Этапы развития опоры у ребенка

Этапы развития опоры у ребенка thumbnail

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес.   Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В… Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы

Улыбка                                 5 нед.             3-8 нед.

Гуление                                 7 нед.     4-11 нед.

Удерживание головы                 3 мес.     2-4 мес.

Направленные движения рук 4 мес.     2,5-5,5 мес.

Переворачивание                 5 мес.     3,5-6,5 мес.

Сидение                                 6 мес.     4,8-8,0 мес.

Ползание                                 7 мес.     5-9 мес.

Произвольное хватание           8 мес.     5,5-10,5 мес.

Вставание                                   9 мес.     6,5-12,5 мес.

Шаги с поддержкой                   9,5 мес.     6,5-12,5 мес.

Стояние самостоятельное     10,5 мес.     8-13 мес.

Ходьба самостоятельная     11,5 мес.     9-14 мес.

Удерживание головы:

В 2 месяца   малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе. 

В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). 

В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону. 

В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.

В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть: 

После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на   спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является   фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание: 

Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:

Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит

После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.

Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.

Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.

1 мес. – улыбается;

2 мес. – гулит (воркует);

4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.

Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.

5 мес. – оборачивается на звуки;

6 мес. – имитирует речь (лепечет);

8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;

9 мес. – жестикулирует;

10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;

11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);

12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;

15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.

Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.

16 мес. – речь понятная;

18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;

21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;

24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%. 

(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. — СПб.: СпецЛит, 2003. — 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание. 

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика. 

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития 

У каких детей чаще всего возникают   отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее.   Приведем список таких рисков.

мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;

мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);

кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;

недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);

гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);

многоплодная беременность;

тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);

тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);

сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);

тяжелые аллергические заболевания;

социальная изоляция;

часто меняющиеся опекуны;

бедность, асоциальный статус родителей.

Источник

Родители должны помнить: первый год — это год формирования позвоночника. У новорожденного позвоночник прямой. Он пригоден для лежания, но не для ходьбы.
Лишь постепенно создается та его форма, которая позволит маленькому человеку встать на ноги. В 3-4 месяца, когда он начинает, лежа на животе, активно поднимать голову, в позвоночнике образуется первый изгиб — так называемый физиологический шейный лордоз, то есть выгиб вперед. В 6-7 месяцев, по мере того, как малыш начинает садиться, происходит образование грудного физиологического кифоза — выпуклости кзади, а в 8-9 месяцев, когда ребенок встает на ноги, формируется поясничный лордоз.
Эти три необходимейших изгиба придают позвоночнику рессорную функцию, смягчают сотрясение при ходьбе, прыжках, падениях, оберегая тем самым спинной мозг. Надо ли доказывать, как важно, чтобы они сформировались вовремя и правильно!
На благо позвоночнику идет все, что укрепляет мышцы, помогает создать для него род поддерживающего футляра — мышечный корсет. Это гимнастика, массаж, свобода активных движений.
И все-таки на первом году позвоночник, как и вся костная система, остается еще маловыносливым, плохо переносящим перегрузки.
Поэтому ортопеды не устают повторять родителям:
нельзя придавать ребенку сидячее положение, пока он не сел сам;
нельзя ставить ребенка на ноги без опоры (то есть держа его за кисти рук, а не под мышки), пока он не встал сам;
нельзя вынуждать ребенка ходить, пока он не пойдет сам.
Эти правила особенно важны для малыша, страдающего рахитом, а таких, к сожалению, сейчас очень много, особенно в крупных городах, где пелена промышленных выбросов задерживает значительную часть ультрафиолетовых лучей.
Рахит не только вызывает размягчение костей, он ослабляет и мышечную систему, а на этом фоне особенно легко возникают различные деформации.
Сумка-рюкзачок кенгуру, по идее, должна создавать опору для спины. Но если в нее ребенка посадили слишком рано, он практически оказывается в нефизиологичной, утомительной для него позе. Хотя то, что бедра у него разведены, полезно для тазобедренных суставов, но эта польза никак не искупает вредного деформирующего воздействия, которое испытывают позвоночник и грудная клетка.
Безопасна прогулка в таком рюкзачке для ребенка 8-9 месяцев, при условии, что он уже хорошо сидит сам и у него нет рахита. Но и тогда его можно носить подобным образом не более часа в день, да не подряд, а с перерывами.
Такие же ограничения надо соблюдать и при пользовании ходунками на колесиках.
Присаживание тоже нужно проводить правильно. Не садите ребенка в подушки, при присаживании в таком положении его спина изгибается колесом, а мышцы, вместо того, чтоб держать позвоночник, расслабляются. Для начала, пусть ребенок немного посидит с вашей поддержкой под подмышки. Поднимая ребенка на руки, каждый раз проделывайте с ним нехитрую гимнастику: дайте ему в руки свои большие пальцы и пусть он подтянется на них (придерживайте его за ручки), только после этого поднимайте ребенка (но ни в коем случае не за руки). После такой гимнастики малыш станет подниматься в положение сидя, просто держась за ваши пальцы обоих рук, а потом и одной руки, используя как опору свою вторую ручку. Хорошо бы подвесить в кроватке кольца, чтоб малыш «подтягивался» на них. К 6 месяцам ребенок уже самостоятельно переворачивается, стимулируйте эти перевороты, пусть переворачивается почаще. Все эти упражнения развивают мышцы рук, спины и живота, необходимые для самостоятельного сидения.
Самая полезная форма движения для малыша в период формирования поясничного лордоза — ползание. Укрепляя мышцы спины, ног, способствуя общему физическому развитию, оно лучше любых технических приспособлений готовит ребенка к вставанию и ходьбе.
Итак, прислушаемся к советам ортопеда, постараемся, чтобы ребенок побольше ползал. Лучше всего спустить его для этого на пол, на расстеленное одеяло или хорошенько очищенный пылесосом палас.
Младенцы сами изобрели несколько способов ползания. Одни ползают на животе, работая при этом только руками, как бы подтягиваясь. Ослабленные дети, те, кого мало клали на живот, иногда пытаются ползать сидя. Это наименее полезный вариант. А самый полезный — ползание на четвереньках. Если малыш не владеет этим способом, научите его: положив на живот, помогите приподняться, слегка подталкивая вперед. А впереди должен быть стимул — яркая игрушка, которую вы постепенно отодвигаете.
А если все-таки ему ползать не хочется? Может быть, просто растет флегматик, будущий домосед, не любящий активно двигаться. Тогда надо постараться его все-таки активизировать. Может, малыш пассивен оттого, что не вполне здоров — это бывает, например, при анемии. Если вы после полугода еще не были на профилактическом приеме, обязательно посетите врача. Возможно, вам необходима консультация невропатолога, так как причиной вялости, отставания в моторном развитии могут стать неврологические расстройства, требующие неотложного лечения.
Конечно, у ребенка может быть свой, индивидуальный план развития, и, минуя этап ползания, он сразу начнет ходить. Такие дети обычно очень активны. Держась за бортик манежа или кроватки, они уже на 8-м месяце сами встают, сначала на колени, потом на ноги. В добрый час!

Источник