Этапы развития ребенка возрастная психология

Этапы развития ребенка возрастная психология thumbnail

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Читайте также:  Условия нормального развития ребенка в семье

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Источник

На чтение 6 мин.

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Читайте также:  Игры влияющие на развитие ребенка

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Оставить комментарий

Источник

От автора: Интересно замечать в работе, когда теория и практика имеют общее направление. Когда есть возможность наблюдать, за тем, как формируются процессы развития, за их становление и новым развитием.

 Этот текст навеян моей практической работой с детьми и их родителями. Основной способ взаимодействия детей и родителей – это воспитание. Воспитание – это определенные нормы и правила, которым родители хотят научить своих детей. И хорошо бы понимать, что в этом процессе нужно помнить о возможностях и ограничениях детей и взрослых. И вот, благодаря научным взглядам умных коллег, и других умных людей, и особенно детям и для себя определила важные особенности развития психики, на которые опираюсь в работе с детьми. И это один из возможных, и я бы даже подчеркнула, очень узких взглядов на развитие психики и становление ребенка.

 Психика – это процесс взаимодействия с внешним миром, через эмоции, действия, мысли. Эти три простых и понятных слова, эмоции, действия, мысли, рядом с нами на протяжении нашей жизни, от рождения до смерти.

 И человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. А вот уже только потом появляются действия и мысли.

Эмоции первичны и спонтанны. Мы ими управлять не можем. А как бы нам этого хотелось, увы, нет  – это наш ответ на то, что нас окружает вокруг.

А вот действиями и мыслями мы можем управлять и контролировать. Подбирать мягкую и комфортную форму наших эмоций, следовать правилам и нормам.

И для того, чтобы этому научиться нужно пройти определенные этапы развития, которые уже нам подарила природа по праву рождения.

 Так вот, исторически так сложилось, что в человеческом мозге есть:

  • Мозг рептилий (ствол мозга, мозжечок), который отвечает за инстинкты самосохранения. Похоже, он обогащается от поколения к поколению новыми способами выживания. Там хранится информация, накопленная нашими предками, и мы уже с ней рождаемся. Точно каждый человек в минуту опасности, выберет один из способов: замри, беги, нападай.
  • Мозг млекопитающих (лимбическая система), который отвечает за эмоции, память, привычки. Именно он позволяет принимать решения. Это уже то, что мы можем развивать. Зависит это от условий и наших физиологических особенностей (тин нервной системы, строение тела, способ восприятия мира, и т. д.). Каждый человек рождается с задатками конкретных способностей.
  • Мозг человека (неокортекс), который отвечает за умение говорить, абстрактное мышление, воображение, сознание. Он позволяет находить причино – следственные связи, делать анализ и выводы.
Читайте также:  Разработка и реализация программы индивидуального развития ребенка

 И, вот каждому человеку нужно пройти исторические этапы развития психики: элементарную сенсорную, перцептивную, а вот только потом раскроются функции интеллекта.

 Развития психики по А.Н. Леонтьеву:

Стадии развития психикиТип среды/содержание отраженияФорма отражения (чувствительность[1])Форма поведения (раздражимость – возможность  реагировать[2])

Элементарная сенсорная 

Предметная среда/отражение свойств

Ощущение

Инстинкт (безусловный рефлекс), условные рефлексы лабильны

Перцептивная

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы)

Чувственный образ и образная память

Навык (условный рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)

Интеллект

Отношения между предметами

Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия

Интеллект (мышление в действии):

1) двухфазность

2) функциональное использование орудий

3) инсайтное поведение

1. Чувствительность/отражение имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать”— значит реагировать, прежде всего двигательно. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении.

2. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Вот здесь, в этом месте очень уместен вопрос: Что нужно для развития психики?

 А вот для этого нужны опреденные:

Факторы:

  • Социальный.
  • Биологический.

 Условия:

  • Собственная активность человека, интерес к познанию окружающего мира.
  • Благоприятная среда для обучения и воспитания. Благоприятная среда – это когда комфортно и спокойно.

  Противоречия, которые являются движущей силой:

  • Между потребностями и внешними обстоятельствами
  • Между новыми возможностями и старыми формами действия
  • Между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками
  • Между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения

 А дальше еще интереснее, ведь каждый процесс развития, т.е каждый этап имеет постоянную структуру: адаптация, становление, интеграция.

 Известно, что каждый человек уникален. И вот, что получается: конкретный человек имеет свои индивидуальные этапы развития психики, которые базируются на исторических и природных механизмах и процессах.

 Этапы развития психики ребенка

Этапы развития

Возраст, годы

Действия

Эмоции

Мысли

Новорожденный

0 – 2 мес

Инстинктивное поведение. Формирование простейших движений, связанных с ориентацией.

Удовлетворение, голод

Безусловные рефлексы, связанные с питанием. Восприятие мира через первые ощущения телесные и вкусовые

Младенчество

2 мес – 1

Освоение предметной деятельности. Начало формирования речи. Появляется предметное общение с окружающими.

Удовольствие, боль, приятное, неприятное, удивление

Развитие и становление чувствительных и двигательных структур – сенсорных и моторных способностей

Раннее детство

1 – 3

Познание свойств предметов, через подражание взрослым. Начало самостоятельной игры и познания мира.

Простые эмоции: радость, раздражение, испуг, грусть любопытство, отвращение (сигнальные – быстрая оценка ситуации на впечатление)

Появление условных рефлексов. Выработка навыков. Появление сенсомоторного интеллекта и эмоционального. Начало формирования силы воли.

Детство

Дошкольный

3 – 7

Игра. Появляется воображаемая ситуация в игре. Ролевые и сюжетные игры. Стремится делать не то, что может, а то, что видит и слышит.

Простые эмоции (коммуникативные, симпатия, взаимопонимание). Первые впечатления от ситуации. Начало формирования личности ребенка. Первый опыт адаптации в коллективе.

Появление символического интеллекта и наглядного мышления. Формирование системы операций, выполняемых в уме, с обязательной опорой на внешние наглядные данные. Концентрация на одной стороне события.

Младший школьный

7 – 11

Учеба, как самостоятельная, деятельность. Появление первых обязанностей.

Смешанные эмоции

Формирование логического мышления. Стадия конкретных операций. Появление первых логических связей, основанных на эмоциях и впечатлениях. Формирование собственной мотивации.

Подростковый

11 – 16

Первая ориентация на взрослую жизнь. Появление своих устойчивых интересов. Процесс полового созревания.

Развивается способность проживать разные эмоции без подавления их в себе и без выплескивания на тех, кому они не предназначены (контенирование)

Формирование формально-логического интеллекта. Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов.

Юность

16 – 22

Начало формирования зрелости. Обретение уверенности в себе, как личности определенного пола. Период проб и ошибок. Первые шаги отсоединения от семьи и возвращения.

Формирование моральных, эстетических интеллектуальных чувств

Формирование комплексного процесса осмысления операций

Вывод: психика ребенка физиологически завершает свое основное развитие к окончанию периода «Юность». Человек готов осознанно принимать взвешенные обдуманные решения и брать за них ответственность. Здесь есть важный момент: ребенок прошел каждый этап развития в сопровождении взрослого, который его обучал, как это делать. Возможно, человека этому не обучали, тогда ему нужно найти себе мудрого наставника и проделать самостоятельную работу по своему саморазвитию.

Литература:

Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Гиппенрейтер Ю.Б.Происхождение и развитие психики // Введение в общую психологию. М., 1996. — С. 169—197.

Сидоров П. И., Парняков А. В. – Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II

Источник