Этапы развития мышления у ребенка

Этапы развития мышления у ребенка thumbnail

Развитие мышления у детей

Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Психологические особенности

У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.

В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.

Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.

Этапы развития мышления у ребенка

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.

У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.

В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.

Этапы развития мышления у ребенка

Этапы

Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.

Этапы развития мышления у ребенка

Наглядно-образный тип

К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.

Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.

Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.

Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.

Этапы развития мышления у ребенка

Словесно-логическое

Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.

Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.

Этапы развития мышления у ребенка

Творческое

Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.

Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.

Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.

Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.

Этапы развития мышления у ребенка

Мыслительные операции и их роль

Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.

Сравнение

Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.

Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.

Обобщение

Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка дошкольного какого возраста

Этапы развития мышления у ребенка

Анализ

Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.

Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.

Синтез

Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.

Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.

Классификация

Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).

Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.

Этапы развития мышления у ребенка

Как развить?

Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.

Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.

В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.

Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.

Этапы развития мышления у ребенка

В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.

С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.

Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.

Этапы развития мышления у ребенка

Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.

Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.

Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.

Упражнения

Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.

«На что похоже?»

Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.

Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.

Этапы развития мышления у ребенка

«Что лишнее?»

Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.

«Что это?»

Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.

Этапы развития мышления у ребенка

«Игра в слова»

Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.

Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.

А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.

Читайте также:  Главный источник развития личности ребенка

«Кот в мешке»

Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.

Этапы развития мышления у ребенка

«Следопыт»

Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.

Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.

Этапы развития мышления у ребенка

Источник

Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям: по форме, по характеру решаемых задач, по степени развернутости, по степени новизны и оригинальности.

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании с предметами уже к концу 1-го года жизни. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями. Благодаря накоплению опыта ребенок начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие.

Установление этих связей приводит к тому, что ребенок фиксирует в сознании результаты своих действий и стремится повторить его (трясет игрушку многократно, выбрасывает из кроватки игрушку, прислушиваясь к издаваемым ими звукам). Соотносящие действия позволяют малышу установить связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части.

Таким образом, мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, но включено в практические манипуляции с предметами. Отношения между предметами выясняются детьми путем практических проб. Это первичное проявление наглядно-действенного мышления. Но понять и использовать эти связи ребенок может только при показе их взрослым.

По И.М. Сеченову ранние формы мышления возникают на основе мускульно-суставного чувства. Мышечное чувство, испытываемое ребенком, служит основой для решения практических задач, которые завершаются успехом. Особенности практического (действенного) мышления являются: задача дана наглядно, а способ ее решения – практическое действие (а не рассуждение в уме). Ощупывая и манипулируя игрушками, ребенок узнает свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет все более разумно, для достижения цели.

К концу периода младенчества возникают предпосылки развития любознательности. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Таким образом, интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия, она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому у ребенка на этой ступени лишь наглядно-действенное мышление. Это означает, что умственное развитие дошкольника происходит в связи с овладением предметно-орудийной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.

Действия полуторогодовалого ребёнка имеют уже ориентировочно-пробовательный характер. Если решаемая задача поставлена перед детьми в речевой форме, то есть в форме вопроса, то практические, а именно пробовательные действия приобретают исследовательский, нацеленный характер – дети накапливают опыт обращения с вещами и спешно применяют рациональные способы действия с ними.

Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребёнка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребёнок встречается с разными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, то ребёнок ищет скамеечку, подставляет её к шкафу, и влезая, достаёт игрушку. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных задач, ребёнок делает шаг вперёд по пути развития своего мышления. 

С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребёнка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, дошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям и сравнениям воспринимаемых вещей. Уровень обобщений зависит от полноты и богатства опыта ребёнка. Чем ближе предметы к личному опыту ребенка, тем более точное обобщение. В первую очередь ребенок выделяет группы предметов, с которыми активно взаимодействует (игрушки, мебель, посуда, одежда). Сравнение объектов ребёнком происходит по многочисленным признакам, он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия. Сравнение требует целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различия и сходства их признаков. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребёнка к решению задачи – к новым знаниям.

Читайте также:  Роль формирования речи в психическом развитии ребенка

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления, т.е. умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречие. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, но обосновать его не может. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Таким образом, главные линии развития мышления в дошкольном детстве следующие:

– дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе воображения;

– улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

– начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Наглядно-действенное мышление является преобладающим на ранних этапах детства. В основе его лежит процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи путем проб и ошибок. Решая задачу, младший дошкольник обычно не анализирует ее предварительно и прямолинейно идет к решению. Критическое отношение к полученному результату при этом отсутствует. Трехлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфетку, починить игрушку), но они не видят условий решения этой задачи. Однако овладение речью быстро изменяет характер мышления ребенка. Задача, оформленная в речи, становится осмысленной. Осмысление задачи приводит к изменению действий. в связи с усложнением деятельности возникают такие задачи, где результат практического действия не прямой, а косвенный и зависит от связи между двумя явлениями. Простейшим примером может служить отбивание мяча от стенки: прямой результат действия здесь удар мяча о стенку, косвенный – возвращение его к ребенку. Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, младшие дошкольники решать в уме еще не могут.

У детей среднего дошкольного возраста осмысление задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Уточнение задачи делает действие проблемным, поисковым.

У старших дошкольников пробовательные действия свертываются, теряют свой проблемный характер. Они становятся исполнительными, т.к. поставленная задача решается ребенком уже в уме, т.е. словесным путем, до начала действия.

Наглядно-образное мышление начинает активно развиваться в возрасте 4-5 лет. Ребенок уже может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Для дошкольников вначале характерна конкретность образов, характерной чертой которой является синкретизм. Это качество мышления ребенка-дошкольника характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребенок мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохранился на основе восприятия, без его членения. Ребенок не умеет вычленить в сохранившемся образе существенные и основные признаки и черты предмета, выхватывает любые, случайные признаки и по ним узнает тот или иной предмет (если «ходит» – значит, обязательно должны быть ноги, если «веселый» – значит, смеется). Постепенно дети начинают выделять не все особенности предмета, а только те, которые существенные для решения задачи, что обеспечивает отвлеченность и обобщенность мышления. Ребенок начинает выделять связи и отношения, от которых зависит решение задачи. Основным средством для решения задач становятся наглядные модели – заместители реальных предметов. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. В разных видах своей деятельности – игре, рисовании, конструировании, лепке, аппликации дети начинают отображать мир не точно, не буквально, а выбирая и изображая только некоторые, наиболее важные для них особенности предметов, действий и взаимоотношений людей. В результате дети создают не копии, а наглядные модели окружающего.

Образное мышление дает возможность старшим дошкольникам понимать схематическое изображение – планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по схеме спрятанные предметы и т.п.

Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое мышление. Благодаря развитию знаковой функции мышления дети улавливают связь между создаваемыми ими наглядными моделями и теми явлениями действительности, которые эти модели изображают, понимают, что это – обозначение разных сторон действительности. К концу среднего дошкольного возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не только для одного предмета, а для целой группы сходных предметов.

Словесно-логическое мышление начинает развиваться к концу дошкольного возраста. Ребенок начинает оперировать словами и понимать логику рассуждений, не опираясь на действия с предметами или их изображениями, познается система понятий, обозначающих отношения.

Ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных представлений, овладевает элементарными приемами рассуждений и умозаключений, опосредованными формами мышления, опосредованными способами решения мыслительных задач, такими, как наглядное моделирование, применение мерок, схем и т.п. Дети 5-6 лет с удовольствием включаются в поисковую, эвристическую деятельность, начинают активно экспериментировать, учатся переносить освоенные способы решения интеллектуальных задач в новые условия. Старшие дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей.

Источник