Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребенка

Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребенка thumbnail

Выделяют три стадии в развитии обобщений и формировании понятий у детей: синкретическую, комплексную и стадию понятий.

На первой стадии – стадии синкретического мышления – ребенок объединяет предметы и явления действительности в некоторые множества на основе непосредственного восприятия. Связь своих впечатлений и мыслей он принимает за реальную связь вещей (Л. С. Выготский). Эта совокупность объективно не связанных между собой явлений отражается в детском сознании в виде нерасчлененных, слитых, неоформленных образов. Особенность детского восприятия и мышления, которая проявляется в тенденции связывать между собой разнородные явления, объективно не связанные, в психологии принято называть синкретизмом, а первую форму понятия – синкретом.

Определение. Синкрет – это результат обобщения разнородных явлений, объективно не связанных между собой.

Причина синкретизма – недостаток знаний и опыта, слабое развитие мыслительных операций, в частности – абстрагирования и обобщения.

Вторая стадия развития обобщений Л. С. Выготский назвал мышлением в комплексах или комплексным мышлением.

Определение. Комплексы – это обобщения связанных между собой явлений, реально существующих в действительности.

Обобщения (комплексы) на этой стадии строятся не на основе субъективных связей впечатлений ребенка, а определяются объективными связями явлений, реально существующими в действительности. Это новая, более высокая ступень в развитии мышления. Возникновение комплексов означает, что ребенок начинает разделять в своем сознании внешнюю и внутреннюю стороны своей жизни, отделять себя от внешней среды. Это, в свою очередь, приводит к снижению детского эгоцентризма.

Третья стадия развития обобщенийистинные (абстрактные) понятия. Основной формой понятия является слово. В самостоятельной деятельности без помощи взрослого ребенок не может овладеть истинными понятиями, раскрыть внутренние, скрытые от восприятия свойства предметов и явлений. Освоение научных (абстрактных) понятий становится доступным ребенку лишь в процессе систематического школьного обучения. Отличительной особенностью истинного понятия является обобщение существенных, а не случайных признаков предметов и явлений.

Факторы, способствующие усвоению понятийв процессе обучения:

– Расширение числа признаков предмета, понятие о котором предстоит усвоить, чем больше этих признаков, тем более полное понятие о нем будет сформировано.

– Использование наглядности при усвоении понятий.

Овладеть понятием – значит не только уметь назвать его признаки, но и уметь применять это понятие на практике.

2) Суждение.Другая форма мышления – суждение. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной.

Определение. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Например, суждение «Металлы при нагревании расширяются» выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждение – это высказывание о чем-то. В суждениях утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями, поэтому суждениябывают утвердительными или отрицательными.

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность,они являются истинными или ложными.

Истинные суждения выражают такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Например: «Москва – столица России».

Ложные суждения выражают связь между предметами и явлениями, которой в действительности не существует. Например: «Параллельные прямые пересекаются в одной точке».

В зависимости от уровня обобщениясуждения бывают общими, частными и единичными.

В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов этой группы или этого класса. Например: «Все рыбы дышат жабрами».

В частных суждениях утверждение или отрицание относится не ко всем, а лишь к некоторым предметам. Например: «Не все столы имеют четыре ножки».

Единичное суждениекасается одного конкретного предмета, например: «Этот ученик – двоечник».

Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно – путем рассуждений, умозаключений.

3) Умозаключение.Третья форма мышления – умозаключение.

Определение. Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Например, первое исходное суждение: «Все сланцы горючи». Второе исходное суждение: «Данное вещество – сланец». Отсюда путем умозаключения мы делаем вывод: «Данное вещество – горюче» – это третье суждение, выведенное из первых двух.

Первые два исходные суждения называются посылками, а третье – заключением.

Читайте также:  Современная школа и развитие ребенка

В зависимости от способа образованияразличают два вида умозаключений: индуктивные (индукция) и дедуктивные (дедукция).

Индуктивные умозаключения предполагают переход от частных случаев, примеров (то есть от частных суждений) к общему положению (общему суждению), которое охватывает собой все частные случаи этого положения. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на которых оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, варьирующих несущественные признаки предметов и явлений.

Например: установлено, что электропроводностью обладают медь, железо, платина и т. д. Отсюда делается заключение, в котором обобщаются все частные, единичные факты: «Все металлы электропроводны».

Дедуктивные умозаключения предполагают переход от общего положения к частному случаю (частному суждению).

Например: «Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно – олово электропроводно».

Дедукция играет важную роль в жизни человека, который использует знание общих закономерностей для предвидения конкретных явлений и событий.

4. Мыслительные операции

Мышление осуществляет изменение своего содержания с помощью специальных операций. К мыслительным операциям относят анализ, синтез, абстракцию, сравнение, обобщение.

1. Анализ – мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих их элементов, частей, моментов, сторон. С помощью анализа можно более глубоко проникнуть в суть вещей, открыть внутренние связи, закономерности и существующие свойства.

2. Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Синтез – это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

3. Абстракция – отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, и, в частности, способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

4. Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Результатом сравнения может стать классификация.

5. Обобщение – мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях. Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

6. Конкретизация – представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Она проявляется в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

5. Функции мышления

Функции мышления в процессе познания достаточно специфичные и отличают его от других процессов:

1) Понимание – раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

2) Решение проблем и задач – необходимость найти неизвестное в условиях, при которых невозможно применять доступные средства и способы деятельности, но в которых имеется информация, указывающая на признаки искомого.

3) Целеобразование – процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека.

4) Рефлексия – это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление имеющегося знания; анализ человеком содержания и методов своего познания, своих действий; самопознание.

6. Физиологические основы мышления

Как и любой другой процесс, мышление является функцией мозга. Выявить и исследовать физиологические основы мышления достаточно трудно, это объясняется той специфической ролью, которую мышление играет в психической деятельности человека. Мышление как бы включено во все высшие формы психических процессов, в том числе в восприятие, память, внимание, воображение. Следовательно, для функционирования мышления необходимы отделы коры головного мозга, отвечающие за познавательные процессы. Установлено также, что особую значимую роль для процессов мышления играют лобные доли, речевые центры коры головного мозга.

Темы рефератов

1. Теоретическое и практическое мышление.

2. Интуитивное мышление.

3. Аутичное и реалистичное мышление.

4. Творческое мышление.

5. Мифологическое мышление.

6. Связь мышления и эмоций.

7. Мышление и речь.

Читайте также:  Развитие ребенка в третьем триместре

8. Мышление и память.

9. Интеллект: понятие, теории, структуры.

10. Методы исследования мышления.

11. Решение сложных мыслительных задач.

12. Теории мышления.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Экспериментальные исследования психологии мышления.

2. Закономерности логического мышления.

3. Методы активизации мышления.

4. Пути развития творческого мышления.

5. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).

6. Формирование понятий.

7. Развитие мышления в онтогенезе.

8. Индивидуальные особенности мышления.

9. Экспериментальные исследования мышления.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение мышлению.

2. Перечислите основные признаки мышления.

3. Какие формы мышления вы знаете? Дайте им определение.

4. Перечислите виды мышления по генетическому признаку.

5. Перечислите и охарактеризуйте мыслительные операции.

6. Какие мозговые структуры играют особую роль в мышлении?

Основная литература

1. Гамезо, М. В., Домашенко, И. А. Атлас по психологии. – М., 2003.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная литература

1. Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997.

4. Лурия, А. Р. Язык и мышление. – М., 1979.

5. Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. А. В. Брушлинского. – М.: Наука, 1982.

6. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. – М., 1998. – Кн. 1.

7. Общая психология: курс лекций / сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

8. Петухов, В. В. Психология мышления. – М., 1987.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1981. – Т. 1.

10. Тихомиров, О. К. Психология мышления. – М., 1984.

11. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Томск, 1997.

12. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

Тема 7. Воображение

1. Понятие, основные признаки воображения.

2. Связь воображения с другими психическими процессами

3. Виды воображения.

4. Приемы воображения.

5. Физиологическая основа воображения

1. Понятие, основные признаки воображения

Содержание сознания составляют образы предметов и явлений, воспринимавшихся нами в прошлом опыте, и понятия об этих предметах и явлениях, которые существуют в словесной (вербальной) форме. Таким образом, психическое отражение действительности включает две составляющие: образное отражение в форме представлений и вербальное отражение в форме понятий.

Обе формы отражения имеют большое значение для жизни и деятельности человека, так как позволяют в виде представлений или понятий и суждений планировать свою деятельность, предвидеть ход и результат деятельности и поведения.

В отличие от животного, человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Это, в свою очередь, предполагает предварительное представление в сознании (в образном или вербальном виде) того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Представление ожидаемого результата деятельности и способность планировать и контролировать свою деятельность в соответствии с этим ожидаемым результатом – основная особенность разумной деятельности человека в отличие от инстинктивного поведения животных.

Будущий результат деятельности может появиться в сознании человека в виде понятий (знаний) – в этом случае включаются процессы мышления, и в форме образов, представлений, – в этом случае включаются процессы воображения. Сущность процессов воображения состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует. Основой создания такого образа является прошлый опыт, который он получил, взаимодействуя с объективной реальностью.

Определение. Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Чувственный материал, который хранился в памяти и использовался в процессе воображения, называется представлением воображения.

Вспомним, что представление – это отражение предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Представления воображения – это созданные на основе прошлого опыта образы несуществующих или никогда полностью не воспринимавшихся ранее предметов и явлений.

Принято считать, что исторически воображение зародилось в процессе труда, когда у человека появилась потребность в преобразовании предметов реального мира. Позже в процессе исторического развития человека воображение стало проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, в образах, которые не имели практического применения, проявлялись в различных формах народного и художественного творчества (сказаниях, былинах, песнях, живописи, литературных произведениях и т. д.).

Читайте также:  Школа искусств развитие личности ребенка

Источник

Первой ступенью в становлении понятий, характерной для поведения ребенка раннего возраста, является образование неупорядоченного множества, выделение кучи каких-либо предметов на основании неоформленного синкретического сцепления отдельных элементов, имеющих субъективную значимость во впечатлениях ребенка и приводящих к нерасчлененному слитному образу (вспомните автономную речь ребенка). Э. Клапаред называл эту тенденцию синкретизмом детского восприятия, П. П. Блонский — бессвязной связностью детского мышления. Это производство субъективных связей имеет огромное значение как фактор дальнейшего развития мышления, так как оно является основой для дальнейшего процесса отбора соответствующей действительности и проверяемых практикой связей. Значение какого-либо слова у ребенка, находящегося на данной ступени развития понятий, по внешнему виду может на самом деле напоминать значение слова у взрослого человека (особенно когда оно относится к конкретному предмету окружающей действительности).

Вторая ступень — это мышление в комплексах, свойственное дошкольному возрасту. Обобщения, создаваемые с помощью этого способа, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов, или вещей, объединенных уже не только на основании субъективных связей, устанавливаемых во впечатлении ребенка, но и на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами. Ребенок, переходящий к этому типу мышления, преодолевает уже в известной степени свой эгоцентризм, перестает принимать связи собственных впечатлений за связь вещей и совершает шаг в сторону связного и объективного мышления. Но эти комплексы мышления отражают объективные связи другим способом, чем понятия, характерные для мышления подростка. Ребенок мыслит «фамильными» именами, т. е. в основе комплекса лежит не абстрактная и логическая, а конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав. Далее на этой ступени развития понятий появляются понятия-коллекции, в основе которых лежит обобщение вещей на основе их функционального сотрудничества. Заканчивается этот этап появлением псевдопонятий (дети младшего школьного возраста). С внешней стороны это понятие, а с внутренней — еще комплекс, обычно построенный по ассоциации. Ребенок на этом этапе развития понятий мыслит в качестве значения слова те же предметы, что и взрослый, но мыслит иным способом, с помощью иных интеллектуальных операций. В основе образования псевдопонятий лежит то обстоятельство, что ребенок не свободно образует комплексы, объединяя предметы в целостные группы, а находит в речи взрослых слова, связанные с определенными группами предметов. Отсюда детский комплекс совпадает по своей предметной отнесенности с понятиями взрослого. Псевдопонятия являются переходным мостиком и одним из корней развития истинных понятий. Взрослому при воспитании и обучении ребенка важно помнить, что за одним и тем же словом у взрослого и ребенка стоят разные значения, которые необходимо уточнять, чтобы добиться высоких результатов в обучении.

Понятие в его естественном развитом виде предполагает не только обобщение отдельных конкретных элементов (что делает комплексное мышление), но и выделение, абстрагирование, умение рассматривать выделенные элементы вне конкретной и фактической связи, в которой они даны.

Генетической функцией третьей ступени в развитии детского мышления является развитие расчленений, анализа, абстракций. Выделенный признак является привилегированным и служит основной для включения предметов в общую группу. На этом этапе слово становится знаком. Этим знаком можно воспользоваться различными способами. Ребенок приходит к мышлению в понятиях в переходном возрасте, возрасте кризиса и созревания мышления, но он отнюдь не расстается с более элементарными формами. Даже взрослый человек далеко не всегда мыслит в понятиях. Очень часто мышление совершается на уровне комплексного понятия, оставаясь не более чем общими представлениями, обладая всеми признаками понятия с формальнологической точки зрения, но не являясь таковым с диалектической позиции.

По уровню развития мышление кроме понятийного может быть наглядно-действенным (возможность мыслить только в конкретной наглядно данной ситуации с одновременным манипулированием предметом, осуществляя двигательные пробы) и наглядно-образным (человек мыслит с опорой на изображение предметов, схемы, рисунки или образы представлений).

Источник