Этапы развития общения у ребенка
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования ориентирует педагога на:
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка;
реализацию Программы в игровой, познавательной и исследовательской деятельности;
расширению социально-психологической и коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования;
повышению уровня их этического взаимодействия с дошкольниками;
приобретению опыта самостоятельно проектировать траекторию развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
природный мир;
коммуникативный мир;
культурную среду, включая систему образования;
информационную среду;
пространство чувств ребенка.
Использование игровых коммуникативных технологий, направленных на раскрепощение детей, формирование ценностного отношения к социуму в образовательной деятельности дошкольников, позволяет развивать коммуникативные и творческие способности, опыт совместной деятельности и личностные социально-значимые качества ребенка.
Коммуникативные способности – умение устанавливать правильные взаимоотношения и предусматривать их в соответствии с развитием детей и их требованиями (Н.В. Кузьмина).
Коммуникативные способности – умения и навыки общения и взаимодействия с людьми которые определяют предметно-деятельностные и предметно-познавательные способности субъектов (Р.С. Немов).
Коммуникативные способности – умения и навыки устанавливать взаимоотношения, строить эффективное общение педагога с воспитанниками, коллегами, родителями, которые приводят к успешности во всех видах деятельности (О.А. Ивановой, Н.Н. Суртаевой).
Коммуникативные способности – индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания др. человека, выработки стратегии взаимодействия.
Процесс развития личности ребенка (И.Д. Демакова) включает пять параметров:
природный мир;
коммуникативный мир;
культурную среду, включая систему образования;
информационную среду;
пространство чувств ребенка.
Интеграция ребенка в мир конкретных взаимоотношений и освоение социокультурного опыта обеспечивает становление и развитие ребенка как личности, он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Как отмечала М.И. Лисина, развитие и становление личности невозможно вне отношений с другими: «Мы познаем себя через других людей, а в других глядимся как в зеркало…». Взросление подрастающего поколения происходит в результате коммуникативного взаимодействия с социальной средой, которая влияет на этот процесс посредством разных социальных факторов. Степень освоения социальной среды зависит от коммуникативных способностей ребенка, позволяющих удовлетворять потребности в контактах с социальным миром, как степень познания, освоения и присвоения возможностей социальной среды.
Коммуникативные способности развиваются в различных формах общения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник» на протяжении первых семи лет жизни ребенка.
Формы общения ребенка в системе «ребенок-взрослый»:
ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) (2-6 мес.) возникает примерно к 2-м месяцам жизни;
ситуативно-деловая (6 мес. до трех лет) к концу первого полугодия, когда непосредственность чисто эмоциональных контактов постепенно отходит на второй план;
внеситуативно-познавательная форма общения возникает к 3-5 годам – совместная познавательная деятельность, когда малыш ставит перед собой все более сложные вопросы о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи явлений в природе и т.д.
внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет) – связана с овладением ребенком системой отношений людей, нивысшая форма общения характеризуется стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми.
Смена форм общения связана с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их контактах со взрослыми: от потребности во внимании и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребенка к потребности в деловом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего школьного возраста и потребности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста.
Появление новых содержаний коммуникативной потребности не отменяет предшествующих, оно к ним добавляется, образуя вместе с предшествующим содержанием более сложное соединение. Новое содержание коммуникативной потребности в течение какого-то времени как бы доминирует (как, например, потребность в уважении взрослого в среднем дошкольном возрасте), определяя в это время ряд психологических особенностей ребенка (например, обидчивость).
Взрослый в своем общении с детьми разного возраста должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы.
Формы общения ребенка со сверстниками.
Общение со сверстниками возникает у детей на третьем году жизни и проявляется в следующих формах общения:
эмоционально-практическое общение (2-4 года жизни) – стремление к соучастию в общих забавах (манипуляции, переодевание, подползание, убегание), в соучастии;
ситуативно-деловая форма общения (4-5 лет), сверстник становится более привлекательным партнером (деловое сотрудничество), это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игры(согласованность в действиях, стремление достичь цели);
внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет) – игры с правилами, возникает жажда сотрудничества.
Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.
Яркая характеристика общения дошкольников – сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.
Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.
К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа – младший, средний и старший дошкольный возраст.
В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.
Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством, которые превалирует в общении детей.
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. “Невидимость” сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.
К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников, у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
Таким образом, высокий уровень развития коммуникативных способностей, к концу дошкольного возраста можно отметить, если между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.
Источник
Выделяют пять основных параметров, по которым разграничиваются формы общения:
– время возникновения этой формы общения на протяжении дошкольного детства;
– место, занимаемое ею в жизнедеятельности ребенка;
– основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми;
– ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими;
– основные средства общения, используемые ребенком [26, с.22].
На основе этих параметров определены четыре формы общения, которые появляются и развиваются на протяжении дошкольного возраста и по которым можно судить о развитии ребенка.
Первая форма общения ребенка с взрослыми – ситуативно-личностная. Она считается ведущей от рождения до шести месяцев. Основой этой формы является непосредственное эмоциональное общение взрослого с ребенком, что обеспечивает выживание и удовлетворение первичных потребностей малыша. Основная потребность, удовлетворяемая на данном этапе,- потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Ведущим мотивом является личностный. Основные средства общения, которые использует ребенок, – экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные вокализации и движения рук и тела). То, что ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни, подтверждается исследованиями С.Ю. Мещеряковой (1997) [42, с.74].
Во втором полугодии первого года жизни только непосредственное личностное общение с взрослыми ребенка уже не удовлетворяет. Малыша начинает интересовать предметный мир, то, что делает взрослый. Это происходит в связи с тем, что ребенок начинает испытывать потребность в сотрудничестве с взрослыми, в этом возрасте складывается новая форма общения с взрослыми – ситуативно-деловая. Общение уже не занимает место ведущей деятельности, а лишь помогает обслуживать предметно-манипулятивную деятельность, которая является ведущей. Ситуативно-деловая форма общения наблюдается у детей от шести месяцев до трех лет.
При ситуативно-деловом общении ребенку также необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но только этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш, и участвовал в этом процессе. На первый план здесь выходят деловые мотивы. Средства общения становятся богаче: к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные (изобразительные движения, позы, жесты).
Эта форма общения имеет большое значение для развития ребенка, так как:
– во-первых, в подобном общении он овладевает предметными действиями;
– во-вторых, ребенок начинает проявлять самостоятельность и активность;
– в-третьих, в ситуативно-деловом общении возникает и развивается главное человеческое средство общения – речь; малыш начинает произносить первые слова [42, с.80].
Далее, по мнению М.И. Лисиной (1986), появляется внеситуативно-познавательная форма общения. Она возникает у детей в начале дошкольного возраста и складывается приблизительно к 4-5 годам при нормальном ходе развития. Эта форма общения отличается от первых двух тем, что выходит за рамки какой-то конкретной ситуации. Предметом общения могут стать явления и события, которые нельзя увидеть непосредственно, в данный момент, потрогать руками (переживания, планы, мечты…). Подобное общение становится возможным благодаря овладению ребенком речью, так как именно она дает возможность создавать устойчивые образы и представления, действовать этими образами. Ведущим мотивом на данном этапе развития общения является познавательный. Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность ребенка в уважении взрослого, что выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенок на данном этапе пользуется речевыми средствами общения.
Следующей формой общения является внеситутивно-личностная. Это высшее достижение в развитии коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте. Данная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Ведущий мотив общения – личностный.
Внимание ребенка в этом возрасте больше привлекают человеческие отношения, нормы поведения, поэтому дети предпочитают говорить со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка при этом характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию взрослых, а потребность во взаимопонимании и сопереживании ему. Данная форма общения существует самостоятельно, не включена ни в какую другую деятельность. Ребенок использует также речевые средства общения. Это общение вводит его в сложный по своей структуре мир людей и позволяет занять адекватное место в нем. Благодаря достижениям во внеситуативно-личностном общении дети оказываются готовы к школьному обучению [26, с.27].
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста выделяются четыре формы общения ребенка с взрослыми. Рассматриваемые формы общения отражают нормальный ход развития дошкольника. И наличие ведущей формы общения не означает, что автоматически исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший высшей формы коммуникативной деятельности, разговаривает с взрослыми только на личные темы.
Рассматривая проблему формирования коммуникативной деятельности у детей в дошкольном возрасте, нельзя не сказать о том, что кроме взрослых ребенок активно общается со сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками начинает оформляться в конце раннего возраста, а у дошкольников становится одной из самых главных (М.И. Лисина, 1988). Взаимодействие с другими детьми составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими.
Под руководством М.И. Лисиной были проведены исследования становления и развития этой сферы социальных контактов ребенка. Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками определялось по четырем критериям:
– вниманию его к другим детям;
– эмоциональному отклику на их действия;
– стремлению обратить на себя внимание сверстников;
– чувствительности к их эффективному отношению [32, с.103].
Таким образом, одновременно наличие всех четырех критериев свидетельствует о желании ребенка познать себя, оценить себя посредством других детей и с их помощью. Эти критерии позволяют исследователям выделить четыре этапа в общении детей со сверстниками.
Первый этап – отсутствие у ребенка самостоятельной потребности в общении со сверстниками. Данный период охватывает весь первый год жизни. С.В. Корницкая (1973), Л.М. Царегородцева (1985) установили, что у младенцев проявляется только для критерия потребности в общении со сверстниками: внимание и эффективный отклик. На первом этапе контакты детей со сверстниками побуждаются не специфической потребностью в общении с равными партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям [32. с.105].
Следующий этап охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Исследования Л.Н. Галигузовой (1992), Т.М. Землянухиной (1991), Р.И. Желеску. Т.М. Сорокиной (1978) показали, что в этом возрасте, кроме первого и второго критерия потребности в общении со сверстниками, появляется также третий и четвертый: малыш пытается обратить на себя внимание товарищей, перестраивая с этой целью свои действия. На данном этапе контакты со сверстниками позволяют детям развивать бурную активность и строить совместную деятельность. Место общения с ровесниками в общей иерархии потребностей ребенка на втором этапе весьма скромное [14, с.34].
Третий этап характерен для детей 3-4 лет. В этот период в поведении детей постоянно проявляются все четыре критерия потребности в общении друг с другом. Но дети по-прежнему больше ориентированы на взрослых и без их помощи и участия не могут наладить сотрудничество и достичь согласия между собой.
Четвертый этап проявляется у детей 4-7 лет. Взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в жизни, но сверстник как партнер по общению обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым (Д.Б. Годовикова, 1988; Р.И. Деревянко, П.Б. Митева, 1985; и Е.О. Смирнова, 1985).
Исследования И.Т. Димитрова (1979) показали, что в результате общения с друзьями ребенок учится оценивать собственные практические умения и получает первое представление о своих знаниях. 29 Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. По данным Е.О. Смирновой (1981), в основе дружеских отношений детей может лежать удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников, оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором месте по значимости для формы дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве. Стремление детей к общности мнений и взглядов занимает лишь третье место [14, с.37].
Е.О. Смирнова также отмечает некоторую специфику общения дошкольников со сверстниками, в отличие от общения с взрослыми:
– большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий;
– яркую эмоциональную насыщенность контактов со сверстниками;
– нестандартность и нерегламентированность контактов детей со сверстниками;
– преобладание инициативных действий над ответными [37, с.50].
Эти особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста и также требуют обеспечения педагогических условий для их реализации Е.О. Смирнова (1988) выделила три этапа в развитии общения дошкольников со сверстниками, которые по аналогии со сферой общения с взрослыми были названы формами общения со сверстниками.
Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй – четвертый год жизни). Это общение ситуативное, оно зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Основные средства общения – локомоции. Или экспрессивно-выразительные движения.
Вторая форма – ситуативно-деловая (от 4 до 6 лет). Главное содержание общения в данный период – деловое сотрудничество (в сюжетно-ролевой игре). Дети заняты общим делом. Потребность в сотрудничестве – главное для общения детей в этом возрасте. Ярко выделяется и потребность в признании и уважении сверстников. Преобладают речевые средства общения. Общение в основном ситуативное.
Третья форма общения – внеситуативно-деловая – появляется в конце дошкольного возраста у многих детей (но не у всех). Внеситуативность общения развивается в двух направлениях:
– увеличивается число внеситуативных, речевых контактов;
– образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия [37, с.54].
Ребенок в возрасте 6-7 лет начинает выделять и чувствовать сущность другого человека. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно называть личностным. Сверстник становится предметом сравнения с собой, средством самоутверждения, а также самооценки целостной личностью. Это сравнение превращается во внутреннюю общность, что делает возможным более глубокие межличностные отношения.
Вывод:
1. Вопрос формирования общения у детей дошкольного возраста является актуальной в педагогике и в психологии, что подтверждается многочисленными исследованиями (Н.М. Аксарина, И.В. Дубровина. Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.)
2. Психолого-педагогические исследования доказали решающую роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Э. Пиклер, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Источник