Этапы развития ребенка в процессе онтогенеза по гвоздеву

Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Формирование грамматического строя речи в онтогенезе.
Святогорова Елена Николаевна,
учитель – логопед
МБДОУ г. Мурманска
детский сад №50
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина и др.
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения, ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значение рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
В работах А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (от 1 года 3 мес.- 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа:
– этап однословного предложения;
– этап предложений из нескольких слов – корней.
Первый этап I периода (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые они используют для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова – корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие название лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу,) лепетные слова (ди, моко).
Второй этап I периода (1год 8мес. – 1год 10 мес.) – этап предложений из нескольких слов – корней.
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, т. е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-ого лица единственного числа повелительного наклонения (дай, неси, пать).
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих смысл слова, выраженной в его лексической основе. Формально знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия.
При комбинировании аморфных слов – корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.
II период – период усвоения грамматической структуры предложения
(1 год 10 мес. – 3 лет). Этот период состоит из трех этапов:
– этап формирования первых форм слов;
– этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов;
– этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.
Первый этап II периода (1год 10 мес. – 2 года 1 мес.) характеризуется появлением новых слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. На этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.
Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями -ы, -и (фонетически всегда -и по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием -у (кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием -ы (нет кисы), окончание -е для обозначения места, при этом предлог не употребляется.
Первыми грамматическими формами глагола являются: повелительные наклонения 2-ого лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-ого лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы.
К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголами изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.
На этом этапе отличается расширение структуры предложения до 3 – 4 слов (Таня играет кукла).
Второй этап II периода (2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.) – этап использования системы флексий для выражения связей слов.
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных (молотоком, левы, человеки). На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.
В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-ого лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще взаимозаменяются формы мужского, женского и среднего рода.
Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантические простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, слияние окончаний.
Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5 – 6 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.
Третий этап II периода (2 года 6 мес. – 3 лет) – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий.
На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.
Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа – ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа -а, -иа (рога, стулья).
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.
В речи на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.
Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.
III период (от 3 до 7 лет) – период дальнейшего усвоения морфологической системы.
В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок обладает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами.
В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на куне), тенденции унификации основы (пени, левы). После 4 лет такого рода ошибки исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола (заплатю).
Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление. К шести годам овладевают набором слов обозначающих основные геометрические формы, знают измерение некоторых величин, точно и дифференцированно определяют пространственные отношения. Дети овладевают всеми типами склонения существительных, усваивают основные формы согласования слов. Выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия.
Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Список литературы:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969.
- Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
Источник
Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й – подготовительный – до одного года;
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
3-й – дошкольный – до 7 лет;
4-й – школьный.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)
В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела’; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины’; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Источник