Этапы развития ребенка школьного подросткового возраста
Этапы развития детей подростков. ОсобенностиПодростковый период — это переход из детства во взрослое состояние. Не существует чётко определённых возрастных пределов, однако обычно он определяется от начала пубертатного периода до 18-летнего возраста. В нашей стране проживают 7 млн подростков, что составляет 12-13% всей популяции. Переход из детского состояния во взрослое заключает в себе множество биологических, психологических и социальных изменений: I. Ранний этап подросткового периода. – Психологические изменения детей подростков: конкретное мышление, однако начинают развиваться представления о морали и осознание своей половой принадлежности – Социальные изменения детей подростков: раннее эмоциональное отделение от родителей, начало выраженной идентификации себя среди сверстников, раннее исследовательское поведение, например, подростки могут начать курить II. Средний этап подросткового периода. – Психологические изменения детей подростков: абстрактное мышление, однако всё ещё сохраняющее «бронебойность», улучшение вербальных навыков, может развиваться страстное следование определённой идеологии (религиозной, политической) – Социальные изменения детей подростков: продолжающееся эмоциональное отделение от родителей, интерес к сверстникам противоположного пола, ранние профессиональные планы III. Поздний этап подросткового периода. – Психологические изменения детей подростков: сложное абстрактное мышление, выявление различия между законом и нравственностью, улучшение контроля над импульсивностью, дальнейшее развитие самоосознания, дальнейшее развитие или отказ от идеологических воззрений – Социальные изменения детей подростков: социальная автономность, могут формироваться близкие отношения, дальнейшее получение образования или трудоустройство, может начаться или продолжить формироваться финансовая независимость Если изменения, связанные с половым созреванием, происходят раньше или задерживаются, то могут возникнуть сложности. Когда терапевты имеют дело со всеми проблемами подросткового возраста, в процессе оказания медицинской помощи могут возникать проблемы. За теми, кто младше 16 лет, наблюдают педиатры; те, кто старше 16 лет, наблюдаются терапевтами взрослой сети и хирургами. Однако удобства в педиатрических отделениях, например, детские палаты, могут быть приспособлены под нужды в большей степени маленьких детей, чем подростков, в то время как подростки могут быть ошеломлены клиническими состояниями, встречающимися в палатах для взрослых, и ожидаемой от них независимостью. Подростки женского пола с гинекологическими проблемами часто ведутся гинекологами обычно в условиях отделений для взрослых. Некоторые педиатры в настоящее время специализируются на подростковой медицине. – Также рекомендуем “Правила общения с подростками. Рекомендации” Оглавление темы “Детская неврология”:
|
Источник
Школьные годы — важнейший период жизни ребенка. Изменяется режим дня, увеличиваются умственные и статические нагрузки. В то же время данный период характеризуется завершением формирования всех органов и систем ребенка, совершенством всех его функций. С 11—12 лет начинается период полового созревания, во время которого происходит фундаментальная перестройка эндокринной системы и формирование полового диморфизма.
Период младшего школьного возраста (препубертатный, отрочества) — это дети с 7 до 11 лет; период старшего школьного возраста (пубертатный) — с 12 до 17 лет и юношества — с 17 до 24 лет.
· Анатомо-физиологические особенности органов и систем школьников
Нервная система завершает свое развитие; сформированы нервные центры и периферическая нервная система, хорошо регулируются двигательные функции, в том числе — мелкая моторика. Однако с 12 лет отмечается нарастающая неустойчивость нервных процессов, с преобладанием процессов возбуждения, что связано с начавшимся половым созреванием. В этот период из-за быстрого роста мозга несколько ухудшается его кровоснабжение, что может проявляться функциональными неврологическими расстройствами (негативизм, раздражительность, грубость, плаксивость, депрессии, обмороки).
Осознание своего социального «Я» у большинства детей появляется к 7—8 годам. Следствием этого является стремление выйти за рамки детского игрового образа и участвовать во взрослой жизни, т. е. в реальной, серьезной деятельности. Поступление в школу ребенок воспринимает как работу, уравнивающую его со взрослыми, как шаг к самостоятельности.
В дальнейшем адаптация ребенка к школьной жизни протекает легче, если вместе с ним в преодолении трудностей участвуют родители, педагоги, психологи. Необходимо помнить, что в начальных классах у детей еще отмечается неустойчивость внимания, рассеянность, неспособность
долго заниматься одним видом деятельности. В старших классах основной опасностью является перегруженность информацией, ведущая к умственному переутомлению.
Кожа и ее придатки достигают полной анатомической и функциональной зрелости. Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а затем с 8 лет начинает интенсивно нарастать, максимально откладываясь в местах, обусловленных полом ребенка. С 12—13 лет значительно увеличивается секреция потовых и сальных желез, появляются юношеские угри. С 13—14 лет начинается функционирование апокриновых потовых желез, секрет которых имеет резкий запах. Это предъявляет особые требования к гигиене кожи у подростков. В связи с половым созреванием появляется оволосение подмышечных впадин, лобка, а у мальчиков — лица. Повышение секреции сальных желез часто приводит к юношеской себорее, которая проходит к 20—22 годам.
Костно-мышечная система характеризуется интенсивным ростом и развитием, отмечается формирование координации движений, развивается мелкая моторика.
Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9—10 лет наблюдается интенсивный рост нижних конечностей.
К 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника, а к 12—14 — поясничной и копчиковой.С 7 лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны тонкие высокие каблуки (для девочек), прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к
деформации костей таза, а в будущем к проблемам во время беременности и родов. Нарушение осанки при неправильном подборе мебели, неудобной позе во время занятий дома и в школе, часто приводят к патологическому искривлению позвоночника — сколиозу. В периоды 6—8 лет и 11—13 лет отмечается интенсивный рост черепных костей. К 10—13 годам происходит окостенение запястий, а к 9—11 годам — фаланг пальцев (поэтому к этому возрасту ребенок уже должен уметь писать). Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные и образование постоянного прикуса (28 зубов + 4 зуба «мудрости»). К 12 годам костная ткань по составу становится идентична взрослой. Интенсивно развиваются и укрепляются мышцы, связки, нарастает масса и сила мышц. Для нормального развития мышечной системы необходимы адекватные физические нагрузки. При оценке моторного развития выделяют 3 группы детей:
1-я группа — зрелые дети (моторика развита соответственно возрасту);
2-я группа — дети с незначительным (начальным) отставанием в моторном развитии;
3-я группа — дети с существенным отставанием в моторном развитии.
Дыхательная система продолжает развиваться и увеличиваться в размерах и к 8—10 годам становится практически такой же, как у взрослых.
Форма грудной клетки также приближается к форм взрослого, увеличивается масса и сила межреберных мышц.
Продолжается рост хрящей гортани, особенно у мальчиков 12—13 лет.
Тип дыхания: у девочек — грудной; у мальчиков — брюшной. Частота дыхания с 7 до 11 лет — 20—25 в мин.; с 12 лет и старше — 16—20 в мин.
Дыхание ритмичное, ровное.
Сердечно-сосудистая система продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К 12 годам завершается развитие эластической ткани сердца и формирование клапанного аппарата.
К 7 годам сердце приобретает форму взрослого. Легочный ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 1до 12 лет их диаметр уравнивается, а после 12 лет аорт становится шире легочного ствола.
Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым:
— у детей с 7 до 11 лет — 80—90 в минуту;
— у детейс 12 лет и старше — 70—80 в минуту.
Артериальное давление у детей до 11 лет стабильно!
составляет 100 4- n, где n — число лет ребенка.
С началом полового созревания рост сосудов несколько отстает от роста тела и, как следствие, отмечаются дисфункции в виде болей в области сердца, приступе сердцебиения, жара и приливов к голове с покраснение
кожи лица, периодических подъемов давления.
В среднем же у подростков:
Адmax = 120 мм рт. ст.
АДmin=80 мм рт. ст.
Пищеварительная система продолжает, увеличивается, и совершенствоваться в функциональном отношении
К 7—11 годам желудок приобретает форму взрослого объем желудка увеличивается, к 7—10 годам составляет 1300 мл, к 12—13 годам — 1500 мл.
Становятся высокоактивными и зрелыми ферментные системы, устанавливаются процессы переваривания и всасывания, стабилизируется иннервация гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта.
Мочевыделительная система завершает свое развитие, становится анатомически и функционально зрелой. Число мочеиспусканий составляет 6—8 раз в сутки, относительная плотность мочи 1008—1022, у детей старше 12 лет — 1015—1025.Форма и расположение мочевого пузыря становятся такими же, как у взрослых. Объем одной порции мочи — 150—200 мл. Объем суточной мочи определяется по формуле:100х (n + 5), где n — число лет ребенка, начиная с 5 лет. Размеры мочеиспускательного канала остаются несколько меньше, чем у взрослых до пубертатного периода, а затем постепенно увеличиваются в соответствии с ростом половых органов до взрослых размеров.
Эндокринная система требует особого внимания, так как с 12 лет наступает ее перестройка и развитие у ребенка вторичных половых признаков. До этого возраста железы внутренней секреции функционируют стабильно
и изменяются не так значительно. Эндокринная система (ЭДС) является главным регулятором роста и развития организма. Железы внутренней секреции, образующие ЭДС, обладают рядом общих особенностей:
1. Имеют очень незначительную массу.
2. Вырабатывают очень малые количества секретов гормонов, которые оказывают множественный эффект.
3. Гормоны попадают из железистых клеток непосредственно в кровь благодаря густой сети капилляров и оказывают почти мгновенное действие на органы-мишени.
4. Регулируют свои функции по принципу «обратной связи».
Некоторые железы внутренней секреции (ЖВС) начинают функционировать уже в эмбриональном периоде. Существенное влияние на рост и развитие ребенка оказывают гормоны матери, которые он получает во внутриутробном периоде и с грудным молоком. В различные периоды детства выявляется относительное преобладание функций одной определенной железы:
— с 6 мес. до 2,5 лет — щитовидной;
— с рождения до 10 лет — тимуса;
— с 6 до 7 лет — передней доли гипофиза;
— с 12 до 18 лет — половых желез.
Гипофиз — основная железа. Состоит из 3 долей: передней, средней и задней. Расположен в «турецком седле» в основании черепа. В передней доле вырабатываются гормоны, регулирующие функции других ЖВС; адренокортикотропный, тиреотропный, гонадотропный и т. д.; а также соматотропный гормон, влияющий на рост скелета, и ряд гормонов,
регулирующих репродуктивные функции у девочек. В промежуточной доле образуется меланоформный гормон, регулирующий пигментный обмен.
В задней доле образуются окситоцин, стимулирующий сократительные функции мышц матки и процесс лактации антидиуретический гормон, влияющий на артериальное давление.
Эпифиз — шишковидная железа, расположенная в среднем мозгу, вырабатывает гормоны:
— мелатонин, участвующий в пигментном обмене;
— гломерулокортикотропин влияющий на углеводный и водный обмен;
— контргипоталамогипофизарный гормон, предупреждающий преждевременное половое созревание.
Рис. 34. Схема эндокринной системы
Щитовидная железа расположена на передней поверхности щитовидного хряща гортани. Ответственна за развитие центральной нервной системы, т. е. за умственное развитие. Участвует в обмене веществ посредством гормонов: тироксина, трийодтиронина и тиреокалыщтонина.
Паращитовидные железы расположены на задних поверхностях боковых долей щитовидной железы и представляют собой 4 овальных тельца. Вырабатывают паратгормон, который вместе с тиреокальцитонином регулирует уровень кальция в крови.
Вилочковая железа (тимус) — расположена в переднем средостении, имеет большие размеры. Максимальное развитие происходит до 2—5 лет, затем начинается медленная инволюция железы и к 18 годам она практически исчезает. Вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета, тормозящие преждевременное половое созревание, регулирующие углеводный и водно-солевой обмен. Является центральным органом иммунитета, продуцируя Т-лимфоциты (основные участники клеточного иммунитета).
Поджелудочная железа является железой двойной секреции:
— внешняя — выработка пищеварительных ферментов;
— внутренняя — выработка гормонов.
Внутренней секрецией обладает не вся железа, а только небольшие ее участки — островки Лангерганса. В них b-клетки продуцируют инсулин, А-клетки вырабатывают глюкагон, а также еще ряд гормонов. Гормоны поджелудочной железы регулируют углеводный, белковый, жировой обмен.
Надпочечники — парные железы, расположенные над верхними полюсами почек. Состоят из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе вырабатываются гормоны, регулирующие все виды обмена веществ, а также небольшие количества половых гормонов. Их называют кортикостероидами.
В мозговом веществе вырабатывается адреналин и норадреналин, влияющие на уровень артериального давления.
Половые железы являются парными железами двойной секреции.
Яичники— женские половые железы. Вырабатывают яйцеклетки и гормоны — прогестерон и эстроген. Эти гормоны участвуют во всех видах обмена веществ и определяют женский фенотип.
Яички — мужские половые железы. Вырабатывают сперматозоиды и гормон тестостерон. Этот гормон участвует во всех видах обмена веществ и определяет мужской фенотип.
· Половое созревание
Пол ребенка определяется следующими составляющими:
1. Комплексом половых хромосом.
2. Внутренними половыми органами.
3. Половыми железами (гонадами).
4. Наружными половыми органами (гениталиями).
5. Фенотипом (вторичными половыми признаками).
6. Психосексуальной ориентацией.
При недоразвитии или отсутствии одного из компонентов у ребенка определяется нарушение полового развития.
· Этапы полового созревания девочек.
9—10 лет — рост костей таза, округление ягодиц и бедер, незначительное приподнятие сосков молочных желез;
10—11 лет — куполообразное приподнятие молочных желез (стадия «бутона»), появление волос на лобке;
11—12 лет — увеличение наружных гениталий, перестройка эпителия влагалища;
11—14 лет — наступление 1-й менструации (menarche) в зависимости от национальности, места жительства и индивидуальных особенностей;
12—13 лет — пигментация сосков, развитие железистой ткани грудных желез.
13—14 лет — рост волос в подмышечных впадинах;
14—15 лет — окончательное формирование ягодиц и таза по женскому типу;
15-—16 лет — регулярные менструации; возможно появление угрей;
16—17 лет — остановка роста скелета.
В условиях детской поликлиники для определения стадии развития вторичных половых признаков и их соответствия возрасту используют следующие показатели:
— развитие волос на лобке (риdis) — «Р»;
— развитие волос в подмышечной области (ахillris)
— «Ах»;
— развитие грудных желез (mammа) — «Ма»;
— становление менструальной функции (menarche) — « Ме ».
Источник
Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определить в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток соотносит присущие себе особенности со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.
Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение.
В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации, присущей этому периоду состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Это проявляется в умении устанавливать отношения с большим количеством людей, учитывая их личностные особенности и требования. Главное изменение в социальной ситуации развития в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом состоит в том, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества.
Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время старается ничем не выделяться среди сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в целом. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все – и взрослые и сверстники относились к нему как ко взрослому, равному. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
К основным задачам подросткового возраста относятся:
- Отделение от родителей, приобретение психологической независимости
- Поиск новых авторитетов в мире взрослых (не родителей)
- Принятие ответственности за свою жизнь и последствия своих поступков
- Определении приоритетной области интересов, профессиональная ориентация
- Обретение устойчивого положения и статуса в неформальной референтной группе сверстников, поиск единства со сверстниками по интересам
- Начало разрешения проблем, связанных с физическим взрослением (психосексуальное развитие)
- Самопознание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков
- Формирование системы ценностей
- Завершение формирования абстрактного мышления
https://studopedia.su/15_39575_zadachi-podrostkovogo-vozrasta-Cotsialnaya-situatsiya-razvitiya-vedushchie-psihologicheskie-novoobrazovaniya-podrostkovogo-vozrasta.html
Источник