Этапы психомоторного и речевого развития ребенка таблица
Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития — закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности — ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности — ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.
Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.
От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.
Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.
Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.
От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).
Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.
Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.
Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.
От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.
Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).
Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.
Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).
Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.
Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.
Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).
Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.
Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.
Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.
Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).
Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.
Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность — игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.
Рис. 1 Блок – схема «Особенности развития ребёнка»
Таблица «Этапы психомоторного и речевого развития ребёнка».
Возрастной период | Двигательное развитие | Речь | Сенсорное развитие | Психика |
Период внутриутробного развития | Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). | Первая половина беременности – ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности – ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. | ||
0 – 3 месяца | Уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. | начало гуления | Первоначальные слуховые и зрительные реакции. | Появление положительных эмоциональных реакций. |
3 – 6 месяцев | Нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации. | Гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным. | Развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. | Развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками. |
6 – 9 месяцев | Формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации. | Эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения. | Устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых). | Улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами. |
9 – 12 месяцев | Совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительномоторых функций (попытка достать игрушку). | Активный лепет и появление первых слов. | Дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху. | Понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками). |
Второй год | Развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице. | Расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов). | Совершенствование восприятия формы и пространства. | Активизация манипуляций; игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела. |
Третий год | Формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими. | Совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами. | Период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций. | |
С 3 – 7 лет | Совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыганье на одной или двух ногах). | Дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения. | Речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность – игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций. |
Источник
Период
внутриутробного развития. Первые
недели внутриутробного
развития — закладка органов и тканей,
в том числе и
нервной системы. Первая половина
беременности — ведущее формирование
спинного мозга. Начало шевеления плода.
Вторая половина
беременности — ведущее формирование
головного мозга. Готовность ствола
мозга к моменту рождения. Первичные
комплексные
двигательные акты (сосание, глотание,
чихание, дыхание,
сердцебиение). Значение раздражений
внешней среды для развития
функциональных систем мозга.Первые
три месяца постнатального развития.
Сенсорные
реакции:
первоначальные слуховые и зрительные
реакции. Двигательные
реакции уменьшение флексорной гипертонии
и увеличение объема
движений. Формирование хватательного
движения и зрительно-моторной
координации. Речевые реакции: начало
гуления. Психика:
появление положительных эмоциональных
реакций.От
3 до 6 месяцев. Сенсорные
реакции: развитие зрительных
и слуховых ориентировок, фиксация взора
на движущихся предметах.
Двигательные функции: нормализация
мышечного тонуса
и развитие активных движений руками,
переворачивание со
спины на живот, начало ползания,
совершенствование реакции
захватывания,
закрепление зрительно-моторной
координации.
Речевые
реакции: гуление становится более
активным, протяжным,
эмоциональным.
Психика:
развитие комплекса оживления,
дифференцированный
характер эмоциональных реакций, начало
манипуляций игрушками.
3.2.4.От
6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции:
устойчивый дифференцированный
характер восприятия зрительных и
слуховых
дифференцировок
(узнает лица и голоса знакомых).
Двигательные
функции: формирование реакции равновесия,
активизация ползания, сидения и стояния.
Улучшение зрительно-моторной
координации.
Речевые
реакции: эмоциональная окраска,
дифференцированность,
активизация лепета; жесты становятся
средством общения.
Психика:
улучшение контакта с окружающими,
активизация манипуляций
с предметами.
3.2.5. От
9 до 12 месяцев. Сенсорные
реакции: дифференциация
лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему
виду и запаху.
Двигательные
функции: совершенствование ползания
на четвереньках,
хождение с поддержкой, улучшение
зрительно моторных
функций (попытка достать игрушку).
Речевые реакции:
активный лепет и появление первых слов.
Психика: понимание
обращенной речи, активизация речевого
общения, манипулятивной деятельности
(игра со звучащими игрушками).
3.2.6.Второй
год жизни. Сенсорные
реакции: совершенствование
восприятия формы и пространства.
Двигательные
функции: развитие равновесия, устойчивый
характер
походки, начало хождения по лестнице.
Речевое развитие:
расширение пассивного и активного
словаря (к концу второго года в активе
до 200 слов).
Психика:
активизация манипуляций с игрушками,
проявление
интереса к детям, начало представления
о схеме тела.
3.2.7.Третий
год жизни. Сенсорные
реакции: совершенствование
реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование
предметами (карандашом,
кистью), игрушками (кубиком, мячом) и
другими предметами.
Речевое развитие:
формирование фразовой речи, увеличение
словаря до 1000 слов, активное общение с
окружающими.
Психика:
период активных форм общения на
наглядно-конкретном
уровне, установление причинно-следственных
связей. Развитие самосознания.
Дифференцированный характер эмоциональных
реакций.
3.2.8.Дошкольный
возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные
функции:
совершенствование двигательных функций
в области
мелкой
моторики, координации движений.
Возможность выполнения
ритмических движений (прыгание на одной
или двух ногах).
Речевая
функция: дальнейшее развитие и усложнение
фразовой
речи, увеличение активного словаря,
формирование монологической
речи. Значение социальной среды для
развития речи. Речь
и общение ребенка. Речь и регуляция
поведения.
Психика:
речь и мышление. Особенности внимания
и памяти, произвольное
и непроизвольное внимание. Ведущая
деятельность
— игровая. Формирование причинно-следственных
связей. Систематизация и обобщение
предметов, способов их употребления.
Готовность детей к школе: запас общих
понятий, уровень речевого
развития, интерес к обучению, состояние
внимания и памяти,
отвлечения и обобщения, знания грамоты
и счетных операций.
3.2.9.Младший
школьный возраст (от 7 до
11
лет). Двигательные
фикции: совершенствование координации
движений, начало занятий
различными видами спорта.
Речевая
функция: развитие устной и письменной
речи, расширение
словарного запаса, совершенствование
фразовой речи. Речь и
интеллектуальное развитие школьников.
Психика:
развитие зрительного и слухового
внимания, памяти,
мышления. Формирование системы понятий,
интереса к
школьным и внешнекольным предметам,
серьезным играм в неучебное время.
Личностные особенности младших
школьников.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
Составить
таблицу развития ребенка на первом,
втором, третьем
году жизни.Составить таблицу
параметров готовности ребенка к школе.Рассмотреть
основные разделы истории болезни, их
значение
для выявления отклонений в развитии.Рассмотреть
методы обследования детей с отклонениями
в развитии
(схема составления истории болезни и
методы обследования
детей даются в приложении).
КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Раскрыть
связь уровней нервной системы с этапами
психомоторного
развития ребенка.Особенности
развития сенсорных реакций ребенка
первого года
жизни.Особенности
развития моторных функций у детей
первого
года
жизни. Сопоставление моторных функций
с уровнями включения
нервной системы.Психомоторное и
речевое развитие детей второго года
жизни.Особенности
психомоторного и речевого развития
ребенка третьего года жизни.Особенности
психомоторного развития дошкольников
и детей младшего школьного возраста.Объяснить
критические периоды развития ребенка
и их значение
для психомоторного и речевого развития.Значение
экзогенных факторов для психомоторного
развития ребенка.
Источник
Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.
Что такое психомоторное развитие?
Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.
Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.
Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.
Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».
Основные периоды психомоторного развития
В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:
- с рождения до 1 месяца;
- с 1 до 3 месяцев;
- с 3 до 6 месяцев;
- с 6 до 9 месяцев;
- с 9 до 12 месяцев;
- с 1 года до 3 лет.
На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:
- генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
- наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
- экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
- сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
- тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
- социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
- материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
- недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.
На первом году жизни
На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.
- 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
- 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
- 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
- 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
- 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
- 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
- 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
- 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
- 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
- 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
- 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
- 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Нет ли отклонений?
В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.
Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.
Возраст | Область развития | Показатели |
1 год и 3 месяца | Пассивная речь | Быстро растет число понимаемых слов |
Активная речь | Растет словарный запас | |
Сенсорное развитие | Ребенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см | |
Игры | Повторяет знакомые действия | |
Движение | Активно ходит, может приседать, пятиться назад | |
Навыки | Сам ест ложкой жидкую еду | |
1 год и 6 месяцев | Пассивная речь | Может обобщить предметы по значимым признакам |
Активная речь | Использует в общении сложные слова | |
Сенсорное развитие | Знает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик | |
Игры | Копирует часто повторяемые действия взрослых | |
Движения | Может перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами | |
Навыки | Может сам кушать ложкой жидкую пищу | |
1 год 9 месяцев | Пассивная речь | Воспринимает рассказ по картинке |
Активная речь | Употребляет глаголы, отвечает на простые вопросы | |
Сенсорное развитие | Различает предметы по размеру с разницей в 3 см | |
Игры | Может строить башенки, домики из кубиков | |
Движения | Может ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см | |
Навыки | Частично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей | |
2 года | Пассивная речь | Может понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях |
Активная речь | Использует в речи глаголы, местоимения, прилагательные | |
Сенсорное развитие | Может подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные | |
Игры | Воспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий | |
Движения | Преодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см | |
Навыки | Частично одевается сам, частично – с помощью родителей |
Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице. Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто. Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).
Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану. То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу. Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.
И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.
Динамика развития с точки зрения врачей
Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно. Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту. Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.
Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:
- слабая подвижность, вялость мышц;
- вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
- пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
- равнодушие к игрушкам, неумение играть;
- скудость или полное отсутствие эмоций;
- задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
- невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
- отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
- проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.
После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.
- Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
- Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
- Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.
В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Поделитесь опытом, приходилось ли вам сталкиваться с проблемами в сфере психомоторного развития ребенка?
Источник