Этапы диагностики развития ребенка на разных возрастных этапах

Этапы диагностики развития ребенка на разных возрастных этапах thumbnail

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни

Психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5—2 мсс. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации, например, в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью[1].

Для успешной диагностики необходимо адекватное оценивание уровня психофизического развития ребенка с учетом индивидуальных сроков созревания отдельных функциональных систем, принимая во внимание влияние на развитие ребенка медицинских и социальных факторов риска и прогнозируя индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денвсровская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди методик отечественных авторов можно выделить методики, представляющие собой перечень нормативных показателей развития по отдельным функциям (Т.В. Ахутина[2], С.Д. За- брамная[3], Е.М. Мастюкова, Е.А. Стрсбелсва, Т.А. Фотскова[4]), и методики, представляющие собой обобщенную схему обследования развития ребенка в определенный возрастной период (И.Ю. Левченко[5], Г.В. Пантюхина, К.А. Печора, Э.Л. Фрухт[6], Д.Б. Эльконин[7] и др.).

При проведении диагностического обследования ребенка раннего возраста необходимо соблюдения основных принципов диагностической деятельности (схема 6.1).

Принципы построении методик диагностики раннего развитии ребенка

Диагностика раннего развития ребенка должна носить комплексный характер и включать основные направления:

1) анамнестическое исследование предусматривает:

  • — изучение различной медицинской документации, которая анализируется и обобщается в виде заключения об оценке психоневрологического, соматического и антропометрического статуса ребенка;
  • — беседу с родителями и ближайшим окружением с целью определения социального статуса семьи, изучения жизнедеятельности и качества жизни семьи (социально-бытовых, социально-средовых и социально-экономических аспектов жизни ребенка), выяснения динамики формирования психического, физического и речевого развития ребенка;
  • 2) логопедическое обследование детей первого года жизни включает:
    • — определение особенностей коммуникации (осуществляется путем сравнения данных, полученных в процессе беседы с мамой и наблюдения, с нормативными показателями);
    • — изучение орально-моторного развития опирается в первую очередь на слова мамы и предусматривает сбор сведений о виде вскармливания, характере захвата соска, выяснение причин отказа от естественного вскармливания; необходимо выяснить также, как ребенок жует твердую пищу (охотно, капризничает, выталкивает изо рта), может ли пить из чашки, брать пищу с ложки, держать в руке сухарик и сосать его, сдавливать и прокусывать твердую пищу; отмечается характер движений артикуляционных органов;
    • — выявление особенностей звуко- и рсчсобразования предполагает сбор сведений о том, как часто ребенок прибегает к голосовым реакциям, какие звуки издаст чаще, как давно ребенок издает звуки, псевдослова и словосочетания, насколько ему это нравится;
    • — исследование морфологических особенностей артикуляционного аппарата предусматривает выявление аномалий в строении губ, челюстей, твердого и мягкого неба, языка, признаков неврологической симптоматики (тремора, гиперсаливации, назализации), патологических симптомов развития зубочелюстной системы, наличия или отсутствия зубов (для каждого возраста);
  • 3) психолого-педагогическое обследование включает:
    • — изучение слухового и зрительного восприятия;
    • — изучение сенсорного развития (характер прослеживаний и фиксаций);
    • — изучение общих движений (определяется состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мсс. внимание обращают на развитие шаговых движений);
    • — изучение предметной деятельности,
    • — изучение социального развития (состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечается характер и выраженность улыбки, анализируется, в каких ситуациях она чаще всего появляется).

Психолого-педагогическое обследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам[8].

Для своевременного выявления отклонений в развитии необходимо знание основных закономерностей раннего развития ребенка. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

На основе анализа различных литературных источников[9]С.Ю. Горбунова[10] предлагает использовать специальную диагностическую шкалу (табл. 6.1, 6.2).

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и раннего вербального развития

Таблица 6.1

Основные показатели довербального и вербального развития

Возраст

(месяцы)

Реакция сосредоточения па речевое общение с ребенком

1

Улыбка при общении

2

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

3

Дифференцированность комплекса оживления, смех

4

Дифференцированность направления звука, певучее гуление

5

Лепет

6

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик — вызванная реакция

7

Реакция па незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба и т.д.

8

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

9

Ситуационное понимание обращенной речи, предметнодейственное общение со взрослым, использование 1—2 «лепетных» слов, понятных при соотнесении с ситуацией

10

Использование 3 «лепетных» слов с соотнесением

11

Основные показатели довербального и вербального развития

Возраст

(месяцы)

Использование 3—4 «лепетных» слов с соотнесением, пониманием простой инструкции, дополняемой жестом

12

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов

18

Показывает три части тела; использует фразу из двух слов, словарный запас 20 слов

21

Показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает 2-этапную инструкцию, неадекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; предложения из двух слов

24

Адекватно использует местоимения «я», «ты», «мне»; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

30

словарный запас 250 слов, использует предложения из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет своё имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов

36

Таблица 6.2

Диагностическая шкала оценки понимания речи

Уровни

Основные показатели понимания речи

Возраст

(месяцы)

1 уровень

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса

3—6

2 уровень

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам, например: «поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя» и т.д.

6—10

Уровни

Основные показатели понимания речи

Возраст

(месяцы)

3 уровень

Понимает названия отдельных предметов

10—12

Узнает их изображение

12—14

Узнает их на сюжетных картинках

15—18

4 уровень

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи», «кто сидит», «кто спит»), двухступенчатую инструкцию, значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Ребенку доступно установление причинно-следственных связей

30

5 уровень

Ребенок понимает почитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё

30—36

6 уровень

Понимает сложноподчиненные предложения, значение предметов вне конкретной ситуации

48

Таким образом, основными методами диагностики развития детей первого года жизни являются анализ документации, беседа с родителями и наблюдение.

Принципы построения методик: включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом[11].

Источник

Вопрос о необходимости диагностики развития был впервые сформулирован Л. С. Выготским и фактически остается сегодня в том же виде. И не потому, что он потерял свою актуальность. Возможность ставить диагноз психического развития ребенка имела бы огромный практический смысл, если бы была создана реальная основа для того, чтобы целенаправленно формировать психическое здоровье. Однако воз и ныне там. Чтобы понять встающие перед исследователями трудности, разберемся в сути диагностики развития.

Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, то есть то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам известны такие закономерности развития, как неравномерность и гетерохрон-ность (разновременность) созревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. В первую очередь это, конечно, относится к детям, ведь очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций и составляет вторую, самую главную и трудную задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.

Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагностики психического развития:

— определение реального уровня психического развития ребенка;

— определение зоны ближайшего развития.

Проиллюстрируем сказанное. С целью диагностики интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.

Диагностика развития — система исследовательских приемов, задача которых — определение реального уровня развития, достигнутого ребенком.

Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка. Сенситивный период — оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.

70 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Если при этом мы хотим установить зону ближайшего развития ребенка, то должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу, и поскольку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону ближайшего развития, мы установили, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве со взрослым лишь до 9-летнего стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.

Есть ли еще причины, побуждающие к определению зоны ближайшего развития? Одна из важнейших состоит в определении оптимальных сроков обучения детей. Чтобы организовать полноценное и здоровое развитие ребенка, необходимо знать средние границы сенситивного периода для освоения различных видов деятельности. Однако границы сенситивности весьма индивидуальны для каждой человеческой личности. Важно при этом помнить, что обучение опирается не столько на уже созревшие психические процессы, сколько на созревающие.

Итак, определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. Что же составляет предмет диагностики развития ребенка и каковы ее методы?

Источник

Диагностика отклоняющегося развития должна включать три этапа:

Скрининговая (от анг. просеивать, сортировать) диагностика проводится обычно с группой или с целым классом и направлена на выявление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерного спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной квалификации их характера и глубины.

Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможностям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных состояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического, функционального диагноза.

Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого – педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особенности ребенка, его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферы и т.д., т.е. всего того, что должно учитываться при организации индивидуальной коррекционно – развивающей работы с ним.

Каждая из форм диагностики обладает своими свойствами, технологиями и набором инструментальных средств – методик и тестов.

Обследование, как и любая сложная деятельность, состоит из отдельных этапов (по О.Н. Усановой).

Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза, который включает данные медицинского обследования ребенка и подробный медицинский анамнез, социологические и социально-психологические данные о семье ребенка, психолого-педагогические данные о психическом развитии ребенка до момента обследования. (Примерная схема фиксации анамнестических данных представлена в приложении 1)

Одним из важных моментов для обследования и построения коррекционных мероприятий является выяснение особенностей деятельности и поведения ребенка. В связи с этим следует учитывать сведения о проявлениях обычного нетипичного (отклоняющегося от нормы) поведения и о ситуациях, влияющих на его изменение, а также об эффективности предшествовавшей работы по преодолению недостатков развития.

Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача – отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий. На этом этапе целесообразно применение батарей тестов, разработанных для данного возраста (например, методики С.Д. Забрамной).

Второй этап – углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик.

Третий этап (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимый в процессе самой диагностики и позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.

Четвертый этап – полный анализ полученных результатов, постановка психологического диагноза.

Пятый этап – составление заключения с формулированием психологического диагноза, вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка и рекомендаций по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.

Вопросы для самоконтроля.

1) Приведите основные этапы диагностики. Почему именно в данной последовательности? Как вы видите последовательность этапов диагностики.

2) Раскройте значение психологического анамнеза для диагностики в специальном образовании.

Источник

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углублённое изучение ребёнка с целью разработки индивидуальной коррекционной программы.

Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского «screen» и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребёнка без точной квалификации того, каковы характер и глубина этих отклонений.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребёнка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребёнком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребёнка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребёнка те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов и психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможность обеспечить всестороннее изучение особенности каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:

– несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно-обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни;

– при разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

– существенной проблемой при проведении скрининг-обследования является эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых* Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создаёт существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Второй этап – дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребёнка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по её результатам определяется направление обучения ребёнка и его организационные формы.

Задачами дифференциальной диагностики являются:

– разграничение степени и характера нарушений умственною, речевого и эмоционального развития ребёнка;

– выявление первичного и вторичного нарушений, то есть сие томный анализ структуры нарушения;

– оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

– определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется пспхолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалисток, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребёнка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится, но определённой системе с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребёнка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Углубленное психолого-педагогическое изучение с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.

Среди них можно выделить такие, как:

– выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка;

– разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

– оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

– определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисемейных отношений;

– помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;

– профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

– решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребёнка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребёнка.

Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении ребёнка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

– раннее выявление нарушений развития у детей;

– определение причин и характера нарушений;

– определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

– выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с нарушениями развития;

– разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Источник