. Потешки, стихи и песенки. Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. А уж пользу от таких занятий на развитие речи «между делом» вообще трудно переоценить! Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребёнка позволяют ему очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений.
3. Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики. О наличии взаимосвязи между моторикой руки и развитием речи и необходимости регулярно
заниматься с ребёнком пальчиковой гимнастикой известно, пожалуй, каждой маме.
Стоит подчеркнуть лишь то, что не стоит ограничивать репертуар ваших занятий только зарядкой для пальчиков, используйте максимально разнообразные варианты игр и упражнений на развитие мелкой моторики, так как каждый новый материал или дидактическая игра требует новых движений руки, а значит, способствует формированию новых связей в головном мозге ребёнка.
4. Работа с изображениями. Сейчас стало очень модным заниматься с детьми раннего возраста по карточкам. Кто-то пытается точно следовать методике Домана, которая лежит в основе таких занятий, кто-то подстраивает её под себя. В принципе, работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом. После того как эта веха будет пройдена, направляйте внимание ребёнка на различные детали изображений, учите находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их.
5. Чтение вслух. Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребёнка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Старайтесь подбирать книги по возрасту малыша и всегда заканчивайте чтение раньше, чем это наскучит ребенку.
6. Ролевые игры. Уже в раннем возрасте у ребенка появляются первые зачатки будущей ролевой игры в форме подражания действиям и движениям взрослых. Задача родителей – стимулировать и поощрять такие подражательные игры, направленные на речевое развитие ребенка. Например, вы можете предложить малышу «позвонить» бабушке по игрушечному телефону или «почитать» вслух сказку кукле.
7. Наконец, очень важно создавать такие условия, чтобы ребенок чувствовал необходимость попросить взрослого о чем-то или ответить ему словами. Подчас пригодится наблюдать, особенно в семье, где ребенку уделяется много внимания, что его желания предупреждаются прежде, чем он успеет их выразить словами. Только он потянется к яблоку — мама или бабушка сейчас же подают ему: «Возьми, возьми, маленький!» Он берет маму за руку и тянет в сторону двери: «Котя гулять хочет? Сейчас пойдем». В таких условиях малышу нет надобности пользоваться речью: взрослые все скажут за него сами — и он не будет пытаться говорить.
8. В беседах с детьми родители стараются обычно дать как можно больше сведений, заботясь о развитии ребенка. Но и в этом нужно известное чувство меры. Ничуть не лучше, когда мама обрушивает на ребёнка целый каскад фраз, в которых он теряется. Вот мама показывает малышу игрушечную собачку и говорит: «Посмотри, мой миленький, какая красивая собачка! Это бабушка тебе подарила. Ты не бойся, эта собачка не кусается, она любит маленьких детей. Она только плохих людей кусает.» и т. д. и т. п. Конечно, малыш радуется при виде игрушки и реагирует радостно на мамин голос, но само слово «собачка», скорее всего, просто затерялось в потоке других слов, и ребенок его не запомнил. Такое речевое общение еще не полное, так как говорит только взрослый, а ребенок отвечает действием, но все, же его реакция может оказаться достаточно точным ответом на вполне конкретный вопрос.
Нельзя перегружать ребенка массой сведений — здесь нужна система и последовательность. При этом не надо давать все в готовом виде, давать исчерпывающие ответы на вопросы; нужно, чтобы ребенок попытался сам догадаться кое о чем, а для этого задавайте ему наводящие вопросы. Активность ребенка — основное условие его полноценного развития…
Итак, в разные периоды развития ребенка перед родителями и воспитателями стоят разные задачи. Давайте очень коротко подведем итог. На любой стадии развития речи ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. На самом раннем этапе — главное, в чем должно заключаться участие взрослых, это создание положительного эмоционального фона. Далее необходимо несколько раз в день по 3–5 минут разговаривать с малышом, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, говорит взрослый четко и не быстро, говорит, наконец, о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, что он делает. Как при обучении ребенка называнию предметов, так и при формировании у него понятий, нужно заботиться о том, чтобы ребенок не был пассивным слушателем, чтобы он имел возможность действовать с предметами; необходимо также добиваться словесных реакций малыша.
Необходимо помнить, что по мере того, как ребенок растет и развивается, нужно усложнять то, что мы ему говорим, и по содержанию, и по форме. Созревание мыслительно-речевой деятельности ребенка, переход к более высоким ее уровням в большой мере определяется тем, о чем и как мы говорим с ним.
Литература
1. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
2. Кольцова М. М., Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 1973, 160 с.
3. Новоселова С. П. Развитие мышления в раннем возрасте. – М. – 1978.
4. Крайг Г. Психология развития. – СПб. : Питер, 2000
5. Латий Е. А. Настольная энциклопедия развивающих игр для детей от года до семи. – М. : Эксмо, 2006.
Приложение
Пальчиковые игры
«Пальчики и кулачки»
— Жил был пальчик маленький, маленький-удаленький
Вот он, пальчик (показываем, вышел к нам.
Поздоровался — вот так (пальчик кланяется) и спросил тонким голосом:
«Есть ребята-шалуны?» (ответ: «Есть»).
И ребятам-шалунам погрозил (грозит) «Нельзя шалить! Никак нельзя!»
— Ай, пальчик! Ты уж очень строгий,
— Смотри, какие малыши,
Они шалят совсем немного.
Ты не сердись, ты нам спляши.
(Пальчик делает отрицательное движение).
— Плясать не хочешь? Почему?
Наверно, скучно одному.
Девочки! Мальчики!
Есть у вас пальчики?
(Дети поднимают руки и показывают пальцы).
— Смотри, как много пальчиков!
С кем спляшешь? Выбирай!
Все, все пляшите, пальчики!
Музыка, играй!
(Музыка «Пальчики пляшут»).
— Гав, гав! Испугались пальчики.
Спрятались в кулак.
(Все прячут пальчики, сжав кулаки).
Гав, гав, гав! Где пальчики?
Не найду никак!
Согнулись пальчики, молчат…
А кулачки как застучат!
(Все стучат кулачком о кулак).
— Испугалась собака и убежала.
(Пальчики разгибаются).
Девочки! Мальчики!
Где ваши пальчики?
Спрятались в кулак.
(Все прячут пальцы в кулак).
— Мее! Мее! Мее!
Не найду никак!
Согнулись пальчики, молчат…
А кулачки как застучат!
(Все стучат кулачком о кулак).
— Испугалась коза и убежала.
И снова пляшут пальчики
У девочек и мальчиков.
(Музыка «Пальчики пляшут»).
— Вот и плясать перестали… Значит, устали.
Усталые к деткам пришли,
Под щечки легли
И засыпают…
***
Как у бабки во дворе (русск. нар. потешка)
Как у бабы во дворе
Куры ходят по траве:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.
Как у бабушки в хлеву
Хрюшка хрюкает:
Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю.
Как у круглого пруда
Гуси плавают:
Га-га, га-га.
А коровки на лугу
Песенку поют:
Му-му, му-му.
Игры для развития мышления
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Цель игры: развитие способности к обобщению.
Возраст детей: от 2,5-3 лет.
Инструкция и ход игры: ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.
В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков.
КТО ГДЕ ЖИВЕТ?
Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
Возраст детей: от 2,5-3 лет.
Инструкция и ход игры: для игры необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком.
Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».
УГАДАЙ-КА!
Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения.
Возраст детей: от 2,5-3 лет.
Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».
Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.
НАЙДИ ПОХОЖЕЕ
Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку.
Возраст детей: от 2,5-3 лет.
Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?»
Источник