Этапы развития ребенка в раннем возрасте

Этапы развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

На чтение 10 мин.

Биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления называются – этапами развития ребенка

[dropcap]Ч[/dropcap]то можно понимать под понятием развитие ребенка? Это биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления.

В прошлом веке выделялись следующие этапы развития ребенка:

  • От рождения до 1 месяца – новорожденность.
  • 1 месяц – 12 месяцев младенец.
  • 1 год – 3 года – малыш.
  • 4 – 6 лет – дошкольник.
  • 6 – 13 лет – школьник.

Современное разделение этапов развития ребенка:

  • Момент зачатия – зигота.
  • От момента зачатия до 12 недель беременности – эмбрион.
  • С 13 недели до родов – плод.
  • С момента рождения до 1 месяца – новорожденный.
  • С 1 месяца до 1 года – младенец.
  • Дошкольник:
    • начинающий ходить – от 1 года до 4 лет.
    • старший дошкольный возраст – от 5 до 6 лет.
  • Младший школьный возраст от 6 до 10 лет.
  • Подросток – от 11 до 15 лет.
    • младший подросток – от 11 до 12 лет.
    • старший подросток – от 13 до 15 лет.
  • Юность – от 16 – 18 лет до 21 у женщин и 23 у мужчин.

Каждый ребеночек индивидуален, он развивается гармонично, выделить какие – либо области развития достаточно сложно, но наука объединила следующие направления:

  • Эмоциональное.
  • Интеллектуальное.
  • Психическое.
  • Физическое.
  • Познавательное.
  • Социальное.
  • Духовное.

Период от рождения до 1 месяца

Придя на первый волнующий прием в больницу, когда младенец достигает возраста 1 месяца, то педиатр помимо взвешивания и измерения роста проверяет наличие рефлексов, говорящими о нормальном здоровом развитии:

  • Ползанье – если тихонечко нажать стопы, то новорожденный скачком переместиться вперед.
  • Ходьбы – при поддержке младенца за туловище, он обязательно «побежит» ногами.
  • Хватательный – дотрагиваясь до ладошки, он сжимает пальчики в кулачок.
  • Проверяется реакция на звук, свет.

Развитие младенца начинается со здорового сильного крика, ведь именно так он общается с внешнем миром, таким образом рассказывает маме о своих желаниях и потребностях. Общение происходит через тактильный контакт, он распознает руки, которые к нему прикасаются.

В один месяц человечек пробует держать головку, если его положить на животик, то он старается изо всех сил приподнять ее и удержать около 5 секунд. Он уже тихонько поворачивает голову из одной стороны в другую, тем самым ища голос мамы.

Когда ребенка приставляют на ножки, то он уже выпрямляет их, кулачки еще по – прежнему сжаты в кулачок.

Он в состоянии фиксировать взгляд на игрушке: если держать игрушку яркого цвета, лучше красную, перед глазами на расстоянии 20 сантиметров, то он будет внимательно ее рассматривать. Если передвигать игрушку в сторону, то он станет за ней поворачивать голову. Рекомендуется такими упражнениями заниматься почаще.

В этом возрасте у него имеются две главных потребности – это сон и еда. Кормить лучше по требованию, а не по графику, как было рекомендовано раньше. Малыш чувствует запах, он всегда отличит запах материнского молока. Не стоит пользоваться духами, когда дома младенец.

График сна у него индивидуальный, он сам знает, когда ему нужно спать. В среднем сон занимает около 17 часов в сутки.

Особенности 3 – х месячного возраста

  • Позади прошел большой рубеж, перед нами предстал настоящий человечек, который имеет особенный темперамент. В это время очень хорошо виден «комплекс оживления», которым он встречает своих родителей. Он запросто отличает их от других многочисленных родственников. Он очень активно гулит – это такое выражение своих эмоций. Крик по – прежнему остается методом общения и ни о каких капризах пока нет речи. Таким образом кроха пытается сообщить о своих желаниях.
  • Дети начинают пока не очень уверенно держать головку, но скоро мышцы шеи будут хорошо справляться со своей функцией.
  • Концентрация внимания стает длительной, ребенок долгое время концентрируется на матери и следит за ней.
  • Кроха радует родителей улыбкой, смехом.
  • Слюнная железа у детей начинает интенсивно работать, происходит довольно обильное слюноотделение, которое некоторые принимают за первый признак зубов.
  • Ребенок стает любопытным, ему интересно все происходящее кругом.

Рекомендуемые игрушки:

  • Так как начался процесс раннего концентрирования внимания на предмете, то пришла пора под вешать на кроватку игрушки, он начнет тянуть к ним руки.
  • Актуальны будут легкие погремушки с длинной ручкой, чтобы удобно было держать в руках.
  • Для раннего развития мелкой моторики хороши будут игрушки из разных материалов: пластмасс, дерево, фетр, атлас, самое главное, чтобы они отличались по тактильным ощущениям.
  • Можно начинать ребенка знакомить с частями тела: смотря в зеркало называть части тела и показывать ее поглаживанием.
  • Выложив на животик полезно будет побуждать малыша к ползанию, например, побуждать подползти до интересной игрушки.

Совет: для детей необходимо раннее развитие моторики рук, требуется понимание того, что это прямой путь к развитию речи.

Совет: если у малыша что – ни будь не совсем хорошо получается, то не стоит отчаиваться, так как он индивидуальность, у каждого ребеночка свой темперамент, нужно только при помощи воспитания помогать ему, подготавливать к следующему шагу.

Особенности 6 – месячного возраста

Вот позади первые полгода жизни. Каковы же особенности этого периода?

  • Лежа на животике дети опираются на полностью выпрямленные руки.
  • Они начинают садиться.
  • Все мелкие предметы пошли в рот. Необходимо все обирать как можно дальше.
  • Малыш прекрасно понимает откуда издается звук.
  • Улыбку он теперь дарит не всем подряд, а только избранным.
  • Появляются первые ма – ма, ба – ба, па – па.

Совет: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного.

Особенности годовалого возраста

Вот только лежал в пеленках, а теперь уже бегает.

  • Многие дети делают свои первые шаги, ползание у них еще сохраняется, но только для игры.
  • Это уже социальная личность, которой нравится взаимодействие как с детьми, так и со взрослыми.
  • Со сверстниками в игру пока не вступает.
  • Начинает произносить свои первые слова.
  • Проявление раннего интереса к умыванию, чистке многочисленных зубов.
  • Нужно обращать внимание на эмоциональное, умственное воспитание. Очень хорошо, если дети будут более уравновешены, усидчивы.
Читайте также:  Игры для развития пятимесячного ребенка

Игрушки, рекомендуемые для данного возраста:

  • Хороша для развития крупная мозаика, занимаясь с ней можно обрести понимание цветов, усидчивости, формы.
  • Пальчиковые краски хороши для фантазии.
  • Куклы лучше резиновые, без острых и мелких деталей.
  • Резиновые мячи хороши для координации.
  • Музыкальные, двигающие игрушки детей приведут в восторг.

Совет: пришла пора умных игрушек, взаимодействуя с которыми делается шаг в будущее, в период раннего развития.

Период от года до трех

Воспитание у детей данного возраста не всегда происходит гладко. Это уже самостоятельная личность, с определенным темпераментом. Речь, как правило, хорошо сформирована:

  • Запас слов доходит до 1000.
  • Он употребляет в речи существительные, глаголы разного времени.
  • Отличает свой пол, возраст.
  • Понимает сказки, может рассказать событие.

В этот период важный этап воспитания – это приучение к горшку. Здесь нужно проявить максимальное терпение, психологи отмечают проблемы, которые затем мешали ребенку многие годы. Такой процесс должен быть мягким, постепенным. Самое главное, чтобы эмоции были исключительно только положительные.

В данный возраст виден всплеск раннего проявления агрессии. Возможны направленные признаки гнева: кусание, толкание, удары головой о стену. Во время воспитания ни в коем случае нельзя отвечать взаимной агрессией, так как, во – первых показывается ребенку пример, что так можно поступать. В – вторых, он может вырасти жестоким или, наоборот, подавленным. Это так называемый кризис трех лет. Воспитание должно идти в одном направлении, нельзя сегодня запретить, а завтра разрешить. Это не только дезорганизует личность детей, но и с таким подходом им не спокойно, они не знают, чего ожидать от родителей.

Особенности воспитания старшего дошкольного возраста

Вот только в вашей видимости родился, а уже в школу собирается. Каковы же особенности этого периода?

  • В это время происходят изменения в познавательных, мыслительных процессов.
    • Происходят усовершенствование раннего логического мышления.
    • Ребенок осознано направляет и удерживает внимание.
    • У малыша развита как зрительная, так и слуховая память.
    • У него работает такое воображение, которое проявляется в играх, впечатлениях.
  • У детей формируется адекватная самооценка.
  • Во время воспитания малыш начинает понимать, что слово «должен» сильнее, чем «хочу».
  • Игра перестает удовлетворять потребности, ему требуется занять другие более взрослые, значимые позиции.

Во время воспитания родители задумываются о психологической готовности к школе, которая складывается из личностной (желание получать знания); интеллектуальной (наличие такого кругозора, который будет помощником в обучении); социальной готовности (умение жить в коллективе).

Младший школьный возраст

Особенностью данного периода является переход к систематическому обучению. Он уже является социальной личностью, ориентированный на достижение результата.

  • Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, хотя занимает еще свое место в жизни детей.
  • У него появляется много новой информации, причем память, мышление в состоянии с ней справиться.
  • Наступает этап раннего анализа.
  • Родители должны быть готовы к тому, что не только они имеют влияние на малыша, теперь очень важным стает тот факт, что сказал учитель.
  • В данный возраст происходит усиленное формирование как устной, так и письменной речи.
  • В этот период происходит раннее усовершенствование интеллекта. Они овладевают множеством понятий, находят причинно – следственные связи.
  • В результате воспитания происходит раскрытие индивидуальных особенностей.
  • Принятие норм поведения.
  • Начинается ранняя стадия формирования критичности.

Период подросткового возраста

Воспитание младших подростков имеет ряд трудностей. Именно в этот период решаются задачи раннего взросления. У детей происходят серьезные изменения в организме, он сам не знает, что с ним такое и как на это реагировать.

  • Происходит ранние сексуальные изменения, в связи с этим замедляется познавательная активность.
  • В этот возраст характерна резкая смена настроения, они капризны, своенравны, обучение страдает. В вашем понимании происходит что – то не так.
  • Им все интересно, причем чем более запрет на плод, тем он их больше к себе тянет.
  • У них стает такое мышление, которое позволяет запросто рассуждать о войне и мере, жизни и смерти.
  • Появляется новообразование – ранее чувство взрослости. Он рассматривает новые образцы поведения, по другому строит отношения с людьми, он требует равноправия, хочет, чтоб с ним советовались, учитывали его мнение.
  • Воспитание иногда может стать в тупик из – за полной потери авторитета. Он больше ориентирован на себе подобных, чем на взрослых.
  • Дети стают чрезвычайно уверенные, у них появляется потребность в самовыражении.
  • В этом возрасте очень важна положительная самооценка, он строит такую позицию, при которой сам и сверстники оценивают его на высоком уровне.

Период взросления – юность

На этапе ранней юности меняется вид деятельности, от учебной переходит к учебно – профессиональной. Многие уже попробовали себя в трудовой деятельности. О процессе воспитания, конечно, здесь нет и речи.

  • В этот возраст меняется ориентир, он устремляется в будущее. Идет определение с жизненным путем, выбором профессии.
  • Он стоит на пороге взрослой жизни.
  • Строятся жизненные планы, стараются реализовать цели.
  • Еще одной особенностью является сформированность мышления, мировоззрения, нравственных установок.
  • Человек осознает свои потребности.
  • У него имеется потребность в самостоятельном приобретении знаний.
  • Люди этого возраста склонны к философским размышлениям.
  • Заново появляется авторитет родителей, с не простыми вопросами они идут именно к ним.
  • Расширяется круг интересов, потребность в общении со сверстниками велика.
  • Симпатия, дружба перерастает в любовь. Думают о создании семьи.
  • Но еще малый жизненный опыт, кидание из крайности в крайность: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть.
  • Он ищет свое место в жизни, свое общество, свое пространство, свой мир без вторжения туда как посторонних, так и близких людей. Для проверки качества своего воспитания неплохо ребенка отпустить, дать ему свободу, понаблюдать за тем, как он будет барахтаться в море жизни.
Читайте также:  Система диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста

Источник

           Малыш родился… Он начал жизненный путь, встретил свой первый рассвет, ощутил свой первый луч солнца. Он такой маленький и беспомощный, но если вы будете правильно за ним ухаживать и воспитывать, он сможет показать неограниченные возможности развития. Необходимо создавать ребенку условия, при которых он сможет реализовать свои возможности. Для этого необходимо установить с малышом двусторонний контакт, слушать и понимать его. Чему надо научить ребенка? 

Начало жизни ребенка – годы родительского творчества. Именно в эти годы родители помогают становлению личности малыша. Развивающие игры, общение, занятия с малышом являются очень важным этапом развития. Малыш должен знать, что он любим родителями.

Каждый период отличается друг от друга и имеет свои особенности.

    В период развития малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев поведение малыша заметно меняется. Малыш, как губка, впитывает в себя всю информацию. Происходит качественный скачок в развитии ориентировочного поведения ребенка.

Значительно повышается интерес к окружающим предметам. Ребенка уже интересует, не как они выглядят, а что с ними можно делать. Увеличивается длительность занятия с одной игрушкой. Малыш меньше отвлекается во время занятий и игр. Если малыш чего-то не понимает, он вглядывается в лицо взрослого, пытается сопереживать, ждет от родителей объяснений чего-либо.

Ребенок очень подвижен, умеет взбираться на высоту, спускаться, передвигаться в разных направлениях. «Я – сам!» — вот лозунг этого периода жизни малыша. Ребенок не теряет ни минуты времени, ведь столько еще непознанного. Взрослым необходимо уделять как можно больше внимания, ведь малыш многого ждет от родителей.

Появляется  относительная устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. Теперь ребенок, желая потрогать какой-либо незнакомый предмет, сначала исследует его пальчиком, а потом уже всей рукой. И обязательно следит за реакцией родителей, если они спокойны, то все в порядке.

Малыш становится более разумным, организованным и полностью понятным для взрослых. Прекрасно понимает слова «можно» и «нельзя». Кроха не идет на прямой конфликт с родителями, но стоит вам отвернуться, как он берется за свое. Появляются такие слова, как «хочу» и «не хочу», малыш заявляет о своих правах.

Активно развивается речь. Малыш говорит на «своем языке», понять который могут только родители. Дитя все так же использует лепетную речь, может объединять слова, возможно даже не очень по смыслу. Конечно, каждый ребенок индивидуален, некоторые уже болтают без умолку, другие произносят всего несколько слов. Создавайте условия для развития активной речи малыша, ведь это один из показателей развивающего интеллекта.

Задачи воспитания развития малыша 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

·         создайте благоприятную обстановку на улице и дома для развития малыша

·         учите ходьбе по ограниченной поверхности (узкой дорожке, доске)

·         учите малыша ходить в разных направлениях

·         учите двигаться в быстром и замедленном темпе

·         учите подниматься и спускаться, перешагивать через препятствия

·         развивайте глазомер

·         проводите предметные игры (строительные, сюжетные, метание шариков, ловить рыбок и т.д.)

·         показывайте как надо использовать те или иные предметы

·         знакомите с окружающим миром

·         обогащайте словарный запас малыша

·         учите общаться с другими детьми и взрослыми

·         знакомьте ребенка с песнями, стихами, сказками

·          

В период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет малыш учится по-новому мыслить. Зависит от вас, родители, насколько полезно пройдут эти месяцы. Оценив уровень развития малыша, проанализируйте (если есть какие-либо отставания) причины недочетов. Главное трепетно и бережно относитесь к крохе, это и будет залогом успеха.

В возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет особую значимость приобретает социальное развитие, малыш начинает исполнять требования взрослых, высказывает свое мнение. Начинает понимать слово «надо». Поведение становится более управляемым. К ребенку приходит послушание, которое строится не на страхе, а на уважении и любви к родителям. Дитя радуется любой похвале в его адрес.

К 2 годам ребенок все меньше отвлекается,  играет с игрушками более долгое время, может сосредоточиться на практическом задании. Кроха уже умеет подбирать предметы, подходящие друг другу (например, крышка к соответствующей коробке), выбирать из кучи предметы одинаковые по названию, цвету, форме. Со всеми игрушками малыш проводит более сложные манипуляции.

Развивается интеллект. Теперь малыш знает, что дом – это, где живут люди, дупло – там живет белочка. Понимает, что люди и животные едят, спят. Рассматривая картинки, узнает сюжеты из виденных им. Ребенок уже не воспринимает картинку, как игрушку, а именно, рассматривает ее. К 2 годам начинает понимать сказки. Читать сказки с превращениями ребенку двух лет не рекомендуется, он не понимает этих превращений, что это «понарошку».  Лучшие сказки, описывающие бытовые ситуации.

Малыш продолжает безобразничать? Всему этому есть объяснение. Например: почему он кормил кота из ложки, потому что вчера он кормил игрушечного кота; надел собаке свою шапочку, да потому что он знает, что без шапочки выходить на улицу нельзя. Ситуация требует от родителей аккуратного руководства и никаких строгих замечаний. Ребенок экспериментирует. На смену любопытству пришла любознательность. У родителей должно найтись терпение, ведь это интеллектуальная потребность ребенка.

Малыш нуждается во внимании родителей. Мама и папа должны осознавать, что малыш полностью копирует их поступки. Необходимо призадуматься, что отражает дитя в своем поведении, чем будет наполнена его жизнь в плане подражания.

Читайте также:  Центр развития талантов ребенка официальный сайт

Развитие речи. Словарный запас возрастает в 10 раз. Общайтесь с ребенком, делая паузы и объясняя понятным языком. Новое в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет– умение строить предложения из двух — трех слов. Речевые возможности детей очень разные и это удается не каждому ребенку. Поощряйте все попытки повторять слова за взрослыми.

Задачи воспитания в период развития малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

·         обеспечить ребенку общение со взрослыми и сверстниками, развивающие виды деятельности

·         показывайте ребенку своим примером хорошее отношение к окружающим

·         формируйте отношение к своему поступку (хорошо, плохо, молодец)

·         развивайте и поощряйте самостоятельность во всем

·         знакомьте с культурой поведения, послушанием

·         учите понимать слова такие, как устал, замерз и т.д.

·         вводите новые слова, обозначающие предметы и действия с ними

·         приучайте малыша к труду, гимнастике

·         развивайте речь ребенка, расширяйте активный словарный запас

·         развивайте интеллект малыша, воспитывайте интерес к книгам

·         играйте в сюжетные игры

·         развивайте все виды ходьбы, удерживанию равновесия, практикуйте быструю ходьбу

·         формируйте навыки в быту: правильно сидеть за столом, мыть руки, последовательно одеваться, знать свои индивидуальные принадлежности

Казалось, это было вчера – первая улыбка малыша, первое слово, первый шаг. И вот кроха уже полностью самостоятельный, способен на различные эмоции, с ним можно вести беседы, помогает родителям по дому.

Развитие ребенка от 2 до 3 лет делится на два этапа: от двух лет до двух лет шести месяцев и от двух лет шести месяцев до трех лет.

Вам кажется, что в этот период жизни ребенка будет легче воспитывать, потому что он повзрослел и с ним можно договориться? Нет, вы ошибаетесь. Это период формирования личности. Ребенок заявляет о своих правах и ждет от вас общения на равных. К концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Не лишайте ребенка самостоятельных действий, учите его всему, поощряйте его достижения. Кроха по-прежнему чувствителен и эмоционален, привязан к родителям.

На что же нужно обратить внимание в период развития ребенка, чтобы обеспечить его психофизическое благополучие:

·         прежде всего, предоставьте малышу полную самостоятельность в тех вещах, с которыми он сможет справиться без вашей помощи

·         относитесь ко всем его действиям с полной серьезностью

·         проявляйте терпение к малышу и ко всему, что он делает, даже если у ребенка что-то не получается

·         не допускайте негативных высказываний в адрес крохи

·         доверяйте своему малышу, показывайте, что вы уверенны в том, что он справится с заданием

·         поддерживайте и хвалите ребенка (только, если он этого заслуживает, похвала должна быть адекватной)

·         дайте понять малышу, что все что он делает вам очень важно

·         создавайте условия, чтобы ребенок преодолевал какие-либо сложности

·         добивайтесь, чтобы действия малыша приводили к положительному результату

·         исключайте ситуации, где малыш может выступить в роли неудачника

·         не завышайте и не занижайте самостоятельные возможности ребенка

·         если у крохи что-то не получается, скажите – «завтра или позже обязательно получится»

·         развивайте интерес к играм, занятиям

·         не давайте слишком много легких заданий

·         формируйте у малыша интерес к другим людям, их занятиям, отношениям

·         не прерывайте резко игры и занятия ребенка назойливыми указаниями

·         относитесь к малышу, как к формирующейся личности

Развитие малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев должно строиться на индивидуальном подходе, учитывая особенности ребенка. Дети этого возраста по-разному развиваются и это нормально. Ниже мы приведем примеры задач воспитания и показатели развития ребенка. К ним надо стремиться, но не быть фанатом – во что бы то ни стало выполнить все в срок. Не старайтесь опережать события. А если ребенок сам по себе идет вперед по показателям, не тормозите его.

Задачи воспитания в период развития малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев:

·         учите ребенка более тонко различать предметы по цвету, форме, их применению, учитывать особенности каждого

·         учите ориентироваться на два свойства одновременно

·         учите собирать и разбирать более сложные пирамидки, совмещать рисунки на кубиках

·         развивайте координацию, мелкую моторику пальцев

·         разыгрывайте различные игровые сюжеты, давайте малышу роли

·         конструируйте с малышом

·         учите играть с другими детьми

·         развивайте и поощряйте самостоятельность

·         учите общению с другими детьми и взрослыми

·         прививайте хорошие привычки, отношение ко всему окружающему

·         знакомьте ребенка с окружающим миром

·         развивайте речь малыша, вступайте с ним в диалог

·         познакомьте малыша с такими видами деятельности, как рисование, музыка, лепка, пение, танцы

·         обеспечьте малышу активный образ жизни

·         воспитывайте культурно – гигиенические навыки у ребенка

К периоду развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет кроха научился уже очень многому. Сам собирает матрешки, любит книги, строит предложения. А главное слово в его жизни – «Я сам!».

Этап развития малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет – формирование личности малыша. Он начинает воспринимать все по-другому. Поэтому ему будет непонятно, если вы говорите одно, а делаете другое. Думайте о том, как малыш воспримет ваши слова и поступки.

Задачи воспитания в развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет:

·         учите не только действовать с предметами физически, но и развивайте действия в уме (находить решения, прогнозировать)

·         продолжайте обучение с различными развивающими игрушками

·         продолжайте конструировать

·         продолжайте сюжетно-ролевые игры

·         способствуйте осознанию малышом своего «Я»

·         формируйте культуру поведения во всем

·         продолжайте знакомство с окружающим миром

·         развивайте речь, поддерживайте общение

·         учите запоминать, а потом рассказывать

·         учите грамматике

·         учите рисовать, лепить, делать аппликации

·        

Источник