Этапы раннего развития мышления у ребенка
Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.
Психологические особенности
У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.
В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.
Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.
В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.
К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.
К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.
Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.
У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.
В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.
Этапы
Специалисты в области детской психологии и педагогики выделяют несколько этапов развития детского мышления.
Наглядно-действенное
Самым ранним этапом развития детского сознания является возраст 1,5-2 года. В это время у малышей идет процесс исследования мира руками. Чтобы усвоить какую-то информацию об окружении, ребенку все надо потрогать, взять в свои руки, что-то разобрать и даже сломать, попробовать на зуб. Таким образом, предметы познаются с помощью вариативных действий, выполняемых с ними, и наблюдением за тем, что произойдет. Это мышление так и называется – наглядно-действенное.
Наглядно-образный тип
К наглядно-действенному типу осмысления в возрасте 3-4 лет присоединяется линия развития наглядно-образного мышления. Эти два типа мышления развиваются параллельно, гармонично дополняя друг друга.
Наглядно-образный тип осознания информации активно формируется до начала обучения в школе и дает возможность детскому уму начать мыслить и оперировать образами.
Яркий пример тому – рисование. Малыши начинают изображать на бумаге сложившиеся в их представлении картины окружающего мира. Эти картины просты и примитивны (например, домик с треугольной крышей и окошком), но это и есть отражение наглядно-образного мышления. Поэтому очень важно в этот период сделать акцент на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией.
Необходимо отметить, что связующим звеном и ступенью, которая позволяет постепенно перейти от наглядно-образного типа сознания к словесно-логическому, является комбинаторное мышление.
Словесно-логическое
Этап развития еще одного важного типа мышления – словесно-логического – начинается в возрасте 5-7 лет. Оно дает возможность не просто говорить о фактах действительности, но также анализировать окружение и вариативно в словесной форме озвучивать этот анализ.
Если ребёнка в возрасте 3-4 лет спросить, что такое собака, он ответит, что это Тузик, который живет во дворе. А в возрасте 5-6 лет скажет, что это животное, которое охраняет дом и любит вилять хвостом, когда его гладят. Разница между ответами очевидна. В последнем случае ребенок демонстрирует свою способность анализировать информацию и логично выражать ее с помощью слов. Такая операция сознания является важнейшей основой мыслительного процесса, она позволяет развиваться детям дошкольного возраста и двигаться в познании вверх и вперед.
Творческое
Творческое мышление дает возможность человеку (в данном случае – ребенку) создавать что-то совершенно новое, принимать какие-то нестандартные инженерные решения. А развитие этих возможностей и способностей во многом зависит от родителей ребенка. Нет детей, у которых бы полностью отсутствовало творческое начало. Оно есть у каждого, и это должны знать и помнить родители, которые хотят развить в своих детях такие способности.
Фантазия и воображение есть у всех малышей, а они дают почву для развития творческого процесса. Важно лишь создать для этого подходящие условия и неуклонно следовать цели.
Помочь в этом может любое направление (литературное, художественное, танцевальное, музыкальное и так далее), а также чуткое руководство опытных педагогов.
Необходимо учитывать тот факт, что творческое мышление не зависит ни от физического роста и развития ребенка, ни от его интеллектуальных способностей.
Мыслительные операции и их роль
Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.
Сравнение
Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.
Постепенно от сравнения простых предметов (например, игрушек) ребенок переходит к сравнению звуков, свойств материалов, природных явлений, времен года и так далее.
Обобщение
Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.
Анализ
Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.
Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.
Синтез
Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.
Сначала малыш изучает звуки и буквы, затем учится складывать их в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения, предложения – в текст. Именно таким образом происходит процесс синтеза.
Классификация
Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).
Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.
Как развить?
Поэтапный процесс развития мышления закладывается в ребенка в момент его зарождения самой природой. Главная задача родителей – помочь беспроблемному прохождению этого процесса, создавая для этого правильные благоприятные условия.
Педагогами и психологами разработано множество методик, технологий и программ для обеспечения развития детской мыслительной деятельности. Важно использовать те способы, приемы и методы, которые подходят к определенному возрасту и этапу развития мышления.
В младенческом возрасте необходимо воздействовать на слуховое, зрительное и тактильное восприятие малыша. Больше разговаривать с ребенком, читать ему сказки, петь песенки, играть на музыкальных инструментах или же включать звуковые проигрыватели.
Показывать разные по форме и цвету предметы, озвучивая их названия, давать ему их потрогать. Прикосновение к предмету будет откладывать в подсознание информацию о его свойствах и способствовать зарождению мыслительной деятельности в самой ранней и простой ее форме.
В возрасте 1-2 года следует сделать упор на развитие мышления, присущего этому периоду, то есть наглядно-действенного. Главное в это время – не мешать крохе исследовать окружающий мир в рамках разумного. Нельзя забывать о создании для него безопасных условий. Все предлагаемые в детских магазинах для этого возраста развивающие игры прекрасно помогают развивать наглядно-действенное мышление ребенка. Они призваны сформировать цепочку «действие» и «результат действия», которая в будущем ляжет в основу развития логики и математических представлений.
С наступлением периода развития наглядно-образного типа осмысления, тесно связанного с творческим мышлением, надо стараться не препятствовать фантазии и воображению своего ребенка.
Здесь подходят любые игры, в основе которых лежит создание образов на основе сложившихся представлений. Пусть ребенок занимается рисованием, лепкой, конструированием и тому подобным.
Далее следует период, когда начинает формироваться словесно-логическое сознание. Здесь важно заняться развитием речи и словарного запаса малыша. Нужно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы, задавать вопросы ему для того, чтобы он учился самостоятельно рассуждать и строить ответ. Во время какой-нибудь игры или занятия, например, рисования, пусть он проговаривает свои действия и описывает словами все, что видит и делает.
Надо помнить, что основа развития ребенка – это игра, она лежит в основе большинства его желаний и действий, поэтому важно, чтобы игра была увлекательной, развивающей и наполненной смыслом.
Только тогда малыш будет проводить время не впустую, а с максимальной пользой для развития своего мышления.
Упражнения
Существует множество заданий и упражнений для развития мышления детей дошкольного и школьного возраста. Приведем некоторые из них.
«На что похоже?»
Нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Спросите у малыша, на что они похожи. А также можете предложить дополнить эти фигуры какими-то деталями, чтобы они стали тем предметами, на которые похожи, например, пусть круг станет цветком, квадрат – домиком, а треугольник – крышей домика.
Имеется обратный вариант этого упражнения. Пусть ребенок скажет, на какие фигуры похожи солнце, крышка, коробка, книга и любая другая вещь.
«Что лишнее?»
Это упражнение с картинками, на которых изображены разные предметы. Такие наборы с картинками можно купить, а можно нарисовать самостоятельно. Например, на нескольких из них пусть будет нарисовано что-то съедобное, а на одной – несъедобное. Надо, чтобы малыш догадался, карточка с какой картинкой является лишней.
«Что это?»
Для этого упражнения нужно придумать словарные ряды и попросить ребенка назвать каждый из них одним общим названием. Например, перечислите разные предметы посуды, предложив ребенку подумать, каким общим словом можно назвать всё перечисленное. Также можно называть фрукты, овощи, цветы, разных диких и домашних животных, птиц.
«Игра в слова»
Здесь полет фантазии родителя ничем не ограничивается. Можно находить и придумывать любые ситуации, связанные со словами и цифрами.
Например, попросите малыша перечислить все предметы в комнате, имеющие один и тот же цвет. Или же пусть перечислит все известные ему слова на предложенную букву.
А также можно загадать загадку с цифрами, живущими в предметах. Например, спросить, какая цифра спрятана в табурете, квадрате и кошке. Ответ – четыре ножки у табурета, четыре лапы у кошки, четыре угла у квадрата.
«Кот в мешке»
Для этой развивающей игры понадобится детское лото с картинками. Родитель берет и смотрит картинку, не показывая ее ребёнку. Затем описывает то, что изображено на карточке, не называя при этом самого предмета. Ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. По мере взросления можно поменяться ролями с ребёнком. Пусть он описывает, а взрослый отгадывает. С помощью такой игры тренируется навыки анализа и синтеза, а также развиваются речевые способности малыша.
«Следопыт»
Нарисуйте на белом листе бумаги разные следы (человека, животных, птиц). Скажите малышу, что это снежная полянка, по которой кто-то гулял. Он должен угадать, кто именно.
Усложненный вариант этого упражнения предполагает добавление логики. Например, босые человеческие следы на снегу. Пусть малыш догадается, что в картинке не совсем так. Если он скажет, что зимой человек босиком не ходит, значит, с развитием логики у него все отлично.
Источник
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция | Сущность | Пример |
Сравнение | Умение находить общее в различном и различное в похожем. | Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение | Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. | Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ | Выделение свойств или частей предметов и явления. | Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез | Объединение частей или свойств предмета в одно целое. | Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок – «маленький» («веселый» – «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» – «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник