Этапы развития личности ребенка в коллективе

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Детский коллектив, его специфики, этапов  становления и развития.

        Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени. В различных источниках даётся различные определения детского коллектива, но мы рассмотрим следующее понятие.

        Детский коллектив – это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.

При изучении понятия «коллектив» нельзя обойтись без описания понятия личности, данного в педагогическом словаре  Коджаспирова Т.М.

        Личность – 1) индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определённое системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

        В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:

1) сознательный характер объединения людей;

2) единство общих и личных целей членов коллектива;

3) относительная устойчивость и длительность функционирования;

4) чётко организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;

5) наличие органов самоуправления

6) общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации;

7) благоприятный климат в коллективе;

8) сплочённость;

9) коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива;

        Исходя из вышеперечисленных признаков, можно сформулировать функции коллектива:

  • регулятивная – заключается в  пропаганде определённых нравственных и социальных установок.
  • организационная – коллектив – это основная форма организации детской жизнедеятельности.
  • консолидационная (объединяющая) – данная форма организации служит для сплочения, объединения детей.
  • стимулирующая – побуждение личности к нравственно-ценной деятельности и торможению негативных намерений и поступков.
  • воспитательная – целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем, формирующее взаимодействие.

        Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер. У детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только  в совместной деятельности. Коллективные взаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных,  деловых, ролевых.

        В исследованиях Усовой выделены 4 этапа становления детского сообщества.

Этапы развития детского сообщества:

  1. На этом этапе возникают первые, легко распадающиеся объединения детей. Объединяющим началом является воспитатель. Тяготение к сверстникам возникает на основе симпатии к ним.
  2. – более устойчивое объединение на основе совпадения интересов (вид игры, деятельности); впервые появляются дети-организаторы.
  3. появляется интерес друг к другу и первые избирательные дружеские связи. Важным мотивом для объединения может быть деловой мотив или личностный.
  4. Создание внутри детского сообщества таких отношений, когда каждый чувствует себя участником общего дела. В этом возрасте появляется самоконтроль, способность к саморегуляции.

        Т.А. Потапенко в 90 гг. рассмотрел появление у ребёнка коллективистической направленности личности, которая отражает способность к саморегуляции поведения, сориентирована на окружающих детей, учёт их желаний, интересов и одновременное удовлетворение собственных интересов.

        О влиянии коллектива на формирование личности и о влиянии личности на коллектив учёные спорят давно, но однозначного мнения на этот вопрос нет. Рассмотрим общие положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность.

Положительные стороны:

        А) ребёнок учится жить, общаться в социуме.

        Б) способствует формированию взглядов и убеждений.

        В) способствует проявлению и развитию различного рода способностей.

Отрицательные стороны:

  1. ограничивается возможность индивидуального развития ребёнка.
  2. Чаще всего коллектив «навязывает» мнения, убеждения по каким-либо вопросам.

        Таким образом, влияние личности на развитие коллектива состоит в том, что каждая личность привносит в коллектив что-то новое: мнения, правила, суждения, которые способствуют изменению  и развитию коллектива в целом.

Источник

ТЕМА:  ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

МДК/Дисциплина

ОП.05. Педагогика

Группа

921, 922

Тема занятия

Этапы и уровни развития детского коллектива

Вид занятия

изучения нового материала

Цель занятия

Дать учащимся представление о характеристике воспитания в коллективе, указать особенности воспитания личности в коллективе, познакомить со структурой и динамикой развития коллектива, проанализировать условия развития детского коллектива..

Задачи занятия

Обучающие: систематизировать знания студентов о характеристике воспитания в коллективе, указать особенности воспитания личности в коллективе; познакомить со структурой и динамикой развития коллектива; учить работать в парах по решению задач урока. 

Развивающие: способствовать развитию общих и специальных компетенций, развивать навыки работы с информацией посредством организации разных форм работы с текстом.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, интерактивная доска.

Средства обучения

Печатные: раздаточный материал с кейс задачами, методическая литература (Сластенин В.А. Педагогика. М. : ИЦ Академия, 2015.)  мультимедийные (презентация).

Методы и приемы

лекция; беседа; рассказ; демонстрация; упражнения

Используемые педагогические технологии

методы проблемного, интерактивного и развивающего обучения.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Планируемый результат

ОК 1.         Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.         Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.         Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.         Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.         Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

Этапы занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результат

1. Организационный (5 мин.)

Организовать группу

Подвести к самостоятельному определению темы урока.

Приветствует студентов, отмечает присутствующих.

Обсуждение эпиграфа к уроку

Определяют тему урока

ОК 2

ОК 1

2. Постановка цели и определение задач по её достижению (3 мин.)

Психологический настрой на активную работу

Объявляет:
– тему занятия;
– цели занятия;

-план урока;
– определяет значение полученных знаний в практической деятельности.

Записывают тему занятия, знакомятся с планом занятия, знакомятся с инструкцией организации занятия.

ОК 2

ОК 1

ОК 5

3. Изучение нового материала (22 мин.)

Изучить запланированный учебный материал по теме «Этапы и уровни развития детского коллектива»

Презентация «Этапы и уровни развития детского коллектива»

Выдает учебный материал.

Смотрят презентацию:
– слушают;
– ведут краткий конспект;
– отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы друг друга;

ОК 2

ОК 4.

ОК 5

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация (10 мин.)

“Мозговой штурм” – продуктивный способ выдвижения новых идей.

Знакомит с правилами «мозгового штурма»

Предлагает сформулировать правила и законы общения в коллективе

Делятся на 2 команды

Выполняют  командное практическое задание по  – написанию правил.

ОК 6.

ОК 4

ОК 3.

5. Подведение итогов обучения и определение домашнего задания и

Рефлексия

(5 мин.)

Определение результатов учебной деятельности студентов

Анализирует  ответы выступающих, активно работающих студентов.

Презентуют выполненные работы.

ОК 6

ОК 4

ОК 1

Всего:45 минут

1. Организационный (5 мин.)

 (Слайд № 1)

-Добрый день, уважаемые, студенты!

-Какое у вас настроение?

-Желаю, чтобы в ходе нашего урока настроение не ухудшилось, а у кого-то, может быть, улучшилось.

Эпиграфом нашего урока будут слова «Коллектив начинается с меня!»

Согласны ли вы с этим высказыванием?  (высказывают суждения о своем настроении,

рассуждают на тему высказывания )

(Слайд №  2,3)

2. Постановка цели и определение задач по её достижению (3 мин.)

2. Изучение нового материала

Основы развития личности в коллективе.

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций – в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность.

Между тем есть +:

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

 Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. (Слайд №  4,5)

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели..

Станислав Теофилович Шацкий. Руководил первыми школами-коммунами. доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания. (Слайд №  4)

А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива. Педагогические принципы организации детского коллектива: система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. (Слайд №  5)

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической. С начала 60-х гг. интерес к коллективу проявляют: Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями взаимоотношениями коллектива и личности структурой и становлением системы деловых и личных. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и в отношении к обществу. Юриспруденция и криминалистика рассматривают коллектив как среду, формирующую мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую отношения, которые ему присущи, атмосферу, систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
          В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

3.Роль детского коллектива в развитии личности. 

1. Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. (Слайд №  6)

2. Коллектив – арена для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. (Слайд №  7)

3. Воспитательный коллектив – это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. (Слайд №  8)

Роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

(На слайде физкультминутка для глаз для глаз) (Слайд № 9)

4. Сущность, структура и типы детских коллективов.

А. С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Основные характерные признаки коллектива: (Слайд №  10)

  • Общественно значимые цели;
  • Разнообразная социальная деятельность воспитанников;
  • Организация совместной деятельности;
  • Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;
  • Положительные традиции и увлекательные перспективы;
  • Атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности;
  • Развитые критика и самокритика;
  • Сознательная дисциплина;
  • Отношения ответственной зависимости;
  • Правильное общественное мнение;
  • Наличие органов детского самоуправления

Выделяют следующие функции функции детского коллектива: (Слайд №  11)

организационную – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

воспитательную – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Структура и основные типы детских коллективов: (Слайд №  12, 13)

Общешкольный коллектив должен иметь не более 400 – 500 учащихся. влияния на каждую личность осуществляется через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

Сочетание различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными.

Наличие в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста.

Сплачивающим ядром коллектива – актив. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники, педагог изучает деловые и личностные качества.

Воспитательная работа с активом складывается из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказание повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы (“летучки”, совещания);

контроль за исполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной работы.

5. Этапы и уровни развития детского коллектива

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Обоснованы А. С. Макаренко: он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. (Слайд №  14)

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся, высказанное в форме, не допускающей возражений (“негнущееся”, категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. (Слайд №  15)

На втором этапе развития коллектива требования к личности предъявляет актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на актив. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. (Слайд №  16)

Третий этап. Положение “когда требует коллектив” говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

(Слайд №  17)

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

6. Основные условия развития детского коллектива

– Учет настроения воспитанников и общественное мнение коллектива. Требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния поможет актив, поэтому так важно его воспитание.

– Общественное мнение в коллективе – это совокупность обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Проявляется в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п.

– Организация перспективных устремлений воспитанников, вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива. он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка ведет к его ослаблению и распаду. условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

– Организация самоуправления. Оно естественно должно вырастать “снизу”, с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление должно подчиняться шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица. Органы самоуправления в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент.  

– Накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение.

Для закрепления пройденного материала предлагаю вам разделиться на две группы и придумать  как можно больше законов, необходимых для существования коллектива. Напоминаю вам правила проведения мозгового штурма. (Слайд 20). Озвучивание законов и формулирование их на доске.

4. Обобщение материала, закрепление и систематизация 

Мы хорошо поработали.

Постарайтесь отметить, что полезного вы смогли почерпнуть из содержания нашего урока?

Оцените деятельность своей микрогруппы.

Как вы оцениваете собственную деятельность на уроке?

Мне было приятно с вами работать! Большое спасибо за внимание!

5. Подведение итога урока. Выставление оценок.

6. Д/з: записи в тетради. «Педагогика» Сластенин В.А. с325-330

Источник