Этапы развития ребенка по эриксону
Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).
Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.
Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Периодизация развития личности
Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.
Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0 – 1 г.
На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.
Раннее детство (мышечно-анальная стадия) 1 – 3 года
В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.
Детство (локомоторно-генитальная стадия) 3 – 6 лет
Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.
Школьный возраст (латентная стадия) 6 – 12 лет
Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.
Отрочество и юность (12 – 20 лет)
Подростковым возраст и юность – период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.
Ранняя зрелость (20 – 25 лет)
В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.
Средний возраст (25 – 65 лет)
Это период зрелости, он самый длительный. Основное – это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.
Поздняя зрелость (после 65 лет)
Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.
В заключение
Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.
Источник
Эрик Эриксон
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Детство
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта – надежда.
Достижение равновесия
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения).
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью – с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта – воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе – Предприимчивость и неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), и не мешать ему фантазировать, и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.
Благоприятное разрешение этого конфликта – цель.
4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности).
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности – с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Благоприятное разрешение этого конфликта – уверенность.
Кризис подросткового возраста
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается наиболее косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.
Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует избавить человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Благоприятное разрешение этого конфликта – верность.
Конфликты среднего возраста
6. Близость и одиночество.
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Благоприятное разрешение этого конфликта – любовь.
7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).
Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью – на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
Благоприятное разрешение этого конфликта – забота.
8. Цельность и безнадежность.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.
Благоприятное разрешение этого конфликта – мудрость.
Источник