Этапы развития игры в жизни ребенка

Этапы развития игры в жизни ребенка thumbnail

Ведущий вид деятельности

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.  Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.

Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования – воссоздание объекта в другом, не натуральном материале.

Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.

Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Игра

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

Основные этапы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Младшие дошкольники  играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.

В средний период дошкольного детства  ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

В старшем дошкольном возрасте  сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.

В ходе игры развиваются психические процессы,  в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности.  Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления.  Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.

В ходе сюжетно-ролевой игры развивается воображение.  От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении. Например, шестилетняя Маша, рассматривая фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щеку и задумчиво смотрит на куклу, сидящую возле игрушечной швейной машиной, говорит: «Девочка думает, как будто ее кукла шьет». По данному высказыванию можно судить о свойственном девочке способе игры.

Игра влияет и на личностное развитие  ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.

Начинает развиваться рефлексивное мышление.  Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.

Читайте также:  Развитие ребенка человека с первых дней его развития

Возникает интерес к рисованию и конструированию.  Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность.  Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Так как ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, рассмотрим ее более подробно.

Сюжетно-ролевая игра  – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Структура развернутой формы ролевой игры такова.

1. Единица, центр игры.  Это роль, которую выбирает ребенок. В детской игре присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели на ребенка большое впечатление.

2. Игровые действия.  Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.

Большое значение приобретает символика игры.  Д.Б. Эльконин говорил, что абстрагирование от операционно-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

Так как в игре начинает моделироваться система человеческих отношений, то возникает необходимость наличия товарища. Одному добиться этой цели нельзя, иначе игра потеряет смысл.

В игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий идет следующим образом: от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.

3. Правила.  Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Играя в больницу, ребенок страдает как пациент и радуется как играющий, довольный исполнением своей роли.

Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.

Первый уровень: 

1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;

2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;

3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй уровень: 

1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий уровень: 

1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень: 

1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Источник

Умение играть дети приобретают в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Однако, чтобы быть в состоянии играть, утверждал Д.А. Колоцца (1911), ребенок предварительно должен достичь известной ступени физического и психического развития. Если же душевное развитие чем-нибудь задерживается, то и игра не может возникнуть, так как следствие невозможно без производящей его причины.

Читайте также:  Развитие ребенка от начала до конца

В отечественной психолого-педагогической науке признано, что полноценная игра как специфически детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и при направленном формировании игровой деятельности взрослыми. По мнению Г. П. Щедровицкого (1966), игра, выступая в роли особого вида деятельности, либо непосредственно задается извне, либо складывается под влиянием внешних условий на каком-то раннем этапе развития ребенка, постепенно пополняясь и развертываясь за счет все новых внешних ситуаций и процессов его деятельности в них, ситуаций, которые частично складываются стихийно благодаря случайным внешним обстоятельствам, а частично создаются самой деятельностью ребенка.

Е. Е. Кравцова (2001) предлагает разграничивать два явления — игру и игровую деятельность. Игра — это определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику и сверстника к нему. Игровая деятельность по сравнению с игрой — понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, то, если ребенку создать нормальные условия жизни, он начнет играть сам.

Но что в таком случае считать началом индивидуальной детской игры, ее первым этапом? Ответ на этот вопрос неизбежно возвращает нас к необходимости дать четкое определение детской игры. Если игрой будут названы только более сложные ее формы, то вся предыстория игры, а вместе с тем сама ролевая игра, считает М. Ю. Кистяковская (1966), могут пострадать. Если же рассматривать маленького ребенка как существо биосоциальное, то с момента своего появления на свет он переходит от биологической к социальной игре и социальная сторона игры постепенно становится ведущей.

По мнению В. Штерна (1915), развитие игры ребенка проходит те же этапы, что и завоевание им пространства: исходя из собственного “я”, он распространяет свою деятельность концентрическими кругами на все более широкие области. Игра ребенка начинает свой путь с его собственного тела и сосредоточивается на нем, отмечает Э. Эриксон (1996). Первоначальную форму детской игры он называет аутокосмической игрой, которая заключается в исследовании окружающего мира посредством чувственных восприятий, кинестетических ощущений, вокализаций и т.д. Затем ребенок приступает к игре с предметами и овладевает “микросферой” — маленьким миром послушных ему игрушек. Еще позже “игривость” простирается на “макросферу” — мир, разделенный с другими.

Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими исследователями. Например, в начале XX в. Д. Джексон (1913) составил периодизацию детских игр, в соответствии с которой в первый период — от 0 до 3 лет — игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Это “сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения членов; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазание, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание и разрушение…” [1]

Игры второго периода развития ребенка (4—6 лет) также отражают характерные черты его роста и развития. Им свойственно свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что с ними можно сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, стряпню).

В третьем периоде (7 — 9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также строительные, драматические и изобразительные игры, игры в куклы и др.

Четвертый период развития игр (10—12 лет) характеризуется заменой малокооперативных игр играми кооперативными и преимущественно подвижными.

Специфическую периодизацию детских игр можно найти также в работах Д. А. Колоцца, В. Штерна, Ж. Пиаже и др.

В России попытки выделить и описать различные стадии развития детской игры предпринимались многими исследователями. Определенный интерес представляет, например, попытка

А. С. Макаренко (1955) охарактеризовать стадии развития игры также в сравнении с возрастом детей. Первая стадия — от рождения до 5—6 лет — время комнатной игры, время игрушек. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие одного- двух товарищей. В играх этого периода развиваются личностные способности ребенка. На второй стадии — от 5 —6 до 11 — 12 лет — предпочтение одиночной игры уступает интересу к товарищам, к групповой игре; усиливается стремление к подвижным играм на свежем воздухе и во дворе. Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива: игра принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с пониманием и принятием коллективного интереса и коллективной дисциплины.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка в условиях семьи

В последнее время все чаще звучит тезис о том, что при характеристике этапов развития детской игры следует исходить не только и не столько из возраста детей, сколько из возраста самой игры. Так, уже у Л. С. Выготского (1933) эволюция детской игры представлена в виде движения от игр с явной мнимой ситуацией и скрытыми правилами к игре со скрытой мнимой ситуацией и явными правилами. Ребенок сначала развертывает игры с мнимой ситуацией, которая первоначально очень близка к реальной ситуации, а правила существуют в высшей степени сжатом виде. Игра больше напоминает воспоминание, чем воображение, она — воспоминание в действии. По мере развития игры происходит осознание ее цели, которая становится решающим фактором и определяет аффективное отношение ребенка. В конце развития игры вперед “выступает отчетливо то, что было в зародыше вначале. Выступает цель — правила… Выступает и… некоторый рекорд, также очень тесно связанный с целью” [2].

Обобщая результаты исследований различных этапов (стадий) развития игры, Г. Г. Кравцов (1990) подчеркивает многообразие ее типов. Для более точного определения игры он выделяет два главных признаканепродуктивный характер и преобладание воображаемого плана над реальным (создание “мнимой ситуации”, в терминологии Л. С. Выготского). Эти особенности игры могут рассматриваться как необходимые и достаточные признаки, позволяющие отличить ее от других видов активности. Г. Г. Кравцов делает акцент на том, что детская игра — это способ вхождения ребенка в мир человека. Ее побудительные силы лежат в пространстве будущего, в области внутренней свободы, а не в отношениях причинной необходимости, в ней происходит пробуждение новых сил и энергий, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры.

Поскольку непродуктивность игр на протяжении всего детства очевидна, исследователь в большей степени сосредоточивает внимание на втором признаке игры — мнимой ситуации. Первоначально ее создает не ребенок, а взрослый в совместной деятельности и общении с ним. К концу младенческого — началу раннего возраста дети уже отзываются на специфические действия и обращения близких взрослых, провоцирующие незамысловатую игру. У них появляется стремление к игровым ситуациям, но еще не умея активно их создавать, не вполне владея воображением, они привлекают взрослого и через него получают доступ в мир игры.

В числе первых самостоятельных игр ребенка возраста 2,5 — 3 лет Г. Г. Кравцов называет режиссерские игры. Они еще очень схожи с предметно-манипулятивной деятельностью, однако это уже настоящая игра, определяющей характеристикой которой является особая логика действий ребенка с предметами и наделение их игровым смыслом. Начальные формы режиссерской игры отличаются известной примитивностью сюжета, однообразием манипуляций с предметами, сравнительной непродолжительностью, ситуативностью возникновения и эпизодичностью. Все это резко отличает их от полноценно развитой режиссерской игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Почти одновременно с режиссерской игрой или чуть позже, в младшем дошкольном возрасте, возникает еще один вид самостоятельной детской игры — образно-ролевая игра. Ее отличием служит то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее назвать игровым персонажем-образом. Ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и, воспроизводя какое- то специфическое действие или даже позу, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту.

Следующий вид детской игры, возникающий и наиболее интенсивно развивающийся в среднем дошкольном возрасте, — это сюжетно-ролевая игра. Г. Г. Кравцов пишет, что ее источниками становятся предшествующие ей режиссерские и образно-ролевые игры. Так, предметное манипулирование и управление игрушками в режиссерских играх формирует у детей способность сюжетотворчества, вйдения игровой ситуации в целом и умение взглянуть на ситуацию глазами разных персонажей. В то же время способность к отождествлению, развивающаяся в образно-ролевой игре, — одна из фундаментальных общепсихологических способностей и имеет большое значение для творческого потенциала личности.

Однако сюжетно-ролевая игра не является вершиной развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. К концу дошкольного периода возникает еще один вид — игры с правилами, в процессе которых деятельность детей приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной.

Представленная последовательность смены игр и развертывания игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными и совершенными. Каждой фазе дошкольного периода детского развития свойственна определенная совокупность сосуществующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые формирующимся видом игры. “Только этот вид игры на данном этапе развития с полным правом может быть назван ведущей деятельностью, — утверждает Г. Г. Кравцов. — В следующей фазе развития статусом ведущей деятельности обладает уже другой вид игры” [3]. Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут.

Источник